Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Сопот Оксана Николаевна

Организация диалога с обучающимися, формулировка проблемного вопроса:

Чехов- врач? или Чехов- писатель?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_chehovu_1.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Сопот Оксана Николаевна

Класс:

Предмет: литература

Тема урока: «Уроки А.П.Чехова- человека, писателя, врача»

Место урока в изучаемой теме: урок обобщающего повторения по творчеству А.П.Чехова

Цель урока: выяснить, что завещал А.П.Чехов потомкам как человек, художник слова, врач?

1

2

Цель урока:

Формулируют учащиеся в ходе урока и записывают на доске.

Задачи:

Образовательные: 1) показать чеховскую художественную деталь как источник юмора.

2) выявить источники поэтики А.П.Чехова.

Развивающие: 1)Осуществление системно–деятельностного подхода. 2)Развитие критического мышления. 3)Развитие внимания. 4)Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных.) 5)Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.6)Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. 7)Развивать умение  применять  новые знания. 8)Развитие творческих, речевых способностей учащихся. 9)Формирование логических умений. 10) Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт. 11) Развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: 1) Заставить учащихся глубоко и серьёзно задуматься над тем, что их окружает,

как сохранить в себе человека, чувство собственного достоинства, как правильно заботиться о своём здоровье- духовном и физическом.

2) Ставить перед собой главные, существенные вопросы жизни.

3) Развитие коммуникативных УУД.

УУД

Личностные: Создание  ценностных ориентиров  и смыслов учебной деятельности.

Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:  Формировать умение работать с юмористическим текстом. Понимать и интегрировать   в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять  с учетом решаемых задач. Извлекать нужную информацию.

Форма организации

Проблемная, проектно-исследовательская, поисковая

Форма урока

Урок обобщающего повторения

Технология

Развитие критического мышления, исследовательской деятельности, технология сотрудничества, технология игровой деятельности, мозговой штурм

 

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познава-тельная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Индуктор

5 мин.

Создание эмоциональ-

ного настроя, мотивирую-щего творчес-

кую деятель-

ность.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку

Настроение на уроке –творческое!

Нам доставлен чемодан  с вокзала

Николаевской железной дороги.

Как вы думаете, что в нём?

Давайте посмотрим? Аптечка, Флердоранж, Молоточек.

Символ на доске – Человек с молоточком .

Эпиграф к уроку: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»,- Чехов.

На доске записано слово-ЮМОР.

Запишите ваши ассоциации  к слову и свяжите воедино с символом, сформулировав цели урока.

Мы продолжаем открывать для  себя Чехова.  Если бы вас попросили назвать 10 слов, характеризующих этого человека, вы бы назвали…

А теперь давайте поразмышляем,

мешал ли доктор Чехов писателю

Чехову?

А какой же будет наша цель?

Попробуйте сформулировать цели урока!

Высказыва-

ние предположе-

ний и гипотез

Приветствие учителя, настрой на работу

Формулировка цели урока.

Объяснение символа:

« Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. »

2.Обсужде-ние домашнего задания в группах.

10-12 мин

Проверка

исследова-тельской дея-

тельности

учащихся.

Организация диалога с обучающимися, формулировка проблемного вопроса:

Чехов- врач? или Чехов- писатель?

Каждая группа работает в определённом направлении, выступая в защиту какого- то

одного качества Чехова.

Высказыва-

ние учащихся по

теме.

1.Мелихово.

2.Россия.

3.Доктор.

4.Юмор.

5.Бескорыс-тие.

6.Ответствен-ность.

7.Доброта.

8.Человек.

9.Талант.

10. Сахалин.

Внимательное слушание учителя, осознанное построение речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Каждая группа выступает со своей презентацией на определённую тему.

Обобщение:

Чехов – уникальная

личность, Человек с большой буквы.

3.Актуализация знаний.

Мозговой штурм.

Составить

мини-портрет А.П.Чехова

На основе приведённых высказываний о Чехове создайте портрет писателя, в котором поста-

райтесь отобразить не только профессиональные качесва, но и человеческие.

Найдём  ОБЩЕЕ, ГЛАВНОЕ, НОВОЕ в ответах учащихся.

Каждый называет те

качества, которые

видит он.

Протоколист работает  в каждой группе и  фиксирует эти качества.

Один от группы озвучивает написнное.

4.Предметная пауза.

Проверить,

как усвоена тема.

Нарисуйте на доске  или найдите в классе  рисунки –символы, которые отвечают вашим представлениям о Чехове. Объясните свой выбор.

Рисунки- ключи- символы развешаны в разных концах класса. Дети, перемещаясь по классу, выбирают подходящий символ и объясняют его.

2-3 человека от группы.

5.Закрепле-ние материала.

Инценировка

Создание ситуации успеха

Диагноз

Чехова.

Создавая смешной рассказ, Чехов проявлял неистощимую фантазию. Сейчас нам предстоит оценить игру актеров, которые согласились инсценировать не только изученный нами рассказ  «Толстый и Тонкий», но и малоизвестный монолог  «О  вреде табака»

Какая идея объединяет эти произ-ведения?

Кто виноват в несчастье людей?

О каком человеке мечтал Чехов?

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа»

Человек сам

виноват  в  своих бедах.

Театрализация

Рассказа «Толстый и Тонкий»

монолог «О вреде

табака»

6.Подведе-ние итогов.

Рефлексия.

Оценивание

Формулировка темы урока

Как же мы озаглавим урок?

Задание по группам.

Несколько формулировок.

ЗНАНИЕ-

ОТКРЫТИЕ-

УМЕНИЕ-

Кстати, в нашем чемоданчике ещё что-то осталось. Давайте посмотрим. Это завещание Чехова потомкам.

 

Произведения Чехова, история его жизни многому учат:

  • воспитывают культуру человеческих чувств;
  • воспитывают отвращение к пошлости и грубости, хамству и холопству;
  • учат уважать человека в себе и в других;
  • учат помогать людям;
  • учат тому, что нельзя жить мелкой жизнью, что жизнь без высокой цели не настоящая жизнь.

Что завещал нам  Чехов- гражданин, писатель, врач?  Чему научил?

Решение учебной задачи обучающимися.

Открываем заветный чемоданчик и читаем на старом, потёртом от времени пергаменте

ЗАВЕЩАНИЕ А.П.Чехова

Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание

7. Запись и объяснение Д/З:

Что завещал нам  Чехов- гражданин, писатель, врач?  Чему научил?

Сочинение- эссе


 

Комментарии

Здравствуйте, Оксана Николаевна. Я практикую составление технологических карт для уроков родного языка и литературы. Поэтому мне интересны все разработки технологических карт. Очень много полезного для себя приобрела из вашей карты по методике её составления. Спасибо.