Проблема культуры речи среди подростков

Качанова Оксана Владимировна

Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики, ведь  деятельность людей непосредственно связана с речевым общением, она, кроме того, является немаловажным условием их профессионального роста. Буквально за каких-то 5–10 лет речевая и в целом общая культура населения значительно снизилась, нравственные и этические нормы стали игнорироваться, что, соответственно, повлекло за собой деградацию общества. Современная языковая картина заставила ученых-лингвистов обратить внимание на уровень культуры речи современной молодежи. Многие задаются вопросом, нужно ли предпринимать оперативные меры по сохранению и развитию русского литературного языка или же негативные явления в современном русском языке преходящи? На мой взгляд, не следует ждать, пока всё само собой исправится, бездействие только усугубит негативные процессы и тенденции; необходимо срочно принимать меры по восстановлению, обновлению и совершенствованию речевой культуры всех говорящих на русском языке (а это миллионы людей). 

В 2013 г. В.В. Путин с сожалением отметил, что уровень владения русским языком среди молодежи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна — некогда самая читающая в мире — уже не может претендовать на это почетное звание, — признал Путин. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки». 
По словам президента, в результате этого «классическая литературная речь или богатейший народный колорит сегодня воспринимаются исключением». «А пренебрежение правилами родного языка — становится нормой. В том числе и в СМИ, и в киноиндустрии.
 

В настоящее время только незначительная часть выпускников школ на высоком уровне владеет коммуникативной культурой речи. Проблемы снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной, ей уделяется особое внимание, так как культура речи приобретает социальную значимость. Проблема формирования коммуникативной культуры речи имеет неодинаковое выражение в разных возрастных группах и распространяется в основном на школьников подросткового возраста. Следовательно, исключительной задачей всех образовательных учреждений и педагогов, работающих в них, является создание благоприятных условий для формирования и повышения культуры речевого общения, в основе которой лежит литературный язык.

Литературный язык – нормированный язык. Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определённый этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путём.

К основным источникам языковой нормы относятся: произведения писателей-классиков; произведения современных писателей, продолжающих классические традиции; публикации средств массовой информации; общепринятое современное употребление; данные лингвистических исследований. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия, заимствований. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Между литературным языком и нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие.

Невнимательное, небрежное отношение к нормам произношения, ударения, употребления слов, использование в речи жаргонизмов, вульгаризмов, неоправданных заимствований загрязняют речь, разрушают литературный язык, а это ведет в конечном итоге, как утверждают лингвисты, к гибели нации.

Сегодня русский язык переживает колоссальные перемены. Одна из основных проблем – проблема заимствования иностранных слов и речевых оборотов, которые мы все более «вживляем» в нашу речь: менталитет вместо характера, презент – вместо подарка, и такие примеры можно приводить еще очень долго. Некоторые заимствованные слова изменили свое значение вследствие влияния социальнополитических причин, например, слово спекулянт первоначально употреблялось в значении мелкого предпринимателя.

Особенно интересен анализ речевых новаций молодежи. Вместо хакеры говорят яблоко, но это означает вовсе не фрукт, а фирму «Apple» или компьютер этой фирмы. Ламер – человек, не умеющий обращаться с компьютером или не знающий правил поведения в сети. Крыса – пират (хакер, профессионально занимающийся снятием программ с закрытых серверов и проникновением в закрытые компьютерные сети с помощью шпионажа, блокирования сети или нанесения участникам материального ущерба). Все это создает проблемы согласования языков, поэтому, возможно, уже в скором будущем придется создавать специальные словари фидодиалектов, чтобы хоть как-то понимать языки различных субкультур.

В настоящее время, под влиянием «вульгаризации» общественной жизни, пропасть между «классической» речью и сленгом с каждым днем расширяется. Жаргон теснит культурную  речь и, благодаря массовой культуре, накладывает свой отпечаток на язык всей нации. С ускорением темпа жизни  и ее изменением растет словарный запас и соответственно расширяется словарь сленга. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших политические и социальные перемены. Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который являет собой вызов «культурной» жизни. Итак, что же такое молодежный жаргон?

Молодежный жаргон – это особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в его стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка. Молодежный жаргон основан на игре со словом, на особом отношении к жизни, отвергающим все, что правильно, стабильно, скучно, рутинно. Нередко и люди старших поколений сохраняют пристрастие к жаргону.

По данным последних исследований, в молодежной  среде степень жаргонизации ( определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов – синонимов : «хорошо»- «плохо») превышает 50 % для юношей и 33% для девушек ( т.е. зашибись, улет, отпад, супер, стремно и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения). Довольно впечатляющие цифры! Удивляться , однако нечему. Так называемый общий  жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета , - становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен ( «Стремный корабль» - название песни группы «Крематорий», «Мне все по барабану» - группа «Сплин», «Они торчат под рейв» - Макаревич, «Нам с тобою было супер» - группа Леприконсы»), в передачах «Нашего радио». Сегодня мы не будем  сетовать на «испорченность» языка молодежи, а попытаемся разобраться в том явлении, которое  наблюдаем.  Начнем  с того, что идеального, неиспорченного русского языка  никогда не существовало. Даже во времена Пушкина. Блюстителям чистоты языка всегда было за что бороться. И боролись – с Пушкиным. Вспомните : «.. фрак, жилет – всех этих слов на русском нет..»«...Шишков, прости, не знаю, как перевести..», «зовется Vulgar (не могу, люблю я очень это слово, но не могу перевести»). Искореняли заимствования, внедряли своё, самовитое – смехотворные мокроступы.  В разные периоды развития языка и общества разным был и объект борьбы. В 20-30-е годы и разговорную речь захлестывали волны уличной стихии – беспризорников, воров, а также митинговый язык революционных матросов и солдат (от них обращение «братишка»). В наше же время объект борьбы - жаргон.

В лексике молодежного жаргона соседствуют две крайние черты. С одной стороны, конкретность, четкость определения: хвост – несданный экзамен или зачет, тормоз – медленно, соображающий человек. С другой стороны, размытость значения – порой жаргонные слова и выражения невозможно точно перевести на литературный язык: клевый – трудно определимая положительная характеристика лица или предмета, заимствованная из языка бродячих торговцев XIX в., крутой – положительная характеристика лица.

В последнее десятилетие молодежный жаргон активно пополняет компьютерная лексика: метафористически переосмысленные русские слова (чайник, зависать, взломать) и многочисленные англоязычные заимствования (юзер, хаке). Другая черта молодежного жаргона – ограниченность тематики. Выделяется около десятка семантических классов наименований, внутри которых много синонимов. Это – названия частей тела (фонари, рубильник, клешни), одежды и обуви (шузы, свингера, прикид), денег (баксы, бабки, кусок, лимон), некоторых действий и состояний (вырубиться, тащиться, приколоться) и другие.
Емкие, звучные, красивые слова родного языка заменяются словесной «шелухой», за которой нет содержания.
Например, целый синонимический ряд слов: прекрасно, восхитительно, великолепно, замечательно, чудесно, изумительно, очаровательно – заменяется ничего не значащими клево или классно! Этот жаргон внедряется не только в речь молодежи, но и продолжает жить в речи взрослых, становится привычным, не говоря уже о более страшном явлении – повсеместном, почти узаконенном мате…

Что же привлекает подростка в сленге? (это языковая игра, отход от языковой нормы; "вторая жизнь").

Потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования объясняется психологией возраста. Уйти от социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с другими, обособиться не только территориально, но и знаковыми системами, придав особый смысл своему объединению,- вот что становится глубинно привлекательным для подростков. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни. Широко распространены такие перлы молодежной философии, как: "Все в кайф!", "А на фига?".

Радует, что в последнее время говорить правильно становится модным. Подростки стремятся к этому, уточняют, как сказать или  написать правильно. Почему же, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит не правильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи зная престижные, нормативные?

Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип - элемент шока, встряски, чтобы заколебать народ, и элемент насмешки, чтобы было не скучно, смешно, прикольно. В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и не приятие его норм, его

образцов, его приличий. Стихия, питающая молодежный жаргон, все новое, не

традиционное или отвергаемое – речь музыкальных фанатов и речь

наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский

язык и воровское арго.

Известно, что подросток, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне вязи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, а началом связи служит общение. Основным способом удовлетворения потребности ребенка в общении является речь. Для этого необходимо мотивировать желание ребенка быть образованным, а так же готовность осознанно прикладывать к этому усилия.  

В этих условиях особенно актуальной становится задача формирования речевой культуры подростков в общеобразовательной школе.

В связи с этим нуждаются в обновлении содержание, формы и методы формирования речевой культуры подростков, возникает необходимость целенаправленной работы по управлению и совершенствованию этого процесса в условиях общеобразовательной школы.

Прежде чем приступить к выбору форм и методов, необходимо исследовать речь подростков, да и не только. Для  исследования мной использовались следующие методы:
·        Метод анализа и синтеза речи учащихся; Беседа;
 Наблюдение;     Анкетирование;   Эксперимент.

Давайте обратим свое внимание на методику "Определения активного словарного запаса" учащихся.  Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.  В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи.

Проанализировав результаты анкеты, мы пришли к следующему. Уровень общей сформированности культуры речи соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащимся. Что же касается употреблений синонимов, вводных конструкций в речи учащихся, то на ответ «Не всегда» ответило 54% из 100%.Также мы заметили, что в 69% случая из 100% грамотная речь учителя положительно влияет на формирование коммуникативной речи учащихся, на их уровень развития.

Какую же речь можно назвать правильной? Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Ко всему прочему необходимо также  умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное).

Говорят, глаза – зеркало души. Но тогда речь – это зеркало личности.

При формировании у учащихся правильной речи я опираюсь на современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи, разработанное Борисом Николаевичем Головиным. Он выделяет основные качества речи и соотносит их  с другими понятиями:

Речь - язык (правильность, богатство, чистота) отсутствие в ней лишних слов, слов - сорняков, слов - паразитов. Слова - паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют её восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Речь - мышление (логичность, ясность, простота, краткость) правило высокого красноречия, выделяется требование понятности. «Кто хочет говорить собственно для того, чтобы его не понимали, тот может спокойно молчать». М.М. Спиранский.

Речь - объективный мир (точность) определяется знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова. Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложениях приводят к неточности речи.

Речь - ее обстановка, содержание, назначение (уместность)

Речь - эстетика (образность, выразительность, благозвучие) усиливает эффективность выступления, вызывает интерес у слушателя, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и чувства, воображение

Работа над связной речью – письменной и устной – требует отдельного внимания. В программе традиционного обучения средней школы, на наш взгляд, недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся. К тому же в настоящее время школа испытывает насущную потребность в специальных методических средствах обучения, которые соответствовали бы  современным задачам речевого развития, способствовали формированию речевых умений и навыков, развитию речевой культуры и языкового чутья.
Отличительная особенность современного подхода – ориентация на взаимосвязное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: восприятию речи, говорению, чтению и письму. Несмотря на то , что в методике преподавания накоплен богатый материал по формированию и развитию речи, вопреки всему этому нередко отдельные явления языка изучаются в отрыве от развития речи подростков.

Исходя из этого, вытекает одна очень важная методическая задача: обеспечение ограниченного единства двух направлений – ознакомление с языком и развитие речи.

Поэтому лексическая работа в школе организована по следующим направлениям:

·        уточнение, активизация и расширение словарного запаса учащихся;

·        устранение из речи учеников нелитературных слов и выражений.


Следовательно, основное внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы, обучая детей языку, давая им для запоминания значимые слова и приучая ими пользоваться при выражении мысли, учитель одновременно обучал бы их мыслить, рассуждать. При этом особое внимание должно обращаться на содержание высказывания.

Например:

·        прочитайте части текста;

·        расположите части в правильной последовательности;

·        вставьте пропущенное предложение;

·        найдите ошибки;

·        определите основную мысль в тексте;  озаглавьте текст.

·        угадать концовку текста;

·        придумать свое продолжение, заменить синонимом иноязычные слова.

Такой подход в процессе обучения увеличивает глубину познания, качество усвоения нового материала, параллельно с этим решается задача интенсивного речемыслительного развития школьников.
 
Таким образом, коммуникативная культура речи – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
 

Под влиянием кого и чего формируется речь наших подростков? Это и СМИ, актеры театра и кино, классическая литература. А главное, вспомните своих учителей – их голоса, особенности речи, манеру общаться, отвечать на вопросы. Речи одних Вам хотелось подражать, вы восхищались грамотностью, ее богатством, выразительностью, образностью. В речи других отмечали речевые ошибки, скудность и однообразие. Монотонность и простоту речи такого учителя.
Эффективный путь обогащения речи — подражание. Вот почему вы, уважаемые коллеги, стремясь что-либо пере­дать детям, должны выступать носителями культурной речи, владеть умением рассказывать доходчиво, интересно, выра­зительно» владеть четкой дикцией.
А речь учителя – это образец для подражания, это пример для его учеников.   В.А. Сухомлинский называл речевую культуру учителя – зеркалом его духовной культуры.
 

Каждый учитель должен уделять должное внимание своей речи, ведь тот уровень языковой подготовки, который сегодня обеспечивает вуз, недостаточный, его следует рассматривать как стартовый. Он должен постоянно повышаться в процессе самостоятельной профессиональной деятельности учителя посредством самообразования.

Существуют следующие пути совершенствования речи:

1.                               Самоконтроль и развитие культуры речи (работа со словарем, изучение собственной речи).

2.                               Самоконтроль и развитие умений выразительной речи ( готовясь к выступлению, ответьте на вопросы: Какой интонации требует речи моего выступления?

3.                               Самоконтроль и развитие коммуникативных умений. Здесь важно изучить себя в общении, выяснить свою позицию в нем, отношение к партнеру по общению, научно управлять своим настроением в общении, изучить манеру, тон, характер речи.

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие. Мы опросили учащихся старших классов. Наши дети читают. Итоги опроса выявили, что самыми читаемыми произведениями среди молодежи стали «Война и мир» Л. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Поднятая целина» М. Шолохова .  У.Эко «Читающий человек равен двум».

По тому, как изъясняется человек, какие слова и выражения употребляет в своей речи, можно говорить о нем как о личности, сложить о нем мнение, определить, каков уровень его интеллекта, образования, круг его общения и интересов. И поэтому если человек заинтересован в повышении своего рейтинга, имиджа, профессионального роста, в уважении окружающих, ему необходимо повышать свою культуру речи, совершенствовать навыки владения литературным языком, стремиться в целом к совершенствованию себя как личности.

 По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой языковой болезнью – бездумности и отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.

 Современная молодежь – это люди, которые в недалеком будущем будут управлять государством, решать важные вопросы во всех сферах жизнедеятельности. И о том, какое оно будет, это светлое будущее, нужно беспокоиться сейчас.

Хотелось бы, чтобы наше правительство, да и все соответствующие структуры  уделяли больше внимания проблеме, о которой мы сегодня говорим. Например,  г. Кемерово была проведена социокультурная акция «Чистому слову – чистое слово» при поддержке управления образования, спорта и молодежной политики администрации города. Принимали участие все учебные заведения города, не только школы.

А вот в 2012 году проводилась Всекавзский форум плакатов – проектов «Учись говорить» под названием «Машук 2012». Плакаты размещали в местах многочисленного пребывания массы людей. Почему бы и в нашем самом чистом городе не провести такую акцию с целью популяризации культуры речи, литературного языка.

Закончить своё выступление яхотела бы одним  из последних стихотворений Отличника народного просвещения РФ, засл. учителя РИ, ингушской поэтессы Марьям Ахмедовны Льяновой «Последнее звено»

Воплощение достоинств и последнее звено…
Не могу я в то поверить, что оно обречено!
Очерствели, отупели? Не хочу я верить в это

Человек обязан быть украшением планеты!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

 

Комментарии

Дягилева Наталья Ивановна

Спасибо за актуальный и содержательный материал.

Качанова Оксана Владимировна

Пожалуйста!