Дети с ЗПР
Считаю, что работая в детском доме-школе необходимо рассмотреть вопрос о детях с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети с ЗПР | 24 КБ |
prezentaciyazpr1.ppt | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный областной гуманитарный институт
Факультет повышения квалификации
Проект на тему:
Психологические особенности воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в детских домах и интернатах
Проект выполнила слушатель факультета повышения квалификации
учитель математики
МОУ «Детский дом-школа»
городского округа Орехово-Зуево, Московской области
Бойкова Антонина Станиславововна
2010 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы интегрированного воспитания и обучения детей с ЗПР в детском доме требуют своей научной и методической разработки.
Такие дети, вследствие постоянных фрустраций, вызванных неуспешностью учебной деятельности и проблем в общении со сверстниками, теряют интерес к школе, нарушают дисциплину, самовольно оставляют интернатное учреждение, бродяжничают, совершают правонарушения. Кроме того, сказывается отсутствие должного психолого-медико-педагогического обеспечения
Практически все дети-сироты с задержкой психического развития испытывают серьезные проблемы в адаптации к условиям интернатного учреждения. Трудности в адаптации, безусловно, связаны с психологическими и церебро-органическими особенностями таких детей, но не меньшее значение играет особенность индивидуальной истории жизни ребенка.
Определенную роль в возникновении различных негативных реакций детей-сирот среднего школьного возраста с ЗПР на новые жизненные условия играют, по крайней мере, три социальных фактора: "этапность учреждения","родительское присутствие","отрицательный семейный опыт".
Этапность учреждения: для 45% детей детский дом оказался третьим, четвертым, а то и пятым учреждением, где они проживали. Это и дома ребенка, больницы, дошкольные детские дома, психоневрологические санатории и тому подобное.
«Фактор родительского присутствия»: подавляющее большинство в рассматриваемой группе составляют дети, помещенные в детский дом, находящийся в городе, где проживают родители (родственники), которые изредка навещают их.
Отрицательный семейный опыт. Часть детей в течение определенного времени проживали в неблагоприятных семейных условиях, испытывая на себе негативное влияние антисоциального образа жизни взрослых: аморальные эксцессы, драки, скандалы .
У детей с ЗПР школа часто вызывает негативное отношение. Это происходит потому, что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь неудачу. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи. А чтобы этого добиться, нужно использовать следующие методы, направленные на то, чтобы учение вызвало положительные эмоции:
1) Следует избегать низко, оценивать ребенка, его способности. 2) Оценивать можно только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка. 3) Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. 4) Главным в оценке работы должен быть качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, малейшего продвижения. 5) Для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным. 6) Для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности.
Не надо пытаться в процессе занятии с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживании. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание “тепличных условии” лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро.
Выводы по практической части В ходе проведения анализа работы с подростками ЗПР было установлено следующее: 1. Подростки с ЗПР отличаются от подростков с нормальным течением онтогенеза в среднем более высоким уровнем агрессивности. В частности, для них характерны такие черты, как обидчивость, негативизм, раздражительность, а также они отличаются развитым чувством вины. 2. Для большинства подростков с ЗПР характерен низкий уровень социального интеллекта, что приводит к трудностям в установлении контактов, неумению вести себя в сложных, конфликтных ситуациях и общей плохой социальной адаптацией. 3. С подростками с задержкой психического развития необходимо вести комплексную работу по коррекции агрессивности и развитию социальных умений и формированию социальных способностей.
Период школьного детства – важнейший момент в развитии человека. Поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности. Если маленький человек останется один на один со своими сложностями в освоении окружающего мира, если его развитие будет проходить стихийно и зависеть от случайных влияний, он вряд ли сможет найти своё место в жизни. Только с помощью чуткого, доброжелательного взрослого возможна его нормальная социальная адаптация. Работа с детьми ЗПР требует не только знаний и опыта, но ещё терпения, любви к ним.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на коррекцию и компенсацию основного дефекта, необходимо совершенствование работы по социальной адаптации ребенка-сироты с ЗПР на всех этапах пребывания в социальных учреждениях, преемственности воспитательно-образовательного процесса и психолого-медико-педагогического сопровождения, в основе которого должна лежать как можно ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка. Необходимо помнить, что по окончании детского дома-школы выпускники, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа — на курсы, в ПТУ, в техникумы и др.
Комментарии
Дети с ЗПР