Образовательные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ
Образовательные технологии на уроках русского языка и литературы при обучении детей с ОВЗ.
"Ученик - не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь!"
Закон РФ «Об образовании» устанавливает: «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, способной обеспечить эффективные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это такие дети, которые имеют недостатки в физическом или психическом развитии. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.
Основой педагогической классификации таких нарушений является характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Существуют следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Задача педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ, заключается непосредственно в том, чтобы создать такую модель обучения, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения построен на компетентностном подходе, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение. Данное обучение, в основу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения. Цель личностно-ориентированного образования, главным образом, состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, которые необходимы для становления самобытного личностного образа».
Личностно-ориентированный подход к обучению реализуется через внедрение таких технологий, как:
· технологии, сберегающие здоровье
· игровые технологии
· информационно-коммуникативные технологии
· педагогика сотрудничества
· проблемное обучение
· индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
· развитие критического мышления
· технология портфолио
· проектный метод обучения
· технология дистанционного обучения
Для организации эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ, в своей педагогической практике я использую личностно-ориентированный подход, который реализую через внедрение современных инновационных технологий:
· информационно-коммуникативные;
· игровые технологии;
· педагогику сотрудничества;
· компетентностно - ориентированное обучение (любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты; практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст, задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока, коллективная и индивидуальная деятельность мысли);
· индивидуальный и дифференцированный подход (разноуровневые задания, разноуровневая система оценивания);
· технологию портфолио;
· технологию арттерапии;
· здоровьесберегающий подход (физкультминутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, создание благоприятного психологического климата на уроке, упражнения на релаксацию).
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового формата, направленного на развитие и саморазвитие личности.
Для школьников с ОВЗ, как и для обычных ребят, компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Компьютер значительно расширяет возможности предоставления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребёнка, активизировать их познавательную деятельность, даёт возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока.
ИКТ технологии целесообразно применять на всех этапах обучения:
· при изучении нового материала
· при закреплении материала
· при повторении и систематизации знаний учащихся
· при самостоятельной работе
· на этапе контроля, мониторинга усвоения материала
Научить ребёнка работать с информацией - важная задача современной школы. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать информацию, её анализировать, применять и передавать другим.
Также следует отметить, что крайне важно при обучении детей с ОВЗ применять игровые технологии. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
· развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
· коммуникативную (освоение диалектики общения);
· игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
· диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
· функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
· межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).
· Социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Используя в своей работе игру, я решаю следующие задачи:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; саморегуляция; обучение общению, психотерапия.
На таких игровых уроках (см. Рис. 1) создается атмосфера раскованности, свободы мышления.
Использование в процессе обучения различных форм, методов, средств, в том числе компьютерной техники, оказывает существенное влияние на состояние здоровья всех участников учебно-педагогического процесса. Тема подхода, сберегающего здоровье, сегодня особенно актуальна в условиях комплексной информатизации.
Я стараюсь организовать учебный процесс таким образом, чтобы он не навредил здоровью ребёнка. Для этого использую доступные средства сохранения здоровья школьника: 1) оптимальная плотность урока; 2) рациональное чередование видов учебной деятельности; 3) уважительный стиль общения; 4) эмоциональная разрядка; 5) физкультурная пауза; 6) правильная рабочая поза; 7) положительные эмоции. Кроме того, считаю не менее важным при выборе форм, методов и средств обучения учитывать возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности.
От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.
На уроках русского языка и литературы учащимся приходится достаточно много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. В таких случаях я даю детям возможность передохнуть, переключаю на другой вид деятельности. Эффективны в этом физкультурные минутки, которые являются одной из составляющих здоровьесберегающего подхода.
Не менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьёзность собеседника - признак психологического нездоровья. Несколько уместных и умных шуток в течение урока - показатель его качества, критерий для оценки.
Индивидуальный подход - это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною в обучении детей с ОВЗ, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что даёт новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Список литературы:
Нормативные документы
1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.12.2013
2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. - М.: Просвещение, 2013. - 42 с. - (Стандарты второго поколения).
3. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития [Текст] : проект / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).
Научная литература
4. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1128-1139.
5. Шпилевая С.Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. - Калининград.: СМСС, 2011
6. Малофеев Н.Н. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - 12 с.
7. Кинаш Е.А. Проблема преемственности коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта [Текст] : сб. статей // Специальное образование: материалы VII междунар. науч. конф., 21-22 апреля 2011 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. - Т. II. - C. 153-156.
8. Хайдарпашич M.Р. Компьютерный инструмент педагога для выявления индивидуальных достижений и трудностей детей в освоении представлений о мире // Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе индивидуализации воспитания детей с разным уровнем способностей: [cборник научных статей]. - Литва, Lucilijus. - 2012. - 83 c.
9. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994 . - С. 72
Комментарии
Спасибо!Сохранила в свою
Спасибо!Сохранила в свою "копилочку"!