Формирование УУД с помощью сравнительного анализа

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях появляется новый идеал образованного человека – человека, обладающего духовной культурой.

Развитие педагогических технологий оказывает заметное влияние на подход преподавателей к самому объекту и субъекту воздействия по-новому. С переходом современной школы на проектный метод меняется образовательная цель: важным становится обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Обучающийся становится субъектом  познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия; результатом - активная, творческая деятельность обучающегося. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности. Не перестаёт быть актуальной проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника.

Воспитать ребёнка в соответствии с нормами нравственности, а также приобщить к добру его разум и душу – задача не из лёгких.

Сам сравнительный анализ как метод является одним из компонентов технологии развития критического мышления, которая отвечает новым образовательным стандартам и позволяет сформировать не только предметные, но и личностные УУД.  Сравнительный анализ фольклорных и библейских текстов с произведениями художественной литературы позволяет не только глубже осмыслить авторский замысел художественных текстов, но и увидеть нравственные проблемы, волнующие человечество  с глубокой древности по сей день.

Познание ценностей начинается с рассмотрения Библейских жанров и разделов, так как Библия – основа многих мировых культур, источник вечных ценностей, основа для многих образов, сюжетов идей мировой литературы. Особое внимание уделяется жанру притчи как истории нравственной направленности. Это первые представления об общечеловеческих ценностях. Уже в самом жанре притчи заложена аллегория, что формирует у учащихся представление об образном мышлении. Проводится параллель между двумя иносказательными жанрами: басней и притчей – древнейшими жанрами нравоучительного характера. Учащиеся делают вывод о том, что в притче отсутствует прямой моральный вывод (читатель/слушатель  должен вычитать его и соотнести) , тогда как в басне мораль – это обязательная часть текста. Так уже при сравнительном анализе двух жанров учащиеся получают более глубокое представление  о том, как жанровая форма влияет на содержание. По ходу исследования учащиеся чертят схему:

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изучение фольклорных традиций позволяет . увидеть, что многие мотивы и сюжетные структуры пришли в литературу именно из устного народного творчества. Приведу пример.

При изучении «Песни о Вещем Олеге» очень важно обратить внимание на мотив убегания от судьбы. Среди достаточно разнообразного репертуара сказочных сюжетов о судьбе значительную часть составляют сказки о невозможности изменить назначенную судьбу. «Предназначенная жена»: царевич узнает, что ему в жены назначена больная, безобразная девушка низкого происхождения; ударяет ее ножом; она от удара выздоравливает, становится красавицей; царевич на ней женится (здесь присутствует дидактический мотив: почему не надо спорить с судьбой).  При изучении «Песни ..» важно сделать сравнение со знаменитой сказкой «Колобок». Можно обратить внимание на то, что сама лепка колобка из пыли и ничего восходит к древним представлениям о возникновения человека у славян. Колобок - герой, жаждущий перемены участи. И ему, как и положено экзистенциальному герою, противостоит судьба в личинах зайца, волка, медведя и лисы. В своем столкновении с зайцем (=судьбой) герой находит магическое оружие - хвалебную песню, - которое с успехом применяет в следующих схватках с судьбой (волк и медведь).Но конец колобка неизбежен, как неихбежна смерть. Вещий Олег тоже бежит от смерти, он отдаёт коня и до поры до времени удачлив. Он негодует, радуясь, что обманул судьбу:

И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня. [11 , с.567]

Но смерти невозможно избежать. И если после съеденья у Колобка больше нет ничего, то у Пушкина автор переносит читателя в сцену похорон, и мы видим Игоря и Ольгу, которые продолжают жить и искать свою судьбу. Потом при изучении «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова возвращение к теме судьбы позволит девятиклассникам шире взглянуть на образ Печорина, который, оказывается, тоже бежит от предсказанья (старая цыганка предсказала Печорину смерть от злой жены). Все убегания от женщин, холодность и метания – это попытки главного героя обмануть судьбу. Недаром последняя новелла называется именно «Фаталист»: Печорин искал и нашел подтверждение того, что судьба есть.

Школьники, не знакомые с духовной литературой, часто не понимают глубины произведений, которые читают, не видят подсмысов произведений. Упор делается на агиографический жанр. Опять же для дополнительного прочтения предлагаются три классических русских жития: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Сергия Радонежского», оказавшие большое влияние на формирование христианских моральных устоев в Древней Руси.  Для русского человека трудовой подвиг также важен, как и мученический. Житие призывает быть скромным, жить, помогая людям, творить добро, созидая.

   Совместно с учащимися делается в вывод, что главным достоинством произведений  древнерусской литературы является сильнейшее нравственное начало. Благодаря  ему эта литература ценна и актуальна и в наши дни. Её традиции не могут забыться, их невозможно не ценить. Таким образом, подойдя к изучению программных произведений «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Житие Александра Невского», учащиеся уже видят не только структуру жития как жанра и находят признаки житийного канона, но и видят идею нравственного подвига героев, видят не столько интересную историю, где сказка переплетается с былью, сколько глубокую нравственную основу произведения. Агиографии позволяют увидеть и глубже понять рассказ А.А. Платонова «Юшка». Учащиеся часто жалеют Юшку, но не видят главного, что герой, подобно святым, совершает трудовой подвиг, а люди не видят праведности бытия Юшки, не знакомы с праведным образом жизни, поэтому издеваются над Юшкой, не понимают его.

Изучение духовной литературы на уроках позволяет учащимся расширить представление об изучаемых произведениях, глубже проникать в текст предлагаемых программных произведений, но и одновременно с этим приобщиться к внеклассному чтению.

Обязательно обращаемся к сравнительному анализу Псалтири и её переложений в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, С. Есенина, А.С. Пушкина, Н. Некрасова и др.

        Приведем пример такого сравнения. В 81-м псалме читаем: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд.//Доколе  будите вы судить неправедно и показывать лицеприятие нечестивым?//Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость. <…>Восстань, Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы».(Пс. 81: 1-3,8)

Державин берёт эту мысль за основу, перекладывая 81-й псалом, Гавриила Романович высказывает мечту о праведном суде и о честности судей  в стихотворении «Властителям и судиям»:

Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов в сонме их;                                           

Доколе, рек, доколь вам будет                

Щадить не праведных и злых?

                  …

Воскресни, боже! Боже правых!

И их молению внемли;

Приди, суди, карой лукавых

И будь един царём земли![7,  c. 379]

      Автор не отступает от канона, лишь перекладывает псалом на стихи. Единственное, что  у Державина акцент ставится на обличение сильных  мира сего,  в Псалтири  же имеется в виду Страшный Суд и Давид призывает поступать праведно, чтобы « Бог и тебя также избавил, когда ты окажешься нищим перед Богом».  Итак, переложение псалма становится поводом, чтобы поговорить на актуальную тему о бедственном положении народа перед властью.

Подходя к изучению поэзии Г.Р. Державина по программе, учащиеся уже видят, что вопросы жизни и смерти, правды и веры были близки поэту. Он иногда напрямую облекает псалмы в стихотворную форму. Тогда переложение псалмов – повод, чтобы поговорить на темы, волнующие поэта, как в стихотворении «Властителям и судиям» И даже в прямых переложениях, как истинный художник, поэт добавляет свои детали, вкладывая своё понимание текстов Псалтири, как в «Истинном счастии». Но иногда Державин включает в текст завуалированные цитаты,  если хочет подчеркнуть «вечность» выбранных тем: судьбы, неизбежности, временности всего земного, как в стихотворениях «На смерть князя Мещерского», «Река времён в своём стремленьи …», «Буря». 

При изучении стихотворения Н.А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда» опять же обращаемся к 81-му псалму. У Некрасова нет цитирования псалма, но мотив «невнемлящей власти» остаётся.

 Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках…[9, с. 402]

В ходе изучения произведений с точки зрения духовных традиций учащиеся лучше ориентируются в произведении, глубже проникаются идеей произведения, учатся видеть всю многоплановость авторского замысла. В итоге учащиеся соприкасаются с нравственными понятиями, пропускают их через себя. В такой ситуации роль учителя литературы становится исключительной, важной, особенной. - сохранения духовной культуры нации. Одна из задач, способствующих реализации этой высокой цели, - обучение общению с художественным произведением, что, естественно, формирует и общую культуру человека и его грамотность, и умение общаться, и эмоциональную культуру.