Методические рекомендации к использованию регионального компонента по литературе 5 класс

Селезнева Людмила Александровна

В статье автор попытался представить свой опыт использования регионального компонента на уроках литературы. Она представила разработанную программу по использованию национальной чувашской литературы на уроках русской литературы с целью углубления знаний учащихся и сравнения литературного материала национальной чувашской и русской литратур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Программа и тематическое планирование по русской литературе и русскому языку

 с использованием национально – регионального компонента для 5 класса

Месяц

Русская литература

Чувашская литература

Русский язык

Творческие работы

Рукописный журнал

Сентябрь

Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван, крестьянский сын»

Чувашские народные сказки «Земля-богатырь», «Поглощенные землёй»

Повторение изученного в начальных классах

Изложение на материале чувашских сказок

Запись сказки, составленной учащимися

Сентябрь

Сказки русских и зарубежных писателей: Жуковского, Лермонтова, Маршака

Сказки чувашских писателей: К Иванова, Шубоссини

Повторение изученного в начальных классах

Сочинение – миниатюра «Что бы вы сделали, если бы оказались героями сказок К Иванова»

Запись лучших сочинений

Октябрь

Русская классика 19 века Крылов Басни

Басни чувашских писателей А.Калкак

Повторение изученного в начальных классах

Составить басню на заданную тему

Запись лучших басен

Октябрь

Н.В. Гоголь «Заколдованное место», «Ночь перед рождеством»

Легенды и предания чувашских писателей М. Юхма «Мост Азамата», «Серебристая луна», «Пинеслу»

Синтаксис. Материал для разбора предложений и словосочетаний из произведений чувашских писателей

Изложение с элементами сочинения по легенде «Пинеслу»

Рисунки учащихся

Декабрь-январь

Сказки русских и зарубежных писателе 20 века Паустовский, Платонов Даррел, Дж. Родари

Сказки чувашских писателей 20 века: Шелеби «Эссебе», С. Эльгер «Дурень и журавль», П.Хузангай «Репка», «Голубка», Я. Ухсай «Сказки о счастье»

Изучение фонетики и графики на материале чувашских сказок

Отзыв о прочитанной сказке, Усное рисование сюжетов сказок. Устная характеристика героев

Лучшие работы и рисунки

Февраль

Произведения русских поэтов и писателей о природе С. Есенин, м. Пришвин, П Хузангай

Стихи чувашских поэтов о природе Я.Ухсай, П. Хузангай

Изучение имени прилагательного на материале отрывков из произведений чувашских писателей

Понятие об эпитете, нахождение эпитетов в стихах поэтов. Устная зарисовка картин природы

Сочинение – описание Родная земля, Берендеевский лес, Мой любимый уголок природы

Апрель

Современная литература. Проза В. Белова, А. Алексина, В. Астафьева

Современная чувашская литература для детей. Рассказы Григория Луча

Изучение глагола на материале отрывков из произведений чувашских писателей

Сочинение – рассказ о произведениях Г.Луча

Лучшие работы учащихся с рисунками

Май

Война в прозе и поэзии писателей и поэтов

Война в произведениях чувашской литературы. Л.  Агаков «Золотая цепочка», стихи Я. Ухсая и П. Хузангая о войне

Повторение на материале отрывков из произведений чувашских писателей

Сочинение – характеристика героя повести «Золотая цепочка»

Лучшие работы на тему «История моей улицы»