Современный урок в условиях реализации ФГОС
Современный урок - главная составляющая часть учебного процесса.
Деятельность учителя и учащегося в большинстве своём сосредотачивается на уроке.
Урок – это часть жизни ребёнка.
С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт), урок проходит кардинальные изменения. Учитель становится направляющим звеном от ученика к знаниям, умениям и навыкам.
На современном уроке, учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, осмысленного усвоения знаний.
Цель и задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в современном, высокотехнологичном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).
В современном уроке чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
1. Мобильность учащихся (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока: вспомнить-узнать-научиться);
3. Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель создаёт на уроке проблемную ситуацию, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что недостаточно имеют знаний);
4. Коммуникация (поиск новых знаний в паре, группах);
5. Взаимопроверка, взаимоконтроль;
6. Рефлексия (осознание учеником того, что он знает и что узнал нового).
Какие требования предъявляются к современному уроку:
· хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
· вывод делают сами учащиеся;
· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
· время сбережение и здоровьесбережение;
· в центре внимания урока - дети;
· планирование обратной связи;
На уроке необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
· свобода выбора (в любом образовательном действии, ученику предоставляется право выбора);
· открытости (открытости к поиску новых знаний)
· деятельности (освоение знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности);
· идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
· обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Если мы немного вернёмся в прошлое и вспомним, как проходил обычный урок? То мы увидим очень чёткое различие. Раньше, учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику, правило по русскому языку. Затем ставит отметку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить интерес ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
С точки зрения методики, учебными действиями, могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и проведение урока в музее и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
На мой взгляд, самая интересная и продуктивная работа для учащихся – это работа в группах.
Она имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Проведение уроков по новым стандартам – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому у детей появляется ощущение, что ведут урок они сами.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
- возраста ребенка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Например, учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Рекомендации для учителей в рамках ФГОС
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
1. ассоциативный ряд;
2. опорный конспект;
3. групповая дискуссия;
4. чтение с остановками;
5. кластеры;
6. синквейн;
7. эссе;
8. ключевые термины;
9. дидактическая игра;
10. исследование текста
11. работа с тестами;
12. нетрадиционные формы домашнего задания.
На уроках литературы применяются приёмы анализа литературного произведения, сопоставления вариантов поэтического текста, активизации познавательной деятельности, рефлексии; методика использования опорных конспектов, схем, модульного обучения; приёмы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, аналитическая беседа, диспут, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы; приёмы составления синквейнов и «заметок на полях». А также, сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: о совести, милосердии, сострадании, благородстве. Вся система работы над художественным произведением на уроках, а также внеклассная работа и внеурочная деятельность способствуют становлению личности, любящей свой край и своё Отечество, знающей русский язык, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок в условиях реализации ФГОС
Современный урок - главная составляющая часть учебного процесса.
Деятельность учителя и учащегося в большинстве своём сосредотачивается на уроке.
Урок – это часть жизни ребёнка.
С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт), урок проходит кардинальные изменения. Учитель становится направляющим звеном от ученика к знаниям, умениям и навыкам.
На современном уроке, учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, осмысленного усвоения знаний.
Цель и задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в современном, высокотехнологичном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).
В современном уроке чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- Мобильность учащихся (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока: вспомнить-узнать-научиться);
- Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель создаёт на уроке проблемную ситуацию, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что недостаточно имеют знаний);
- Коммуникация (поиск новых знаний в паре, группах);
- Взаимопроверка, взаимоконтроль;
- Рефлексия (осознание учеником того, что он знает и что узнал нового).
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время сбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- планирование обратной связи;
На уроке необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
- свобода выбора (в любом образовательном действии, ученику предоставляется право выбора);
- открытости (открытости к поиску новых знаний)
- деятельности (освоение знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности);
- идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Если мы немного вернёмся в прошлое и вспомним, как проходил обычный урок? То мы увидим очень чёткое различие. Раньше, учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику, правило по русскому языку. Затем ставит отметку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить интерес ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
С точки зрения методики, учебными действиями, могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и проведение урока в музее и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
На мой взгляд, самая интересная и продуктивная работа для учащихся – это работа в группах.
Она имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Проведение уроков по новым стандартам – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому у детей появляется ощущение, что ведут урок они сами.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
- возраста ребенка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Например, учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Рекомендации для учителей в рамках ФГОС
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками;
- кластеры;
- синквейн;
- эссе;
- ключевые термины;
- дидактическая игра;
- исследование текста
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
На уроках литературы применяются приёмы анализа литературного произведения, сопоставления вариантов поэтического текста, активизации познавательной деятельности, рефлексии; методика использования опорных конспектов, схем, модульного обучения; приёмы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, аналитическая беседа, диспут, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы; приёмы составления синквейнов и «заметок на полях». А также, сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: о совести, милосердии, сострадании, благородстве. Вся система работы над художественным произведением на уроках, а также внеклассная работа и внеурочная деятельность способствуют становлению личности, любящей свой край и своё Отечество, знающей русский язык, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции.