сценарий встречи в семейном клубе "Надежда"
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Центр социальной помощи семье и детям Радуга надежды»
(отделение дневного пребывания)
Сценарий
мероприятия в семейном клубе «Надежда» на тему:
«Защитим детей от жестокого обращения»
Программа «Школа для родителей»
Подготовил:
Н.В. Чуйко,
социальный педагог
отделения дневного
пребывания
Когалым, 2012
Цель:
Повышение правовой ответственности родителей за содержание и воспитание детей,
Задачи:
- дать понятие «жестокое обращение с детьми»;
- информировать родителей о видах и признаках жестокого обращения с детьми;
- предупреждение домашнего насилия.
Ход занятия:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в нашем семейном клубе «Надежда». Тема нашего разговора за круглым столом звучит так «Поговорим о противодействии жестокому обращению с детьми».
Прежде чем мы перейдем к теме нашей встречи, я расскажу вам притчу. А вы подумайте, о чем эта притча.
Притча.
В одном городе было наводнение. Правительство было обеспокоено и стало эвакуировать жителей. Почти все жители уехали на автобусах, кроме нескольких человек, которые решили остаться в городе, потому что, по их мнению, вода скоро спадет. Среди них был один старый человек, который говорил: «Я не уеду отсюда, это мой город, это мой дом. Я верю в господа, он меня спасет». Но вода поднималась все выше, подтопляя уже основание дома. Правительство по - прежнему беспокоилось за оставшихся жителей и послало несколько лодок со спасателями. Все люди перебрались в лодки, кроме одного человека – того старого человека, который опять говорил: «Я не уеду отсюда, это мой город, это мой дом. Я верю в господа, он меня спасет!». Но вода уже достигла крыш домов. Все были обеспокоены за жизнь старика и послали за ним вертолет. Спасатель, протягивая ему веревку, кричал: «Держи веревку, мы тебя спасем!». Но старик все повторял свое: «Я не уеду отсюда, это мой город, это мой дом. Я верю в господа, он меня спасет!». Закончилась история тем, что старик утонул. И когда его душа уже была на небесах, она обратилась к Богу с упреком: «Как ты мог так поступить со мной? Я доверял тебе, я думал, ты спасешь меня. А ты оставил меня». А Господь ему просто ответил: «Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что я оставил тебя? Сначала я послал тебе автобус, затем лодку, и, наконец, вертолет. Но ты не воспользовался этим».
Содержание притчи несет в себе сообщение, что человек легко может оказаться в плену иллюзии о том, что с ним лично, его близкими не случиться ничего плохого и что можно полагаться на судьбу до бесконечности. Но жизнь учит, что если не принять своевременного решения самому, может оказаться, что уже слишком поздно что – либо исправить.
Обсуждение ответов родителей.
Семья - главное, что есть у ребёнка. Она традиционно рассматривается как оплот всего необходимого, важного для жизнедеятельности ребёнка - воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав.
Из положений Конвенции о правах ребенка следует, что ребенок должен быть защищен от всех форм жестокого обращения, пренебрежения его интересами и эксплуатации. Согласно Семейному кодексу РФ статья 63,64 в первую очередь на родителях или лиц, их заменяющих, лежит обязанность воспитывать, заботиться и защищать своих детей
К понятию «опасная ситуация» относится и понятие «жестокое обращение». Что такое жестокое обращение с детьми и как защитить ребенка от жестокого обращения? Именно такую тему выбрали мы для беседы за круглым столом, потому, что она является наиболее актуальной в современное время, и связана напрямую с жизнью и здоровьем детей.
По статистике МВД РФ в 2009 году только от жестокого обращения с детьми со стороны родителей, законных представителей умерли 1500 детей.
Существует утверждение: «К ребёнку нужно относиться с таким же уважением, как к взрослому», и вряд ли кто решится оспорить его.
Насилие над детьми…. Проблема, которая всегда существовала и, очевидно, будет ещё долго существовать в любом обществе. Современность демонстрирует такие его примеры, как смерть детей от голода, гибель их во время бомбардировок и обстрелов, в межнациональных конфликтах, убийство на бытовой почве. Нередки и такие формы насилия, как торговля детьми, вовлечение в нищенство, попрошайничество и проституцию, экономическая эксплуатация, лишение жилья, средства к существованию, пренебрежение нуждами и интересами детей.
Дети, бесспорно, самая незащищённая, уязвимая часть общества, полностью зависящая от взрослых. Именно по вине взрослых они оказываются в зонах стихийных бедствий, природных катастроф, военных действий, становятся заложниками и нередко жертвами физического, сексуального и психологического насилия.
Факты жестокого обращения с детьми и их эксплуатации известны давно. Долгое время никто не занимался поиском подтверждений последствий этих явлений, губительных для физического и психологического здоровья ребёнка.
До конца XIX века преобладающей оставалась позиция, согласно которой дети являются собственностью, «имуществом» родителей (владельцев), обладающих абсолютным контролем над их жизнью и смертью. Дети даже могли быть проданными или купленными.
Итак, что такое жестокое обращение с детьми?
Существует много форм жестокого обращения с детьми и много способов, которыми оно может осуществляться.
Причиной некоторых случаев являются действия (или бездействия) взрослых.
Физическое насилие - самая распространенная форма жестокого обращения с детьми. Оно проявляется как, удары по лицу, тряски, толчки, пощечины, удушения, пинки; заключение в помещении, где ребенок удерживается силой для ограничения свободы; избиение ремнём, верёвками, нанесение увечий тяжёлыми предметами, ножом.
При всех тех ужасах и последствиях, которые таит в себе насилие, отношение к случаям физического насилия в нашей стране снисходительно - терпимое, а иногда, к сожалению, даже ироничное.
Часто можно услышать от взрослых такие высказывания: «Если бы меня в детстве родители не били, то из меня не вышло бы человека», «Меня в детстве родители били, и я бью своих», «Бояться - значит уважают» и тому подобное.
Да, взрослым подчас нелегко сдержать себя, что бы не поднять руку на ребенка, но еще чаще взрослые раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь о последствиях для ребенка.
Зачастую, взрослые используют физическое насилие в качестве дисциплинарных мер и наказания детей за совершенный поступок или просто так, показывая детям, кто в доме «Хозяин».
Физическому насилию дети подвергаются как со стороны родителей, так и со стороны других взрослых, одноклассников. Это отдельная тема для разговора.
В таких случаях родители должны очень внимательно относиться к тому, что рассказывает ребенок. И не оставлять эти факты без внимания.
Сексуальное насилие или развращение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое им или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворении или выгоды.
Это особо жестокое обращение с детьми, как членами семьи, так и посторонними лицами. Подобные сексуальные злоупотребления являются не только преступлениями, но и свидетельствами тяжёлых и необратимых нарушений в функционировании семьи.
Сексуальное насилие в отношении детей может включать большое число сопровождающих его действий: демонстрация детям порнографических фильмов, половых органов; принуждения их самих к обнажению и прикосновений к раздетому ребёнку; склонение совершать сексуально окрашенные телодвижения и занимать соответствующие позы, вовлечение в оргии и ритуалы, половые акты в естественных и извращённых формах.
Психологическое насилие над детьми – это вербальные (словесные) оскорбления, шантаж, угрозы, акты насилия по отношению к детям для установления контроля над ними, запугивание насилием над домашним животным или разрушением предметов собственности. При этом может происходить и эмоциональное насилие: принуждение детей к исполнению унижающих их действий. Этот тип насилия также является наиболее распространённым и присутствует практически во всех случаях насилия в семье.
Что понимают под эмоциональным насилием дети:
«Это когда отец смешивает тебя с грязью» (7 лет мальчик)
«Это, когда мама говорит, что лучше бы я не рождалась, и что надо было ей сделать аборт» (9 лет девочка)
«Когда на тебя все время кричать, обзывают «тупицей» и «идиотом», все что ни сделаешь, выводит их из себя. Похоже, что они злятся просто на то, что ты живешь» (11 лет мальчик)
Такое насилие не вызывает физического ущерба, но приводит к различным психическим расстройствам и таким патологическим состояниям, как страхи, тревоги, неврозы, депрессии.
Пренебрежение основными нуждами ребенка - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке (не созданы условия проживания, нет достаточного питания, не оказывается своевременная медицинская помощь и т.д.), в результате чего появляется угроза его жизни и здоровья или развития.
Любая форма насилия ведёт к физическим и психическим страданиям ребенка, депрессии, непроходящему чувству страха, агрессии, самоубийству.
Жестокое обращение с детьми формирует малообразованных, социально - дезадаптированных личностей, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Важным социальным последствием насилия по отношению к детям является воспроизводство самой жестокости.
Лица, совершившие насилие над детьми несут уголовную ответственность согласно законодательству РФ.
Жертвами различного рода насилия наиболее часто становятся:
- дети, воспитывающиеся в условиях жёстких и холодных семейных отношений, в обстановке пренебрежения к их нуждам, враждебно воспринимающие мир и сами всегда готовые к насилию по отношению к более слабым, становясь в то же время жертвами со стороны тех, кто сильнее;
- дети, воспитывающиеся в условиях заброшенности, эмоционального отвержения, безнадзорности, не получающие достаточного ухода, отстающие в развитии, легко внушаемые, не способные ни оценить для себя степень опасности ситуации, ни сопротивляться насилию;
- дети, воспитывающиеся в относительно благоприятных социальных условиях, но по принципу беспрекословного подчинения тирании взрослых, не умеющие говорить «нет», боязливые, тревожные, зависимые.
Родителям предлагается заполнить или совместно обсудить, какие факторы укрепляют семью, а какие ее разрушают.
Таблица №1
Факторы риска семьи | Факторы здоровья семьи |
- алкогольная зависимость родителей или одного из них - наркотическая зависимость - постоянные конфликты, ссоры - агрессивность - материальные трудности и финансовые проблемы - оба родителя не работают - плохие социальные условия - социальная изоляция | -Доверительные отношения -Взаимопонимание -Обсуждение возникших проблем -Семейная сплоченность -Благоприятный эмоциональный семейный климат -Наличие дома, где тебя ждут, где тебе рады, где тебя любят -Умение смотреть на события и обстоятельства с позиции другого человека - Умение избегать конфликтных ситуаций - Проведение совместного полноценного досуга - Наличие семейных традиций |
ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ
- Вы всегда будете верить своим детям и помогать им.
- Они должны не сомневаться в том, что вам можно всё сказать.
- Если детей не сопровождает взрослый, лучше, если они, где возможно, будут ходить парами или группой.
- Детям следует идти домой всегда одной и той же дорогой.
- Нельзя разрешать бывать маленькому ребенку в общественных местах (например, в туалете) одному.
- Необходимо удостовериться, что няне или другому воспитателю можно доверять.
- Если ребёнку что-то угрожает, он в праве делать всё, что угодно: убежать, визжать, кричать, кусаться, драться кулаками, лгать. Важна лишь безопасность ребёнка.
- Дети должны точно сообщать вам, с кем они уходят, куда идут и когда вернуться.
- Добейтесь, чтобы ребенок твердо знал, если кто-то предлагает ему что-то неприятное об этом надо обязательно рассказать родителям.
- Убедите ребёнка в том, что его не будут обвинять или ругать что бы не делал с ним взрослый человек.
- Не стоит так же запугивать детей. Они должны знать, что большинство взрослых заботятся о детях и не причинят им зла.
- Помните, что важно предпринять все возможное, чтобы защитить детей.
РОДИТЕЛИ!
- Будьте внимательны к тому, что говорят Вам ваши дети.
- Если ребенок рассказывает Вам о жестоком обращении. ВЕРЬТЕ ЕМУ!
- Сдержите ваш ужас - ребёнок не должен его почувствовать.
- Скажите ему, что его никто не обвиняет в том, что произошло.
- Скажите ему, что он не один, и что Вы защитите его.
- Скажите ему, что Вы позаботитесь, чтобы насилие не было совершено вновь.
- Убедите его в том, что вы верите ему, что вы его друг и вам можно доверять.
В трудной ситуации семье необходимо немедленно обратиться за помощью к специалистам: психологу, врачу.
Родителям предлагаются памятки: «Доверие ребенка – путь к его безопасности»,
«Люди, употребляющие алкоголь, обязаны знать…», «Как защитить ребенка от жестокого обращения»