сценарий встречи в семейном клубе "Надежда"

Чуйко Наталья Витальевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_vstrechi_v_semeynom_klube_nadezhda.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

«Центр социальной помощи семье и детям Радуга надежды»

(отделение дневного пребывания)

Сценарий

мероприятия в семейном клубе «Надежда» на тему:

«Защитим детей от жестокого обращения»

Программа «Школа для родителей»

Подготовил:

Н.В. Чуйко,

социальный педагог

отделения дневного

пребывания

Когалым, 2012

Цель: 

Повышение правовой ответственности родителей за содержание и воспитание детей,

Задачи:

- дать понятие «жестокое обращение с детьми»;

- информировать родителей о видах и признаках жестокого обращения с детьми;

- предупреждение домашнего насилия.

Ход занятия:

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в нашем семейном клубе «Надежда». Тема нашего разговора за круглым столом звучит так «Поговорим о противодействии жестокому обращению с детьми».

Прежде чем мы перейдем к теме нашей встречи, я расскажу вам притчу. А вы подумайте, о чем эта притча.

Притча.

В одном городе было наводнение. Правительство было обеспокоено и стало эвакуировать жителей. Почти все жители уехали на автобусах, кроме нескольких человек, которые решили остаться в городе, потому что, по их мнению, вода скоро спадет. Среди них был один старый человек, который говорил: «Я не уеду отсюда, это мой город, это мой дом. Я верю в господа, он меня спасет». Но вода поднималась все выше, подтопляя уже основание дома. Правительство по - прежнему беспокоилось за оставшихся жителей и послало несколько лодок со спасателями. Все люди перебрались в лодки, кроме одного человека – того старого человека, который опять говорил: «Я не уеду отсюда, это мой город, это мой дом. Я верю в господа, он меня спасет!». Но вода уже достигла крыш домов. Все были обеспокоены за жизнь старика и послали за ним вертолет. Спасатель, протягивая ему веревку, кричал: «Держи веревку, мы тебя спасем!». Но старик все повторял свое: «Я не уеду отсюда, это мой город, это мой дом. Я верю в господа, он меня спасет!». Закончилась история тем, что старик утонул. И когда его душа уже была на небесах, она обратилась к Богу с упреком: «Как ты мог так поступить со мной? Я доверял тебе, я думал, ты спасешь меня. А ты оставил меня». А Господь ему просто ответил: «Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что я оставил тебя? Сначала я послал тебе автобус, затем лодку, и, наконец, вертолет. Но ты не воспользовался этим».

Содержание притчи несет в себе сообщение, что человек легко может оказаться в плену иллюзии о том, что с ним лично, его близкими не случиться ничего плохого и что можно полагаться на судьбу до бесконечности. Но жизнь учит, что если не принять своевременного решения самому, может оказаться, что уже слишком поздно что – либо исправить.

Обсуждение ответов родителей.

        Семья - главное, что есть у ребёнка. Она традиционно рассматривается как оплот всего необходимого, важного для жизнедеятельности ребёнка - воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав.

Из положений Конвенции о правах ребенка следует, что ребенок должен быть защищен от всех форм жестокого обращения, пренебрежения его интересами и эксплуатации. Согласно Семейному кодексу РФ статья 63,64 в первую очередь на родителях или лиц, их заменяющих, лежит обязанность воспитывать, заботиться и защищать своих детей

        К понятию «опасная ситуация» относится и понятие «жестокое обращение». Что такое жестокое обращение с детьми и как защитить ребенка от жестокого обращения? Именно такую тему выбрали мы для беседы за круглым столом, потому, что она является наиболее актуальной в современное время, и связана напрямую с жизнью и здоровьем детей.

По статистике МВД РФ в 2009 году только от жестокого обращения с детьми со стороны родителей, законных представителей умерли 1500 детей.  

Существует утверждение: «К ребёнку нужно относиться с таким же уважением, как к взрослому», и вряд ли кто решится оспорить его.

Насилие над детьми…. Проблема, которая всегда существовала и, очевидно, будет ещё долго существовать в любом обществе. Современность демонстрирует такие его примеры, как смерть детей от голода, гибель их во время бомбардировок и обстрелов, в межнациональных конфликтах, убийство на бытовой почве. Нередки и такие формы насилия, как торговля детьми, вовлечение в нищенство, попрошайничество и проституцию, экономическая эксплуатация, лишение жилья, средства к существованию, пренебрежение нуждами и интересами детей.

Дети, бесспорно, самая незащищённая, уязвимая часть общества, полностью зависящая от взрослых. Именно по вине взрослых они оказываются в зонах стихийных бедствий, природных катастроф, военных действий, становятся заложниками и нередко жертвами физического, сексуального и психологического насилия.

Факты жестокого обращения с детьми и их эксплуатации известны давно. Долгое время никто не занимался поиском подтверждений последствий этих явлений, губительных для физического и психологического здоровья ребёнка.

До конца XIX века преобладающей оставалась позиция, согласно которой дети являются собственностью, «имуществом» родителей (владельцев), обладающих абсолютным контролем над их жизнью и смертью. Дети даже могли быть проданными или купленными.

Итак, что такое жестокое обращение с детьми?

Существует много форм жестокого обращения с детьми и много способов, которыми оно может осуществляться.

Причиной некоторых случаев являются действия (или бездействия) взрослых.

Физическое насилие - самая распространенная форма жестокого обращения с детьми. Оно проявляется как, удары по лицу, тряски, толчки, пощечины, удушения, пинки; заключение в помещении, где ребенок удерживается силой для ограничения свободы; избиение ремнём, верёвками, нанесение увечий тяжёлыми предметами, ножом.

При всех тех ужасах и последствиях, которые таит в себе насилие, отношение к случаям физического насилия в нашей стране снисходительно - терпимое, а иногда, к сожалению, даже ироничное.

Часто можно услышать от взрослых такие высказывания: «Если бы меня в детстве родители не били, то из меня не вышло бы человека», «Меня в детстве родители били, и я бью своих», «Бояться - значит уважают» и тому подобное.

Да, взрослым подчас нелегко сдержать себя, что бы не поднять руку на ребенка, но еще чаще взрослые раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь о последствиях для ребенка.

Зачастую, взрослые используют физическое насилие в качестве дисциплинарных мер и наказания детей за совершенный поступок или просто так, показывая детям, кто в доме «Хозяин».

Физическому насилию дети подвергаются как со стороны родителей, так и со стороны других взрослых, одноклассников. Это отдельная тема для разговора.

В таких случаях родители должны очень внимательно относиться  к тому, что рассказывает ребенок. И не оставлять эти факты без внимания.

Сексуальное насилие или развращение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое им или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворении или выгоды.

Это особо жестокое обращение с детьми, как членами семьи, так и посторонними лицами. Подобные сексуальные злоупотребления являются не только преступлениями, но и свидетельствами тяжёлых и необратимых нарушений в функционировании семьи.

Сексуальное насилие в отношении детей может включать большое число сопровождающих его действий: демонстрация детям порнографических фильмов, половых органов; принуждения их самих к обнажению и прикосновений к раздетому ребёнку; склонение совершать сексуально окрашенные телодвижения и занимать соответствующие позы, вовлечение в оргии и ритуалы, половые акты в естественных и извращённых формах.

Психологическое насилие над детьми – это вербальные (словесные) оскорбления, шантаж, угрозы, акты насилия по отношению к детям для установления контроля над ними, запугивание насилием над домашним животным или разрушением предметов собственности. При этом может происходить и эмоциональное насилие: принуждение детей к исполнению унижающих их действий. Этот тип насилия также является наиболее распространённым и присутствует практически во всех случаях насилия в семье.

Что понимают под эмоциональным насилием дети:

«Это когда отец смешивает тебя с грязью» (7 лет мальчик)

«Это, когда мама говорит, что лучше бы я не рождалась, и что надо было ей сделать аборт» (9 лет девочка)

«Когда на тебя все время кричать, обзывают «тупицей» и «идиотом», все что ни сделаешь, выводит их из себя. Похоже, что они злятся просто на то, что ты живешь» (11 лет мальчик)

Такое насилие не вызывает физического ущерба, но приводит к различным психическим расстройствам и таким патологическим состояниям, как страхи, тревоги, неврозы, депрессии.

Пренебрежение основными нуждами ребенка - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке (не созданы условия проживания, нет достаточного питания, не оказывается своевременная медицинская помощь и т.д.), в результате чего появляется угроза его жизни и здоровья или развития.

Любая форма насилия ведёт к физическим и психическим страданиям ребенка, депрессии, непроходящему чувству страха, агрессии, самоубийству.

Жестокое обращение с детьми формирует малообразованных, социально - дезадаптированных личностей, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Важным социальным последствием насилия по отношению к детям является воспроизводство самой жестокости.

Лица, совершившие насилие над детьми несут уголовную ответственность согласно законодательству РФ.

Жертвами различного рода насилия наиболее часто становятся:

  1. дети, воспитывающиеся в условиях жёстких и холодных семейных отношений, в обстановке пренебрежения к их нуждам, враждебно воспринимающие мир и сами всегда готовые к насилию по отношению к более слабым, становясь в то же время жертвами со стороны тех, кто сильнее;
  2. дети, воспитывающиеся в условиях заброшенности, эмоционального отвержения, безнадзорности, не получающие достаточного ухода, отстающие в развитии, легко внушаемые, не способные ни оценить для себя степень опасности ситуации, ни сопротивляться насилию;
  3. дети, воспитывающиеся в относительно благоприятных социальных условиях, но по принципу беспрекословного подчинения тирании взрослых, не умеющие говорить «нет», боязливые, тревожные, зависимые.

Родителям предлагается заполнить или совместно обсудить, какие факторы укрепляют семью, а какие ее разрушают.

Таблица №1

Факторы риска семьи

Факторы здоровья семьи

- алкогольная зависимость родителей или одного из них

- наркотическая зависимость

- постоянные конфликты, ссоры

- агрессивность

- материальные трудности и финансовые проблемы

- оба родителя не работают

- плохие социальные условия

- социальная изоляция


-Доверительные отношения

-Взаимопонимание

-Обсуждение возникших проблем

-Семейная сплоченность

-Благоприятный эмоциональный семейный климат

-Наличие дома, где тебя ждут, где тебе рады, где тебя любят

-Умение смотреть на события и обстоятельства с позиции другого человека

- Умение избегать конфликтных ситуаций

- Проведение совместного полноценного досуга

- Наличие семейных традиций


ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ

  1. Вы всегда будете верить своим детям и помогать им.
  2. Они должны не сомневаться в том, что вам можно всё сказать.
  3. Если детей не сопровождает взрослый, лучше, если они, где возможно, будут ходить парами или группой.
  1. Детям следует идти домой всегда одной и той же дорогой.
  2. Нельзя разрешать бывать маленькому ребенку в общественных местах (например, в туалете) одному.
  3. Необходимо удостовериться, что няне или другому воспитателю можно доверять.
  4. Если ребёнку что-то угрожает, он в праве делать всё, что угодно: убежать, визжать, кричать, кусаться, драться кулаками, лгать. Важна лишь безопасность ребёнка.
  5. Дети должны точно сообщать вам, с кем они уходят, куда идут и когда вернуться.
  6. Добейтесь, чтобы ребенок твердо знал, если кто-то предлагает ему что-то неприятное об этом надо обязательно рассказать родителям.
  7. Убедите ребёнка в том, что его не будут обвинять или ругать что бы не делал с ним взрослый человек.
  8. Не стоит так же запугивать детей. Они должны знать, что большинство взрослых заботятся о детях и не причинят им зла.
  9. Помните, что важно предпринять все возможное, чтобы защитить детей.

РОДИТЕЛИ!

  1. Будьте внимательны к тому, что говорят Вам ваши дети.
  2. Если ребенок рассказывает Вам о жестоком обращении. ВЕРЬТЕ ЕМУ!
  3. Сдержите ваш ужас - ребёнок не должен его почувствовать.
  4. Скажите ему, что его никто не обвиняет в том, что произошло.
  5. Скажите ему, что он не один, и что Вы защитите его.
  6. Скажите ему, что Вы позаботитесь, чтобы насилие не было совершено вновь.
  7. Убедите его в том, что вы верите ему, что вы его друг и вам можно доверять.

В трудной ситуации семье необходимо немедленно обратиться за помощью к специалистам: психологу, врачу.

Родителям предлагаются памятки: «Доверие ребенка – путь к его безопасности»,

«Люди, употребляющие алкоголь, обязаны знать…», «Как защитить ребенка от жестокого обращения»