Учитель XXI века
Учитель XXI века только в том случае
выполнит свою ответственную миссию,
если его педагогическими приоритетами
станут духовность, здоровье и творчество…
В. А. Андреев
Учитель!.. Каждый из нас, взрослых, оглядываясь в прошлое – в своё детство, найдёт в самых глубинках памяти светлые чувства и мысли, обращённые к школе, к учителю, вспомнит тот час, когда впервые с открытой душой и сердцем слушал учителя, внимал ему.
Учитель!.. Он встречает нас впервые на пороге школы и провожает в самостоятельную, взрослую жизнь. Он перед нашим детским взором с малых лет. Мы привыкли к тому, что он всегда рядом, его присутствие становится чем-то обычным для нас, само собой разумеющимся. И только когда пройдёт много-много времени, мы начинаем понимать, ценить его труд, узнаём его в себе. Только став взрослыми, имея уже своих детей, знаем и понимаем, сколько надо сердца, чтобы взрастить их, сколь сложна, трудна и беспокойна профессия учителя.
Избрать путь учителя решается далеко не каждый. Ведь педагог – это призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это путь твой.
Выбрать путь учителя – значит, выбрать путь поиска, постоянного беспокойства, это значит встать на путь сомнений, необыкновенной требовательности к себе, путь титанического каждодневного, иногда незаметного труда.
Но, как правило, именно трудное дело даёт удовлетворение, приносит радость и даёт силы для преодоления препятствий. Учитель же, который будит мысль ребёнка, пробуждает в нём жажду познания, не может не испытывать радости творца.
Задача педагога состоит не только в том, чтобы передать знания, но прежде всего сформировать человека, его характер – стойкий, готовый к преодолению трудностей.
Труд учителя тем и велик, что наставник пестует ребёнка, открывает перед ним огромный мир и помогает осознать своё место в нём – место гражданина, борца. Именно от него зависит, кто выйдет в жизнь – борец или созерцатель.
За годы работы в школе, я убедилась в том, что на истинных педагогах лежит печать их профессии. Печать – слово, чаще употребляемое в отрицательном смысле, но, думаю, больше по привычке, а по существу это что-то глубокое, не растрачиваемое, вечное. У педагога на лице все проявления человечности: внимание, сострадание, боль за другого и всегда порыв к помощи.
Я знаю, что педагогу, покуда тебя не полюбили, нельзя ошибаться. Я также знаю, что если ты правильный, однообразный, педагогичный; если ты забыл свое детство и не способен к ребячеству или хотя бы к доброй улыбке в ответ на сумасбродства; если в тебе постоянно живет резонер; то лучше идти работать в другую сферу. Все начинается с понимания, пониманию, однако, предшествует знание. И я должна знать много такого, что будет так важно для них и так естественно и радостно для меня. Понимание ведет к прощению, потеря нити понимания порождает гнев. Знать и понимать детей – это постоянное вглядывание и внимательное изучение детей в их разнообразных проявлениях: взгляд, слово, дело, улыбка, крик – все требует следовательского интереса и писательской дотошности. Я часто вижу, как мы, взрослые, сидя у костра нежной юности, отогреваемся душой и переживаем с каждым классом, с каждым ребенком несколько разных жизней.
Педагогу следует знать и помнить, что педагогические требования к ребенку должны всегда сопровождаться пониманием и поддержкой и что только тогда, когда ты станешь носителем уникального авторитета, ты получишь право на их откровенность и на твое воздействующее и влияющее слово.
Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель, как творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества.
Портрет современного учителя, какой он?
Народная мудрость гласит: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого можно учиться». Это яркая и притягательная личность, обладающая силой воли и души, безупречным и абсолютным тактом, беззаветной преданностью своему делу, влюбленностью в свою профессию и предмет, фундаментальной предметной компетентностью. Человек, владеющий компьютером, знающий информационно-коммуникационные технологии, гибко реагирующий на изменения в образовательной среде и мотивированный на саморазвитие. Это учитель, любящий детей, умеющий слушать и слышать их. Главное для учителя быть искренним и не бояться признавать свои ошибки, не научать школьников жизни, а вместе искать ответы на ее вопросы. Настоящий учитель – тот, которого всегда окружают ученики.
В современном мире педагог – очень сложная профессия, требующая глубоких и серьезных знаний, полной отдачи сил и энергии, терпения и мужества. Люди, только искренне преданные детям, педагогической профессии, становятся настоящими учителями.