Предметная олимпиада по литературе 2023-2024гг.

Педагогическая олимпиада по литературе

2023-2024 учебный год

 

Чернига Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Петуховская СОШ имени Я.С.Кулишева», Петуховский район.

Электронная почта: svetach70@mail.ru.  Тел. 8-919-578-26-49

 

Педагогическая олимпиада по литературе состоит из одного аналитического задания и одного творческого задания.

 

Аналитическое задание

Выполните целостный анализ прозаического ИЛИ поэтического (НА ВАШ ВЫБОР) произведения.

 

Вариант 1. Прозаический текст

 

Катерли Нина

 (род. в 1934 г. )

ОХО-ХО

 

Дети улеглись спать. Кошка перестала бегать по коридору и гонять целлулоидный шарик. Охо-хо уютно устроился между пружинами кресла и задремал. Было тепло. Привычно пахло пылью, и громко тикал старый будильник.

Резкие голоса разбудили его. По комнате ходили, скрипели дверью, двигали мебель.

- А может быть, не надо? Можно ведь вычистить пылесосом и сделать новую обивку. Может, не надо? - говорила Дочка Хозяина.

- Но какой же смысл? - возражал ее Муж. - Сколько можно жить прошлым? Ты как маленькая, ей-богу! Вот увидишь, поставим новый гарнитур, станет нарядно, красиво. Что за сентиментальность!

Дочка Хозяина вздохнула. Кресло подняли и потащили к дверям. Охо-хо осторожно просунул голову в прореху ветхой обивки. Он не боялся, что его заметят, он ведь был совсем маленький, меньше пуговицы от пальто.

А кресло вынесли на улицу, в темноту.

- Оставишь на дворе - дворничиха будет ругаться! - шептал Муж Дочки. Давай бросим его в канал. Смотри, народу совсем нет, никто не увидит.

Когда кресло стояло уже у самой воды, Охо-хо выскользнул из-под обивки и, сжавшись, замер на мокром холодном камне. Он никогда еще не был здесь, всегда жил в доме, в этом кресле, сколько себя помнил. Внизу плескалась вода, много черной воды. Дул холодный ветер.

Хозяин любил это кресло. Сидя в нем, он читал по утрам газеты, а вечером толстую желтоватую книгу, в нем дремал после обеда. Охо-хо забирался в мягкий подлокотник, согревался у руки Хозяина, и они разговаривали.

- Охо-хо! - звал его Хозяин, шурша газетными листами. - Где же мои очки?

Он шарил по скатерти, и Охо-хо вылезал из-под обивки, бежал по столу, протирал стекла очков, потом тихонько брал Хозяина за палец и тянул его руку к очкам.

- А-а, вот они где! - радовался Хозяин и надевал очки. - Охо-хо... - И он принимался читать, а Охо-хо снова прятался в кресло.

Иногда Хозяин куда-то уходил. А когда возвращался, всегда приносил с собой новые запахи: раньше, еще давно, это были запахи духов, снега, иногда резкий, но приятный запах, от которого Охо-хо сперва хотелось смеяться и прыгать, а после - спать. Потом все чаще стали появляться запахи еды или лекарств. Последнее время Хозяин целые дни оставался в своем кресле, только ночью он ложился на широкий диван, и тогда Охо-хо тоже забирался под край одеяла у стенки.

А однажды Хозяин очень долго не вставал с кресла и не разговаривал с Охо-хо. И вдруг пришли Дочка Хозяина со своим Мужем, стали что-то кричать, подняли Хозяина и куда-то унесли. Охо-хо остался в кресле. И вот сегодня унесли и кресло. Сначала он думал, что они несут кресло к Хозяину, но тут, на камне, у воды, почувствовал, что Хозяин, наверное, больше совсем не вернется.

Муж Дочки толкнул кресло. Оно упало в воду, но не утонуло сразу, а медленно начало погружаться. Когда из-под воды стал виден только вытершийся край спинки, Дочка Хозяина вдруг всхлипнула. Муж взял ее за руку.

- Пойдем. К чему такая чувствительность!

Они стали подниматься по каменным ступеням, и Охо-хо испугался: сейчас они уйдут, и он останется один на этих холодных камнях. Изо всех сил вцепился он в черную штанину Мужа Дочки.

...В комнате стало пусто и неуютно. Книги испуганно жались на полках. Никому не нужные очки лежали посредине стола.

Охо-хо обежал стол, протер стекла очков, заглянул в портсигар, в котором остались две папиросы. Надо было ложиться спать, и тут он заметил толстую книгу, ту, что Хозяин последнее время любил читать по вечерам. Охо-хо залез в книгу и спрятался между листами.

Но заснуть ему все-таки не удалось. Тихий голос Хозяина послышался, едва Охо-хо коснулся пожелтевших страниц.

Выхожу один я на дорогу,

сквозь туман кремнистый путь блестит.

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

и звезда с звездою говорит...

Охо-хо отбросил страницу и огляделся. В комнате было по-прежнему пусто, диван Хозяина белел в углу, накрытый зачем-то простыней, темный четырехугольник был виден на том месте, где раньше стояло кресло. И он опять вернулся в книгу, закрылся с головой листом и прислушался.

...В небесах торжественно и чудно.

Спит земля в сияньиголубом...

Только под утро Охо-хо крепко заснул. Ему снился Хозяин. Хозяин шел по длинной белой дороге, по обеим сторонам которой стояли высокие зеленые деревья, похожие на комнатные цветы, только больше.

...старый дуб склонялся и шумел.

- И это - букинисту! - громко сказал Муж Дочки. - Это ведь есть в полном собрании!

Книжку, в которой спрятался Охо-хо, бросили на пол, где уже лежала груда других книг.

Прижимаясь к стене, Охо-хо добрался до двери и выскользнул в щель.

Ветер налетел из-за угла, оторвал его от земли, поднял, закрутил и понес вместе с сухими листьями, брызгами воды и обрывками старой газеты.

 

(1976 г)

Ответ.

    «Охо-хо» – произведение, автором которого является Катерли Нина. Его главные герои – Хозяин, его Дочка с Мужем и загадочный Охо-хо, что до определённого времени жил в диване. Когда Хозяин умер, его диван и остальные вещи перестали быть нужными. Дочка не могла так просто расстаться с вещами отца – её муж настаивал на обратном. Так, диван выбросили в реку вместе с живущим в нём Охо-хо, и тот, и без того обеспокоенный длительным отсутствием Хозяина, понял, что к прежней жизни больше не вернётся. Вскоре маленький и беззащитный Охо-хо смог спрятаться между страниц одной из книг, которые Хозяин любил читать. Однако и здесь ему не удалось задержаться надолго. Образ того, кто был всегда рядом, настиг маленькое существо во сне, а после пробуждения исчез. За это время было принято решение об утилизации книг, и Охо-хо пришлось выскочить из убежища. Тут же его подхватило ветром и унесло в неизвестном направлении, и действие это, как и все остальные, что указывали на пренебрежение сохранением памяти о человеке, показывает читателям трагичность ситуации.

           Повествование в произведении идет от лица крошечного существа Охо-хо. Читая рассказ, мы будто смотрим на происходящее глазами маленького ребенка, еще совсем не понявшего окружающий его мир. Таким образом, мы видим и смерть от лица Охо-хо, как он воспринимает ее чувственно, а не теоретически. Катерли Нина, автор данного произведения, использует сущность Охо-хо как олицетворение воспоминаний об умершем Хозяине. Даже имя дано ему исходя из постоянно употребляемого выражения самого дедушки : "Охо-хо...!" Может, он даже и не знал о существовании маленького героя.

           В данном произведении можно выделить две основные темы: прошлого и отсутствия сожаления об утрате родственников, вторая прослеживается в образе Мужа Дочки Хозяина. Отсюда появляется проблема – вместе с умершим человеком не должна уходить память о нём. Охо-хо является образом последних частиц оставшегося от Хозяина прошлого, и вместе с тем, как его уносит ветром, уходит и вся память. Автор, безусловно, относится к этому существу с сожалением, в полной мере показывая его страх перед судьбой без дорогого ему человека. Однако в последнем предложении произведения Охо-хо будто бы смиряется со своим безнадёжным положением и доверяется потоку ветра, надеясь, что тот унесёт его к Хозяину.

         Идея произведения заключается в желании автора через своих героев привлечь читателей к небезразличному отношению к прошлому своих предков, ведь без этого невозможно сохранить память о роде и передавать её через поколения.

      Можно также заметить, что имен, кроме Охо-хо, в произведении нет, только нарицательные слова, написанные с большой буквы. Это помогает взглянуть на события произведения от лица Охо-хо без использования повествования от первого лица.

     В рассказе много эпитетов, помогающих отметить "маленькость" (маленький размер, возраст и сознание) Охо-хо. Автор использует в своем произведении антитезу, противопоставляя материальное духовному. Так, Дочь Хозяина и её Муж олицетворяют материальную сторону жизни, спешат избавиться от вещей Хозяина. Охо-хо же более одухотворённый по своей натуре, он наполняет вещи Хозяина памятью о нём. Для него они нечто большее и бесценное.

      В заключение хочется отметить, что произведение отличается трогательностью и наталкивает на мысли о том, что каждому хотелось бы, чтобы его помнили с теплотой в сердце. Сохраняя чужие вещи, как это могли бы сделать Дочка Хозяина с Мужем, и роняя на них взгляды, вспоминаешь о человеке, который когда-то держал их у себя, и невольно задумываешься, скучаешь ли ты по нему…

 

 

 

 

 

Творческое задание

В 2015 году в Интернете состоялись Всемирные онлайн-чтения «Чехов жив».Компания Google транслировала на YouTube, как на театрализованных площадках по всему миру политики, актеры, спортсмены, студенты,чиновники читали произведения А.П. Чехова. Проведение онлайн-чтений,посвященных писателям-юбилярам, получило широкое распространение.

Выступите в роли автора-организатора подобной акции, посвященнойписателю-юбиляру. Придумайте название этих онлайн-чтений. Подберите 5произведений для чтения вслух в рамках этой акции (это могут бытьпроизведения одного автора или разных). К каждому тексту дайте краткуюаннотацию (до 5 предложений), объясняющую ваш выбор. Предположите, кто может стать чтецом предложенных вами произведений. Поясните порядок, в каком будут звучать указанные тексты.

 

 

Онлайн—чтения

«Читаем вместе, читаем вслух произведения Н.В. Гоголя!»

 

1. Повесть «Ночь перед Рождеством»

Краткая аннотация:

    Это история любви молодого кузнеца и капризной красавицы. Повесть наполнена волшебством и народным фольклором. Прочитав  это произведение, можно понять, что для настоящей любви не страшны никакие преграды.

 

2. Поэма «Мёртвые души»

Краткая аннотация:

    Это одно из самых известных произведений Н.В.Гоголя. Он трудился над ним около 17 лет. Это поэма об отставном чиновнике, который решил найти применение умершим душам крестьян и за счет них обогатиться.

 

3. Комедия «Ревизор»

Краткая аннотация:

   Это интересная комедия. В ней собраны все пороки русского народа. В этом произведении высмеивается чинопочитание, глупость чиновников и их безответственность. «Ревизор» - актуальное произведение, в наши дни может встретиться то, о чём Гоголь писал много лет назад.

 

4. Повесть «Тарас Бульба»

Краткая аннотация:

   Эта повесть о сильном и мужественном казаке и двух его сыновьях. Это произведение учит нас патриотизму, любви к Родине, быть готовым на любые жертвы ради своих товарищей. Учит тому, что предательство своей Родины - это порок, который никак нельзя оправдать и простить.

 

5. Повесть «Записки сумасшедшего»

Краткая аннотация:

История мелкого петербургского чиновника, постепенно погружающегося в безумие. Несмотря на то, что это произведение интересное и местами забавное, оно несёт в себе глубокий смысл, который каждый понимает по-своему.

 

Условия проведения чтений.

   Чтения будут проходить в онлайн-формате на платформе YouTub.

Порядок чтения произведений.

1. «Ночь перед Рождеством»

2. «Тарас Бульба»

3. «Мёртвые души»

4. «Записки сумасшедшего»

5. «Ревизор»

 

 

Положение
 

1. Условия и порядок проведения
     Онлайн-чтения проходят в три этапа:
  1.1 Первый этап – подготовительный,
     автор - организатор рассылает положение по подготовке к конкурсу.
  1.2 Второй этап - день проведения,
       в этот день проходит прослушивание произведений.
  1.3 Третий этап - подведение итогов,
       участники делятся мнением об участии в конкурсе,                        организаторы подводят итоги и проводят награждение   участников

 

2. Участники
     2.1 могут принимать участие подростки в возрасте 14 - 18 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx23.54 КБ