Духовно-нравственное воспитание школьников на занятиях факультатива «В мире слов» по русскому языку в 5 классе
Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства XXI века. Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Духовно-нравственное воспитание на факультативных занятиях происходит по средствам слова. Здесь я использую языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию. Неоднократно обращаюсь к произведениям устного народного творчества, таким как: пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы.
В основе формирования духовно – нравственных ценностей методической системы лежит деятельностный подход, который осуществляется при выполнении на каждом занятии коллективных и индивидуальных творческих и проектных работ, через основные виды деятельности:
ü познавательный (творческие работы и проекты на такие темы как:«История происхождения традиционных кличек животных на Руси», «Первые русские имена», «Значение древне русских имен», «Как назывались месяцы в Древней Руси» и т.д.);
ü творческий (творческие работы и проекты на такие темы как:«Иллюстрируем этимологический словарь», «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских», тематические словарики на «Экскурсия в детство» или «Тайны капитана Немо» и т.д.);
ü исследовательский (творческие работы и проекты на такие темы как:«Народная речь в произведениях А.С. Пушкина», «Объяснение происхождения фамилий», «Определение значения иностранных слов» и т.д.).
Специфика работы учителя такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не вдруг, не сразу, а иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 220.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников
на занятиях факультатива «В мире слов» по русскому языку в 5 классе
Гримберг Анастасия Андреевна,
учитель русского языка и литературы.
Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства XXI века. Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Духовно-нравственное воспитание на факультативных занятиях происходит по средствам слова. Здесь я использую языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию. Неоднократно обращаюсь к произведениям устного народного творчества, таким как: пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы.
В основе формирования духовно – нравственных ценностей методической системы лежит деятельностный подход, который осуществляется при выполнении на каждом занятии коллективных и индивидуальных творческих и проектных работ, через основные виды деятельности:
- познавательный (творческие работы и проекты на такие темы как: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси», «Первые русские имена», «Значение древне русских имен», «Как назывались месяцы в Древней Руси» и т.д.);
- творческий (творческие работы и проекты на такие темы как: «Иллюстрируем этимологический словарь», «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских», тематические словарики на «Экскурсия в детство» или «Тайны капитана Немо» и т.д.);
- исследовательский (творческие работы и проекты на такие темы как: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина», «Объяснение происхождения фамилий», «Определение значения иностранных слов» и т.д.).
Специфика работы учителя такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не вдруг, не сразу, а иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.