Культура и эмоциональное богатство современного детства: есть ли связь?
Будучи учителем и общаясь ежедневно с детьми разного возраста, конечно, сразу находится ответ на вопрос «есть ли связь культуры и эмоционального богатства современного детства?». ДА! И так ответит не только большинство учителей, но и родители, которые доверяют образование своих чад в руки педагогов.
Одной из главных составляющих любого урока является эмоциональная атмосфера, которая складывает во время образовательного процесса. Но в первую очередь стоит разобраться, что же такое эмоция?
«Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы», - такое определение дает учебник по общей психологии.
Каждый этап взросления характеризуется определенными потребностями, в процессе получения которых человек испытывает определенное эмоциональное состояние: положительное или отрицательное.
А что такое эмоциональное богатство? Эмоциональный мир человека намного богаче эмоционального мира любого животного. Это характеризует человека как личность. Он проявляет определенную реакцию на то или иное событие или объекты.
Во все времена эмоциональное богатство имело прямую связь с культурой. Что такое культура? Это нравственная и духовная составляющая общества. Литература, кинематограф, музыка – искусство в целом, и конечно, естественные науки – математика, биология, физика и другие науки. И со всем этим богатством ребенок имеет возможность познакомиться в школе. Тогда начинает укрепляться в нем духовно-нравственная база, которая закладывается родителями с самого рождения ребенка.
На учителя ложится большая ответственность: помимо того, что он должен заложить огромный пласт знаний, так еще и дать основы таких понятий, как культура, нравственность, объяснить отвлеченные понятия правильно - неправильно. Ребенок уже в семилетнем возрасте попадает в социальное общество. Его начинают окружать такие же дети, как и он сам. Но есть большое различие между ними: духовно-нравственная база, заложенная ребенку с детства, у всех разная. Не стоит забывать, что в классе собираются дети из абсолютно разных семей. И культурный уровень развития, соответственно, тоже разный.
По мнению К.Д. Радиной, «развитие эмоционального отношения, превращение его в устойчивое свойство личности мы характеризуем термином «эмоциональное богатство личности». Эмоциональное богатство проявляется в том, что человек быстро откликается на большой круг явлений, событий, обстоятельств, с которыми он сталкивается, переживает их, испытывая целую гамму чувств. Эмоциональное богатство предполагает развитие способности к сопереживанию, без которого невозможно влияние положительного примера, оно обогащает общение, отношения между людьми. В своем наивысшем проявлении эмоциональное богатство включено в активную позицию личности, которую человек осознает, утверждает своим поведением, выражает в самоактуализации, саморегуляции и т.д.».
Ключевое в данном высказывании: влияние положительного примера, общение, отношение между людьми, самоактуализация, саморегуляция. Ребенок уже приобретает способность сделать выбор в соответствии со своим внутренним миром и психологическим состоянием: учиться или не учиться, делать уроки или вместо них пойти погулять, прочитать книгу или поиграть в компьютерную игру. Современный мир принес в нашу жизнь много нового, в том числе и инновации в образовательный процесс. Но остается неизменной необходимость культурного развития.
В настоящее время большинство детей, к огромному сожалению, совершенно перестало читать классику. Классическая литература во все времена учила людей дружить, любить, сопереживать, испытывать эмоциональное удовольствие от прочтения книги, а фантазия так и играла в юной голове. Художественное произведение со своим богатым миром заменилось сейчас прочтением краткого содержания «чтобы двойку не получить». А как же удовольствие? «Читать не вредно, вредно не читать» - это самый главный девиз каждого литератора.
В прошлом веке было снято огромное количество художественных фильмов по произведениям великих классиков. Так ведь и эти фильмы не воспринимаются современной молодежью. «Что за старье!», - возмущаются они во время просмотра фильма по произведениям Н.В. Гоголя. «А давайте посмотрим боевичок». Вот что формирует сознание детей. Что несут в себе такие фильмы? Насилие, убийство, жестокость. Что несет в себе современная музыка, которую предпочитают слушать наши ученики? Ненормативную лексику, которую мы слышим из их уст все чаще и чаще, примитивные синтаксические конструкции, которые не дают никакого обогащения лексического запаса. Детям все сложнее становится описать картину: словарный запас ограничен, а речь наполнена «словами-паразитами». Что будет дальше?
Конечно, всегда остается огромная надежда, что дети, становясь старше, будут испытывать дискомфорт, общаясь с образованными людьми. Они должны понять одну истину: образование – необходимость, важно найти свою «нишу» в обществе. В настоящее время, к счастью, открываются детские клубы раннего дошкольного образования. Малышам с раннего возраста закладывают основы культуры, учат воспринимать классическую музыку, по первым нотам узнавать Чайковского или Шопена, по первым строчкам узнавать писателя-классика, учат описывать картины и передавать свое эмоциональное состояние от восприятия. Такому ребенку уже легче будет учиться в школе. Само собой, от общества никуда не денешься, не спрячешься, но зато ребенку легче будет сделать выбор между «хорошо» и «плохо».
Эмоции движут нашей жизнью, особенно детьми. Они радуются, грустят, эмоционально воспринимают любое событие, происходящее в их жизни. Очень интересно наблюдать за реакцией ребенка, когда он видит впервые произведение искусства, как он радуется знакомой мелодии. Это большая ценность, дарить ему такую возможность.