Учитель XXI века

Шайхутдинова Гелюса Вагизовна

 

Учитель XXI века только в том случае

                                                  выполнит свою ответственную миссию,

                                                  если его педагогическими приоритетами

                  станут духовность, здоровье и творчество…

                                                                     В. А. Андреев

 

        Учитель!.. Каждый из нас, взрослых, оглядываясь в прошлое – в своё детство, найдёт в самых глубинках памяти светлые чувства и мысли, обращённые к школе, к учителю, вспомнит тот час, когда впервые с открытой душой и сердцем слушал учителя, внимал ему.

Учитель!.. Он встречает нас впервые на пороге школы и провожает  в самостоятельную, взрослую жизнь. Он перед нашим детским взором с малых лет. Мы привыкли к тому, что он всегда рядом, его присутствие становится чем-то обычным для нас, само собой разумеющимся. И только когда пройдёт много-много времени, мы начинаем понимать, ценить его труд, узнаём его в себе. Только став взрослыми, имея уже своих детей, знаем и понимаем, сколько надо сердца, чтобы взрастить их, сколь сложна, трудна и беспокойна профессия учителя.

Избрать путь учителя решается далеко не каждый. Ведь педагог – это призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это  путь твой.

Выбрать путь учителя – значит, выбрать путь поиска, постоянного беспокойства, это значит встать на путь сомнений, необыкновенной требовательности к себе, путь титанического каждодневного, иногда незаметного труда.

Но, как правило, именно трудное дело даёт удовлетворение, приносит радость и даёт силы для преодоления препятствий. Учитель же, который будит мысль ребёнка, пробуждает в нём жажду познания, не может не испытывать радости творца.

Задача педагога состоит не только в том, чтобы передать знания, но прежде всего сформировать человека, его характер – стойкий, готовый к преодолению трудностей.

      Труд учителя тем и велик, что наставник пестует ребёнка, открывает перед ним огромный мир и помогает осознать своё место в нём – место гражданина, борца. Именно от него зависит, кто выйдет в жизнь – борец или созерцатель.

 

        За годы работы в школе, я убедилась в том, что на истинных педагогах лежит печать их профессии. Печать – слово, чаще употребляемое в отрицательном смысле, но, думаю, больше по привычке, а по существу это что-то глубокое, не растрачиваемое, вечное. У педагога на лице все проявления  человечности: внимание, сострадание, боль за другого и всегда порыв к помощи. 

         Я знаю, что педагогу,  покуда  тебя не  полюбили, нельзя  ошибаться. Я также знаю, что если ты правильный, однообразный, педагогичный; если ты  забыл  свое  детство и не способен  к ребячеству  или  хотя бы к  доброй улыбке в  ответ на  сумасбродства; если в  тебе постоянно  живет  резонер; то  лучше идти работать в другую  сферу.  Все начинается  с понимания, пониманию, однако, предшествует знание. И я должна знать  много  такого, что  будет так  важно для  них и  так естественно и радостно  для  меня. Понимание  ведет  к  прощению, потеря  нити понимания  порождает  гнев.  Знать  и понимать  детей – это  постоянное  вглядывание  и  внимательное  изучение  детей  в  их  разнообразных  проявлениях:  взгляд,  слово,  дело, улыбка,  крик – все  требует  следовательского  интереса  и  писательской  дотошности. Я  часто вижу, как  мы,  взрослые, сидя  у  костра  нежной юности,  отогреваемся  душой  и  переживаем  с  каждым  классом, с  каждым  ребенком  несколько  разных  жизней.

         Педагогу   следует  знать  и  помнить, что  педагогические  требования  к  ребенку  должны  всегда  сопровождаться  пониманием  и поддержкой  и  что  только  тогда, когда  ты  станешь  носителем  уникального  авторитета, ты  получишь  право на  их  откровенность и  на  твое  воздействующее  и  влияющее  слово.

         Учитель – не  просто  предметник, а  учитель жизни,  который  помогает  ученикам   найти  свое  предназначение. Обладая   самостоятельностью  и  гибкостью  мышления,  учитель, как  творец,  всегда  найдет  оптимальные  формы  и  методы  для  истинного  познания. Учитель должен, прежде  всего,  убедить   учеников в  их  человеческой  ценности  и  развивать то, что  заложено  в  них.  Учитель  должен  учить  самостоятельному, творческому, личностному  подходу  к  окружающей  действительности, к  своей  личности  и  обществу.  Именно  учитель   должен  встать  на  защиту  нравственного, духовного  становления  и   гражданской  позиции  личности  подрастающего  поколения, воспитать  людей  не  только  знающих, но  и желающих  действовать на  благо  общества.  

         Портрет современного учителя, какой он?

         Народная мудрость гласит: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого можно учиться».   Это яркая и притягательная личность, обладающая силой воли и души, безупречным и абсолютным тактом, беззаветной преданностью своему делу, влюбленностью в свою профессию и предмет, фундаментальной предметной компетентностью. Человек,  владеющий компьютером, знающий информационно-коммуникационные технологии, гибко реагирующий на изменения в образовательной среде и мотивированный на саморазвитие. Это учитель, любящий детей, умеющий слушать и слышать их. Главное для учителя быть искренним и не бояться признавать свои ошибки, не научать школьников жизни, а вместе искать ответы на ее вопросы. Настоящий учитель – тот, которого всегда окружают ученики.

 

         В современном мире педагог – очень сложная профессия, требующая глубоких и серьезных знаний, полной отдачи сил и энергии, терпения и мужества. Люди, только искренне преданные детям, педагогической профессии, становятся настоящими учителями.