Развитие самостоятельного мышления школьников на уроках русского языка и литературы
В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельного мышления школьников на уроках русского языка и литературы. Основное внимание уделяется нестандартной технологии уроков-мастерских, которые можно проводить в любой возрастной группе, с 5 по 11 класс. Такие уроки вызывают интерес у обучающихся и меняют взгляд учителя на сам процесс обучения.В результате ученик погружается в процесс самовыражения и приобретения опыта, наработанного человечеством, т.е. овладевает знаниями, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, учится свободно мыслить, высказывать своё мнение, проводить самооценку и корректировать себя, свои знания, представления о мире в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnogo_myshleniya_shkolnikov_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Тетерина Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
средней школы №134 Санкт-Петербурга
Нигде, как в школе, не сохранились в неприкосновенности не только дореволюционные, но даже средневековые порядки, традиции, принципы, установки. Класс доска, мел, вызов к доске, отметки в журнале, экзамены – всё осталось прежним. Содержание учебных программ тоже изменились совсем немного. Даже требования к уровню подготовки выпускников средней школы тоже почти не изменились. Достигли ли мы тех результатов, которые планировались ещё 100 лет назад? Вот что мы читаем в «Народной энциклопедии» за 1912 год в10 томе, посвящённом народному образованию:
«Средняя школа даёт учащемуся образование, делает его вообще образованным человеком, который: 1) имеет достаточный запас сведений и достаточное умственное развитие, чтобы с успехом учиться в высшей школе; 2) владеет письменно и устно родной литературной речью; 3) сознательно относится к явлениям, происходящим в природе и в окружающем человеческом обществе; 4) способен самостоятельно и правильно мыслить о вопросах личной, общественной и политической жизни; 5) умеет ценить произведения искусства и науки, читать и понимать серьёзные книги…
Сообразно с вышеуказанными требованиями образованности, в средней школе характер обучения имеет не меньшую важность, чем его содержание. Обучение в средней школе должно быть развивающим, пробуждающим самостоятельное мышление, систематическим и научным…».
Как видим, сегодня по-прежнему остро стоит вопрос о правильной постановке школьного дела, о характере обучения, в том числе о технологиях, которые мы применяем в учебном процессе.
В последние годы стал заметен такой феномен: дети вроде бы стали более продвинутыми, бойкими, разговорчивыми, но это где-то вне уроков – на улице, на переменах, в виртуальном пространстве. А на уроках больше молчат, говорят плохо, односложно, не могут или боятся выразить свою мысль, а чужие не запоминают. Или они добросовестно повторяют за нами одно, а делают другое. Отчего это происходит?
Может быть, дело в том, что на уроках дети находятся в полной зависимости от нас, взрослых. Мы даём им указания, кого любить, кого ненавидеть, о чём писать и как писать, кто хороший, что плохо. Но ребята интуитивно чувствуют, что эти указания как-то противоречат их жизни, а иногда просто непригодны для жизни. Поэтому и возникает противоречие между словами и поступками.
Чтобы как-то ликвидировать это противоречие, необходимо изменить взгляд на ученика и на сам процесс обучения и использовать такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск, самостоятельное мышление. Одной из таких технологий является технология уроков-мастерских.
«Человек познаёт, что он такое, с помощью двух наставников: инстинкта и опыта»,- считал Паскаль, и если согласиться с этим высказыванием, то надо сделать так, чтобы ученик был погружён в деятельность самовыражения и приобретения опыта, наработанного человечеством С этой точки зрения ,педагогическая мастерская – это такая форма обучения, которая позволяет не вбивать знания в детей, а создавать условия для проживания того, что накоплено поколениями в культуре и науке, и овладения ими.
Мастерская, как и урок, объединяет все три направления педагогической деятельности: обучающее, развивающее и воспитывающее. В чём же её суть? И в чём отличие мастерской от урока?
Есть что-то роковое в звучании и составе слова УРОК. А ведь слово заключает в себе всю историю смыслов, когда-либо содержавшихся в нём. Вот и получается, что урок в жизни детей – это почти рок, судьба, т.к. длится он 10 лет.
Независимо от сознания учителя и ученика в истории школы сложился традиционный урок, к проведению которого написаны тысячи рекомендаций. Учитель учит, т. е. говорит, а ученик учится, т. е. чаще слушает, молчит, кое-что запоминает и мечтает, когда же он будет на свободе.
А мастерская? Там все что-то мастерят и каждый при этом идёт своим путём. Самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я - вот тебе план» или «делай лучше меня». Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам»
Таким образом, мастерская - это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной карты мира и ценностного отношения к нему.)
Цель технологии мастерских– предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.
Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания.
Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, сам пережил какое-либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание), т. е. «изобрёл собственный велосипед»)
Потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ
Принципы обучения в мастерской
- Все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на котором находится каждый.
- Каждый способен к творчеству, к духовному совершенствованию.
- Способность к духовному совершенствованию безгранична.
Кроме того, в мастерской отсутствует оценка, соревнование, соперничество, всё это заменяется самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Здесь чередуются индивидуальная, групповая и коллективная работа, что повышает уровень коммуникативной культуры. Очень важен принцип выбора материала, вида деятельности. Без выбора нет свободы.
Результат же получается методом проб и ошибок, что повышает ценность самого процесса творческого поиска.
Работа в мастерской основывается на природном материале, т. е. на том, что близко и понятно ребёнку, как-то связано с его жизнью. В нашем случае – на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.
Всё вышеперечисленное сближает технологию уроков-мастерских с другими современными технологиями
Что составляет основу мастерских?
. В основе мастерских лежат
идеи проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Выготского, Гальперина, Амонашвили, Лысенковой, Занкова, Эльконина-Давыдова. Эта технология, называемая ещё французской мастерской, привезена к нам из Франции, но выросла она на русской почве и подкреплена мыслями Ж.-Ж. Руссо и З. Фрейда. В целом, французы, сторонники «Нового образования» (ЖФЭН) представляют себе новую школу по типу старой русской школы Л. Н. Толстого или Рачинского (1868г.)
(см.Н. Богданов – Бельский «Устный счёт»)
Здесь изображён сам учитель математики Рачинский на уроке. Дети свободно передвигаются по классу, учитель ждёт ответа от каждого.
В такой школе всё идёт от запросов детей.
Темп урока задают дети. Ответа ждут от каждого, поэтому со временем не считаются.
Учитель и ученик свободны в пространстве: можно сидеть по кругу, можно – группами, можно свободно передвигаться по классу, можно соблюдать привычный порядок посадки.
Виды деятельности в мастерской- это
- Игры, импровизация, творчество;
- Работа в парах, группах, коллективе, в целом:
- Самостоятельная индивидуальная работа;
- Обмен наработанным материалом;
- Выбор видов работы, заимствование у других;
- Исследование, поиск, собственный ответ.
Мастерская ещё и потому, что в ней есть Мастер.
Учитель в мастерской превращается
в мастера, который демонстрирует одно действие за другим, позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать товарищей, делать открытия. Каждое последующее задание дополняет, расширяет, углубляет знания учащихся, помогает им понять что-то новое.
Мастер создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс
Мастер несёт нравственную ответственность за выбор материала, процесс и результат работы.
Общий принцип медика и педагога: Не навреди!
В мастерской важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс
Алгоритм действий в мастерской:
1. Индуктор – толчок, трамплин, мотивация, творческое начало.
2. Работа с материалом:
- деконструкция – смешение, разложение, развёртывание;
- выбор;
- реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка и т. д.
3. Первичная социализация – представление промежуточного результата;
4. Самокоррекция – сравнение своего и чужого, обмен материалом, доработка;
5. Информационный запрос – дополнение из разных источников;
6. Творчество – чистый лист – итоги работы (сочинение, рассказ, решение, таблица и т. д.)
7. Новая социализация – представление своей работы всем. Разрыв между старым и новым знанием.
Виды индукторов, использованные в нашей работе:
Имя ребёнка, музыкальное произведение, стихотворение, окружение ребёнка,кличка животного, рисунок, воспоминания, собственная ладонь, « Пушкинские проповеди» Соловейчика, фотография, открытка, название урока, на котором хвалили и т. д.
Урок-мастерская заканчивается РЕФЛЕКСИЕЙ.
Происходит самоанализ сделанного, анализ движения мысли, чувства, знания, мироощущения:
Что испытывал вначале? Каким путём решил идти? Как пришёл к тем выводам, которые есть в работе? С каким чувством заканчивал работу?
По русскому языку и литературе существует 2 вида мастерских:
1. Мастерская построения знаний
2. Мастерская творческого письма.
Нами проведены мастерские построения знаний:
Марина Цветаева – 11кл.
Мир стихов Р. Киплинга – 6кл.
Шекспир…и нет ему конца – 10кл.
Лирика Б. Пастернака – 11кл.
Рассказ про одну старуху (И. Шмелёв) – 11кл.
Сон Пети Ростова – 5кл.
У Васютки было озеро (В. Астафьев) – 5кл.
Свой круг (Л. Петрушевская) – 10 кл.
Спросите у писателя (Ф. Достоевский) – 10кл.
И мастерские творческого письма:
Этюд о музыке Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель»
Сочинение фантастического рассказа
Этюды «Настроение» , на свободную тему, «О милых сердцу», «О добрых чувствах»,
« О пути жизни», «Моя семья», «Дом идеальный»,
Чей опыт по развитию мастерских использован:
Л. Д. Фураева, методист кафедры гуманитарного образования АППО,
М. Б. Багге, зав. кафедрой гуманитарного образования АППО, А. А. Окунев, учитель математики, автор нескольких книг о мастерских, Г. Н. Степанова, методист Академии физики, доктор педагогических наук, Т. А. Комарова, учитель литературы 384 Лицея, учителя группы «Диалог»: Т. Н. Антонова, Т. Ф. Капитонова и др.
Мастерские – это здорово!
Если мы хотим научить думать, то прежде должны научиться придумывать.
Список литературы
1.«Энциклопедия 1912 года, том 10, стр. 292-293:
2. Литература. Уроки-семинары./сост. И.В.Громова.- Волгоград: Учитель, 2004.
3. И.А.Фогельсон. Литература учит: кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
5 Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе. Методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.
4. И.А.Мухина, Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.- СПБ. 2002.
5. Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 Санкт-Петербург, 1995.