Урок русского языка в 5 классе
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Типы и стили речи. Совершенствование умения подбирать слова ,опираясь на заданные параметры текста.
Цели:
1. Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова; учить владеть детей художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры. Научиться определять особенности текста описания, создавать текст художественного стиля и описательного типа речи.
2. Способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать ассоциативное мышление у детей; способствовать развитию творческих способностей школьников.
3. Воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям; воспитывать культуру общения и самостоятельность.
1. Ход урока :
1. Организационный момент. Деление на группы .
2. Мотивационный.
Учитель : Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, используя стратегию «Ладошка к ладошке».
Ладошка в ладошку мы руки возьмём,
Дружной семьей мы в классе живём.
Учитель : Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать
В тетрадях запишите число, классная работа, оставим две строчки для темы урока.
3. Актуализация знаний
Учитель : 1) Выполните словесную задачу для определения ключевого слова темы урока
СОБЕРИТЕ ИЗ БУКВ СЛОВО : КЕТТС - ТЕКСТ
- Что вы знаете о тексте? Текст – это 2 или более предложений, связанных по смыслу и грамматически
- Чем отличаются тексты ? ( Принадлежностью к стилям и типам речи).
- Какие стили речи существуют в русском языке? (Разговорный и книжные : художественный, деловой, публицистический, научный)
--Прослушайте стихотворение.
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
-Сформулируйте тему урока.(Типы и стили речи)
2. Установка на восприятие нового материала.
Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока:
Типы речи.
А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
1. Познакомиться с...
2. Учиться различать …___ ___ …
А как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
Работать с текстами.
Итак, у нас урок развития речи и мы определять тип речи.
Наша задача:
- Познакомиться с тремя типами русской речи;
- Научиться отличать их друг от друга;
- Применить полученные знания при работе с текстом.
3. Повторение.
Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила :
- Что такое текст?
- Как связываются предложения в тексте?
- Что такое тема текста?
- Что такое основная мысль текста?
4.Изучение новой темы.
В русском языке различают 3 типа речи:
- повествование
- описание
- рассуждение
Давайте подумаем,
- От каких глаголов образованы эти существительные?
- Что значит повествовать ,
- описать,
- рассуждать?
1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.
Вы у меня просто молодцы! А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст.
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
( Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).
- Тема текста – случай с собакой.
- Основная мысль – собачья преданность.
- Связь предложений в тексте – цепная.)
О чём рассказал нам автор – хозяин этой собаки?
Узнали ли мы ,
- как выглядит пёс?
- какой он породы?
- почему он понравился хозяину?
Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?
· Что произошло?
Представим, что мы очевидцы этой истории.
Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?
- Что на них будет изображено?
- 1.Идет мальчик, рядом бежит собака.
- 2.Шляпа летит в речку.
- 3.Песик поймал шляпу.
- 4.Он принес шляпу хозяину.
Обобщим наши суждения
- Какой вопрос мы подобрали к тексту?
- Что произошло?
- На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
- На нескольких.
- О чем говорится в тексте?
- О последовательных действиях.
- Перед нами тип речи повествование
2) Анализ текста типа описание.
У нас есть еще один не менее интересный текст. Давайте мы его тоже прочитаем и докажем, что это текст.
Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.
Тема текста – Нордик.
- Основная мысль – красивая у нас собака.
- Связь предложений в тексте - параллельная.
Что мы узнали о собаке в данном тексте?
(о ее внешних признаках)
- Какой вопрос мы подберём к тексту?
- Какой пёс ?
- На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
- На одной .
- Перед нами тип речи описание.
3. Анализ текста типа рассуждение.
Очень хочет, чтобы его прочитали и третий текст. Задание остается тем же самым: нужно прочитать и доказать, что это текст и ответить на несколько вопросов.
Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.
Вот почему мы все любим Нордика.
- Тема текста – почему мы любим Нордика?
- Основная мысль – Нордик – наш большой друг.
- Связь предложений в тексте – цепная.
- О чём мы узнали в данном тексте?
- О том, почему собаку любят.
- Какой вопрос мы подберём к тексту?
- Почему мы любим Нордика ?
- Можно ли отобразить содержание данного текста на фотографии ?
- Нет .
- Перед нами тип речи рассуждение
5.Обобщение. Выстраивание определения.
Если обобщить все тексты, какой единой теме они посвящены ?
- Собака Нордик.
- А в чём различие текстов? В содержании. Они рассказывают:
- 1.О том, что произошло с собакой.
- 2.О том, как выглядит собака.
- 3.О том, за что любят пса.
Если текст отвечает на вопрос: что произошло?
Его содержание можно передать на нескольких фотографиях,
Значит, это тип…
6. Физкультминутка.
Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.
Физкультминутка!
Типы речи изучали
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножки тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем, рассуждать начнём!
5)Закрепление изученного материала.
Учащиеся строят ответ на основе образца ( по таблице )
Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.
Текст № 1.
Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …
( В данном тексте говорится о последовательных действиях,
содержание текста можно отразить на нескольких фотографиях,
к тексту можно подобрать вопрос «Что произошло?»,
значит, это тип речи повествование)
Как вы думаете, какое продолжение будет у текста?
Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.
На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.
(По Ю. Алешковскому)
Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?
(Золотая рыбка)
Текст № 2
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …
Это тип – повествование.
О чем пойдет речь в продолжении текста?
Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
(По И. Соколову-Микитову)
Текст № 3
Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …
Это тип – рассуждение.
золотым.
Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.
В детские годы складывается характер человека.
Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.
(В. Солоухин)
Согласны ли вы с мнением автора?
6. Домашнее задание.
Совсем незаметно пришло время для домашнего задания:
Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о чем?
Чему научились?
А сможем дома составить самостоятельно, используя данную таблицу, написать сочинение-миниатюру о своей кошке и доказать, какого типа получился текст?
Замечательно будет, если получится сразу три текста.
Успехов вам!
Спасибо за урок!
Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Вдумайтесь в тему выборочного изложения (пересказа), определите её границы.
3. Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.
4. Определите основную мысль изложения (пересказа).
5. Подумайте, какой тип речи (повестование, описание, рассуждение) будет основным в вашем изложении (пересказе).
6. Определите, какой стиль (разговорный; художественный,
публицистический, научный, официально-деловой) вы будете использовать.
7. Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении (пересказе) могут не совпадать.
8. Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
9. Напишите черновик выборочного изложения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Прочитайте рассказ Б.Житкова «На льдине».
На льдине.
Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так там замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал: «Довольно, пора по домам».
Но все стали просить, чтобы остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.
Вдруг ночью отец вскочил и закричал:
— Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Все вскочили, забегали.
— Почему нас качает?—закричал Володя. А отец крикнул:
— Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море. Все рыбаки бегали по льдине и кричали:
— Оторвало, оторвало! А кто-то крикнул:
— Пропали!
Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг.
Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел на небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал: «Самолёт! Самолёт!»
Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: «Держитесь! Помощь идёт!» Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых Рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. (Б. Житков.)
Определите тип речи, своё мнение обоснуйте.
Составьте недостающие пункты плана:
1. В море за рыбой. ...
3. Остались ночевать на льдине. ...
6. Помощь пришла!
Напишите выборочное изложение на тему «Помощь пришла!». Представьте себе: ваше изложение будет читать такой человек, который исходного текста не знает, но и ему в изложении всё должно быть понятно.
Какие части рассказа надо передать очень кратко, какие — подробно?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Типы и стили речи. Совершенствование умения подбирать слова ,опираясь на заданные параметры текста.
Цели:
1. Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова; учить владеть детей художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры. Научиться определять особенности текста описания, создавать текст художественного стиля и описательного типа речи.
2. Способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать ассоциативное мышление у детей; способствовать развитию творческих способностей школьников.
3. Воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям; воспитывать культуру общения и самостоятельность.
- Ход урока :
- Организационный момент. Деление на группы .
- Мотивационный.
Учитель : Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, используя стратегию «Ладошка к ладошке».
Ладошка в ладошку мы руки возьмём,
Дружной семьей мы в классе живём.
Учитель : Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать
В тетрадях запишите число, классная работа, оставим две строчки для темы урока.
3. Актуализация знаний
Учитель : 1) Выполните словесную задачу для определения ключевого слова темы урока
СОБЕРИТЕ ИЗ БУКВ СЛОВО : КЕТТС - ТЕКСТ
- Что вы знаете о тексте? Текст – это 2 или более предложений, связанных по смыслу и грамматически
- Чем отличаются тексты ? ( Принадлежностью к стилям и типам речи).
- Какие стили речи существуют в русском языке? (Разговорный и книжные : художественный, деловой, публицистический, научный)
--Прослушайте стихотворение.
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
-Сформулируйте тему урока.(Типы и стили речи)
2. Установка на восприятие нового материала.
Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока:
Типы речи.
А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
- Познакомиться с...
- Учиться различать …___ ___ …
А как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
Работать с текстами.
Итак, у нас урок развития речи и мы определять тип речи.
Наша задача:
- Познакомиться с тремя типами русской речи;
- Научиться отличать их друг от друга;
- Применить полученные знания при работе с текстом.
3. Повторение.
Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила :
- Что такое текст?
- Как связываются предложения в тексте?
- Что такое тема текста?
- Что такое основная мысль текста?
4.Изучение новой темы.
В русском языке различают 3 типа речи:
- повествование
- описание
- рассуждение
Давайте подумаем,
- От каких глаголов образованы эти существительные?
- Что значит повествовать ,
- описать,
- рассуждать?
1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.
Вы у меня просто молодцы! А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст.
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
( Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).
- Тема текста – случай с собакой.
- Основная мысль – собачья преданность.
- Связь предложений в тексте – цепная.)
О чём рассказал нам автор – хозяин этой собаки?
Узнали ли мы ,
- как выглядит пёс?
- какой он породы?
- почему он понравился хозяину?
Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?
- Что произошло?
Представим, что мы очевидцы этой истории.
Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?
- Что на них будет изображено?
- 1.Идет мальчик, рядом бежит собака.
- 2.Шляпа летит в речку.
- 3.Песик поймал шляпу.
- 4.Он принес шляпу хозяину.
Обобщим наши суждения
- Какой вопрос мы подобрали к тексту?
- Что произошло?
- На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
- На нескольких.
- О чем говорится в тексте?
- О последовательных действиях.
- Перед нами тип речи повествование
2) Анализ текста типа описание.
У нас есть еще один не менее интересный текст. Давайте мы его тоже прочитаем и докажем, что это текст.
Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.
Тема текста – Нордик.
- Основная мысль – красивая у нас собака.
- Связь предложений в тексте - параллельная.
Что мы узнали о собаке в данном тексте?
(о ее внешних признаках)
- Какой вопрос мы подберём к тексту?
- Какой пёс ?
- На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
- На одной .
- Перед нами тип речи описание.
3. Анализ текста типа рассуждение.
Очень хочет, чтобы его прочитали и третий текст. Задание остается тем же самым: нужно прочитать и доказать, что это текст и ответить на несколько вопросов.
Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.
Вот почему мы все любим Нордика.
- Тема текста – почему мы любим Нордика?
- Основная мысль – Нордик – наш большой друг.
- Связь предложений в тексте – цепная.
- О чём мы узнали в данном тексте?
- О том, почему собаку любят.
- Какой вопрос мы подберём к тексту?
- Почему мы любим Нордика ?
- Можно ли отобразить содержание данного текста на фотографии ?
- Нет .
- Перед нами тип речи рассуждение
5.Обобщение. Выстраивание определения.
Если обобщить все тексты, какой единой теме они посвящены ?
- Собака Нордик.
- А в чём различие текстов? В содержании. Они рассказывают:
- 1.О том, что произошло с собакой.
- 2.О том, как выглядит собака.
- 3.О том, за что любят пса.
Если текст отвечает на вопрос: что произошло?
Его содержание можно передать на нескольких фотографиях,
Значит, это тип…
6. Физкультминутка.
Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.
Физкультминутка!
Типы речи изучали
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножки тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем, рассуждать начнём!
5)Закрепление изученного материала.
Учащиеся строят ответ на основе образца ( по таблице )
Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.
Текст № 1.
Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …
( В данном тексте говорится о последовательных действиях,
содержание текста можно отразить на нескольких фотографиях,
к тексту можно подобрать вопрос «Что произошло?»,
значит, это тип речи повествование)
Как вы думаете, какое продолжение будет у текста?
Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.
На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.
(По Ю. Алешковскому)
Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?
(Золотая рыбка)
Текст № 2
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …
Это тип – повествование.
О чем пойдет речь в продолжении текста?
Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
(По И. Соколову-Микитову)
Текст № 3
Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …
Это тип – рассуждение.
золотым.
Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.
В детские годы складывается характер человека.
Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.
(В. Солоухин)
Согласны ли вы с мнением автора?
6. Домашнее задание.
Совсем незаметно пришло время для домашнего задания:
Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о чем?
Чему научились?
А сможем дома составить самостоятельно, используя данную таблицу, написать сочинение-миниатюру о своей кошке и доказать, какого типа получился текст?
Замечательно будет, если получится сразу три текста.
Успехов вам!
Спасибо за урок!
Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Вдумайтесь в тему выборочного изложения (пересказа), определите её границы.
3. Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.
4. Определите основную мысль изложения (пересказа).
5. Подумайте, какой тип речи (повестование, описание, рассуждение) будет основным в вашем изложении (пересказе).
6. Определите, какой стиль (разговорный; художественный,
публицистический, научный, официально-деловой) вы будете использовать.
7. Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и в выборочном изложении (пересказе) могут не совпадать.
8. Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
9. Напишите черновик выборочного изложения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
Прочитайте рассказ Б.Житкова «На льдине».
На льдине.
Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так там замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал: «Довольно, пора по домам».
Но все стали просить, чтобы остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.
Вдруг ночью отец вскочил и закричал:
— Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Все вскочили, забегали.
— Почему нас качает?—закричал Володя. А отец крикнул:
— Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море. Все рыбаки бегали по льдине и кричали:
— Оторвало, оторвало! А кто-то крикнул:
— Пропали!
Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг.
Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел на небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал: «Самолёт! Самолёт!»
Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: «Держитесь! Помощь идёт!» Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых Рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. (Б. Житков.)
Определите тип речи, своё мнение обоснуйте.
Составьте недостающие пункты плана:
1. В море за рыбой. ...
3. Остались ночевать на льдине. ...
6. Помощь пришла!
Напишите выборочное изложение на тему «Помощь пришла!». Представьте себе: ваше изложение будет читать такой человек, который исходного текста не знает, но и ему в изложении всё должно быть понятно.
Какие части рассказа надо передать очень кратко, какие — подробно?