Современный урок в условиях реализации ФГОС

Современный урок - главная составляющая часть учебного процесса.

Деятельность учителя и учащегося в большинстве своём сосредотачивается на уроке.

Урок – это часть жизни ребёнка.

С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт), урок проходит кардинальные изменения. Учитель становится направляющим звеном от ученика к знаниям, умениям и навыкам.

На современном уроке, учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, осмысленного усвоения знаний.

Цель и задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в современном, высокотехнологичном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).

В современном уроке чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

1.                Мобильность учащихся (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

2.                Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока: вспомнить-узнать-научиться);

3.                Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель создаёт на уроке проблемную ситуацию, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что недостаточно имеют знаний);

4.                Коммуникация (поиск новых знаний в паре, группах);

5.                Взаимопроверка, взаимоконтроль;

6.                Рефлексия (осознание учеником того, что он знает и что узнал нового).

Какие требования предъявляются к современному уроку:

·                     хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

·                     учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

·                     вывод делают сами учащиеся;

·                     минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

·                     время сбережение и здоровьесбережение;

·                     в центре внимания урока - дети;

·                     планирование обратной связи;

На уроке необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

·                     свобода выбора (в любом образовательном действии, ученику предоставляется право выбора);

·                     открытости (открытости к поиску новых знаний)

·                     деятельности (освоение знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности);

·                     идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

·                     обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).   

      Если мы немного вернёмся в прошлое и вспомним, как проходил обычный урок? То мы увидим очень чёткое различие. Раньше, учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику, правило по русскому языку. Затем ставит отметку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить интерес ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что школьные занятия  – это  необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

С точки зрения методики, учебными действиями, могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и проведение урока в музее и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

На мой взгляд, самая интересная и продуктивная работа для учащихся – это работа в группах.

Она имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Проведение уроков по новым стандартам – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому у детей появляется ощущение, что ведут урок они сами.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

-               возраста ребенка;

-               специфики учебного предмета;

-               меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

-               предъявить противоречивые факты, теории;

-               обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

-               использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Например, учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Рекомендации для учителей в рамках ФГОС

 При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

1.                ассоциативный ряд;

2.                опорный конспект;

3.                групповая дискуссия;

4.                чтение с остановками;

5.                кластеры;

6.                синквейн;

7.                эссе;

8.                ключевые термины;

9.                дидактическая игра;

10.           исследование текста

11.           работа с тестами;

12.           нетрадиционные формы домашнего задания.

 

На уроках литературы  применяются приёмы анализа литературного произведения, сопоставления вариантов поэтического текста, активизации познавательной деятельности, рефлексии; методика использования опорных конспектов, схем, модульного обучения; приёмы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, аналитическая беседа, диспут, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы; приёмы составления синквейнов и «заметок на полях». А также, сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: о совести, милосердии, сострадании, благородстве. Вся система работы над художественным произведением на уроках, а также внеклассная работа и внеурочная деятельность способствуют становлению личности, любящей свой край и своё Отечество, знающей русский язык, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в условиях реализации ФГОС

        

Современный урок - главная составляющая часть учебного процесса.

Деятельность учителя и учащегося в большинстве своём сосредотачивается на уроке.

Урок – это часть жизни ребёнка.

С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт), урок проходит кардинальные изменения. Учитель становится направляющим звеном от ученика к знаниям, умениям и навыкам.

На современном уроке, учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, осмысленного усвоения знаний.

Цель и задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в современном, высокотехнологичном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).

В современном уроке чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

  1. Мобильность учащихся (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока: вспомнить-узнать-научиться);
  3. Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель создаёт на уроке проблемную ситуацию, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что недостаточно имеют знаний);
  4. Коммуникация (поиск новых знаний в паре, группах);
  5. Взаимопроверка, взаимоконтроль;
  6. Рефлексия (осознание учеником того, что он знает и что узнал нового).

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время сбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • планирование обратной связи;

На уроке необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

  • свобода выбора (в любом образовательном действии, ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (открытости к поиску новых знаний)
  • деятельности (освоение знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности);
  • идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).   

      Если мы немного вернёмся в прошлое и вспомним, как проходил обычный урок? То мы увидим очень чёткое различие. Раньше, учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику, правило по русскому языку. Затем ставит отметку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить интерес ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что школьные занятия  – это  необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

С точки зрения методики, учебными действиями, могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и проведение урока в музее и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. 

На мой взгляд, самая интересная и продуктивная работа для учащихся – это работа в группах.

Она имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Проведение уроков по новым стандартам – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому у детей появляется ощущение, что ведут урок они сами.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

  • возраста ребенка;
  • специфики учебного предмета;
  • меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Например, учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Рекомендации для учителей в рамках ФГОС

 При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

  1. ассоциативный ряд;
  2. опорный конспект;
  3. групповая дискуссия;
  4. чтение с остановками;
  5. кластеры;
  6. синквейн;
  7. эссе;
  8. ключевые термины;
  9. дидактическая игра;
  10. исследование текста
  11. работа с тестами;
  12. нетрадиционные формы домашнего задания.

На уроках литературы  применяются приёмы анализа литературного произведения, сопоставления вариантов поэтического текста, активизации познавательной деятельности, рефлексии; методика использования опорных конспектов, схем, модульного обучения; приёмы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, аналитическая беседа, диспут, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы; приёмы составления синквейнов и «заметок на полях». А также, сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: о совести, милосердии, сострадании, благородстве. Вся система работы над художественным произведением на уроках, а также внеклассная работа и внеурочная деятельность способствуют становлению личности, любящей свой край и своё Отечество, знающей русский язык, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции.