К вопросу об исследовании динамических процессов в стилистической сфере функционирования речи школьников.

Идея о динамическом аспекте изучения языка уже активно проникла в современную лингвистическую науку. Речь идет не о диахронии и синхронии, а об активизации тех процессов, которые раньше протекали в условно медленном темпе. На изломе XX века язык, вслед за обществом, претерпевает сильнейшие изменения и в структуре, и в содержании, т.е. в речевой реализации. Задача ученых, и в том числе учителей русского языка, - «держать руку на пульсе» этих изменений, чтобы предотвратить катастрофические потери в содержательной стороне языка. Необходимо отметить, что эти активные процессы проходят не только в нашем языке, но и во всех европейских. Но особенность нашей ситуации в том, что, с одной стороны, каждый регион имеет свои характерные языковые черты, с другой стороны, России коснулся процесс глобализации.

Стилистическая сфера языка всегда оставалась одной из самых стабильных. Несмотря на это, век новейших информационных технологий вносит свои коррективы в функционирование стилей. речь школьников в этом плане – особенно яркий пример. Дети, находясь десять лет в одной и той же среде, научаются говорить только так, как принято в этой среде. И даже с учителями и родителями они используют «свою» лексику, упрощают конструкции, сокращают слова, минимизируют словообразовательные возможности языка. Таким образом, происходит размывание границ между коммуникативными сферами языка.

В то время, как повсеместно происходит расшатывание нормы, стандартов, речь школьников не может остаться в стороне. Жаргонизмы в сочинениях, сленговые выражения в изложениях, просторечия в обращении друг с другом – для учащихся это норма. Понятие нормы расшатано до основания.

Одновременно с этим происходит расширение сферы спонтанного общения. Социальные сети благоприятствуют тому, что дети, не стесняясь, могут написать или даже позвонить своему учителю. Интернет подталкивает к активному  использованию сниженной лексики.

Все эти стилистические преобразования можно рассматривать как форму протеста. Психологическая особенность сренего школьного возраста – активная, часто гипертрофированная демонстрация собственного “Я”, которое, как кажется ученикам, резко отличается от всех. Если обратиться к истории, можно проследить, как проходила демократизация языка в XVIII веке, в работах протопопа Аввакума. Ситуация, как кажется, схожа с сегодняшней. Активный протест против надоевшей православной идеологии сподвиг «демократов» к отказу от нормы, снижению лексики. Этим же процессом руководили в свое время А.Пушкин, А.Грибоедов и И.Крылов. Неоспорима художественная ценность произведений, которые написаны в то время демократизированным стилем. Сделать однозначный вывод о благоприятности нынешних изменений пока сложно. Следует дать истории время на оценку происходящих процессов. Возможно, подростки и станут «трендсеттерами[1]» в сфере языка.



1 Трендсеттер (англ. Trendsetter, от англ. Trend — “тенденция”, to set — “устанавливать, начинать”) — инноватор, воспринимающий новые идеи или тренды раньше других и своим примером внедряющий новшество в массовое использование.