статья
Методы и приёмы работы по развитию речи на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_raboty_po_razvitiyu_rechi_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы работы по развитию речи
на уроках русского языка и литературы
Развитие речи учащихся является одной из важнейшей задач обучения русскому языку и литературе. Над данной проблемой я работаю в течение 18 лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков, обобщён опыт работы по избранной теме.
Итак, в сфере развития речи у словесника имеются большие возможности, но и требования к нему велики. Но ведь мы должны готовить детей не для экзамена, а для жизни. Только сочинение развивает логическую мысль ребенка, формирует его личные убеждения, и учить этому словесник все равно будет.
К сожалению, приходя в 5-й класс, дети по возможностям, по своей речевой подготовленности необычайно различны. Это объясняется и обстановкой в доме ученика, и его собственными психологическими особенностями, и уже сложившимся объемом его активного словарного запаса. Но это разнообразие не отменяет общих требований, которые трудны, но вполне выполнимы.
Формы работы по развитию речи многообразны:
во-первых, сочинение, где ребенок рассказывает о себе или о своих близких, носящее, так сказать, исповедальный характер;
во-вторых, это сочинения, описывающие художественные памятники прошедших эпох;
в-третьих, это описания природы, различных ее уголков;
в-четвертых, это творческое изложение, где учащийся не только излагает текст, но и рассуждает о нем, делает из него выводы;
в-пятых, это сочинения по картине, причем картины могут быть любых жанров, и очень хорошо, если они будут созвучны изучаемому в этот момент литературному материалу ;
в-шестых, сочинение публицистического характера;
в-седьмых, это сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей;
в-восьмых, это сочинения собственно литературные, то есть посвященные произведениям по внеклассному чтению или изучаемым в классе, со сравнительной характеристикой персонажей;
в-девятых, это сочинения с грамматическими заданиями.
Кроме того, любой вид работы по развитию речи может проходить и как письменная работа, и как устное выступление, так как психологически навыки устной и письменной речи различаются между собой, а школа должна дать их гармоническое сочетание. Психологически каждый ученик затрудняется больше или в устной, или в письменной речи. Облегчает устную речь отсутствие боязни сделать ту или другую ошибку на письме, зато процесс обдумывания текста, незаметный в моменты письменной работы, может заставлять отвечающего спотыкаться, болезненно замедлять его речь.
Дидактические игры помогают школьникам быстрее усваивать учебный материал, применять его на практике, развивают речь и повышают её культуру.
В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником учебного процесса. Сотрудничество осуществляется через диалог равноправия, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники. Формой демократического общения учителя и учеников является, на мой взгляд, дискуссия; её я использую на уроках в 9 – 11 классах. Это не случайно: только накопив определённое количество фактического материала, можно сделать шаг от знаний к убеждениям.
Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели её проведения следующие:
1) выяснение разных точек зрения, помогающих найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников; 2) воспитание у школьников культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента.
Дискуссия как форма демократического общения имеет некоторые преимущества: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений.
Конечно, настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И всё-таки определённая подготовка необходима. Можно выделить три этапа: 1) предварительная подготовка (выбор темы; глубокое изучение вопроса, который будет обсуждаться; создание инициативной группы по подготовке дискуссии; оформление помещения);
2) проведение дискуссии; 3) подведение итогов.
Умелая дискуссия – почти искусство, поэтому важно не ошибиться в выборе ведущего.
В качестве тем уроков-дискуссий в рамках действующей программы могу предложить следующие: «Односоставное или двусоставное?», «Это сложное предложение» (классификация сложных предложений в русском языке), «Сколько частей речи в русском языке?», «Многозначность или омонимия?», «Своё и чужое в русском языке» (об отношении к заимствованиям), «Почему нужно учиться говорить правильно?», «Чистота речи – не однообразие ли это?», «Красноречие - для всех или для избранных?» и т.п.
Возможен и другой вариант. Это дискуссия – ролевая игра, которая предполагает деление класса на условных противников: одна группа учащихся опровергает норму, другая защищает её (роли распределяются заранее с учётом желания ребят). Игровую форму дискуссии я считаю наиболее эффективной: она снимает скованность детей, позволяет провести подготовительную работу с каждой группой. Ролевая игра позволяет учителю остаться арбитром в споре: не будучи обременён необходимостью аргументировать, сообщать информацию, он берёт на себя решающую роль ведущего – дирижёра дискуссии.
Существует предположение, что 21 век будет временем торжества гуманитарных наук. В это хочется верить: ведь гуманитарные науки, по словам М.М.Бахтина, - это «науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи… Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт ТЕКСТ… Всякий истинно творческий текст всегда есть в какой-то мере свободное… откровение личности».
В национальном образовании сегодня провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает личностно ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. Использование текста как средства осуществления личностно ориентированного подхода при изучении русского языка позволяет решить такие проблемы, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, понимающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования. Внедрению данного подхода в жизнь способствуют следующие виды уроков: урок-исследование, урок-семинар, практикум, деловая игра, дискуссия, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, формы выполнения работы и т.п. Возрастает роль уроков развития речи, если на них применяется инсценирование, разыгрываются речевые ситуации, включаются элементы диспута, дискуссии, используются различные виды изложений и сочинений.
На уроках развития речи, по моему мнению, необходимо обращаться к музыке, живописи, образцам художественного слова, поскольку они дают возможность раскрепостить ученика, будят в нём творческое начало, мотивируют его речевую деятельность.
Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках русской литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, готовят выступления так, чтобы заинтересовать слушателей, донести до них свои мысли образно и понятно. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку и помогает разнообразить формы работы по развитию речи.
Итак, цель уроков развития речи – сформировать у учащихся способность к самовыражению в речи, потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову, бережное с ним обращение, наконец, потребность в разнообразных знаниях, в постоянном их пополнении.
Считаю, что в центре внимания учителя должен быть ученик. Когда пишет, творит каждый, никто никем не подавлен, то каждый в процессе работы почувствует свою силу, а также узнает свои слабости. Кроме того, очень важный фактор для успешной деятельности – взаимодоверие между учителем и учеником. Учитель должен верить в искренность ученика, уважать чужое мнение. Не говоря уже о том, что ученик должен быть уверен – его высказывания не будут использованы против него.
Каждый урок русского языка и литературы – это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся. Следовательно, поиск продолжается.