Литература 10 "Г" класс
МОУ «СОШ № 23», п. Айхал
Календарно-тематическое планирование по литературе
Класс: 10 «Г».
Учитель: Лебедкова Любовь Михайловна
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10-11 классы).
Учебник «Литература», 10 класс (в 2-х частях), Г.С. Меркин – Москва. «Русское слово», 2010г.
Количество часов
Всего: 170 часов.
Из них по развитию речи: 22 часа.
В неделю: 5 часов.
№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Содержание материала | Применение ИКТ | Примеча- ние |
1 2 |
| 2 | Введение. «Прекрасное начало…» | Из истории русской литературы 19 века. ОП: Историко-литературный процесс. ВС: Вечные темы русской классики. МС: Литература, история, язык. |
| Тип урока. Изучение нового материала. Лекция учителя. |
3 |
| 1 | Основные этапы творческой эволюции А.С. Пушкина. | Из литературы 1 половины 19 века. Историко-биографический очерк с закреплением понятий о литературных направлениях и лирических жанрах. Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском селе». Традиции и новаторство в раннем пушкинском шедевре. ВС: традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии. | Презентация «Лицейские годы А.С. Пушкина». |
|
4 |
| 1 | «Муза пламенной сатиры» | Социально-историческая тема в лирике Пушкина. Обзор лирики «петербургского» периода с текстуальным анализом оды «Вольность». |
|
|
5 |
| 1 | Годы странствий. Самовоспитание художника. | Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов с текстуальным анализом стихотворения «К морю». | Иллюстративный материал. |
|
6 |
| 1 | Южные поэмы. | Обзор поэм «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Братья – разбойники» с текстуальным анализом поэмы «Кавказский пленник». | Составление книгосценария к одной из поэм. |
|
7 |
| 1 | Трагедия «Борис Годунов». | Историческая и «частная» тема в трагедии Пушкина. МС: Историческая основа сюжета. |
|
|
8 |
| 1 | «Я думал стихами». | Тема призвания поэта в лирике Пушкина. Обращение к вечным вопросам бытия в стихотворениях Пушкина, сущность поэтического творчества. Свобода художника, тайны природы и т.д. |
|
|
9 |
| 1 | «Чувства добрые как основа пушкинской поэзии». | Красота мира и человеческих чувств в пушкинской лирике (тема дружбы, любви, природы, жизни и смерти в стихотворениях разных лет. Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. ОП: Философская лирика. | Презентация одного из стихотворений А. С. Пушкина. |
|
10 |
| 1 | Поэма «Медный всадник». | Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Историческая и «частная» тема в поэме. Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. ОП: Поэма как лироэпический жанр. ВС: Одические мотивы «петровской» темы в творчестве Ломоносова и Пушкина. МС: Историческая основа сюжета поэмы. | Галерея памятников Петру I. |
|
11 12 |
| 2 | РР. Письменная работа по проблематике изученной темы. | Сочинение с использованием учебно-методической части раздела учебника. |
|
|
13 |
| 1 | Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова. | М.Ю. Лермонтов. Урок в жанре «литературного портрета» с обобщением ранее изученного и привлечением материала учебника и сообщений учащихся. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. МС: Живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова. | Галерея рисунков М.Ю. Лермонтова. | Урок – портрет. |
14 |
| 1 | «Тяжкое бремя пророчества». | Образ Поэта в лермонтовской лирике. Урок-образ с текстуальным анализом стихотворений «Пророк» (1838г.), «Поэт». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. ВС: Традиции русского романтизма в лирике М.Ю. Лермонтова. |
|
|
15 |
| 1 | РР. Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | Трактовка одной темы (образ поэта-пророка) разными поэтами. МС: Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина. | Раздаточный материал. |
|
16 |
| 1 | «Когда мне ангел изменил…» | Мотивы интимной лирики. Духовная лирика. Обзор любовной лирики поэта с анализом стихотворений «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»). МС: Музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А.Рубинштейн и др.). ОП: Духовная лирика. | Музыкальные произведения на стихи М.Ю. Лермонтова. |
|
17 18 |
| 2 | Темы и мотивы философской лирики М.Ю. Лермонтова. | Урок – обзор с привлечением материала разделов, докладов и сообщений учащихся. |
|
|
19 |
| 1 | Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон». | Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова. Романтический колорит поэмы. Ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов поэмы с лирикой поэта. ОП: Романтическая поэма. | Иллюстративный материал «Образ Демона». |
|
20 21 |
| 2 | РР. Письменная работа по проблематике изученной темы. | Сочинение с использованием учебно-методической части раздела учебника. |
|
|
22 |
| 1 | Художественный мир Н.В. Гоголя. | Н.В. Гоголь. Урок в жанре «литературного портрета» с обобщением ранее изученного и привлечения материала учебника и сообщений учащихся. | Презентация к творчеству автора. | Урок – портрет. |
23 |
| 1 | Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». | Реальное и фантастическое в повести. Ирония как прием авторского осмысления абсурдности существования человека в прошлом мире. ОП: Ирония, романтическое двоемирие. ВС: Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Анализ повести с опорой на материал статьи и сопроводительного аппарата раздела учебника. | Киносценарий «Похождения поручика Пирогова». |
|
24 |
| 1 | «Необыкновенно странное происшествие…» | Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Гротеск как прием авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение комического и трагического в судьбах гоголевских героев. ОП: Гротеск, фантасмогория. Анализ повести с использованием материала учебника. | Слайды «Мои иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Нос». |
|
25 |
| 1 | Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. | Урок – обобщение с привлечением ранее изученного материала. Доклады и рефераты учащихся. | Слайды к докладам, рефератам. |
|
26 27 |
| 2 | РР. Письменная работа по проблематике изученной темы. | Самостоятельная работа учащихся по всей теме «Из литературы 1-ой половины 19 века с использованием учебно-методической части раздела учебника. |
|
|
28-31 |
| 4 | Введение. Литература и журналистика 2-ой половины 19 века. | Русская литература 2-ой половины 19 века. Социально-политическая ситуация России 2 пол. 19 века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике1850-1860 годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направление в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия Н.А.Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы 2 пол. 19 века в развитии мировой и отечественной культуры. | Иллюстративный материал. |
|
32 |
| 1 | Жизненный и творческий путь великого русского драматурга. | Творчество А.Н. Островского. Историко-биографический очерк с привлечением материала раздела и рекомендованной литературы. | Презентация к творчеству писателя. |
|
33 |
| 1 | Быт и нравы замоскворецкого купечества в комедии «Свои люди – сочтемся!». | История создания пьесы, анализ экспозиции, завязки действия, характеристика основных персонажей (с опорой на задания учебника). |
|
|
34 |
| 1 | Конфликт «старших и младших» в комедии А.Н. Островского.
| Конфликт между властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзик и Тишка – 3 стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция. Проблемный анализ текста с привлечением материалов раздела учебника. | Киносценарий (по желанию). |
|
35 36 |
| 2 | Герои и проблематика комедии «Лес». | Урок – семинар по итогам выполнения самостоятельного анализа текста. | Презентация работ. |
|
37 |
| 1 | Мир города Калинова в драме А.Н.Островского «Гроза». | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». ОП: Семейно-бытовая коллизия, речевой жест. |
|
|
38 |
| 1 | Катерина и Кабанова: два полюса нравственного противостояния. | Сопоставительный анализ с отработкой понятий «семейно-бытовая коллизия». «речевая характеристика». |
|
|
39 40 |
| 2 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Образ Катерины в свете критики. Урок – семинар с привлечением вопросов и заданий раздела учебника, с опорой на критические статьи Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарева. ВС: Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя). | Слайды, иллюстративный материал. |
|
41 |
| 1 | Образная символика и смысл названия пьесы. | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. МС: Островский и русский театр. Интерпретация пьес. |
|
|
42 43 |
| 2 | Сочинение по проблематике изученной темы. | Творческая работа учащихся с использованием учебно-методической части раздела учебника. |
|
|
44 |
| 1 | Личность и творчество И.А. Гончарова. | Творчество И.А. Гончарова. Историко-биографический очерк с общей характеристикой литературной деятельности писателя (с опорой на биографический материал раздела учебника и рекомендуемую литературу). | Презентация биографии и творчества писателя. |
|
45 46 |
| 2 | Преображение романтика. | Герои и проблематика романа «Обыкновенная история». Анализ 1-го романа гончаровской трилогии с привлечением материла основной и дидактической части учебника. |
|
|
47 |
| 1 | Утро Обломова. | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Знакомство с героем романа «Обломов». Вводное занятие по роману, включающее самостоятельный анализ эпизода. |
|
|
48 |
| 1 | К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Анализ центральной главы романа с опорой на материал учебника. ОП: Типизация, утопия, «роман в романе». |
|
|
49 |
| 1 | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. | Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими героями романа: Обломов и Штольц. |
|
|
50 |
| 1 | Любовная тема в романе. Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Анализ проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением заданий к разделу учебника. | Портретная галерея женских образов, подвигнувших мужчин на подвиг. |
|
51 52 |
| 2 | Роман «Обломов» в интерпретации русской критики и современного искусства. | Урок – дискуссия с привлечением литературно-критического материала (статьи Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина) и фрагментов кинофильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (режиссер Н. Михалков). МС: Музыкальные темы в романе «Обломов». ВС: И.С. Тургенев и Л.Н.Толстой о романе «Обломов», Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова. | Презентация иллюстративного материала. Кинофильм. |
|
53 |
| 1 | Обломов на краю обрыва. | Позднее творчество И.А. Гончарова. Лекция учителя и сообщения учащихся с опорой на материал заключительной статьи раздела учебника. |
|
|
54 55 |
| 2 | РР. Сочинение. | Письменная работа по проблематике изученной темы с использованием учебно-методической части раздела учебника. |
|
|
56 |
| 1 | Жизненный творческий путь И.С. Тургенева. | Творчество И.С. Тургенева. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы. | Презентация к биографии и творчеству писателя. |
|
57 58 |
| 2 | Народ: от поэзии к правде. | Цикл «Записки охотника». Анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Певцы» в контексте проблематики цикла и с опорой на ранее изученное. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека. | Иллюстративный материал. |
|
59 |
| 1 | Логика начала. | Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Знакомство с героями. Анализ первых глав романа с опорой на понятия «социально-психологический роман», принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героя. |
|
|
60 |
| 1 | Мир «отцов» в романе. | Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Пообразная характеристика с анализом ключевых эпизодов. |
|
|
61 62 |
| 2 | Евгений Базаров: протагонист или антигерой? | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. ВС: Тургенев и группа «Современника». Проблемная дискуссия с опорой на ключевые эпизоды романа. | Иллюстративный материал. Слайды к сообщениям. |
|
63 |
| 1 | Философские итоги романа. Смысл названия. | Урок-обобщение с привлечением материала критического (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова) и элементами подготовки к сочинению. Русская критика о романе и его герое. ВС: Литературные реминисценции в романе. МС: Музыкальные темы в романе. | Музыка в романе «Отцы и дети». |
|
64 65 |
| 2 | РР. Сочинение. | Творческая работа по проблематике изученного произведения (с использованием учебно-методической части раздел учебника). |
|
|
66 |
| 1 | Личность Н.Г. Чернышевского и история романа «Что делать?». | Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». МС: Диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности и поэтика романа «Что делать?». ВС: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря. | Презентация и биография писателя. |
|
67 |
| 1 | Разумна ли теория «разумного эгоизма»? | Урок – дискуссия по проблематике «новых людей» с опорой на полемический комментарий в статье учебника. «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического романа» Н.Г. Чернышевского. ОП: Ложная интрига, литературная утопия. ВС: Традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе.
|
|
|
68 |
| 1 | «Будущее светло и прекрасно…» | Анализ «Четвертого сна Веры Павловны». Черты социальной утопии в романе. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. ВС: Традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе. ОП: «Литературная утопия», «идейный пафос». |
|
|
69 |
| 1 | «Что делать?» Н.Г. Чернышевского и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Диалог художников. | Урок – семинар на проблемное сопоставление. |
|
|
70 71 |
| 2 | РР. Сочинение. | Творческая работа по проблематике изученной темы (с использованием учебно-методической части раздела). |
|
|
72 |
| 1 | Основные вехи жизни и творчества народного поэта. | Творчество Н.А. Некрасова. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова – лирика. |
|
|
73 |
| 1 | Народные характеры и типы в некрасовской лирике. | Анализ стихотворений «В дороге», «Огородник», «Тройка» с привлечением самостоятельного разбора стихотворения «Зеленый шум». Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве Н.А. Некрасова. ОП: Народность художественного творчества. | Портретная галерея характеров и типов людей из народа в лирике Н.А. Некрасова. |
|
74 |
| 1 | «Муза мести и печали» в лирике Н.А. Некрасова. | Анализ стихотворений «Блажен незлобивый поэт». «Вчерашний день, часу в шестом…» с опорой на проблемные задания статьи учебника. ВС: Образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова. |
|
|
75 76 |
| 2 | «За великое дело любви…» (социальные и гражданские мотивы в некрасовской лирике»). | Анализ стихотворений «О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк», «Элегия» (А.Н. Еракову). |
|
|
77 |
| 1 | «В каком году – рассчитывай…» (Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | Вводная беседа с закреплением понятий «поэма-эпопея», «фольклорный мотив», «сказочный зачин», «мифологический образ». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Т.Л. народность художественного творчества, демократизация поэтического языка. |
|
|
78 79 |
| 2 | Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. | Характеристика представителей старой Руси и претендентов на «мужицкое счастье» переломного времени («Порвалась цепь великая..»). Анализ глав «Счастливые», «Последыш», «Крестьянка» с опорой на вопросы и задания учебника. Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. |
|
|
80 |
| 1 | «Пел он воплощение счастья народного…» (Философские итоги некрасовского эпоса). | Урок-дискуссия с обсуждением проблематики финала некрасовской поэмы и элементами подготовки к итоговому сочинению. Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. |
|
|
81 |
| 1 | «Последние песни – поэтическое завещание Некрасова». | Анализ стихотворений «О Муза! Я у двери гроба..», «Сеятелям» и др. с привлечением материала учебника. МС: Некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др. Жанр песни в лирике Н.А. Некрасова. | Иллюстративный материал. |
|
82 83 |
| 2 | Сочинение по проблематике изученной темы. (с использованием учебно-методической части раздела учебника). | Самостоятельное чтение поэмы «Саша», «Дедушка». |
|
|
84 |
| 1 | Жизнь и поэзия Ф.И.Тютчева. | Лирика Ф.И. Тютчева. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. | Презентация к биографии Ф.И. Тютчева. |
|
85 86 |
| 2 | Мир природы в лирике Тютчева. | Анализ стихотворений «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые сместились..» и др. с опорой на ранее изученный материал и статьи учебника. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. МС: Пантеизм как основа тютчевской философии природы. |
|
|
87 |
| 1 | «И ропщет мыслящий тростник». Анализ стихотворений «Silentium», «Певучесть есть в морских волнах» и др. с включением самостоятельного анализ поэтического текста. | Личность и мироздание в лирике Тютчева. Тема трагического противостояния человеческого «Я» и стихийных сил природы. ТЛ: Интеллектуальная лирика. ВС: Пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева. |
|
|
88 |
| 1 | Своеобразие любовной темы в лирике Ф.И. Тютчева. | Анализ стихотворений «О, как убийственно мы любим..», «Я встретил вас» и др. с привлечением материала учебника и обсуждением вопроса о поэтической традиции в лирике Тютчева. Драматизм звучания любовной лирики поэта. ТЛ: «Лирический фрагмент». МС: Песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.). | Музыкальные произведения на стихи Ф.И.Тютчева. |
|
89 |
| 1 | Историко-философские мотивы лирики Ф.И.Тютчева. | Анализ стихотворений «Цицерон», «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять» с привлечением материла учебника. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. ВС: Роль архаизмов в лирике Ф.И. Тютчева. |
|
|
90 91 |
| 2 | Письменная работа по проблематике изученной темы. | С использованием учебно-методической части раздела учебника. |
|
|
92 |
| 1 | Лирика А.А. Фета. Жизнь и творчество. | Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. ВС: А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева). | Презентация к биографии поэта. |
|
93 |
| 1 | Поэтический мир Фета. | Введение в поэтику Фета: анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» и самостоятельный разбор стихотворения «На заре ты ее не буди». Культ «мгновения» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. ВС: Традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета. |
|
|
94 95 |
| 2 | Природа и человек в лирике Фета. | Анализ стихотворений «Заря прощается с землею..», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др. с привлечением материала статьи учебника. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. | Видеоклипы к пейзажным зарисовкам. |
|
96 |
| 1 | Тема любви в лирике Фета. | Анализ стихотворений «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом» и др., прослушивание романсов на стихи Фета. ТЛ: Закрепление понятий «мелодика стиха», «Образ – переживание», «поэтический синтаксис». МС: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукозаписи в лирике поэта. | Музыкальное сопровождение. |
|
97 |
| 1 | Тема поэта и поэзии в лирике Фета. | Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» и пародийного цикла Д. Минаева «Лирические песни с гражданским отливом». Дискуссионное обсуждение проблемы «художник и общество». |
|
|
98 99 |
| 2 | РР. Письменная работа по проблематике изученной темы, по объединенной теме «Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фета». | С использованием учебно-методической части раздела учебника. |
|
|
100 |
| 1 | Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова. | Творчество Н.С. Лескова. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела, фрагментов автобиографии писателя и рекомендуемой литературы. | Презентация к биографии Н.С. Лескова. |
|
101 102 |
| 2 | Мир лесковских героев. | Обзорный анализ прозы Лескова: рассказы «Овцебык» (в сопоставлении с проблематикой тургеневских «Отцов и детей». «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел» (доклады и сообщения учащихся). Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. МС: Язык и стиль лесковского сказа. |
|
|
103 104 |
| 2 | Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». | Анализ повести с опорой на проблемные вопросы и задания в статье учебника и выявлением роли фольклорных традиций в поэтике «Очарованного странника». ТЛ: Закрепление понятий «литературный сказ», «жанр путешествия», «литературный тип». Образ Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. «Сказовый» характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести. ВС: Былинные мотивы в образе Флягина. Тема богатырства у Н.С. Лескова и Н.В. Гоголя («Очарованный странник» и «Мертвые души»), |
|
|
105 106 |
| 2 | РР. Письменная работа по проблематике изученной темы (с использованием учебно-методической части раздела учебника). | Самостоятельное чтение. Н.С. Лесков повести «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел». |
|
|
107 |
| 1 | От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. | Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы. | Презентация к биографии писателя. |
|
108 |
| 1 | Жанрово-композиционное своеобразие «Истории одного города». | Вводно-ориентировочная беседа на общую проблематику «Истории..» с привлечением материала статьи учебника. ТЛ: Закрепление понятий «хронотоп» и «гротеск» с обращением к ранее изученному материалу. ВС: Традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире. |
|
|
109 110 |
| 2 | Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. | Анализ образной системы и проблематики «Истории…» с опорой на проблемные вопросы и задания. | Создание галереи образов «Истории одного города». |
|
111 |
| 1 | Судьба глуповцев и проблема финала «Истории одного города». | Урок-дискуссия с элементами подготовки к итоговому сочинению по теме. МС: Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.). | Иллюстративный материал. |
|
112 |
| 1 | Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста». | Урок-обзор с включением самостоятельного анализа сказки «Богатырь». ТЛ: Закрепление понятий «литературная сказка», «фольклорная стилизация», «эзопов язык». «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина – сатирика. ВС: Фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. |
|
|
113 |
| 1 | Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. | Анализ сказок «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик» с привлечением вопросов и заданий статьи учебника. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов народного сознания в сказках. ТЛ: Понятия «фольклорная стилизация», «гипербола». |
|
|
114 |
| 1 | «Жил – дрожал…» (Образ обывателя в сказке «Премудрый пескарь»). | Анализ сказки с опорой на материал учебника. Обобщение изученного с элементами подготовки к сочинению. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. ТЛ: Понятие «авторская ирония». |
|
|
115 116 |
| 2 | РР. Сочинение, письменная работа по проблематике изученной темы. | С использованием учебно-методической части раздела учебника. Самостоятельное чтение. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Либерал», «Орел – меценат», «Вяленая вобла». |
|
|
117 |
| 1 | Страницы жизни и творчества А.К. Толстого. | Лирика А.К. Толстого. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы. ТЛ: Закрепление понятия «лирика позднего романтизма». | Презентация к биографии А.К. Толстого. |
|
118 |
| 1 | Природный мир А.К. Толстого. | Анализ стихотворений «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет..» и др. с опорой на материал учебника и самостоятельный анализ поэтического текста. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. ВС: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы. |
|
|
119 |
| 1 | «Коль любить, так без рассудку…» (Интимная лирика А.К. Толстого). | Анализ стихотворений «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..» с прослушиванием романсов П.И. Чайковского на стихи поэта. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. ТЛ: «Лирика позднего романтизма» МС: Романсы П.И. Чайковского на стихи Толстого. | Грамзапись романсов на стихи А.К. Толстого. |
|
120 121 |
| 2 | Темы и образы исторической сатиры А.К. Толстого. | Анализ стихотворений «Государь ты наш батюшка», «История государства Российского..» с привлечением материала по русской истории. Жанрово-тематическое богатство творчества А. К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. ТЛ: «Историческая песня». ВС: Сатирические приемы в творчестве А.К.Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина. МС: Исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого. |
|
|
122 123 |
| 2 | РР. Сочинение, письменная работа по проблематике изученной темы. | С использованием учебно-методической части раздела учебника. Самостоятельное чтение. А.К. Толстой «Князь Серебряный». |
|
|
124 125 |
| 2 | Жизненный и творческий путь великого художника – мыслителя. | Творчество Л.Н. Толстого. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы. МС: Живописные портреты Л. Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров).
| Презентация к биографии Л.Н. Толстого. Портретная галерея «Толстой в портретах». |
|
126 127 |
| 2 | «Севастопольские рассказы» как пролог «Войны и мира». | Анализ повествовательного цикла раннего Толстого с привлечением задний к самостоятельному анализу текста. |
|
|
128 |
| 1 | История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». | Урок-лекция с привлечением материла учебника и закреплением понятий «роман-эпопея», «композиционная многосоставность», «многогеройность эпоса» и т.п. МС: Исторические источники романа «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий. |
|
|
129 |
| 1 | Логика начала (экспозиция романа). | Анализ первых сцен «Войны и мира» с выявлением основной проблематики романа. ТЛ: «Историко-философская концепция», художественно-философское осмысление сущности войны в романе. |
|
|
130 |
| 1 | Испытание эпохой «поражений и срама». | Анализ эпизодов кампании 1805-1807 г.г. с привлечением вопросов и заданий учебника (тема истинного и псевдопатриотизма). Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». ВС: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе «Война и мир». | Проекты по теме «Истинные патриоты и лжепатриоты» в романе (по вариантам). |
|
131 132 |
| 2 | «Мысль семейная» в романе. | Подлинная семейственность (Ростовы и Болконские) в ее противопоставлении семьям-имитациям (сопоставительный анализ с использованием заданий учебника). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. |
|
|
133 134 |
| 2 | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. | Анализ избранных глав романа с опорой на сопоставление двух сюжетных линий и их перечислений в романе. ТЛ: Отработка понятий «ум ума» и «ум сердца», «диалектика души». |
|
|
135 |
| 1 | «Она не удостаивает быть умной» (Наташа Ростова и женские образы романа). | Сравнительная характеристика с опорой на образную систему романа. ТЛ: Понятие «диалектика души». |
|
|
136 |
| 1 | Начало «общей жизни»: война за Отечество. | Анализ глав 1-2 части 3 том романа с выделением эпизода оставления Смоленска. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. |
|
|
137 |
| 1 | Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон. | Сравнительная характеристика с опорой на материал статьи учебника и дополнительную литературу. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. ВС: Образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков. |
|
|
138 |
| 1 | Уроки Бородина. | Анализ сцен Бородинского сражения в контексте историко-философской концепции Толстого. |
|
|
139 140 |
| 2 | «Мысль народная» в романе. | Анализ ключевых эпизодов «военных» глав романа (совет в Филях, отъезд Ростовых из Москвы, партизанские будни и др.) с опорой на материал учебника. «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. | Иллюстрации к роману «Война и мир». (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов). |
|
141 |
| 1 | Платон Каратаев: русская картина мира. | Анализ эпизодов пребывания Пьера в плену и характеристика образа «народного мудреца» Каратаева. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. |
|
|
142 143 |
| 2 | Нравственно-философские итоги романа. | Анализ эпилог романа с выходом на смысл названия толстовской эпопеи. Подготовка к написанию итогового сочинения по роману «Война и мир». Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. |
|
|
144 145 146 147 |
| 4 | Сочинение по проблематике изученной темы. | Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Анна Каренина». |
|
|
148 |
| 1 | Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. | Творчество Ф.М. Достоевского. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы. МС: Особенности языка и стиля прозы Достоевского. | Презентация материала к биографии писателя. |
|
149 |
| 1 | История создания и авторский замысел романа «Преступление и наказание» | Урок-лекция с привлечением материала учебника и закреплением понятий «идеологический роман», «философская проблематика», «герой-идея». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа. |
|
|
150 |
| 1 | Образ Петербурга в романе. | Обсуждение «городской» темы в романе с опорой на традиции изображения Петербурга в русской классике (Пушкин, Гоголь, Некрасов). Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. | Проекты на тему «Образ Петербурга в русской классике». |
|
151 |
| 1 | Мир «униженных и оскорбленных» в романе. | ВС: Рассмотрение темы «маленького человека» в романе с опорой на классическую традицию. Бунт личности против жестоких законов социума. |
|
|
152 153 |
| 2 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | Развернутая характеристика образа с анализом ключевых глав романа. Теория Раскольникова. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. ВС: Проблема индивидуализма. | Схема – опора. |
|
154 |
| 1 | «Двойники» Раскольникова: теория в действии. | Анализ образов Лужина и Свидригайлова в контексте идеи Раскольникова. ТЛ: Закрепление понятий «герой – двойник», «полифония» (многоголосие), «герои – двойники» - Лужин, Свидригайлов. Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. | Составление схемы – опоры. |
|
155 |
| 1 | «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. | Характеристика образа Сони Мармеладовой в романе с опорой на материал учебника. Раскольников и «вечная Сонечка». ВС: Евангельские мотивы в романе. |
|
|
156 |
| 1 | «Преступление и наказание» как роман – предупреждение. | Анализ эпилога романа, обсуждение смысла его названия с выявлением авторской позиции (с опорой на материал учебника). Подготовка материалов к сочинению. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. |
|
|
157 |
| 1 | Достоевский и современность. | Урок-дискуссия на основе изученного материала с выходом на проблематику новейшей истории. ВС: Сквозные идеи и образы русской классики в романе Ф. М. Достоевского. |
|
|
158 159 |
| 2 | Сочинение по проблематике изученной темы. | С использованием учебно-методической части раздела учебника. Самостоятельное чтение. Ф.М.Достоевский «Идиот», «Братья Карамазовы». |
|
|
160 |
| 1 | Жизнь и творчество А.П. Чехова. | Творчество А.П. Чехова. Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы. ВС: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой. Тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
| Иллюстрационный материал к роману. |
|
161 |
| 1 | Трагикомедия «футлярной» жизни. | Анализ рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник» с привлечением материала статьи учебника. ТЛ: Закрепление понятий «чеховский сюжет», «чеховская деталь». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. |
|
|
162 |
| 1 | Выбор доктора Старцева. Рассказ «Ионыч». | Анализ рассказа с опорой на задания статьи учебника. ТЛ: Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. |
|
|
163 |
| 1 | Философская проблематика рассказа «Студент». | Урок-семинар на основе самостоятельного анализа текста. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. |
|
|
164 165 |
| 2 | Между жизнью и мечтой Драма «Три сестры». | Семинарское занятие на основе самостоятельного анализа драматического произведения с отработкой понятий «чеховская ремарка», «символическая деталь», «бессюжетное действие». Новаторство Чехова – драматурга. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведениях. |
|
|
166 |
| 1 | Своеобразие системы и конфликта комедии «Вишневый сад». | Анализ общей проблематики пьесы с отработкой понятий «внутреннее действие», «подтекст» «лирическая комедия». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии. МС: Сценические интерпретации комедии (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.). |
|
|
167 168 |
| 2 | «Здравствуй, новая жизнь!». Образ сада и философская проблематика пьесы. | Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функции ремарок, звука и цвета в пьесе. Анализ комедии с выявлением авторской позиции и художественных средств ее отображения. МС: Роман в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова). Подготовка к итоговому сочинению. Самостоятельное чтение. А.П. Чехов «Дядя Ваня». | Видеоклип. |
|
169 |
| 1 | РР. Сочинение по проблематике изученной темы. | С использованием учебно-методической части раздела учебника. |
|
|
170 |
| 1 | Обобщение материала историко-литературного курса. | Работа по вопросам и заданиям для обобщения в заключительной части учебника. |
|
|