Педагогические техники развития ууд у учащихся второй степени обучения

Просолович Юлия Сергеевна

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания. Русский язык  служит средством познания и общения, является хранителем национальной культуры и выражением отношения к миру, выступает в качестве инструмента развития и воспитания.

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

ВГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД),  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

  • Личностные.
  • Регулятивные.
  • Познавательные.
  • Коммуникативные.

Русский язык как учебный предмет – основа образования школьника. На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Личностные универсальные учебные действия в системе школьного образования

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

К личностным УУД  относятся:

  • Желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  • Участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • Осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания.

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются  следующие виды заданий:

  • Участие в проектах;
  • Творческие задания;
  • Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературы можно использовать следующие приёмы:

  • Дай себе помочь.
  • Выход за пределы.
  • Отсроченная реакция.
  • Лови ошибку.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • Поиск информации в предложенных источниках;
  • Взаимоконтроль;
  • Диспут;.

Методические приемы для формирования регулятивных действий

на уроках литературы:

  • Вопрос к тексту.
  • Задания-ловушки.
  • Обоснованный отказ от выполнения заданий.

 

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • Структурирование знаний;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка целесообразны следующие виды заданий:

  • Сравни;
  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • Поиск лишнего;

Методические приемы для формирования познавательных действий

на уроках литературы:

  • Прием моделирования.
  • Фантастическая добавка.
  • Дай себе помочь.
  • Опрос «по цепочке».

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог. К коммуникативным действиям относятся:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

 

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • Составь задание партнеру;
  • Составь рассказ от имени героя;

Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: 

«Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

  • Дискуссия;
  • Групповая форма работы;
  • Проектная и исследовательская деятельности;
  • Театрализация;

 

Таким образом, модернизация образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

 

 

Литература

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст]: учебное пособие/ И.В. Абакумова. - Ростов н/Д.: Просвещение, 2010. - 368с.

2. Алейникова И.Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов [Текст] / И.Т. Алейникова // Управление школой. - 2013. - №11. - С.38-40.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст]: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.