Как помочь ребёнку подготовиться к ЕГЭ по русскому языку?
Статья для родителей будущих выпускников, которая содержит советы и рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение лицей № 408
Пушкинского района Санкт- Петербурга
Как помочь ребёнку подготовиться
к ЕГЭ по русскому языку?
Статья подготовлена
учителем русского языка и литературы
Коптяевой Ольгой Евгеньевной
Санкт- Петербург
Пушкин
Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно,
нам нужно не переносить его из его сферы в нашу,
а самим переселяться в его духовный мир.
Николай Пирогов
В подготовке будущих выпускников к Единому Государственному Экзамену огромную роль играют родители. Именно родители могут волноваться и переживать или быть равнодушными и безучастными, могут помогать и поддерживать или мешать и отвлекать от главного, могут внушать уверенность в успехе и веру в лучшее или повышать чувство тревоги и нервировать. Не только будущим выпускникам, но и их родителям требуется особая подготовка.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку необходима всем учащимся, независимо от того, какую они в будущем выбрали себе профессию и к каким наукам – гуманитарным, техническим или естественным – они склонны в большей степени. Умение грамотно формулировать свои мысли пригодится при сдаче любого экзамена.
Большое значение имеет понимание родителями того, что подготовка к ЕГЭ начинается задолго до 11 класса. Уже в начальных классах, а затем и в среднем звене закладывается фундамент будущих успехов ребёнка. Важно воспитать в нём ответственное отношение к учёбе. Контроль со стороны родителей, их внимание к проблемам ребёнка необходимы на протяжении всего периода обучения. Важна система знаний по предмету. Некоторые родители ошибочно полагают, что за несколько месяцев до ЕГЭ можно восстановить все пробелы в знаниях и наверстать упущенное. Как минимум за два года до сдачи экзамена должна начаться усиленная подготовка по предмету. Любой взрослый человек, даже если он далёк от работы в системе образования, понимает, что это необходимо для успешной сдачи серьёзного испытания.
В самом начале учебного года (в 10 классе) родителям нужно выяснить, какую помощь предлагает старшеклассникам школа. Это могут быть консультативные часы, факультативные и элективные курсы по предмету, платные услуги. Посещение дополнительных занятий по подготовке к экзаменам должно родителями контролироваться. Если у ребёнка не в полной мере сформировано чувство ответственности, то в старших классах контроль со стороны родителей должен стать усиленным. Обращаться к репетиторам и записывать ребёнка на курсы, если в этом есть необходимость, также надо заранее. К сожалению, до сих пор бывают случаи, когда родители начинают бить тревогу только после полученной ребёнком неудовлетворительной отметки на пробном ЕГЭ, когда до настоящего экзамена остаётся чуть больше месяца. А ведь от положительной сдачи русского языка (как и от сдачи математики) зависит прежде всего получение аттестата.
Необходимо научить будущего выпускника правильно распределять время, чтобы самостоятельные занятия по подготовке к ЕГЭ были систематическими. Умение рационально использовать время понадобится и на экзамене. Ведь экзаменационную работу по русскому языку рекомендуется выполнять за определённое время.
Нужно тщательно изучить типовые варианты заданий, контрольно-измерительные материалы, а также официальные документы ЕГЭ, куда входят все инструкции, которые должен проштудировать каждый выпускник. Все необходимые документы можно найти в сборниках, подготовленных ФИПИ
(Федеральным Институтом Педагогических Измерений), а также на Официальном портале ЕГЭ www.ege.edu.ru. Сборники для подготовки можно приобрести в книжных магазинах или использовать Интернет-ресурсы. Особое внимание следует уделить инструкции по заполнению бланков ответов. Несмотря на то, что в школе дети заполняют бланки много раз в течение всего периода подготовки, ошибки встречаются очень часто. А это может привести не только к потере баллов, но и к неудовлетворительному результату. Выпускнику нужно научиться спокойно и тщательно заполнять бланки по образцам и концентрировать своё внимание на правильном выполнении тестовых заданий.
Во время подготовки к экзаменам нужно научиться внимательно прочитывать задания. Ошибки выпускники часто делают не только по причине пробелов в знаниях, но и по невнимательности.
Надо учесть: если какое-то задание не получается, не нужно задерживаться на нём. Лучше сделать необходимые отметки, перейти к следующему пункту и спокойно сделать те задания, которые ученик знает наверняка. Позже можно будет вернуться к невыполненным заданиям.
Необходимо, чтобы и при самостоятельном выполнении тренировочных тестовых заданий всегда использовались бланки. Стоит напомнить, что бланк № 1 проверяется при помощи сканирования. Неаккуратность и нежелание следовать инструкциям может привести к нежелательным последствиям.
Прежде чем приступить к выполнению тренировочных заданий, необходимо потренироваться на заданиях по отдельным темам. Когда родители решают приобрести для ребёнка дополнительную литературу для подготовки, нужно для первого этапа выбрать «Тематические тестовые задания по русскому языку» (обязательно одобренные ФИПИ).
Следует также отметить, что 2 часть (сочинение-рассуждение по исходному тексту) пишется на отдельном бланке и проверяется экспертами. В инструкции чётко указано, что сочинение должно быть написано аккуратно, разборчивым почерком. И это не просто слова. Если при проверке выясняется, что невозможно разобрать написанное выпускником сочинение, такая работа оценивается нулём баллов.
Практика показывает, что выполнение 2 части вызывает наибольшие затруднения. Не секрет, что некоторые выпускники со 2 частью вовсе не справляются или получают мало баллов. В чём же причина низких баллов за сочинение?
Несомненно, это задание повышенной трудности, прежде всего проверяющее речевые умения и навыки. Но ещё проверяются общий уровень развития ученика, его эрудиция, уровень его нравственности и культуры и, конечно же, начитанность.
Очень уместны здесь будут слова выдающегося учёного современности Д.С.Лихачёва: «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Мы можем определить степень интеллектуальности человека».
Задача выпускника – внимательно и вдумчиво прочитать текст, воспринять его информацию, увидеть и правильно сформулировать проблему. Необходимо также сформулировать авторскую позицию, согласиться (или корректно не согласиться) с автором, высказать своё аргументированное мнение по проблеме. Все эти умения формируются постепенно и только при условии кропотливого труда. Чем больше будет предварительных тренировок, тем выше будет результат.
Случается так, что выпускник видит и правильно понимает проблему, поднятую автором текста. Но строит свою работу, как собственное сочинение-размышление. Такая работа может быть написана грамотно и логично, но по правилам экзамена не будет оценена. В задании чётко указано следующее: «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается».
Несомненно, для того чтобы справиться с заданием № 27, выпускнику понадобятся знания по литературе. За 2 года обучения в старшей школе учащиеся знакомятся с лучшими образцами литературы 19-20 веков. Не каждый 16-17-летний в состоянии без помощи взрослых, умудрённых жизненным опытом людей понять философские вопросы, поднятые Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир», или разобраться в проблематике произведений поэтов Серебряного века. И далеко не каждый ребёнок может смело и уверенно представить свои доводы и сокровенные мысли на уроке литературы. Зато близкие люди могут в доверительной беседе ответить на вопросы, тревожащие душу юного создания, стоящего на пороге самостоятельной жизни. Родителям нужно найти время и, главное, желание обсудить с ребёнком классическое произведение, прочитать вместе что-нибудь из лучших образцов зарубежной литературы, поделиться впечатлениями от прочитанного произведения современности. Можно посмотреть вместе, а затем обсудить художественный фильм, поднимающий вечные вопросы бытия, посетить вместе театр, обсудить спектакль, ответить на вопросы, возникшие у ребёнка после просмотра постановки. И тогда на экзамене у выпускника будут яркие примеры для аргументации собственного мнения по проблеме, которую автор рассматривает в тексте. Как показывает практика, именно обоснование собственного мнения при написании сочинения по исходному тексту оказывается для многих наиболее сложным видом работы.
Нужно чаще разговаривать со своими большими детьми. Они очень нуждаются в понимании и поддержке. Требуются труд, время, терпение и выдержка, чтобы взрослым, чьи корни совершенно в другой эпохе, удалось настроить современных детей на обсуждение вечных ценностей. Родители должны быть готовы к тому, что это будет длительный и очень сложный процесс. Сегодняшние дети во многом не похожи на представителей предыдущих поколений, с ними так трудно бывает прийти к взаимопониманию. Зато вечную проблему «отцов и детей» они обсуждают очень горячо. Важная задача родителей – быть терпеливыми, внимательными и заботливыми.
Выдающийся писатель, педагог и мыслитель Л.Н.Толстой считал так: «Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним».
Задача родителей – внести вклад в формирование разносторонне развитой личности ребёнка, его мировоззрения, в воспитание в ребёнке чувства ответственности и серьёзного отношения к делу.
Очень важен в период подготовки к экзаменам психологический аспект. Конечно, очень часто родители переживают ответственные моменты в жизни детей очень остро. И всё же именно от родителей, от их мудрости и терпения зависит очень многое. Основные задачи родителей будущих выпускников в психологическом плане следующие:
- создание благоприятного климата в семье и комфортных условий для подготовки к экзаменам,
- повышение мотивации, создание настроя на ответственный период в жизни,
- спокойствие и помощь в преодолении эмоциональных барьеров,
- одобрение, похвала, вера в будущий успех ребёнка,
- составление плана деятельности для подготовки к экзамену (в зависимости от темперамента и индивидуальных особенностей ребёнка),
- организация режима, обеспечение полноценного отдыха и питания.
Перегрузки в этот период недопустимы. Они могут привести к переутомлению и даже к нервному срыву.
Одна из психологических особенностей современных детей – повышенная тревожность. Родителям нужно научиться справляться со своими волнениями и переживаниями, чтобы ещё больше не повысить тревожность ребёнка (особенно впечатлительного), которая может отрицательно сказаться на результате.
Ребёнок накануне экзамена должен обязательно выспаться. Категорически запрещается давать детям какие-нибудь успокоительные средства! Родители должны знать, что своей неосмотрительностью они могут навредить. Утром перед экзаменом каждому ребёнку необходимы улыбка и добрые напутственные слова родного человека, чтобы чувствовать себя бодро и уверенно.
Доброта и мудрость родителей, их тесное сотрудничество с педагогами, внимательное отношение к собственным детям – всё это неотъемлемые составляющие будущей успешной сдачи ЕГЭ. А знания и опыт, полученные детьми в этот сложный период, пригодятся не только на экзаменах, но и в дальнейшей жизни.
Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. К.Д.Ушинский