Организация повторения учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_povtoreniya_uchebnogo_materiala.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация повторения учебного материала .
Учитель русского языка
и литературы
С.А.Саврасова
“Я могу ошибаться,
и ты можешь ошибаться,
но совместными усилиями
мы можем постепенно
приближаться к истине”
К. Поппер
В циклограмме уроков каждого учителя обязательно есть уроки повторения. Эти уроки возникают в конце темы, как обобщающее повторение. Уроки такого типа могут проводиться и в конце года, когда необходимо повторить весь учебный материал. При подготовке к экзаменам учителя также организуют повторение.
Встает вопрос: как сделать так, чтобы повторение решало сразу несколько задач:
полностью включало в себя программный материал, за минимум времени позволяло повторить максимум материала, развивало не только память, но и другие психофизиологические характеристики личности, давало навык антистрессового поведения, было интересно организовано.
Повторение играет очень большую роль как в развитии долговременной
памяти, так и в формировании орфографического навыка.
Повторение пройденного материала
- предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое,
- содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая их
осознанными и прочными.
Поэтому задача вооружения учащихся действенными знаниями родного языка,
задача формирования у них прочных орфографических навыков может решаться
успешно только при условии, если учитель в течение учебного года систематически
и умело проводит повторение изученного. В свое время Ушинский отмечал, что
хороший учитель как будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а между тем быстро движется вперед.
В зависимости от целей и содержания повторение может быть:
1) в начале учебного года;
2) текущее (ежедневное);
3) тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела);
4) итоговое (повторение материала, пройденного в течение учебного года).
Каждый из этих видов повторения имеет свою методику, каждому из них
отводится определенное место на уроке или в системе уроков.
Повторение в начале учебного года
Цель: восстановить в памяти учащихся важнейшие сведения по пройденному материалу.
Особенности организации:
Планировать материал повторения применительно к своему классу, исходя из состояния знаний, умений и навыков учащихся. Важно в начале учебного года восстановить не просто полученные знания, а систему знаний. Поэтому повторение нужно строить таким образом, чтобы воспроизводимые явления орфографии осознавались учащимися в орфографической связи с другими орфографическими явлениями, как составная часть системы знаний по определенной теме. Положительную роль в этом отношении играет использование схем и таблиц, составленных в предшествующем году в процессе обобщения и систематизации знаний.
1) не рекомендуется при повторении орфографических явлений использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал и тексты, которые имели место при изучении их. Упражнения, применяемые при повторении, должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний. Материал повторения должен быть новым и усложненным;
2) творческим работам учащихся при повторении должно быть уделено
значительно больше внимания, чем при сообщении новых знаний.
Текущее (ежедневное) повторение.
Цели:
- закрепить материал;
- тренировать, развивать и закреплять умения и навыки по орфографии,
- увидеть проблемы в знаниях учащихся и устранять эти проблемы, выявляя их
причины.
Особенности организации:
Текущее повторение дает возможность осуществлять сопоставление новых знаний с явлениями известными, устанавливать между ними сходство и различие, способствует формированию орфографических навыков при успешном использовании различных упражнений (диктанты, изложения, сочинения и так далее) как на уроке, так и дома.
Методические требования к организации повторения:
1) правильно распределять материал повторения во времени. Недопустимо, повторив какой-либо материал, не возвращаться к нему слишком долго;
2) повторяемый материал должен естественно, свободно вливаться в содержание урока;
3) осуществление дифференцированного подхода в обучении.
Тематическое повторение.
Цель: систематизировать знания, полученные детьми при изучении определенной темы или раздела.
Особенности организации:
Важно при тематическом повторении использовать такую форму наглядности, которая дала бы возможность представить полученные по теме сведения в системе, в их взаимосвязи. Этой цели отвечают таблицы и схемы. Понимание таблиц или схем не затруднит детей, если они составляли их постепенно, в течение всех уроков повторения.
Тематическое повторение – заключительный этап работы над темой,
поэтому тематическое повторение должно стать началом итогового повторения.
Итоговое повторение (в конце учебного года).
Цель: за сравнительно короткое время
- повторить большой объем материала;
- привести в систему сведения, полученные учащимися в течение года;
- закреплять и совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Особенности организации:
Итоговое повторение принесёт пользу и будет успешным только при
условии, если учитель в течение всего года уделял серьезное внимание и
текущему повторению, и повторению тематическому.
Итоговое повторение осуществляется в процессе выполнения различных по
содержанию и форме упражнений (орфографический разбор, списывание,
различные виды диктантов, изложения, сочинения).
Учитель, используя орфографические упражнения при повторении, опирается
на длительность сохранения учебного материала в памяти, тем самым способствует
формированию орфографических навыков у школьников.
Знания по орфографии закрепляются и углубляются путем повторения
действий. В ходе упражнения осуществляется перенос сделанных обобщений,
сформулированных в виде правил, на аналогичные случаи, знания углубляются,
конкретизируются, осмысливаются и преодолеваются трудности, обусловленные
применением правил, происходит упрощение способов оперирования знаниями,
что и способствует формированию орфографической зоркости у школьников.
Эффективность упражнений определяется рядом действий:
1) упражнения должны проводиться систематически, способствовать
условиям и этапам формирования навыков;
2) велика роль при выполнении упражнений мобилизации действий,
понимания этих действий;
3) упражнения должны быть посильными для учащихся и в то же время
включать трудности, постепенно их увеличивая;
4) эффективность упражнений определяется и в том, в какой мере их
выполнение активизирует познавательные способности младших школьников.
Упражнения определяются особенностями орфографии, различаются по
назначению, характеру мыслительной деятельности, по особенности работы над
дидактическим материалом, по форме речи выполняемых работ и другим
признакам.
Рассмотрим классификацию упражнений, которую описывает М. Р. Львов.
1) По цели, назначению: обучающие и контрольные.
Данные классификационные наименования являются условными.
Контрольные упражнения также являются обучающими: они выполняются при
максимальном внимании.
2) По характеру мыслительной деятельности: аналитические и синтетические.
К аналитическим относятся: орфографический разбор, чтение примеров с последующим объяснением орфографии и другое; к синтетическим – описывание
приложений со вставкой пропущенный букв, подбор предложений на данное
правило и так далее.
3) По дидактическому материалу.
Дидактический материал может состоять из отдельный слов, отдельный предложений, связных текстов. Для одних упражнений дидактический материал
дается в готовом виде (орфографический разбор), для других дидактический
материал не прилагается, а даются указания для его составления (написание
изложений, сочинений).
4) По характеру работы над дидактическим материалом.
Для одних упражнений дидактический материал не меняется
(орфографический разбор), для других в дидактический материал вносят
разного рода изменения (творческий диктант).
5) По степени самостоятельности.
Могут выполняться по образцу и требовать самостоятельного решения.
6) По форме речи: письменные и устные. Чаще всего преобладают письменные упражнения, нередко сопровождаемые объяснениями написания слов. К устным относят орфографический разбор, который может предшествовать записи текста или следовать за ним.
7) По степени закрепления материала упражнения могут проводиться по
закреплению одной темы или нескольких; упражнения по орфографии могут не
совмещаться или совмещаться с закреплением других разделов школьного курса
русского языка.