Литература 10 "Г" класс

Лебедкова Любовь Михайловна

МОУ  «СОШ № 23»,  п. Айхал

 

 

 

 

Календарно-тематическое  планирование по литературе

 

 

Класс:  10  «Г».

Учитель: Лебедкова Любовь Михайловна

Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10-11 классы).

Учебник «Литература», 10 класс (в 2-х частях),  Г.С. Меркин – Москва. «Русское слово»,  2010г.

Количество часов

Всего:   170 часов.

Из них по развитию речи: 22 часа.

В неделю: 5 часов.

 

 

 

 

 

№ урока

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Содержание материала

Применение ИКТ

Примеча-

ние

1

2

 

2

Введение. «Прекрасное начало…»

Из истории русской литературы 19 века.

ОП: Историко-литературный процесс.

ВС: Вечные темы русской классики.

МС: Литература, история, язык.

 

Тип урока.

Изучение нового материала. Лекция учителя.

3

 

1

Основные этапы творческой эволюции А.С. Пушкина.

Из литературы 1 половины 19 века.

Историко-биографический очерк с закреплением понятий о литературных направлениях и лирических жанрах.

Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском селе». Традиции и новаторство в раннем пушкинском шедевре.

ВС: традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Презентация «Лицейские годы А.С. Пушкина».

 

4

 

1

«Муза пламенной сатиры»

Социально-историческая тема в лирике Пушкина. Обзор лирики «петербургского» периода с текстуальным анализом оды «Вольность».

 

 

5

 

1

Годы странствий. Самовоспитание  художника.

Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов с текстуальным анализом стихотворения «К морю».

Иллюстративный материал.

 

6

 

1

Южные поэмы.

Обзор поэм «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Братья – разбойники» с текстуальным анализом поэмы «Кавказский пленник».

Составление книгосценария к одной из поэм.

 

7

 

1

Трагедия «Борис Годунов».

Историческая и «частная» тема в трагедии Пушкина.

МС: Историческая основа сюжета.

 

 

8

 

1

«Я думал стихами».

Тема призвания поэта в лирике Пушкина.  Обращение к вечным вопросам бытия в стихотворениях Пушкина, сущность поэтического творчества. Свобода художника, тайны природы и т.д.

 

 

9

 

1

«Чувства добрые как основа пушкинской поэзии».

Красота мира и человеческих чувств в пушкинской лирике (тема дружбы, любви, природы, жизни и смерти в стихотворениях разных лет.

Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

ОП: Философская лирика.

Презентация одного из стихотворений А. С. Пушкина.

 

10

 

1

Поэма «Медный всадник».

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Историческая и «частная» тема в поэме. Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

ОП: Поэма как лироэпический жанр.

ВС: Одические мотивы «петровской» темы в творчестве Ломоносова и Пушкина.

МС: Историческая основа  сюжета поэмы.

Галерея памятников Петру I.

 

11

12

 

2

РР.

Письменная работа по проблематике изученной темы.

Сочинение с использованием учебно-методической части раздела учебника.

 

 

13

 

1

Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова.

М.Ю. Лермонтов.

Урок в жанре «литературного портрета» с обобщением ранее изученного и привлечением материала учебника и сообщений учащихся.

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

МС: Живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова.

Галерея рисунков М.Ю. Лермонтова.

Урок – портрет.

14

 

1

«Тяжкое бремя пророчества».

Образ Поэта в лермонтовской лирике.

Урок-образ с текстуальным анализом стихотворений «Пророк» (1838г.), «Поэт».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.

ВС: Традиции русского романтизма в лирике М.Ю. Лермонтова.

 

 

15

 

1

РР.

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Трактовка одной темы (образ поэта-пророка) разными поэтами.

МС: Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.

Раздаточный материал.

 

16

 

1

«Когда мне ангел изменил…»

Мотивы интимной лирики. Духовная лирика. Обзор любовной лирики поэта с анализом стихотворений «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

МС: Музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А.Рубинштейн и др.).

ОП: Духовная лирика.

Музыкальные произведения на стихи М.Ю. Лермонтова.

 

17

18

 

2

Темы и мотивы философской лирики М.Ю. Лермонтова.

Урок – обзор с привлечением материала разделов, докладов и сообщений учащихся.

 

 

19

 

1

Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова. Романтический колорит поэмы. Ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов поэмы с лирикой поэта.

ОП: Романтическая поэма.

Иллюстративный материал «Образ Демона».

 

20

21

 

2

РР.

Письменная работа по проблематике изученной темы.

Сочинение с использованием учебно-методической части раздела учебника.

 

 

22

 

1

Художественный мир Н.В. Гоголя.

Н.В. Гоголь.

Урок в жанре «литературного портрета» с обобщением ранее изученного и привлечения материала учебника и сообщений учащихся.

Презентация к творчеству автора.

Урок – портрет.

23

 

1

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

Реальное и фантастическое в повести. Ирония как прием авторского осмысления абсурдности существования человека в прошлом мире.

ОП: Ирония, романтическое двоемирие.

ВС: Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Анализ повести с опорой на материал статьи и сопроводительного аппарата раздела учебника.

Киносценарий «Похождения поручика Пирогова».

 

24

 

1

«Необыкновенно странное происшествие…»

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Гротеск как прием авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире.

Соединение комического и трагического в судьбах гоголевских героев.

ОП: Гротеск, фантасмогория.

Анализ повести с использованием материала учебника.

Слайды «Мои иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Нос».

 

25

 

1

Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Урок – обобщение с привлечением ранее  изученного материала. Доклады и рефераты учащихся.

Слайды к докладам, рефератам.

 

26

27

 

2

РР.

Письменная работа по проблематике изученной темы.

Самостоятельная работа учащихся по всей теме «Из литературы 1-ой половины 19 века с использованием учебно-методической части раздела учебника.

 

 

28-31

 

4

Введение.

Литература и журналистика 2-ой половины 19 века.

Русская литература  2-ой половины 19 века.

Социально-политическая ситуация России 2 пол. 19 века.

«Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе.

Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике1850-1860 годов.

Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни.

Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.

«Некрасовское» и «элитарное» направление в поэзии, условность их размежевания.

Расцвет русского национального театра (драматургия Н.А.Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.).

Вклад русской литературы 2 пол. 19 века в развитии мировой и отечественной культуры.

Иллюстративный материал.

 

32

 

1

Жизненный и творческий путь великого русского драматурга.

Творчество А.Н. Островского.

Историко-биографический очерк с привлечением материала раздела и рекомендованной литературы.

Презентация к творчеству писателя.

 

33

 

1

Быт и нравы замоскворецкого купечества в комедии «Свои люди – сочтемся!».

История создания пьесы, анализ экспозиции, завязки действия, характеристика основных персонажей (с опорой на задания учебника).

 

 

34

 

1

Конфликт «старших и младших» в комедии А.Н. Островского.

 

Конфликт между властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзик и Тишка – 3 стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Проблемный анализ текста с привлечением материалов раздела учебника.

Киносценарий (по желанию).

 

35

36

 

2

Герои и проблематика комедии «Лес».

Урок – семинар по итогам выполнения самостоятельного анализа текста.

Презентация работ.

 

37

 

1

Мир города Калинова в драме А.Н.Островского «Гроза».

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».

ОП: Семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

 

 

38

 

1

Катерина и Кабанова: два полюса нравственного противостояния.

Сопоставительный анализ с отработкой понятий «семейно-бытовая коллизия». «речевая характеристика».

 

 

39

40

 

2

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе».

Образ Катерины в свете критики. Урок – семинар с привлечением вопросов и заданий раздела учебника, с опорой на критические статьи Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарева.

ВС: Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Слайды, иллюстративный материал.

 

41

 

1

Образная символика и смысл названия пьесы.

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.

МС: Островский и русский театр. Интерпретация пьес.

 

 

42

43

 

2

Сочинение по проблематике изученной темы.

Творческая работа учащихся с использованием учебно-методической части раздела учебника.

 

 

44

 

1

Личность и творчество И.А. Гончарова.

Творчество И.А. Гончарова.

Историко-биографический очерк с общей характеристикой литературной деятельности писателя (с опорой на биографический материал раздела учебника и рекомендуемую литературу).

Презентация биографии и творчества писателя.

 

45

46

 

2

Преображение романтика.

Герои и проблематика романа «Обыкновенная история».

Анализ 1-го романа гончаровской трилогии с привлечением материла основной и дидактической части учебника.

 

 

47

 

1

Утро Обломова.

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

Знакомство с героем романа «Обломов». Вводное занятие по роману, включающее самостоятельный анализ эпизода.

 

 

48

 

1

К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).

Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».

Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

Анализ центральной главы романа с опорой на материал учебника.

ОП: Типизация, утопия, «роман в романе».

 

 

49

 

1

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими героями романа: Обломов и Штольц.

 

 

50

 

1

Любовная тема в романе.

Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

Анализ проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением заданий к разделу учебника.

Портретная галерея женских образов, подвигнувших мужчин на подвиг.

 

51

52

 

2

Роман «Обломов» в интерпретации русской критики и современного искусства.

Урок – дискуссия с привлечением литературно-критического материала (статьи Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина) и фрагментов кинофильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (режиссер Н. Михалков).

МС: Музыкальные темы в романе «Обломов».

ВС: И.С. Тургенев и Л.Н.Толстой о романе «Обломов», Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Презентация иллюстративного материала.

Кинофильм.

 

53

 

1

Обломов на краю обрыва.

Позднее творчество И.А. Гончарова.

Лекция учителя и сообщения учащихся с опорой на материал заключительной статьи раздела учебника.

 

 

54

55

 

2

РР.

Сочинение.

Письменная работа по проблематике изученной темы с использованием учебно-методической части раздела учебника.

 

 

56

 

1

Жизненный  творческий путь И.С. Тургенева.

Творчество И.С. Тургенева.

Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

Презентация к биографии и творчеству писателя.

 

57

58

 

2

Народ: от поэзии к правде.

Цикл «Записки охотника».

Анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Певцы» в контексте проблематики цикла и с опорой на ранее изученное. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека.

Иллюстративный материал.

 

59

 

1

Логика начала.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи.

Знакомство с героями.

Анализ первых глав романа с опорой на понятия «социально-психологический роман», принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героя.

 

 

60

 

1

Мир «отцов» в романе.

Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.

Пообразная характеристика с анализом  ключевых эпизодов.

 

 

61

62

 

2

Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.

ВС: Тургенев и группа «Современника». Проблемная дискуссия с опорой на ключевые эпизоды романа.

Иллюстративный материал. Слайды к сообщениям.

 

63

 

1

Философские итоги романа. Смысл названия.

Урок-обобщение с привлечением материала критического (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова) и элементами подготовки к сочинению.

Русская критика о романе и его герое.

ВС: Литературные реминисценции в романе.

МС: Музыкальные темы в романе.

Музыка в романе «Отцы и дети».

 

64

65

 

2

РР.

Сочинение.

Творческая работа по проблематике изученного произведения (с использованием учебно-методической части раздел учебника).

 

 

66

 

1

Личность Н.Г. Чернышевского и история романа «Что делать?».

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

«Что делать?» как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

МС: Диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности и поэтика романа «Что делать?».

ВС: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря.

Презентация и биография писателя.

 

67

 

1

Разумна ли теория «разумного эгоизма»?

Урок – дискуссия по проблематике «новых людей» с опорой на полемический комментарий в статье учебника.

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.

Образное и сюжетное своеобразие «идеологического романа» Н.Г. Чернышевского.

ОП: Ложная интрига, литературная утопия.

ВС: Традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе.

 

 

 

68

 

1

«Будущее светло и прекрасно…»

Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».

Черты социальной утопии в романе. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.

ВС: Традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе.

ОП: «Литературная утопия», «идейный пафос».

 

 

69

 

1

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Диалог художников.

Урок – семинар на проблемное сопоставление.

 

 

70

71

 

2

РР.

Сочинение.

Творческая работа по проблематике изученной темы (с использованием учебно-методической части раздела).

 

 

72

 

1

Основные вехи жизни и творчества народного поэта.

Творчество Н.А. Некрасова.

Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова – лирика.

 

 

73

 

1

Народные характеры и типы в некрасовской лирике.

Анализ стихотворений «В дороге», «Огородник», «Тройка» с привлечением самостоятельного разбора стихотворения «Зеленый шум».

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве Н.А. Некрасова.

ОП: Народность художественного творчества.

Портретная галерея характеров и типов людей из народа в лирике Н.А. Некрасова.

 

74

 

1

«Муза мести и печали» в лирике Н.А. Некрасова.

Анализ стихотворений «Блажен незлобивый поэт». «Вчерашний день, часу в шестом…» с опорой на проблемные задания статьи учебника.

ВС: Образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.

 

 

75

76

 

2

«За великое дело любви…»

(социальные и гражданские мотивы в некрасовской лирике»).

Анализ стихотворений «О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк», «Элегия» (А.Н. Еракову).

 

 

77

 

1

«В каком году – рассчитывай…»

(Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Вводная беседа с закреплением понятий «поэма-эпопея», «фольклорный мотив», «сказочный зачин», «мифологический образ».

Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни.

Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы.

Т.Л.  народность художественного творчества, демократизация поэтического языка.

 

 

78

79

 

2

Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.

Характеристика представителей старой Руси и претендентов на «мужицкое счастье» переломного времени («Порвалась цепь великая..»).

Анализ глав «Счастливые», «Последыш», «Крестьянка» с опорой на вопросы и задания учебника.

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.

 

 

80

 

1

«Пел он воплощение счастья народного…»

(Философские итоги некрасовского эпоса).

Урок-дискуссия с обсуждением проблематики финала некрасовской поэмы и элементами подготовки к итоговому сочинению.

Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова.

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

 

 

81

 

1

«Последние песни – поэтическое завещание Некрасова».

Анализ стихотворений «О Муза! Я у двери гроба..», «Сеятелям» и др. с привлечением материала учебника.

МС: Некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.

Жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Иллюстративный материал.

 

82

83

 

2

Сочинение по проблематике изученной темы.

(с использованием учебно-методической части раздела учебника).

Самостоятельное чтение поэмы «Саша», «Дедушка».

 

 

84

 

1

Жизнь и поэзия Ф.И.Тютчева.

Лирика Ф.И. Тютчева.

Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность.

Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта.

Презентация к биографии Ф.И. Тютчева.

 

85

86

 

2

Мир природы в лирике Тютчева.

Анализ стихотворений «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые сместились..» и др. с опорой на ранее изученный материал и статьи  учебника.

Природа,  человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.

МС: Пантеизм как основа тютчевской философии природы.

 

 

87

 

1

«И ропщет  мыслящий тростник».

Анализ стихотворений «Silentium», «Певучесть есть в морских волнах» и др. с включением самостоятельного анализ поэтического текста.

Личность и мироздание в лирике Тютчева.

Тема трагического противостояния человеческого «Я» и стихийных сил природы.

ТЛ: Интеллектуальная лирика.

ВС: Пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

 

 

88

 

1

Своеобразие любовной темы в лирике Ф.И. Тютчева.

Анализ стихотворений «О, как убийственно мы любим..», «Я встретил вас» и др. с привлечением материала учебника и обсуждением вопроса о поэтической традиции в лирике Тютчева.

Драматизм звучания любовной лирики поэта.

ТЛ: «Лирический фрагмент».

МС: Песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Музыкальные произведения на стихи Ф.И.Тютчева.

 

89

 

1

Историко-философские мотивы лирики Ф.И.Тютчева.

Анализ стихотворений «Цицерон», «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять» с привлечением материла учебника.

Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории.

ВС: Роль архаизмов в лирике Ф.И. Тютчева.

 

 

90

91

 

2

Письменная работа по проблематике изученной темы.

С использованием учебно-методической части раздела учебника.

 

 

92

 

1

Лирика А.А. Фета.

Жизнь и творчество.

Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета.

ВС: А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Презентация к биографии поэта.

 

93

 

1

Поэтический мир Фета.

Введение в поэтику Фета: анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» и самостоятельный разбор стихотворения «На заре ты ее не буди».

Культ «мгновения» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека.

ВС: Традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета.

 

 

94

95

 

2

Природа и человек в лирике Фета.

Анализ стихотворений «Заря прощается с землею..», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др. с  привлечением материала статьи учебника.

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы.

Видеоклипы к пейзажным зарисовкам.

 

96

 

1

Тема любви в лирике Фета.

Анализ стихотворений «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом» и др., прослушивание романсов на стихи Фета.

ТЛ: Закрепление понятий «мелодика стиха», «Образ – переживание», «поэтический синтаксис».

МС: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета.

Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукозаписи в лирике поэта.

Музыкальное сопровождение.

 

97

 

1

Тема поэта и поэзии в лирике Фета.

Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» и пародийного цикла Д. Минаева «Лирические песни с гражданским отливом».

Дискуссионное обсуждение проблемы «художник и общество».

 

 

98

99

 

2

РР.

Письменная работа по проблематике изученной  темы, по объединенной теме «Поэзия  Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».

С использованием учебно-методической части раздела учебника.

 

 

100

 

1

Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова.

Творчество Н.С. Лескова.

Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела, фрагментов автобиографии писателя и рекомендуемой литературы.

Презентация к биографии Н.С. Лескова.

 

101

102

 

2

Мир лесковских героев.

Обзорный анализ прозы Лескова: рассказы «Овцебык» (в сопоставлении с проблематикой тургеневских «Отцов и детей».

«Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел» (доклады  и сообщения учащихся).

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов.

МС: Язык и стиль лесковского сказа.

 

 

103

104

 

2

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

Анализ повести с опорой на проблемные вопросы и задания в статье учебника и выявлением роли фольклорных традиций в поэтике «Очарованного странника».

ТЛ: Закрепление понятий «литературный сказ», «жанр путешествия», «литературный тип».

Образ Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам.

Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере.

«Сказовый» характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести.

ВС: Былинные мотивы в образе Флягина.

Тема богатырства у Н.С. Лескова и Н.В. Гоголя («Очарованный странник» и «Мертвые души»),

 

 

105

106

 

2

РР.

Письменная работа по проблематике изученной темы (с использованием учебно-методической части раздела учебника).

Самостоятельное чтение.

Н.С. Лесков повести «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел».

 

 

107

 

1

От Салтыкова к Щедрину.

Жизнь и творчество великого сатирика.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

Презентация к биографии писателя.

 

108

 

1

Жанрово-композиционное своеобразие «Истории одного города».

Вводно-ориентировочная беседа на общую проблематику «Истории..» с привлечением материала статьи учебника.

ТЛ: Закрепление понятий «хронотоп» и «гротеск» с обращением к ранее изученному материалу.

ВС: Традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

 

 

109

110

 

2

Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

Анализ образной системы и проблематики «Истории…» с опорой на проблемные вопросы и задания.

Создание галереи образов «Истории одного города».

 

111

 

1

Судьба глуповцев и проблема финала «Истории одного города».

Урок-дискуссия с элементами подготовки к итоговому сочинению по теме.

МС: Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Иллюстративный материал.

 

112

 

1

Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста».

Урок-обзор с включением самостоятельного анализа сказки «Богатырь».

ТЛ: Закрепление понятий «литературная сказка», «фольклорная стилизация», «эзопов язык».

«Сказки для детей изрядного возраста» как  вершинный жанр в творчестве Щедрина – сатирика.

ВС: Фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 

 

113

 

1

Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина.

Анализ сказок «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик» с привлечением вопросов и заданий статьи учебника.

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов народного сознания в сказках.

ТЛ: Понятия «фольклорная стилизация», «гипербола».

 

 

114

 

1

«Жил – дрожал…»

(Образ обывателя в сказке «Премудрый пескарь»).

Анализ сказки с опорой на материал учебника. Обобщение изученного с элементами подготовки к сочинению.

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке.

ТЛ: Понятие «авторская ирония».

 

 

115

116

 

2

РР.

Сочинение, письменная работа по проблематике изученной темы.

С использованием учебно-методической части раздела учебника.

Самостоятельное чтение. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Либерал», «Орел – меценат», «Вяленая вобла».

 

 

117

 

1

Страницы жизни и творчества А.К. Толстого.

Лирика А.К. Толстого.

Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

ТЛ: Закрепление понятия «лирика позднего романтизма».

Презентация к биографии А.К. Толстого.

 

118

 

1

Природный мир А.К. Толстого.

Анализ стихотворений «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет..» и др. с опорой на материал учебника и самостоятельный анализ поэтического текста.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого.

Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта.

ВС: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы.

 

 

119

 

1

«Коль любить, так  без рассудку…»

(Интимная лирика А.К. Толстого).

Анализ стихотворений «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..» с прослушиванием романсов П.И. Чайковского на стихи поэта.

Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника.

ТЛ: «Лирика позднего романтизма»

МС: Романсы П.И. Чайковского на стихи Толстого.

Грамзапись романсов на стихи А.К. Толстого.

 

120

121

 

2

Темы и образы исторической сатиры А.К. Толстого.

Анализ стихотворений «Государь ты наш батюшка», «История государства Российского..» с привлечением материала по русской истории.

Жанрово-тематическое богатство творчества А. К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

ТЛ: «Историческая песня».

ВС: Сатирические приемы в творчестве А.К.Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

МС: Исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого.

 

 

122

123

 

2

РР.

Сочинение, письменная работа по проблематике изученной темы.

С использованием учебно-методической части раздела учебника.

Самостоятельное чтение. А.К. Толстой «Князь Серебряный».

 

 

124

125

 

2

Жизненный и творческий путь великого художника – мыслителя.

Творчество Л.Н. Толстого.

Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

МС: Живописные портреты Л. Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров).

 

Презентация к биографии  Л.Н.  Толстого.

Портретная галерея «Толстой в портретах».

 

126

127

 

2

«Севастопольские рассказы» как пролог «Войны и мира».

Анализ повествовательного цикла раннего Толстого с привлечением задний к самостоятельному анализу текста.

 

 

128

 

1

История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Урок-лекция с привлечением материла учебника и закреплением понятий «роман-эпопея», «композиционная многосоставность», «многогеройность эпоса» и т.п.

МС: Исторические источники романа «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий.

 

 

129

 

1

Логика начала (экспозиция романа).

Анализ первых сцен «Войны и мира» с выявлением основной проблематики романа.

ТЛ: «Историко-философская концепция», художественно-философское осмысление сущности войны в романе.

 

 

130

 

1

Испытание эпохой «поражений и срама».

Анализ эпизодов кампании 1805-1807 г.г. с привлечением вопросов и заданий  учебника (тема истинного и псевдопатриотизма).

Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

ВС: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе «Война и мир».

Проекты по теме «Истинные патриоты и лжепатриоты» в романе (по вариантам).

 

131

132

 

2

«Мысль семейная» в романе.

Подлинная семейственность (Ростовы и Болконские) в ее противопоставлении семьям-имитациям (сопоставительный анализ с использованием заданий учебника).

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

 

 

133

134

 

2

Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Анализ избранных глав романа с опорой на сопоставление двух сюжетных линий и их перечислений в романе.

ТЛ: Отработка понятий «ум ума» и «ум сердца», «диалектика души».

 

 

135

 

1

«Она не удостаивает быть умной»

(Наташа Ростова и женские образы романа).

Сравнительная характеристика с опорой на образную систему романа.

ТЛ: Понятие «диалектика души».

 

 

136

 

1

Начало «общей жизни»: война за Отечество.

Анализ глав 1-2 части 3 том романа с выделением эпизода оставления Смоленска.

Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.

 

 

137

 

1

Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон.

Сравнительная характеристика с опорой на материал статьи учебника и дополнительную литературу.

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

ВС: Образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

 

 

138

 

1

Уроки Бородина.

Анализ сцен Бородинского сражения в контексте историко-философской концепции Толстого.

 

 

139

140

 

2

«Мысль народная» в романе.

Анализ ключевых эпизодов «военных» глав романа (совет в Филях, отъезд Ростовых из Москвы, партизанские будни и др.) с опорой на материал учебника.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

Иллюстрации к роману «Война и мир».

(М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

 

141

 

1

Платон Каратаев: русская картина мира.

Анализ эпизодов пребывания Пьера в плену и характеристика образа «народного мудреца» Каратаева.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

 

 

142

143

 

2

Нравственно-философские итоги романа.

Анализ эпилог романа с выходом на смысл названия толстовской эпопеи.

Подготовка к написанию итогового сочинения по роману «Война и мир».

Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской  реалистической литературы.

 

 

144

145

146

147

 

4

Сочинение по проблематике изученной темы.

Самостоятельное чтение.

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Анна Каренина».

 

 

148

 

1

Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского.

Творчество Ф.М. Достоевского.

Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

МС: Особенности языка и стиля прозы Достоевского.

Презентация материала к биографии писателя.

 

149

 

1

История создания и авторский замысел романа «Преступление и наказание»

Урок-лекция с привлечением материала учебника и закреплением понятий «идеологический роман», «философская проблематика», «герой-идея».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа.

 

 

150

 

1

Образ Петербурга в романе.

Обсуждение «городской» темы в романе с опорой на традиции изображения Петербурга в русской классике (Пушкин, Гоголь, Некрасов).

Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

Проекты на тему «Образ Петербурга в русской классике».

 

151

 

1

Мир «униженных и оскорбленных» в романе.

ВС: Рассмотрение темы «маленького человека» в романе с опорой на классическую традицию.

Бунт личности против жестоких законов социума.

 

 

152

153

 

2

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Развернутая характеристика образа с анализом ключевых глав романа.

Теория Раскольникова.

Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

ВС: Проблема индивидуализма.

Схема – опора.

 

154

 

1

«Двойники» Раскольникова: теория в действии.

Анализ образов Лужина и Свидригайлова в контексте идеи Раскольникова.

ТЛ: Закрепление понятий «герой – двойник», «полифония» (многоголосие), «герои – двойники» - Лужин, Свидригайлов.

Принцип полифонии в решении философской проблематики романа.

Составление схемы – опоры.

 

155

 

1

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.

Характеристика образа Сони Мармеладовой в романе с опорой на материал учебника.

Раскольников и «вечная Сонечка».

ВС: Евангельские мотивы в романе.

 

 

156

 

1

«Преступление и наказание» как роман – предупреждение.

Анализ эпилога романа, обсуждение смысла его названия с выявлением авторской позиции (с опорой на материал учебника).

Подготовка материалов к сочинению.

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

 

 

157

 

1

Достоевский и современность.

Урок-дискуссия на основе изученного материала с выходом на проблематику новейшей истории.

ВС: Сквозные идеи и образы русской классики в романе Ф. М. Достоевского.

 

 

158

159

 

2

Сочинение по проблематике изученной темы.

С использованием учебно-методической части раздела учебника.

Самостоятельное чтение.

Ф.М.Достоевский «Идиот», «Братья Карамазовы».

 

 

160

 

1

Жизнь и творчество А.П. Чехова.

Творчество А.П. Чехова.

Историко-биографический очерк с привлечением материала вводной статьи раздела и рекомендуемой литературы.

ВС: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой. Тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

 

Иллюстрационный материал к роману.

 

161

 

1

Трагикомедия «футлярной» жизни.

Анализ рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник» с привлечением материала статьи учебника.

ТЛ: Закрепление понятий  «чеховский сюжет», «чеховская деталь».

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.

 

 

162

 

1

Выбор доктора Старцева.

Рассказ «Ионыч».

Анализ рассказа с опорой на задания статьи учебника.

ТЛ: Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова.

 

 

163

 

1

Философская проблематика рассказа «Студент».

Урок-семинар на основе самостоятельного анализа текста.

Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

 

 

164

165

 

2

Между жизнью и мечтой

Драма «Три сестры».

Семинарское занятие на основе самостоятельного анализа драматического произведения с отработкой понятий «чеховская ремарка», «символическая деталь», «бессюжетное действие».

Новаторство Чехова – драматурга.

Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведениях.

 

 

166

 

1

Своеобразие системы и конфликта комедии «Вишневый сад».

Анализ общей проблематики пьесы с отработкой понятий «внутреннее действие», «подтекст» «лирическая комедия».

Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии.

МС: Сценические интерпретации комедии (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

 

 

167

168

 

2

«Здравствуй, новая жизнь!».

Образ сада и философская проблематика пьесы.

Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

Функции ремарок, звука и цвета в пьесе.

Анализ комедии с выявлением авторской позиции и художественных средств ее отображения.

МС: Роман в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова).

Подготовка к итоговому сочинению.

Самостоятельное чтение. А.П. Чехов «Дядя Ваня».

Видеоклип.

 

169

 

1

РР.

Сочинение по проблематике изученной темы.

С использованием учебно-методической части раздела учебника.

 

 

170

 

1

Обобщение материала историко-литературного курса.

Работа по вопросам и заданиям для обобщения в заключительной части учебника.