Организация повторения учебного материала.

Организация повторения учебного материала . Учитель русского языка и литературы С.А.Саврасова “Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине” К. Поппер В циклограмме уроков каждого учителя обязательно есть уроки повторения. Эти уроки возникают в конце темы, как обобщающее повторение. Уроки такого типа могут проводиться и в конце года, когда необходимо повторить весь учебный материал. При подготовке к экзаменам учителя также организуют повторение. Встает вопрос: как сделать так, чтобы повторение решало сразу несколько задач: полностью включало в себя программный материал, за минимум времени позволяло повторить максимум материала, развивало не только память, но и другие психофизиологические характеристики личности, давало навык антистрессового поведения, было интересно организовано. Повторение играет очень большую роль как в развитии долговременной памяти, так и в формировании орфографического навыка. Повторение пройденного материала - предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое, - содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными. Поэтому задача вооружения учащихся действенными знаниями родного языка, задача формирования у них прочных орфографических навыков может решаться успешно только при условии, если учитель в течение учебного года систематически и умело проводит повторение изученного. В свое время Ушинский отмечал, что хороший учитель как будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а между тем быстро движется вперед. В зависимости от целей и содержания повторение может быть: 1) в начале учебного года; 2) текущее (ежедневное); 3) тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела); 4) итоговое (повторение материала, пройденного в течение учебного года). Каждый из этих видов повторения имеет свою методику, каждому из них отводится определенное место на уроке или в системе уроков. Повторение в начале учебного года Цель: восстановить в памяти учащихся важнейшие сведения по пройденному материалу. Особенности организации: Планировать материал повторения применительно к своему классу, исходя из состояния знаний, умений и навыков учащихся. Важно в начале учебного года восстановить не просто полученные знания, а систему знаний. Поэтому повторение нужно строить таким образом, чтобы воспроизводимые явления орфографии осознавались учащимися в орфографической связи с другими орфографическими явлениями, как составная часть системы знаний по определенной теме. Положительную роль в этом отношении играет использование схем и таблиц, составленных в предшествующем году в процессе обобщения и систематизации знаний. 1) не рекомендуется при повторении орфографических явлений использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал и тексты, которые имели место при изучении их. Упражнения, применяемые при повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний. Материал повторения должен быть новым и усложненным; 2) творческим работам учащихся при повторении должно быть уделено значительно больше внимания, чем при сообщении новых знаний. Текущее (ежедневное) повторение. Цели: - закрепить материал; - тренировать, развивать и закреплять умения и навыки по орфографии, - увидеть проблемы в знаниях учащихся и устранять эти проблемы, выявляя их причины. Особенности организации: Текущее повторение дает возможность осуществлять сопоставление новых знаний с явлениями известными, устанавливать между ними сходство и различие, способствует формированию орфографических навыков при успешном использовании различных упражнений (диктанты, изложения, сочинения и так далее) как на уроке, так и дома. Методические требования к организации повторения: 1) правильно распределять материал повторения во времени. Недопустимо, повторив какой-либо материал, не возвращаться к нему слишком долго; 2) повторяемый материал должен естественно, свободно вливаться в содержание урока; 3) осуществление дифференцированного подхода в обучении. Тематическое повторение. Цель: систематизировать знания, полученные детьми при изучении определенной темы или раздела. Особенности организации: Важно при тематическом повторении использовать такую форму наглядности, которая дала бы возможность представить полученные по теме сведения в системе, в их взаимосвязи. Этой цели отвечают таблицы и схемы. Понимание таблиц или схем не затруднит детей, если они составляли их постепенно, в течение всех уроков повторения. Тематическое повторение – заключительный этап работы над темой, поэтому тематическое повторение должно стать началом итогового повторения. Итоговое повторение (в конце учебного года). Цель: за сравнительно короткое время - повторить большой объем материала; - привести в систему сведения, полученные учащимися в течение года; - закреплять и совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся. Особенности организации: Итоговое повторение принесёт пользу и будет успешным только при условии, если учитель в течение всего года уделял серьезное внимание и текущему повторению, и повторению тематическому. Итоговое повторение осуществляется в процессе выполнения различных по содержанию и форме упражнений (орфографический разбор, списывание, различные виды диктантов, изложения, сочинения). Учитель, используя орфографические упражнения при повторении, опирается на длительность сохранения учебного материала в памяти, тем самым способствует формированию орфографических навыков у школьников. Знания по орфографии закрепляются и углубляются путем повторения действий. В ходе упражнения осуществляется перенос сделанных обобщений, сформулированных в виде правил, на аналогичные случаи, знания углубляются, конкретизируются, осмысливаются и преодолеваются трудности, обусловленные применением правил, происходит упрощение способов оперирования знаниями, что и способствует формированию орфографической зоркости у школьников. Эффективность упражнений определяется рядом действий: 1) упражнения должны проводиться систематически, способствовать условиям и этапам формирования навыков; 2) велика роль при выполнении упражнений мобилизации действий, понимания этих действий; 3) упражнения должны быть посильными для учащихся и в то же время включать трудности, постепенно их увеличивая; 4) эффективность упражнений определяется и в том, в какой мере их выполнение активизирует познавательные способности младших школьников. Упражнения определяются особенностями орфографии, различаются по назначению, характеру мыслительной деятельности, по особенности работы над дидактическим материалом, по форме речи выполняемых работ и другим признакам. Рассмотрим классификацию упражнений, которую описывает М. Р. Львов. 1) По цели, назначению: обучающие и контрольные. Данные классификационные наименования являются условными. Контрольные упражнения также являются обучающими: они выполняются при максимальном внимании. 2) По характеру мыслительной деятельности: аналитические и синтетические. К аналитическим относятся: орфографический разбор, чтение примеров с последующим объяснением орфографии и другое; к синтетическим – описывание приложений со вставкой пропущенный букв, подбор предложений на данное правило и так далее. 3) По дидактическому материалу. Дидактический материал может состоять из отдельный слов, отдельный предложений, связных текстов. Для одних упражнений дидактический материал дается в готовом виде (орфографический разбор), для других дидактический материал не прилагается, а даются указания для его составления (написание изложений, сочинений). 4) По характеру работы над дидактическим материалом. Для одних упражнений дидактический материал не меняется (орфографический разбор), для других в дидактический материал вносят разного рода изменения (творческий диктант). 5) По степени самостоятельности. Могут выполняться по образцу и требовать самостоятельного решения. 6) По форме речи: письменные и устные. Чаще всего преобладают письменные упражнения, нередко сопровождаемые объяснениями написания слов. К устным относят орфографический разбор, который может предшествовать записи текста или следовать за ним. 7) По степени закрепления материала упражнения могут проводиться по закреплению одной темы или нескольких; упражнения по орфографии могут не совмещаться или совмещаться с закреплением других разделов школьного курса русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_povtoreniya_uchebnogo_materiala.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Организация повторения  учебного материала .

                                                                         

Учитель русского языка

                                                                         и литературы

                                                                         С.А.Саврасова

“Я могу ошибаться,
и ты можешь ошибаться, 
но совместными усилиями 
мы можем постепенно
приближаться к истине”

                                                                                                                                         К. Поппер

         В циклограмме уроков каждого учителя обязательно есть уроки повторения. Эти уроки возникают в конце темы, как обобщающее повторение. Уроки такого типа могут проводиться и в конце года, когда необходимо повторить весь учебный материал. При подготовке к экзаменам учителя также организуют повторение.

        Встает вопрос: как сделать так, чтобы повторение решало сразу несколько задач:

полностью включало в себя программный материал, за минимум времени позволяло повторить максимум материала, развивало не только память, но и другие психофизиологические характеристики личности, давало навык антистрессового поведения, было интересно организовано.

       Повторение играет очень большую роль как в развитии долговременной  

памяти, так и  в формировании орфографического навыка.

       Повторение  пройденного  материала

- предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое,

- содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая  их  

осознанными  и прочными.

        Поэтому задача вооружения учащихся действенными  знаниями  родного языка,

задача формирования у них прочных орфографических навыков может решаться

успешно только при условии, если учитель в течение учебного года систематически

и умело проводит повторение изученного. В свое время Ушинский отмечал, что

хороший учитель как будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а  между  тем  быстро движется вперед.

        В зависимости от целей и содержания повторение может быть:

       1) в начале учебного года;

       2) текущее (ежедневное);

       3) тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела);

       4) итоговое (повторение материала,  пройденного  в  течение  учебного года).  

       Каждый из этих видов повторения имеет свою методику,   каждому   из   них

отводится определенное место на уроке или в системе уроков.

        Повторение в начале учебного года  

Цель: восстановить в памяти учащихся важнейшие сведения по пройденному материалу.

       Особенности организации:

Планировать материал  повторения применительно к своему классу, исходя из состояния знаний, умений и навыков учащихся. Важно в начале учебного года восстановить не просто полученные знания, а систему знаний. Поэтому повторение нужно строить таким образом, чтобы воспроизводимые явления орфографии осознавались учащимися в орфографической связи с другими  орфографическими   явлениями, как   составная часть системы знаний по определенной теме. Положительную роль в этом отношении играет использование схем и таблиц, составленных в предшествующем году   в   процессе обобщения и  систематизации знаний.

       1)    не    рекомендуется    при    повторении    орфографических    явлений использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал и тексты,  которые   имели   место    при    изучении    их.    Упражнения, применяемые при  повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее  полученных знаний. Материал повторения должен быть новым и усложненным;

      2) творческим работам учащихся при повторении должно быть уделено

значительно больше внимания, чем при сообщении новых знаний.  

          Текущее (ежедневное) повторение.    

Цели:  

- закрепить материал;  

- тренировать, развивать и закреплять умения и навыки по орфографии,

- увидеть проблемы в знаниях учащихся и устранять  эти  проблемы, выявляя их

причины.

          Особенности организации:

Текущее повторение дает возможность осуществлять   сопоставление   новых знаний   с   явлениями   известными,   устанавливать   между   ними   сходство   и  различие, способствует формированию  орфографических  навыков при  успешном  использовании   различных   упражнений (диктанты,   изложения, сочинения и так  далее) как на уроке, так и дома.

          Методические требования к организации повторения:

1) правильно распределять материал повторения во   времени. Недопустимо, повторив какой-либо материал, не возвращаться  к  нему слишком долго;

2) повторяемый   материал   должен   естественно,   свободно   вливаться   в  содержание урока;

3) осуществление дифференцированного подхода в  обучении.

Тематическое повторение.

      Цель:  систематизировать   знания,   полученные   детьми   при изучении определенной темы или раздела.  

Особенности организации:

     Важно при тематическом повторении использовать такую форму наглядности,  которая    дала    бы    возможность представить полученные по теме  сведения в системе, в их взаимосвязи. Этой цели отвечают таблицы и  схемы. Понимание   таблиц  или   схем  не затруднит детей, если они составляли их  постепенно, в  течение  всех  уроков повторения.

Тематическое   повторение   –   заключительный   этап   работы   над   темой,

поэтому тематическое повторение должно стать началом итогового повторения.  

Итоговое повторение (в конце учебного года).

    Цель: за сравнительно  короткое  время  

-  повторить большой объем материала;  

- привести  в  систему сведения, полученные учащимися в  течение года;

-  закреплять и совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

       Особенности организации:

       Итоговое повторение принесёт пользу   и   будет   успешным   только   при

условии, если учитель в течение   всего   года   уделял   серьезное   внимание   и

текущему повторению, и повторению тематическому.

      Итоговое повторение осуществляется в процессе выполнения различных   по

содержанию и форме упражнений (орфографический  разбор, списывание,

различные виды диктантов, изложения, сочинения).

         Учитель, используя орфографические  упражнения  при  повторении,  опирается

на длительность сохранения учебного материала в памяти, тем самым способствует  

формированию орфографических навыков у школьников.

         Знания по   орфографии   закрепляются   и   углубляются   путем   повторения

действий. В ходе   упражнения   осуществляется   перенос   сделанных   обобщений,

сформулированных в виде правил, на аналогичные случаи,   знания   углубляются,

конкретизируются, осмысливаются и   преодолеваются   трудности,   обусловленные

применением правил, происходит   упрощение   способов   оперирования   знаниями,

что   и   способствует   формированию    орфографической зоркости у    школьников.

       Эффективность упражнений определяется рядом действий:

1)   упражнения   должны   проводиться    систематически,    способствовать

условиям и этапам формирования навыков;

2)   велика   роль   при   выполнении   упражнений   мобилизации    действий,

понимания этих действий;

3) упражнения должны быть посильными для учащихся  и  в   то  же   время

включать трудности, постепенно их увеличивая;

4) эффективность упражнений определяется и в   том,   в   какой   мере   их

выполнение   активизирует   познавательные   способности младших школьников.  

        Упражнения определяются особенностями орфографии, различаются по

назначению, характеру мыслительной деятельности, по особенности   работы   над

дидактическим   материалом,   по   форме   речи   выполняемых   работ и  другим

признакам.

       Рассмотрим классификацию упражнений, которую  описывает М. Р. Львов.  

1) По цели, назначению: обучающие и контрольные.

Данные классификационные наименования являются условными.  

Контрольные упражнения   также   являются   обучающими:   они    выполняются  при

максимальном внимании.

2)    По    характеру    мыслительной    деятельности:    аналитические    и синтетические.

       К аналитическим относятся: орфографический разбор, чтение   примеров   с последующим объяснением орфографии и другое; к синтетическим  –   описывание

приложений со   вставкой   пропущенный   букв,   подбор   предложений   на   данное

правило и так далее.

3) По дидактическому материалу.

      Дидактический материал может состоять   из   отдельный   слов,   отдельный предложений, связных текстов. Для одних упражнений дидактический материал

дается  в готовом виде (орфографический разбор), для других дидактический

материал не прилагается,  а  даются указания для его составления (написание

изложений, сочинений).

4) По характеру работы над дидактическим материалом.

       Для    одних    упражнений    дидактический     материал     не     меняется

(орфографический   разбор),   для   других   в   дидактический   материал    вносят

разного рода изменения (творческий диктант).

5) По степени самостоятельности.

    Могут выполняться  по  образцу и требовать самостоятельного решения.

6) По форме речи: письменные и устные. Чаще   всего   преобладают   письменные   упражнения, нередко   сопровождаемые   объяснениями   написания   слов.   К   устным    относят орфографический   разбор, который   может   предшествовать   записи   текста   или  следовать за ним.

7) По степени закрепления материала упражнения  могут  проводиться  по

закреплению одной темы или   нескольких;   упражнения   по   орфографии могут не

совмещаться или совмещаться с закреплением других разделов школьного курса

русского языка.