Русский язык 8 класс

Цветенберг Светлана Семёновна

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете (Конфуций)

Ребята, повторите теорию, а затем выполните тест.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения - такие члены предложения, которые: отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же члену предложения; соединяются между собой сочинительной связью. Например: Снег ложился на крыши, скамейки, тротуары.

Однородными членами предложения могут быть все члены предложения: подлежащие (Дети и взрослые радовались празднику), сказуемые (Швед колет, рубит, режет ), определения. (Елку украшали красные, желтые, синие огонечки), дополнения (Вижу небо. берег, море), обстоятельства (Люблю сильно, пламенно, нежно.).

Однородные члены предложения могут выражаться как словами одной части речи, так и словами разных частей речи; могут соединяться в предложении при помощи сочинительных союзов и перечислительной интонации; осложнять предложение один рядом, двумя или несколькими; иметь при себе обобщающие слова все, всюду, ничто и др.

Знаки препинания между однородными членами.

Запятая ставится:

1) Если нет союзов. На парте лежали учебник, тетрадь, ручка.

2) Перед противительными союзами а, но, да: Мы двигались быстро, но осторожно.

3) Перед повторяющимися союзами: Он купил дневник, и ручку, и тетрадь.

4) Перед второй частью двойных союзов: Как мальчики, так и девочки вышли на уборку территории. Примечание. Запятая ставится перед союзом  да и. Он прекрасно говорил по-английски, да и по-французски знал неплохо.

Запятая не ставится:

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами: На лугу цвели ромашки и васильки. Я вам станцую или спою. Примечание. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, и день и ночь, ни сват ни брат и т. п.

Однородные и неоднородные определения.

Запятая ставится, если определения однородные, т.е. они обозначают признаки, которые одинаково относятся к предмету, и между ними можно вставить союз и:  У девочки в руках были оранжевые, красные, синие шары.

Определения могут быть как одиночные, так и распространённые: Он был с девушкой невысокой, одетой в синий костюм с белой блузкой.

Запятая не ставится, если определения не однородные, т.е. они обозначают признаки, которые характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и:  В магазине он приобрёл кожаный чёрный дипломат. 

Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

1. Двоеточие:

Ставится после обобщающего слова перед однородными членами: Он видел всё: лес, речку, дорогу.

2. Тире: Ставится после однородных членов перед обобщающим словом: Лес, речку, дорогу — всё видел он.

3. Двоеточие и тире: После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире, если предложение продолжается: Всё: лес, речку, дорогу — видел он.

Примечание. После обобщающих слов перед однородными членами в книжной речи могут быть слова: а именно, например, как-то. Перед ними ставится запятая, после них — двоеточие. Нужно было приобрести разные канцтовары, например: альбомы, цветную бумагу, краски и гуашь.

Обратите внимание!!!

• Если однородные члены соединены парными союзами как...так и, не только...но и, не столы(я...сколько, не твк...кае и т.п. или двойными союзами если не...то, хотя…но, то запятая ставится только перед второй частью союза:

Как в лесу, так и на лугах появились робкие первоцветы. Не только охотники, но и рыбаки любят осеннюю пору. Если не мороз, то зной может убить тоненькие стебельки яблонь. Не столько обида, сколько растерянность сквозила в его словах.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому, решая вопрос о постановке запятых, необходимо рассматривать каждый ряд однородных членов отдельно:

(На опушке и на холме) росли (ивы и березы) — в данном предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащие ивы и березы и однородные обстоятельства на опушке и на холме.

(Отлогости и небольшие горы), (зеленые и круглые), как купола, иногда перемежевывали равнину. — В данном предложении также два ряда однородных членов: однородные подлежащие отлогости и горы и однородные определения зеленые и круглые.

Тучи устало ползут вверх и вниз, забились в ущелья и дымно курятся там.

Тест

Знаки препинания при однородных членах

1.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ни темень ни гроза ни буря меня не остановят.

2) Иван хотя и не испугался но призадумался остановился.

3) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

4) Настя да Маша хотели было спеть да передумали.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Закончиться все может завтра или послезавтра.

2) Футбольный матч или выступление поп-звезды или компромат на известного политика могут привлечь внимание огромного количества людей.

3) Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло.

4) Раньше здесь как уток так и гусей было множество.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Легкий ветерок то просыпался то утихал.

2) От бочки по мостовой и стук и гром и пыль столбом.

3) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.

4) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над минами льют.

2) Весь вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.

3) Быть может посетит меня восторг и творческая ночь и вдохновенье.

4) Он хорошо подготовлен как по математике так и по русскому языку.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В русской природе истинному художнику дороги леса и поля реки и озера цветущие луга и пашни.

2) Люди были озабочены и угрюмы и утомлены.

3) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.

4) Князь Андрей держал ее руку смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней.

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Почти каждый вечер они уезжали куда-нибудь за город или на водопад.

2) Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всякому благородному и прекрасному.

3) На другой день ни свет ни заря я устремился в лес.

4) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В Средневековье появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

2) Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывали собственную.

3) Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.

4) Ветер и наступившая прохлада расслабили и успокоили нас.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Нехороший поступок может не сохраниться в памяти личной или в памяти окружающих.

2) И в науке и в литературе и в музыке в целом всегда открыта универсальная тайна наших способностей.

3) Жизнь ручья проходит то пузырями и пеной то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней.

4) Все плещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Он был не только прост со всеми но и временами застенчив.

2) Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и потопленный лес и людей.

3) Снегири вылетели из лесной чащи и появились в садах и огородах.

4) Его совсем не занимали ни книги ни рисование ни музыка.

10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) И под звездами балканскими вспоминаем неспроста ярославские да брянские да смоленские леса.

2) Подлинная жизнь прорвалась заполнила писательскую схему и раздвинула и сломала своим живым напором рамки первоначального писательского плана.

3) Где-то в утренних морозах ярких солнечных днях и светлых лунных ночах угадывалась пришвинская весна.

4) Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими листьями.



Предварительный просмотр:

 Перейдя по ссылке, выполните тест-онлайн

http://rus.lang-gimn6.edusite.ru/p12aa1.html



Предварительный просмотр:

Ребята, выполните онлайн тест, перейдя по ссылке.

http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-teme-Obrashhenie-5239/Default.aspx



Предварительный просмотр:

8 класс

                          Вводные слова, словосочетания и предложения.

                                              Вариант I.

             Найдите предложения с пунктуационными ошибками.

  1. И сам снарядил аптечку, в которой, к удивлению Акима, оказался даже шприц с маленьким кипятильником.
  2. А теперь старичку, конечно и думать об этом заказано.
  3. К сожалению я слишком поздно об этом понял.
  4. К слову сказать, держался он гоголем не только с работягами, но и перед начальством.
  5. Судьба её надо сказать не вечно была такой незаметной.
  6. По левому берегу Курейки, где-то среди озёр, болот и сонно темнеющих гор утерялся посёлок Агата, в котором, по слухам, давно нет ни одного жителя.
  7. С недельку я вас, извините за смелость выражений, в больнице полечу, оживёте маленько и, благословясь, домой, к маме, в Москву.
  8. И вот снова к тихой радости деда к бурному и бестолковому восторгу бабки, прибыла болезная внучка в село Полевка.
  9. Вы, конечно прочли второй том и оттого так уверенно его отрицаете?
  10. В детстве, правда, отец приглядывал за ним, но только приглядывал, почти не вмешиваясь в его занятия и заботы.

8 класс

                             Вводные слова, словосочетания и предложения.

                                                Вариант II.

               Найдите предложения с пунктуационными ошибками.

  1. Нет, сегодня он пожалуй прятаться в зимовье не захочет – надоело, не для того он шёл.
  2. Между прочим, отец советует тебя побить.
  3. В геологическом отряде Герцева уважали сказать точнее терпели, но не любили.
  4. Я читал Анне письма, она обречённо и покорно слушала, покачивая головой и тихонько завывая на особенно трогательных с её точки зрения местах…
  5. Люблю, знаете ли, после костров и тайги понежиться в сухом тепле.
  6. Сильно много буду должен, а расплачиваться сама видишь нечем.
  7. Тут я выхватил ещё одного хариуса из такого места, где, по мнению Акима, ни один нормальный рыбак не подумал бы рыбачить.
  8. Более других его занимал футболист: во-первых, ему за тридцать, пора, как говорится, и мужчиною стать; во-вторых, он должен знать Сошнина.
  9. Однако человек во все времена остаётся человеком, и потребность его в задушевной беседе никогда и никуда не исчезала и надеюсь не исчезнет.
  10. Пока мой новый знакомый говорил о рыбалке, об Урале, реки и леса которого он, к удивлению моему, знал куда как лучше меня, пять лет здесь прожившего, я напрягал память, пытаясь вспомнить…    

8 класс                     

   Вводные слова и словосочетания.

                                    Вариант I.

Выпишите номера предложений с вводными словами и словосочетаниями. Знаки препинания не расставлены.

  1. Сказалась видно к тому же бессонная ночь.
  2. Тем временем Леонид повесил сетку на выступ бруса и стал спиной к нему так, чтоб видно было нападающих и внизу, и вверху.
  3. Ну, там видно будет…
  4. Кто-то видно проходил в это время по улице…
  5. Не хочешь значит зло помнить.
  6. Понять – значит простить.
  7. Растерявшийся Михеич наконец пришёл в себя.
  8. Вот оно наконец желанное, заработанное мучениями счастье – почему она не верила в него раньше?
  9. Они идут по следу правда несколько странному.
  10. Ой, дедушка-то и правда всё ещё воюет.
  11. Но до самого последнего момента Настёна надеялась, что, раз она ни в чём не виновата, правда каким-то образом должна сказаться и уберечь её от такой расправы.
  12. Он не стал подходить близко к деревне, которую ещё при солнце увидел на излучине Ангары, а напротив повернул от неё в гору и, как ни устал, как ни намаялся, заставил себя уйти подальше.
  13. Берег напротив острова был широкий, открытый и успел подсохнуть.
  14. Но в этот день всё было кстати.
  15. Местный народ кстати с этим переименованием почему-то не согласился.
  16. Что я им интересно скажу?
  17. Интересно же знать.
  18. Гаврила с фронта посылки-то однако не тебе шлёт.
  19. Однако и это не предмет для досады.
  20. А ты однако шутник!

8 класс

                  Вводные слова и словосочетания.

                                                 Вариант II.

Выпишите номера предложений с вводными словами и словосочетаниями. Знаки препинания не расставлены.

  1. Не то бывало. Встарь бывало: и собака с волком живала.
  2. Ленька бывало возьмёт трубку и, не здороваясь, грубо спрашивает: «Кого надо?»
  3. Гуськова засветили эти воспоминания, он улыбался, душа его казалось отогрелась и ублажилась.
  4. Всё кругом стало немило, всё казалось чужим, направленным против неё, высматривающим каждый её шаг, подслушивающим каждую мысль.
  5. Андрей может не выдержать и что-нибудь с собой сотворить.
  6. Я может заново теперь родилась.
  7. Может всё обойдётся, должно обойтись.
  8. Не всякий поверил Настёниной сказке про уполномоченного – так и должно быть, но Настёне от этой отговорки легче не становилось.
  9. Ничего не слышно, и потому должно быть в ушах у меня всё ещё переливается рябчиный пересвист.
  10. Скорей бы конец: любой конец лучше этакой жизни.
  11. В спортивной курточке канареечного цвета или скорее попугайного цвета, красные полосы на груди.
  12. Но матери и кроме того было чем подпалить своё сердце: гражданская война начисто искоренила всю её родню…
  13. А кроме того что-то тянуло Настёну, помимо её воли тянуло пойти именно к нему.
  14. Действительно как быть, что делать?
  15. Голова действительно разламывалась, Настёна готова была содрать с себя кожу.
  16. И действительно второй бакен поставили легче.
  17. Но в этот день всё было кстати.
  18. Местный народ кстати с этим переименованием не согласился.


 

Комментарии

Цветенберг Светлана Семёновна

Ребята, в комментариях пишите свои ответы.