Эмпатия (теоретический материал)

Эмпатия появляется когда один человек разговаривает с другим.Проявление эмпатии в общении означает,

что учитель чутко и точно реагирует на переживания ученика, словно это его собственные переживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл empatiya.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Э М П А Т И Я

Эмпатия является sine qua pop (непременным условием) непременным взаимопониманием. Она включает идентификацию с другим лицом, при которой становится возможным взаимопонимание разных людей. Это довольно таинственный процесс.[ 1]

A. Adler(1967)  пишет:

«Эмпатия появляется, когда один человек разговаривает с другим. Невозможно понять другого индивида, если не идентифицировать себя с ним... Если мы пытаемся обнаружить, откуда возникает способность действовать и чувствовать наподобие другого человека, то открываем существование врожденного социального чувства. Оно носит космический характер и представляет собой непременную характеристику бытия человека».

«Встреча двух личностей подобна соединению химических субстанций; если возникает реакция, они обе изменяются».

Таким образом, проявление эмпатии в общении означает:

  1. Что учитель чутко и точно реагирует на переживания ученика, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир ребенка и понять смысл разных событий в этом мире. Такое «вхождение» должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка педагога позволяет ученикам в большей мере принимать себя. Когда учитель точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства - злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, - ученик имеет возможность лучше услышать и понять себя.
  2. Эмпатия также помогает педагогу разобраться в причинах недостаточной откровенности ученика: поскольку этому препятствует бессознательное сопротивление, что-то просто скрывает и о чем-то не рассказывает из-за опасений не быть услышанным.
  3. Войдя в мир другого человека, учителю важно оставаться автономным от ученика. Здесь существует некоторая опасность, которую выразил С. Rogers (1961):

«Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном сохранении собственного взгляда на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становится недоступно».

  1. Сопереживание никогда не должно быть тотальным, а только частичным и временным.
  2. Эмпатия означает способность не только сопереживать, но и понимать.

Эмпатическое понимание можно показать ученику самыми разными способами - молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, точной метафорой и т. п.

 Уникальная способность учителя к эмпатии состоит в своеобразном видении ученика - умении вникнуть в его невербальное поведение и чувства, сказанное об этих чувствах и на основании интуиции понять, что клиент говорит откровенно и о чем умалчивает и так далее.

Литература

1.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования/ Р.Кочюнас. – М.: Академический Проект, 2000.