Педагогические техники развития ууд у учащихся второй степени обучения
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания. Русский язык служит средством познания и общения, является хранителем национальной культуры и выражением отношения к миру, выступает в качестве инструмента развития и воспитания.
Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.
ВГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
- Личностные.
- Регулятивные.
- Познавательные.
- Коммуникативные.
Русский язык как учебный предмет – основа образования школьника. На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Личностные универсальные учебные действия в системе школьного образования
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
К личностным УУД относятся:
- Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- Участвовать в творческом, созидательном процессе;
- Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания.
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:
- Участие в проектах;
- Творческие задания;
- Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературы можно использовать следующие приёмы:
- Дай себе помочь.
- Выход за пределы.
- Отсроченная реакция.
- Лови ошибку.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- Поиск информации в предложенных источниках;
- Взаимоконтроль;
- Диспут;.
Методические приемы для формирования регулятивных действий
на уроках литературы:
- Вопрос к тексту.
- Задания-ловушки.
- Обоснованный отказ от выполнения заданий.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- Структурирование знаний;
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка целесообразны следующие виды заданий:
- Сравни;
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- Поиск лишнего;
Методические приемы для формирования познавательных действий
на уроках литературы:
- Прием моделирования.
- Фантастическая добавка.
- Дай себе помочь.
- Опрос «по цепочке».
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог. К коммуникативным действиям относятся:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- Составь задание партнеру;
- Составь рассказ от имени героя;
Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:
«Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
- Дискуссия;
- Групповая форма работы;
- Проектная и исследовательская деятельности;
- Театрализация;
Таким образом, модернизация образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Литература
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст]: учебное пособие/ И.В. Абакумова. - Ростов н/Д.: Просвещение, 2010. - 368с.
2. Алейникова И.Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов [Текст] / И.Т. Алейникова // Управление школой. - 2013. - №11. - С.38-40.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст]: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.