Урок по теме: "Источники фразеологизмов"
Конкурс «Умные уроки в нашей новой школе - 2019»
Номинация «Умные уроки с электронными образовательными ресурсами (ЭОР)»
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока Источники фразеологизмов
ФИО Карась Наталья Владимировна
Место работы МБОУ «СОШ №15» г. Гусь-Хрустальный
Должность учитель
Предмет русский язык
Класс 6
Номер урока в теме урок второй в теме «Фразеология. Культура речи». Урок сорок четвёртый в учебно-тематическом плане.
Тип урока урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Базовый учебник М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. «Русский язык. 6 класс» М: Просвещение, 2017г
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся навыков использования фразеологических оборотов в предложении и в тексте; показать источники возникновения фразеологизмов; способствовать расширению активного и пассивного словарного запаса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka.docx | 242.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Умные уроки в нашей новой школе - 2019»
Номинация «Умные уроки с электронными образовательными ресурсами (ЭОР)»
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока Источники фразеологизмов
ФИО Карась Наталья Владимировна
Место работы МБОУ «СОШ №15» г. Гусь-Хрустальный
Должность учитель
Предмет русский язык
Класс 6
Номер урока в теме урок второй в теме «Фразеология. Культура речи». Урок сорок четвёртый в учебно-тематическом плане.
Тип урока урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний
Базовый учебник М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. «Русский язык. 6 класс» М: Просвещение, 2017г
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся навыков использования фразеологических оборотов в предложении и в тексте; показать источники возникновения фразеологизмов; способствовать расширению активного и пассивного словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к нему;
- потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому совершенствованию
Метапредметные результаты:
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение проектировать и моделировать процессы в учебных и практических ситуациях;
-умение искать пути решения учебной задачи;
-умение определять степень успешности работы;
познавательные универсальные учебные действия:
- умение работать с информацией;
- умение принимать решение в проблемной ситуации;
- умение отбирать и систематизировать материал;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение участвовать в речевом общении;
- умение работать в группе и в паре, представлять результат своей деятельности и деятельности группы;
предметные результаты:
- знание источников происхождения фразеологизмов в русском языке;
- умение применять знания в новой ситуации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ноутбуки; школьные фразеологические словари; ЭОР: http://frazbook.ru/frazeologizmy/ ; http://allforchildren.ru/kidfun/phrase00.php
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент 2 минуты | Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок. Когда мы улыбаемся, Мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся Подарками судьбы. А нашими подарками станут, конечно, новые знания, полученные на уроке. Открывайте тетради, записывайте число. | Приветствуют учителя, улыбаются, оформляют в рабочей тетради начало урока. | Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Регулятивные: саморегуляция. |
2.Актуализация знаний 4 минуты | Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие по стране Фразеологии. Но сначала проверим, сможете ли вы отличить фразеологизмы от других сочетаний слов. Послушайте стихотворение, представленное на слайде. «Искатели» Е.Бергер Недели две искал Олег Повсюду прошлогодний снег, И столько же искала Лена Потом иголку в стоге сена. И две недели ветра в поле Найти не удаётся Оле. А Глеб в лесу присел на пень: Он ищет здесь вчерашний день. Выпишите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль. -Что вы выписали? -Чем отличаются фразеологизмы от других сочетаний слов? -Имеют ли фразеологизмы синонимы? Антонимы? -Для чего мы используем фразеологические обороты? Что придают они нашей речи? | Ученики выписывают фразеологические обороты, устно объясняют значение, отвечают на вопросы учителя, определяют синтаксическую роль фразеологизмов. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: построение речевого высказывания в устной форме. |
3.Постановка учебной цели. 2 минуты | Молодцы, ребята. Мы уже много знаем о фразеологических оборотах. А сейчас попробуйте объяснить значение фразеологизмов: соль земли, тришкин кафтан, топорная работа. Итак, есть вопрос, на который мы еще не ответили. Что же нам предстоит узнать? Ученики определяют цель урока: «Почему мы так говорим? Каковы источники происхождения фразеологизмов?» | Ставят учебную цель, записывают тему урока. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно. |
4.Открытие нового знания 2 минуты | Работа с учебником. §30 стр. 84. Прочитайте параграф учебника. -Что же вы узнали? Оказывается источников происхождения фразеологических оборотов несколько. Есть исконно русские, есть заимствованные. | Читают учебник, отвечают на вопрос учителя, делают вывод по прочитанному. | Познавательные: поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; Коммуникативные: владение связной монологической речью |
5.Исследовательская работа учащихся. 12 минут | Сейчас мы разделимся на группы, чтобы больше узнать об этом. Задание группам: 1.С помощью фразеологического словаря и интернет-ресурсов (http://frazbook.ru/frazeologizmy/ ) определить значение предложенных вам фразеологизмов. 2. Рассказать историю происхождения. 3.Записать в тетрадях примеры использования. 1 группа. Богословы. (Библейские фразеологизмы)
2 группа. Историки. (Из античной истории)
3 группа. Литераторы
4 группа. Профессионалы
Учитель при необходимости консультирует учащихся, слушает, оценивает выступление. Совместно с учащимися на доске рисует кластер «Источники фразеологизмов». - Ребята, для чего нужно знать происхождение фразеологических оборотов? | Работают в группах, определяют значение фразеологизмов, историю их происхождения, записывают в тетради примеры использования, затем рассказывают о своих открытиях классу Учащиеся делают вывод, что знать происхождение фразеологизмов нужно, чтобы понимать их значение и уместно использовать в речи. | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению; аргументировать своё мнение; осуществлять взаимодействие в группах; владеть связной монологической речью; использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные: анализировать, обобщать, делать выводы; устанавливать аналогии; осуществлять познавательную рефлексию; использовать ИКТ и справочную литературу в процессе учебной деятельности. |
6.Физкультминутка. (1м) | Проводят дежурные. | ||
7.Творческая работа. Закрепление новых знаний. Работа в парах. 11 минут | К данным словам совместно с соседом по парте подберите фразеологизмы (капля, земля, снег, стена, рука, глаза, вода, масло, блины). Приведите примеры их употребления и творчески (небольшой рассказ, стихотворение, рисунок) расскажите о них. Для справок можно пользоваться школьным фразеологическим словарём и интернет-ресурсами. http://allforchildren.ru/kidfun/phrase00.php http://frazbook.ru/frazeologizmy/ | Выбирают любые слова из предложенных, работают в парах, сочиняют свои тексты, создают рисунки или подбирают стихотворения, пользуясь интернет-ресурсами. Затем выходят к доске, рассказывают о своих находках и прикрепляют магнитами листы А4 со стихами, рисунками, рассказами. | Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению; аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать; осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности; использовать ИКТ в процессе учебной деятельности. |
8.Итоги урока. Рефлексия. 3 минуты 9.Домашнее задание. 2 минуты | Сегодня вы хорошо поработали, путешествуя по стране Фразеологии. Спасибо всем за работу. - Понравилось ли вам наше путешествие? - Что же вы сегодня узнали? - Каковы источники фразеологизмов? - Зачем необходимо знать эти источники? - Какую роль фразеологические обороты играют в нашей речи? Закончите, пожалуйста, предложения, представленные на слайде.
| Подводят итоги урока, отвечают на вопросы учителя, оценивают результаты своей деятельности, приходят к выводу, что фразеологизмы украшают и обогащают нашу речь. | Регулятивные: контроль, оценка своих достижений, осознание трудностей. Личностные: учебно- познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учёбе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке. |
Выберите, пожалуйста, любое понравившееся вам домашнее задание.
2.§30, сочинить небольшой рассказ, используя фразеологические обороты. Рассказ озаглавить, фразеологизмы подчеркнуть как члены предложения. (Рекомендуемые фразеологические обороты: как убитый, без задних ног, сломя голову, в одно мгновение, как свои пять пальцев, хоть пруд пруди, из рук вон, чуть свет.) 3. §30, упр. 155. | Записывают домашнее задание | Личностные: самооценка. |