Педагогические размышления.
Педагогические размышления
«Педагог тогда станет настоящим учителем, если будет помнить, что дети существуют не назло учителям, а как награда, как дар природы»
Жизнь человеческую можно сравнить с лестницей, по которой идет восхождение от детства к зрелости. Привычные ступеньки – из года в год, от детского сада к школе, из класса в класс. Кажется, переходить с одной на другую легко и естественно. Ребенок впитывает новые впечатления, новые переживания, новые знания, новые мысли, новые влияния. Поднимаясь по ступенькам, с предыдущей на последующую, он набирает человеческую высоту, подходит к рубежу, когда начитает осознавать свое собственное отношение к жизни, чтобы занять и отстаивать определенную позицию. Этот процесс настолько важен для него, настолько серьезен и значителен, что его по праву можно назвать вторым рождением – рождением человека.
Помочь ребятам разобраться в сложных проблемах современной жизни должен классный руководитель. Поэтому девизом в моей работе с ребятами служат высказывания А.Макаренко и В.Шукшина о том, что у человека должна быть единственная специальность – быть настоящим человеком и при современных скоростях не забывать о душе человеческой; о том , что все мы люди и многие вокруг нуждаются в наше внимании и доброте».
Школа, класс, успехи и неудачи…. В моих силах сделать дни пребывания ребёнка в школе радостными и интересными. Именно сегодня, когда учитель так раскрепощён, можно помочь каждому ребёнку, каждой личности раскрыть свой талант.
Мои интересы – мои ученики, мои дети со своими увлечениями и интересами. Каждый ребёнок в классе со своим характером, физическими и интеллектуальными способностями. Я должна найти тот ключик, которым можно открыть сердце ребёнка. И я ищу этот ключик к душе каждого ребёнка в классе. Я стараюсь увидеть в своём воспитаннике, прежде всего человека и уже потом ученика. Я учу этому и ребят – видеть в каждом человеке личность. Я верю в любого из моих питомцев и знаю, что они могут преодолеть трудности с моей помощью. Но достичь своих целей ученик может только тогда, когда складываются гармоничные отношения между учениками и учителем. Я убеждена, что гармония для души человека – это то же, что здоровье для тела.
Природа доверилась человеку: «Вот ребёнок, он безграничен, как я, возьми его и воспитай, дай развитие, учи жить по-человечески и творить», - утверждает Ш.Амонашвили. И я с ним согласна. Знаю, что он совершенный учитель, потому что живет ради детей и любит их.
Но научиться любви к детям невозможно. И надо ли использовать столь высокое чувство в качестве средства для достижения педагогических целей? Проработав классным руководителем в своем классе четыре года, я убедилась, что общение с детьми требует энергии, деловитости, строгости и даже жёсткости – иногда. Я знаю, как и чему учить ребят по своему предмету – математике, но иногда совершенно не знаю, как и что объяснять, чтобы они не сломались и не потерялись, столкнувшись с жестокими реалиями нынешней жизни. О каких идеалах я должна говорить, когда меняются жизненные приоритеты на отнюдь не лучшие?
Но такие понятия как доброта, порядочность, совесть, любовь, дружба, верность и честь никуда не уходят. Без них нельзя жить ни в какие времена. Без них, я считаю, человеческая жизнь вообще бессмысленна. Вот почему я часто на своих классных часах затрагиваю эти темы. И ребятам нравиться спорить, размышлять и отстаивать свои позиции.
Я рада, что мне досталась такая участь – воспитывать детей. Это самое благородное и чистое дело на земле. Но ребёнок – не просто школьник, и я имею дело со всем укладом его бытия. Я как воспитатель должна видеть всю сложность детской жизни, различать беды и радости детей не только в школе, но и дома. Семьи, в которых они живут, разные и растут они неодинаково. И отношение в семьях разные, и воспитание тоже. Есть у меня в классе дети , которые живут в детском доме, а также дети, которые весь учебный год живут в дали от родителей , в интернате, дети которые живут в неполной семье.
В моем отношении к детям у меня нет деления на "хороших" и "плохих", для меня все дети равны и каждый по-своему интересен. Нет "плохих" детей, есть проблемные семьи, ограниченный социум, в котором обитает ребенок. Так если со стороны семьи ничего не предпринимается для обеспечения нормальной плодотворной жизни ребенка, то я считаю, что моей миссией является восполнить пробелы в развитии и воспитании подрастающего гражданина. Поверьте, это не громкие слова, я стараюсь приложить все силы, умения в том, чтобы какой бы слабый не был ученик, в дальнейшем он мог бы справиться с жизненными трудностями. Может это желание подогревается моим самолюбием, а может и "материнским эгоизмом", в том, чтобы мои дети были не хуже других. Не всегда получается так, как задумано, и начинается поиск: где, почему, в какой момент, в чем моя ошибка?
А существует ли для всех одно воздействие на ребёнка? Думаю, что да. Более того убеждена, что добротой , вниманием никого не испортишь. Наоборот, расположишь к себе, завоюешь душу, и тогда – маленький ли, большой – ребёнок в твоей власти: учи, веди, незаметно воспитывай. «Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Я убеждён, то множество конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение взрослого говорить со своим ребёнком», - так писал В.Сухомлинский.
…. Воспитание – дело непростое, тем более, что ты - не волшебник, а просто обыкновенный взрослый человек, взваливший на свои плечи нелёгкую ответственность за души и судьбы учеников. Но я надеюсь, что мои ученики не будут равнодушными ко всему, сохранят в своей душе доброту, любовь, верность и через всю жизнь пронесут эти чувства, даря их окружающим и своим детям.