Мои выступления перед педсообществом.
Это обобщенный педагогический опыт учителя русского языка и литературы за несколько последних лет. Автор Косарева Е.В.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА
решением Совета муниципального
общеобразовательного учреждения
лицей №5 от 15.03.2007 №
Аналитическая справка
учителя Косаревой Елены Васильевны
муниципального общеобразовательного
учреждения лицей №5
г.Каменск- Шахтинский
2006г.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧНИИ И ВОСПИТАНИИ
1.ВВЕДЕНИЕ.
Я, Косарева Елена Васильевна, в образовательном учреждении лицей №5 г.Каменска- Шахтинского Ростовской области работаю учителем русского языка и литературы 10 лет. Вместе с коллегами участвовала в становлении педагогической позиции этого образовательного учреждения, прежде всего в части филологического образования. Школа, пройдя этап Федеральной экспериментальной площадки, сформировала оригинальную модель образования «Муниципальное образовательное учреждение как градообразующий фактор», в разработку и реализацию которого мне удалось внести свой вклад.
В настоящий момент я в той или иной мере участвую в следующих областях деятельности педагогического коллектива лицея №5 (материалы взяты из протокола педагогического совета школы по итогам 1 полугодия 2006-2007уч.года).
1.Проект развития «Формирование человекосообразного образовательного пространства», в следующих его частных направлениях:
- реализация новационной технологии проектной деятельности в подростковой школе
- формирование высокого уровня интеллектуальных притязаний учащихся
- формирование высокого уровня обученности учащихся посредством целенаправленной организации собственной образовательной деятельности
2.Проект развития «Формирование социально активной личности», в следующих его частных направлениях:
- развитие творческого потенциала лицеистов
- формирование активной жизненной позиции через социальные проекты.
3.Проект развития «Социальная школа», в следующих его частных направлениях:
- формирование и утверждение позиций социально активной школы
- организация досуга лицеистов с целью защиты от антикультуры.
4.Проект развития «Демократизация образовательного процесса», в следующих его частных направлениях:
- формирование личности, способной ориентироваться в системе социальных связей и отношений, с четким пониманием необходимости установления толерантных отношений в обществе
6.Проект развития «Образование – рентабельная отрасль народного хозяйства», в частном его направлении
- активная работа и особое качество образовательной деятельности, способствующие победе лицея в конкурсе национальных проектов и получению «Президентского Гранта».
Несомненно, что я, Косарева Е.В., являюсь частью лицейского педагогического сообщества, и мое представление о педагогической деятельности формировалось в команде единомышленников, профессионалов, людей, любящих свое дело. Именно поэтому я начала с общих положений жизнедеятельности МОУ лицей №5 г. Каменска, поскольку мои педагогическая позиция лишь частный случай лицейской образовательной системы.
2.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
На современном этапе моя педагогическая позиция как учителя русского языка и литературы лицея №5 может быть представлена следующим образом:
2.1 Направление обучения: личностно ориентированное, в основе которого деятельностный подход
2.2 Концептуальные основы преподавания русского языка и литературы с точки зрения деятельностной парадигмы
Какие бы преобразования ни касались школы, неизменными остаются субъекты образовательной системы: учащийся, то есть человек в его детском, подростковом, юношеском возрасте, и учитель – взрослый человек. Образование есть процесс взаимодействия учителя и ученика, главной целью которого является развитие потенциальных возможностей ребенка, не изменение его природы, а сохранение, облагораживание того, что заложено в каждом ученике.
Деятельностный подход в филологическом образовании я понимаю как целенаправленную, осознанную познавательную и творческую активность, помогающую ребенку познавать мир и себя через слово, благодаря слову, в слове.
Коцепция филологического образования как деятельности основывается на понимании учащегося и учителя как субъектов образовательной системы и распространяет деятельностный подход на все конкретные формы преподавания русского языка и литературы.
Учитывая принятые учебные стандарты, деятельностный подход в преподавании расставляет новые акценты
- в способе взаимодействия учителя и ученика (субъект – субъект)
- обучения как приобретения суммы знаний (информации) и обучения как формирования самостоятельных навыков и умений в соответствующей форме деятельности
- в понимании и претворении в образовательных технологиях парадигмы: субъект деятельности – деятельность – предмет деятельности;
- в понимании и преподавании русского языка и литературы как школьных предметов, в основе которых - в проекции на личность учащегося – словесная деятельность.
В этом смысле данная педагогическая позиция может быть названа новаторской, хотя в ее основе понятия достаточно традиционные:
-та гносеология, которая признает, что постижение мира происходит в форме собственной деятельности человека,
-та педагогика, которая видит и ценит в учащемся самодеятельного творца и одновременно звено в непрерывном развитии трудовой, интеллектуальной, духовной деятельности народа.
2.3 Методическое обеспечение
3.1.технологии : РО(развивающее обучение) русский язык 5-9 кл.
литература 5-6 кл.
ПД(проектная деятельность) литература 7-9 кл.
Нелинейное образование русский язык 10-11 кл.
литература 10-11 кл.
3.2.учебные пособия :
русский язык 5-9 кл. под ред.М.М.Разумовской,П.А.Леканта
русский язык 10-11кл. под ред. А.И.Власенкова,Л.М.Рыбченковой
литература 5-11 кл. под ред. Т.Ф.Курдюмовой
2.4 Описание технологий
4.1.Развивающее обучение (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) русскому языку (5-9) класс.
Основные положения РО можно представить следующим образом:
-цель развивающего обучения – создать условия для саморазвития каждого ученика;
-основа развития в таком обучении – формирование и реализация учебной деятельности самого учащегося;
-ученик, обладающий сформированной учебной деятельностью, имеет устойчивый познавательный интерес, способен ставить цели, осуществлять их, контролировать, оценивать по результату деятельности себя и в зависимости от этого ставить новые цели.
В рамках лицея мною пройдены этапы апробации и становления этого способа обучения, а также распространения педагогического опыта, в частности я участвовала в подготовке учебно-методического пособия «Модернизация образования. Опыт проектирования образовательной системы лицея», который вышел в г.Ростове-на-Дону,Изд. РО ИПК и ПРО в 2002году.
Содержание предметной области русский язык(5-9кл.) литература(5-6кл.) соответствует программным требованиям, мы используем лишь новый способ подачи материала. Это было вызвано осознанием извечной педагогической проблемы, состоящей в том, что цель, поставленная учителем для достижения на уроке, зачастую не становится личной целью ученика. В РО я нашла пути к формированию технологии превращения теоретической проблемы материала в личную проблему ребенка.
Такое превращение происходит в процессе анализа и решения школьником учебных задач, когда он, выполняя привычную деятельность, обнаруживает явление, для действия с которым известный ему способ не подходит. Анализируя условия ситуации затруднения, ученик обнаруживает «секрет», то новое, способа действия с которым у него нет, чувство собственной несостоятельности, недостаточности определяет постановку цели – анализа материала и поиска решения. Далее учащиеся в коллективном диалоге выстраивают и проверяют гипотезы, определяют ход поиска и открывают новый способ, новое понятие.
Весь процесс формирования учебной деятельности состоит из решения таких задач: от учебно-практических к учебно-исследовательским и учебно-теоретическим.
Новое содержание предмета становится доступным ученикам за счет поисково-исследовательской деятельности, которая обеспечивается и особым методом развивающего обучения – совместным решением учителем и учащимися учебных задач. Таким образом учебная задача становится личностно значимой для ученика, а полученные знания глубокими и прочными.
Результативность.
1.Общественная экспертиза в лице Н.В.Репкиной, психолога экспериментальной школы №31 г.Луганска (1999г.) , определяла
-уровень креативности
-уровень сформированности учебной деятельности у учащихся.
Отзыв положительный.
2.Участие в городском конкурсе «Учитель года – 99» - 1место.
3. Являлась представителем лицея №5 г.Каменска-Шахтинского на научно-практической конференции Международной Ассоциации «Развивающее обучение» (сист.Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) г.Королев Московской обл.(2000г.), где обсуждались проблемы развивающего обучения.
4. Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, приказ от 23.06.2003г.№140/22-17
5. В городской олимпиаде по русскому языку Мельник О. ( 2005-2006 уч. год 9кл 3 место)
4.2.Проектный способ обучения литературе в подростковой школе (7-9кл)
Выбор этого способа обучения был продиктован некоторыми несоответствиями:
- между увеличивающимся объемом информации, которую должен присвоить ученик, и уменьшением количества учебных часов;
- между высокими требованиями к уровню общего базового образования и отсутствием интереса к чтению у детей;
- между «монументальностью» литературных знаний и невозможностью применить их в жизни (это несоответствие станет очевидным, если стать в позицию современного подростка).
Ценность проектного способа обучения заключается в том, что он в целом стимулирует интерес учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем:
- к собственному приобретению знаний, которые могут быть использованы в жизни;
- к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл, результата;
- к творческой деятельности по конструированию новых объектов.
Мое глубокое убеждение, что данный способ обучения создает условия как для развития интеллектуальных способностей ребенка, так и для формирования ключевых умений и компетенций. Работа в проекте побуждает учащихся проявлять следующие способности:
- к целеполаганию;
- к самообразованию и самоорганизации;
- к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников,в том числе и мультимедийных, Интернет;
- видеть проблему, выдвигать гипотезы;
- делать выбор и принимать решения;
- осмысливать свою деятельность с позиций ценностного подхода и др.
Мною в составе творческого коллектива были разработаны технологические шаги, чтобы система была эффективной и целесообразной. В общих чертах это можно представить в таблице (см. Прилож.№1 «Деятельность ученика и учителя в проекте»). Кроме того механизм образовательного проекта в предметной области литература (7-9кл) описан мною в статье «Проектирование как способ активизации учебной деятельности учащегося», которая опубликована в «Сборнике творческих наработок членов педагогического коллектива лицея» г.Каменск-Шахтинский,2006г(см.Приложение №2).
Результативность.
1.Общественно-профессиональная экспертиза группы учащихся и учителей научно-педагогического объединения «Школа самоопределения» №734 г.Москвы под руководством А.Н.Тубельского 2000-2001 уч.год, которая оценивала
-уровень демократизма учителя
-уровень толерантности и свободы волеизъявления учащихся;
оценка деятельности, в том числе и учителя Косаревой Е.В., положительная.
2.Мои ученики стали призерами городских олимпиад по литературе
- уч.год 1 место,
- уч.год 2место;
2005-2006 уч.год 5 место в областной олимпиаде по литературе.
3.2005-2006 уч.год мой ученик Дегтярев Д 10ИТЭФ кл. стал дипломантом областного конкурса исследовательских работ учащихся, участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», в номинации «Моя родословная».
4.Награждена Грамотой за активное участие во 2 городском педагогическом марафоне учебных предметов (2004г.). Открытый урок литературы в 8 классе «Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Разработка проекта»
Приложение №1. Деятельность ученика и учителя в проекте.
1этап. Постановка целей
- ученик анализирует содержание учебного материала, выделяет в нем главное и наиболее интересное для него; соединяя программные требования и собственный интерес, формулирует цель
- учитель помогает выявить интерес ученика и сформулировать цель.
2этап. Планирование
- ученик планирует шаги продвижения в предметной области, определяет способы и методы достижения цели;
- учитель при необходимости корректирует план ученика.
3 этап. Исследование
- ученик самостоятельно находит учебный материал и исследует заявленную тему, в процессе работы старается самостоятельно корректировать схему продвижения в решении проблемы, в случае затруднений, обращается за консультацией к учителю;
- учитель помогает определить, какими источниками информации стоит воспользоваться, в ходе исследования помогает выявить ошибки.
4этап. Отчетность
- ученик представляет результаты своего исследования коллективу, учителю и всем желающим, причем форму отчетности ученик выбирает сам и может это делать на любой стадии работы над проектом;
- учитель помогает при необходимости представить ученику итоговую работу.
5этап. Оценка
- ученик оценивает свою деятельность, ее результаты в соответствии с познавательной целью
- учитель дает оценку представленной работе, организует коллективное обсуждение данной работы для определения оценки коллектива.
Приложение №2.
Проектирование как способ активизации учебной деятельности учащегося.
Воспитание должно создавать
личность с самостоятельной инициативой, с критическим отношением ко всему окружающему.
В.М.Бехтерев
Ни для кого не секрет, что в силу возрастных особенностей развития подросткам трудно сконцентрировать свои усилия на учебе. Одной из основных задач преподавателя, работающего в 7-9 классах, является активизация учебной деятельности учащихся. Существуют различные методы и приемы, мотивирующие познавательную активность ребят. Одним из таких способов можно считать проектирование, которое помогает решать методические задачи учителю, но при этом сохранять привлекательность учения для ребят в силу необходимости создания общего для всех участников проекта «поля интереса».
Проектирование – один из способов, который формировался на теории «отмирания школы», его целью является расширение источников познания и исключение из школы нормирования и формализма.
В условиях современной школы возможны различные виды проектов: социальные, творческие, прикладные, образовательные и пр. Различие их заключается в целевых установках и соответственно - в полученном результате. Образовательный проект интересен тем, что побуждает ученика занять позицию активного участника поиска и присвоения нового знания. В подростковой школе, когда наблюдается снижение познавательного интереса, подобная деятельность позволяет сохранить интерес учащихся к учению, а часто и актуализировать его.
Каков механизм образовательного проекта?
Первый и самый важный этап – МОТИВАЦИЯ к образовательной деятельности. Сложность этого этапа в том, что учителю необходимо в изучаемом материале предметной области выявить то, что заинтересует учащихся в такой степени , что приведет его к осознанному выбору дальнейших самостоятельных шагов в обучении.
На этом этапе важно выявить, чего мы хотим добиться в процессе работы над проектом. Наличие целевой установки поможет отследить и промежуточные результаты деятельности, и насколько исчерпывающим стал итоговый результат. Также очень важно, чтобы формулировка целевых задач оставляла простор для самостоятельных шагов ученика, не имела однозначного или очевидного ответа.
Второй этап – отслеживание продвижения ученика в теме, координация действий и согласование. Задача учителя организационная, но при этом важно соблюсти корректность: отследить продвижение ученика относительно его самого, а не относительно одноклассников, важно сохранить и поддержать стремление ребенка к поиску.
Третий этап – защита проекта, в процессе чего соотносится то, что являлось целью и то, что получилось. Задача учителя организовать этот урок так, чтобы он не был проходным, а стал событием для участников проекта, таким образом стимулируется последующая самостоятельная работа учеников.
Четвертый этап – рефлексивный анализ деятельности. Необходим он прежде всего ученику чтобы выявить и собственные победы, и собственные ошибки, чтобы отследить свое продвижение относительно самого себя и одноклассников, чтобы уметь объективно оценивать и свои достижения, и результаты других.
Это теория. На практике же трудности организации проектного способа обучения компенсируются результативностью деятельности учеников. Воодушевленные заинтересованностью, ребята довольно часто шагают значительно дальше запланированного и ожидаемого. Осмелюсь предложить несколько частных случаев работы в проекте на уроках литературы в 7-9 классах. Обучение ведется по учебникам, составителем которых является Т.Ф.Курдюмова.
Трудно найти интересную форму для ознакомления с биографическими данными писателя, тем более это затруднительно, если возраст диктует интерес к самому себе, требует нивелировать авторитеты. Какой бы интересной ни была статья учебника о писателе, учитель сталкивается с явным отсутствием заинтересованности со стороны учеников.
Совместно с учениками мы разработали несколько видов проектов, позволяющих неформально знакомиться с писателем.
7класс. Проект «Издатель». Форма работы - индивидуальная. Предлагается по завершении изучения одного из тематических блоков. Суть проекта заключается в том, что ученик выступает в роли издателя одного из прочитанных произведений. Просмотрев с ребятами книги различных издательств, выявили необходимые составляющие хорошо изданной книги: красочная обложка, аннотация, сведения об авторе, иллюстрации, текст произведения. Поскольку тексты произведений уже прочитаны, то мы заменили их отзывом на прочитанное произведение.
Осуществляя проект, ученики сталкиваются с некоторыми трудностями. Во-первых, какие данные биографические стоит отбирать? Во-вторых, как написать хороший отзыв? В-третьих, как поступить, если не можешь хорошо рисовать, а хочется иметь и достойную обложку и подходящие иллюстрации? В-четвертых, что такое аннотация и как ее правильно составить? Не нужно объяснять, как доволен учитель: то, чему он должен научить, является крайне необходимым каждому ученику класса. Кто-то нуждался в полноценной консультации учителя, кому-то нужно было разобраться с некоторыми неясностями, а кто-то справился сам. Любая из этих позиций ценна, потому что учит ребенка видеть область знания и незнания, учит искать пути преодоления незнания. И еще очень важно то, что ребенку удается реализовать свои творческие задумки. Вопрос с рисованием ребятами был разрешен следующим образом: можно пригласить, то есть заинтересовать в сотрудничестве художника, можно найти среди картин русских художников такие, которые могли бы служить иллюстрациями (см. И.Репин «Бурлаки на Волге» и Н.Некрасов «На Волге»), но чаще все-таки ребята рисуют сами.
8класс. Проект «А знаете ли Вы?», форма работы - индивидуальная. Проводится 3-4 раза в год, предшествует изучению произведения. Цель проекта: найти такие факты биографии писателя, с которым знакомимся, которые были бы необычны и интересны. С ребятами договариваемся, что при работе доверяем себе: раз интересно было тебе, значит, будет интересно и ровесникам. И еще одно не менее важное: достоверность информации доказываем указанием на источник. И напоминаем, что сообщение, сопровождающееся визуальным рядом, всегда интереснее. В начале урока выстраиваем хронологию выступлений (от предков писателя до потомков его). В конце урока обязательно совместно определяем, чья информация оказалась самой интересной, самой необычной, самой неожиданной. Кстати сказать, дети, не подозревая того, приносят иногда информацию, совершенно совпадающую с материалами учебника, но добытую из других источников. Если совпадение обнаруживается, то мы приходим к выводу, что у нас хороший учебник и его стоит читать, и тогда знакомство со следующим автором нам помогает провести именно учебник.
9класс. Проект «Виртуальное интервью с писателем». Форма работы – индивидуальная. Цель проекта все та же: знакомство с автором изучаемого произведения. На первом этапе ребята формулируют вопросы, которые они хотели бы задать человеку, чьи произведения они читали (количество вопросов ограничиваем в обсуждении с ребятами). Задача учеников: найти ответы на свои вопросы, причем ответ должен быть абсолютно достоверным, то есть это могут быть высказывания самого писателя, выдержки из его писем, дневников, произведений, а также высказывания его современников, людей, его знавших. Когда ученики формулируют вопросы, они не предполагают, на какие трудности себя обрекают. Мы с ребятами договариваемся, что корректировать вопросы можно лишь в крайней ситуации. И, пожалуй, еще одно принуждает ребят идти до конца как бы трудно ни было: в вопросах их интерес к личности (может, с методической точки зрения эта позиция и неверна, но никаких ограничений, кроме количества, мы в формулировании вопросов не вводим). Как учителю мне кажется важной такая работа (хотя, признаюсь, вопросы и ответы иногда бывают щекотливыми), потому что в результате писатель перед учеником предстает не как изваяние «веков, давно минувших», а живым, реальным и понятным в своих человеческих порывах. Дети совершенно по-другому начинают относиться и к произведениям писателя.
Несомненное достоинство проектного способа обучения заключается в том, что, продвигаясь в проекте, решая конкретные целевые задачи, ученик обнаруживает новые области непознанного, и в глубине одного проекта всегда зарождается новый, который заставляет двигаться дальше. Таким образом, учителю нет необходимости объяснять ученику, зачем изучать то или иное, ученик заинтересован в преодолении собственного незнания, учителю остается лишь направлять в нужное русло.
Использование мультимедийных технологий делает детские проекты чрезвычайно интересными (слайд-шоу, учебные фильмы, кол лаж). Кроме того, использование компьютера позволяет мотивировать процесс создания продукта, индивидуализировать и интегрировать его.
Результативность
1.Общественно-профессиональная экспертиза группы учащихся и учителей научно-педагогического объединения «Школа самоопределения» №734 г.Москвы под руководством А.Н.Тубельского 2000-2001 уч.год, которая оценивала
-уровень демократизма учителя;
-уровень толерантности и свободы волеизъявления учащихся.
Оценка деятельности учителя Косаревой Е.В. положительная.
2.Мои ученики стали призерами городских олимпиад по литературе
- уч.год 1 место,
- уч.год 2место;
2005-2006 уч.год 5 место в областной олимпиаде по литературе.
3. 2005-2006 уч.год мой ученик Дегтярев Д. 10ИТЭФ кл. стал дипломантом областного конкурса исследовательских работ учащихся, участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», в номинации «Моя родословная»
4.Награждена Грамотой за активное участие во 2 городском педагогическом марафоне учебных предметов (2004год). Открытый урок литературы в 8 классе «Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Разработка проекта»
4.3.Нелинейное образование в старших классах (10-11).
Пройдя ступени Ро, проектной деятельности, передо мной встал вопрос: как учить детей старших классов. Я поняла, что учащихся надо вооружить универсальным способом обучения - самообучение. Данный способ преподавания вырос из требований настоящего времени: образование должно обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие ребенка, но и готовность его к дальнейшему развитию и самообразованию. Поэтому процесс обучения перестраивается так, чтобы обеспечить возможность и готовность осуществить непрерывное образование.
Эффективность самообучения зависит в большей степени от уровня внутренней мотивации. Важно формировать у учащихся умение самомотивировать свою деятельность, умение выполнять все типы работ, направленных на овладение компетенциями, присущими данной предметной области, умение выполнять самоконтроль и самооценку. Правильная организация учебной деятельности, где задачей учителя является помочь учащимся стать в субъективную позицию, дает возможность учащемуся избирать конкретный путь и темп работы в зависимости от своих особенностей и возможностей.
Для решения практической задачи проблемы обучения в старшей школе мною разработан метод систематизации и совершенствования знаний учащихся по русскому языку в 10-11классах (см Прил.№3). Используя данный метод, я прихожу к выводу, что старшеклассники способны брать ответственность на себя за свою учебную деятельность, а именно: ставить себе цель, определять содержание, выбирать определенные методы и приемы, оценивать полученный результат. Учащиеся имеют возможность продвигаться в учебном пространстве с учетом своих психологических особенностей и уровня знаний в данной области. Такая организация автономного обучения повышает степень самостоятельности учащихся старших классов, что помогает им реализовать свои потребности в образовании.
Использование данного метода на уроках русского языка повышает качество знаний учащихся и способствует воспитанию ответственности в каждом из учеников за результаты своего образования. При такой организации преподавания поменялась моя роль как учителя. На разных этапах деятельности учащихся я овладевала целым рядом ролей: помощника, источника информации, консультанта, партнера. Такая позиция дает мне возможность наблюдать за продвижением каждого учащегося и помогать ему в формировании своего стиля учения.
Использование компьютерных технологий в практической части при таком способе обучения становится настоятельной необходимостью. Именно обучение с помощью компьютера соответствует принципам индивидуализации и при этом несет огромный мотивационный потенциал. При обучении с использованием компьютера хорошо осуществляется контроль за счет того, что с его помощью решается проблема обратной связи. Компьютер создает также условия для интенсификации процесса обучения.
Задачи ближайшего времени: подбор или разработка программного мультимедийного обеспечения практической части данного метода обучения на весь период обучения (10-11кл). Хотелось бы отметить, что данный способ обучения позволяет использовать интернет-ресурсы, а также интегрировать очную и дистанционную формы обучения. Это то, над чем я сейчас работаю.
Приложение №3
Технология нелинейного образования в старшей школе (русский язык 10-11кл)
Весь программный материал разбит на содержательные блоки, каждый из которых имеет практическое выражение в заданиях части А, В или С ЕГЭ по русскому языку.
Этапы работы.
1.Выявление проблем.
Учащиеся выполняют тестовую работу с целью выявления индивидуальных проблем в определенном блоке учебного материала.
Форма работы - индивидуальная.
2. Определение шагов продвижения с целью устранения проблем.
Учащиеся составляют индивидуальный план, в котором систематизируют учебный материал, необходимый для решения частных задач.
Форма работы – индивидуальная.
3.Погружение в проблему.
А) Учащиеся исследуют теоретический аспект проблемы. Продуктом осознания является выступление на уроке обобщающего повторения.
Б) Учащиеся самостоятельно (либо с помощью учителя) отбирают практический материал. Система тренировочных упражнений вырабатывает у учащихся умения и навыки, которые позволяют осуществлять самоконтроль. Оптимизация достигается за счет использования компьютерных программ ( например 1С:репетитор Русский язык)
Форма работы – индивидуальная.
4. Рефлексия.
Анализ своей деятельности и выход на новые проблемы.
Результативность.
3.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЯ
3.1Основные положения.
При всей совокупности воспитательных задач для меня в процессе воспитания ребенка являются важными следующие положения:
- воспитание возможно лишь при глубоком знании индивидуальных особенностей личности каждого ученика
- в воспитании должен преобладать деятельностный подход
- воспитание возможно лишь тогда,
- когда между учителем и учеником возникают личностные отношения.
3.2 Мониторинг развития личности ученика
Обследование личности ученика производится по следующим параметрам:
1.Физический мониторинг
- общее физическое развитие
- диспансерное наблюдение
- наблюдение за обращениями по поводу ОРВ
2.Диагностика умственной деятельности
- диагностика умственной деятельности
- мотивация поведения
- уровня притязаний и самооценки
- диагностика психологического самочувствия
3.Социологический мониторинг
- семейной ситуации (состав семьи, образовательный уровень родителей, характер взаимоотношений в семье)
- социальный статус ученика в коллективе
- диагностика развития социального поведения
- уровень тревожности
4.Педагогический мониторинг( успеваемость в различных предметных областях)
В апробации и внедрении в воспитательную работу данной системы мониторинга я принимала непосредственное участие. На первых порах серьезную помощь оказала служба психологов, которая существует в лицее.
Лишь глубокое изучение особенностей личности ребенка делает процесс воспитания целесообразным и осмысленным. Категории «душа», «личность» слишком деликатные вещи, чтобы пытаться их формировать, не зная их индивидуальных особенностей.
Мониторинг мне очень помогает в работе с детьми, позволяет установить личностные отношения с моими подопечными. При этом отношения зиждутся на уважении каждого ребенка. Мониторинг помогает увидеть, с какими проблемами ребенок идет по жизни, зная проблемы, я могу понять мотивы поведения, помочь, если ребенок нуждается.
В рамках мониторинга развития личности провожу ежемесячные занятия с учениками класса «Познай самого себя» (исп. «Психология в помощь классному руководителю»).
3.3Деятельностный подход в воспитании.
В его основе – социально значимый проект.
Этапы проекта:
1.Планирование деятельности классного коллектива на определенный период (обычно, на полугодие) через интерактивные способы взаимодействия коллектива
- определяются дела, которые и нашему классному коллективу было бы интересно прожить, и окружающим была бы польза; планирование нелинейное: параллельно могут осуществляться несколько проектов;
- определяются ответственные за реализацию проекта, они набирают группу соратников; при этом один ученик может быть руководителем одного из проектов, вместе с этим быть исполнителем какой-то части дела в другом проекте, и при этом выполнять разовые поручения в третьем проекте
- определяются шаги выполнения и сроки
2.Подготовительный этап
- сбор материалов
- согласование места, времени проведения мероприятия
3.Реализация проекта
4.Рефлексия деятельности.
Учитель выступает в роли координатора.
Мои ученики живут полнокровной школьной жизнью, в которой есть много интересного, кроме уроков. Классный коллектив отличается сплоченностью, чувством локтя, уважительным отношение к каждому члену ученического сообщества. Мои ученики всегда занимают активную жизненную позицию, в них постепенно формируется самостоятельность в принятии решений, ответственность за свои поступки, гуманистический взгляд на жизнь.
Самые значимые социальные проекты.
1.Прект «Антинаркомания».
Учащиеся выступают в роли тренеров в детском коллективе, организовывая работу в группе, проводят тренинг о вреде наркотиков.
Способ: равный обучает равного.
Цель проекта:
- профилактика наркозависимости, табакозависимости;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание ответственности за свои поступки.
Статья в газете «Пик» г.Каменск-Шахтинского от 20.04.2004г.(см. приложение №4) рассказывет о первом поколении волонтеров. Заканчивая школу, они обучили технологии тренинга моих новых учеников. В 2006-2007уч. году новое поколение волонтеров провели тренинги о вреде наркотиков в 6Р1, 6р2,7Р1,7Р2,8Р1,8Р2,9Р1,9Р2 классах нашей школы, а также разработали тренинги о вреде курения и провели в 6Р1,6Р2,7Р1,7Р2,8Р2 классах нашей школы.
2.Прект «Милосердие» осуществляется на протяжении 5 лет. Учащиеся встречаются с детьми Центра социальной реабилитации детей и подростков (г.Каменск- Шахтинский).
Цель проекта:
- формирование гуманистических ценностей;
- формирование коммуникативных навыков;
- формирование гражданской позиции ученика.
Используя способ «равный обучает равного», мои ученики с ребятами из приюта проводят игры на раскрепощение, установление доверительных отношений, на сплочение коллектива. В каждой новой группе Центра мы проводим тренинг о вреде наркотиков. В рамках областной благотворительной акции «Рождественский перезвон» в 2004,2005г. (первое поколение учеников), в 2006г.(второе поколение) годах мои ученики в лицее организовывали сбор новогодних подарков для детей Центра социальной реабилитации.
Разработан и осуществляется проект «Выпускник», целью которого является сбор информации о том, как складывается жизнь выпускников нашей школы. Ученики моего класса активно участвуют в школьных творческих проектах «Лицейский фестиваль», «Команда КВН», «Любовь с первого взгляда», «Мистер Х», «Жемчужина лицея» и др.
Результативность.
1.В 2002г. я была руководитель группы учащихся, которые были приглашены на фестиваль-конференцию Авторской школы «Эврика» в г.Москве и участвовали в защите своего проекта «Школа будущего».
2.2002г. Диплом 3 степени 2 областного конкурса детских социальных проектов «Гражданин» в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России».
3.2003г. Являлась представителем г.Каменска-Шахтинского на научно-практической конференции г.Ростове-на-Дону, посвященной проблемам классного руководства, выступала с докладом « О системе мониторинга развития личности в МОУ лицей №5 г.Каменска-Шахтинского» на одной из секций.
4.2004г 2 место в городском этапе конкурса детских социальных проектов «Гражданин» в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России».
5.2005г. Участие детской творческой группы в работе областного конкурса «Учитель года» (место проведения финала г.Каменск-Шахтинский) с целью освещения событий конкурса с позиций детей (фильм «Конкурс глазами детей»)
Предварительный просмотр:
Опыт проектирования образовательного процесса (самоанализ деятельности).
Учитель русского языка и литературы
Косарева Е.В.
Под проектированием образовательного процесса следует понимать,
во-первых, рефлексивный анализ собственной деятельности учителем, на основе которого корректируется сам образовательный процесс, методы и приемы его организации, система контроля результатов деятельностью учащихся;
во-вторых, организация такой деятельности классного коллектива, при которой учащиеся совместно с учителем осуществляют планирование собственной траектории движения в предметном содержании, намечают пути продвижения, способы решения образовательных задач, договариваются об отчетности и системе оценивания.
Образовательная область «русский язык» в рамках лицея претерпела в 2005году серьезные изменения: в 10-11 классах на 33% сокращено время изучения данного предмета (2часа в неделю вместо 3), сокращение часов произошло и в классах среднего звена. Как следствие анализу подверглось тематическое планирование, его коррекция с целью оптимизации образовательного процесса. Кроме того, с 2005 осуществляется постепенный переход на учебники, одобренные МО РФ под редакцией М.М.Разумовской для 5-9 классов. Как следствие анализу подверглись методические приемы изучения русского языка (учебник имеет концептуальные отличия от учебного пособия В.В.Репкина) и способы работы с содержанием предметной области. Т.о. в течение данного учебного года произошла адаптация к новым условиям.
Следующим шагом предполагается пересмотр содержания программы обучения русскому языку в 5-9 классах с целью адаптации к новым требованиям: контроль на выходе из 9 класса в виде ЕГЭ. Подобный вид аттестации знаний учащихся требует особого вида подготовки, что и является методической задачей на ближайший учебный год.
В режиме проекта учащиеся (7пр2, 9пр1и2) выполняют работу по составлению собственной (в зависимости от индивидуальных трудностей) шпаргалки по правописанию и трудным случаям пунктуации. Задача проекта: преодолеть индивидуальные трудности в изучении русского языка. Этапы проекта: выявить проблемные места в области изучения языка, найти необходимый теоретический материал, систематизировать его, проверить теорию на практике, стать консультантом по заявленной проблеме. Сквозной годовой проект, защита которого осуществляется поэтапно, итоговая - в конце года.
Предметная область «литература» также претерпела в 2005 году серьезное сокращение часов, в частности в 10-11 на 33%, сокращение коснулось и среднего звена. На начало учебного года были пересмотрены программы изучения литературы с целью сокращения учебного материала, пересмотрено также тематическое планирование. Сокращение учебного времени вынуждает изменить кардинально подход в изучении произведений художественной литературы, приемы и методы работы.
В результате целесообразным видится проведение в старших классах уроков-семинаров. При подобной организации основная образовательная работа осуществляется учащимся самостоятельно, в классе обсуждаются лишь ключевые вопросы, с которыми учащиеся знакомятся до начала изучения темы, среди предлагаемых а) обязательный минимум;
б) заинтересовавшие, показавшиеся необходимыми для понимания темы;
в) вносятся учащимися по ходу изучения темы, в которых хотелось бы разобраться.
Контроль осуществляется на двух уровнях: а) устное выступление на уроке; б) система письменных работ по заявленной теме либо решение тестовых заданий по типу ЕГЭ (вид, содержание работ оговаривается до начала изучения темы).
Система работы в среднем звене также претерпела серьезные изменения.
Пректирование содержания совместной учебной деятельности осуществляется в рамках учебного пособия под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, в котором большие по объему произведения представлены фрагментарно. В начале изучения очередного блока материала осуществляется планирование ( коллективный договор) того, в каком объеме будет представлен автор и его произведение, что и как будет оцениваться. По составленному совместно плану осуществляется дальнейшее продвижение в изучении блока темы.
Пример совместного планирования в 9пр1и2 классах нескольких занятий по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
часы | учебник | класс | контроль |
1ч 1ч 2ч 2ч | Об авторе небольшой очерк Тема одиночества, жажды свободы в творчестве Лермонтова. Глубина любовного переживания лирического героя. «Герой нашего времени» представлен главой «Тамань». Композиция произведения. Особенности заглавия. Печорин как герой повести. Противоречивость характера и одаренность личностная. Проблема смысла жизни. | Конкурс знатоков биографии М.Ю.Лермонтова (по типу «Кто хочет стать миллионером?») Допускается выбор поэтических т-ов не только предлагаемых учебником. Роман читаем в полном объеме. Композиция произведения. «Бела», «Максим Максимыч», «Тамань». Печорин как герой повести. Противоречивость характера и одаренность личностная. Проблема смысла жизни. Глава «Княжна Мэри». | Оформляется письменно. Зачет А) устный тур Б) письменный вариант Чтение наиз. текста стихотворения по выбору. Составить хронологию событий романа. Сочинение-рассуждение «Печорин герой или злодей?» |
Подобный род совместной деятельности достаточно эффективен, оставляет возможность индивидуального продвижения в изучении материала, позволяет учащимся планировать собственное время и силы, позволяет сделать акценты на интересном, не упустив при этом и главного, формирует систему самооценки.
Подобный вид деятельности фрагментарно удается использовать и в 7пр2 классе.
Апрель 2006г.
Лицей№5 г.Каменск-Шахтинский
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации г.Каменска-Шахтинского
Ростовской области
Самоанализ
профессиональной деятельности
Косаревой Елены Васильевны
учителя русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного
учреждения лицея №5
за период с 2003г. по 2008г.
2008г.
Я, Косарева Елена Васильевна, в общеобразовательном учреждении лицей №5 г.Каменска - Шахтинского Ростовской области работаю учителем русского языка и литературы 12 лет, общий педагогический стаж составляет 22года.
Вместе с коллегами участвовала в становлении педагогической позиции этого образовательного учреждения, прежде всего в части филологического образования. Школа, пройдя этап Федеральной экспериментальной площадки, сформировала оригинальную модель образования «Муниципальное образовательное учреждение как градообразующий фактор», в разработку и реализацию которой мне удалось внести свой вклад.
Высшая квалификационная категория по должности «учитель» присвоена 14.11.03. приказ № 2119.
Основным педагогическим принципом считаю высказанный Л.Н.Толстым: «Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим». Знание не самоцель, а средство развития. Любая предметная область лишь тогда имеет значимость для обучающегося, когда она ему интересна, когда процесс учения доставляет удовлетворение. Именно в силу этого в своей педагогической практике в подростковой школе преподавание русского языка осуществляю по технологии РО (развивающее обучение), а в преподавании литературы акцент делается на проектный способ обучения.
«Формы и методы индивидуализации процесса обучения в старшей школе»,- вот проблема, над которой я работаю последние 5 лет.
Я поняла, что учащихся надо вооружить универсальным способом обучения - самообучение. Данный способ преподавания вырос из требований настоящего времени: образование должно обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие ребенка, но и готовность его к дальнейшему развитию и самообразованию. Поэтому процесс обучения перестраивается так, чтобы обеспечить возможность и готовность осуществить непрерывное образование.
Эффективность самообучения зависит в большей степени от уровня внутренней мотивации. Важно формировать у учащихся умение самомотивировать свою деятельность, умение выполнять все типы работ, направленных на овладение компетенциями, присущими данной предметной области, умение выполнять самоконтроль и самооценку. Правильная организация учебной деятельности, где задачей учителя является помочь учащимся стать в субъективную позицию, дает возможность учащемуся избирать конкретный путь и темп работы в зависимости от своих особенностей и возможностей.
Для решения практической задачи проблемы обучения в старшей школе я использую способ систематизации и совершенствования знаний учащихся по русскому языку в 10-11классах (см Прил.№1). Используя данный метод, я прихожу к выводу, что старшеклассники способны брать ответственность на себя за свою учебную деятельность, а именно: ставить себе цель, определять содержание, выбирать определенные методы и приемы, оценивать полученный результат. Учащиеся имеют возможность продвигаться в учебном пространстве с учетом своих психологических особенностей и уровня знаний в данной области. Такая организация автономного обучения повышает степень самостоятельности учащихся старших классов, что помогает им реализовать свои потребности в образовании.
Использование данного метода на уроках русского языка повышает качество знаний учащихся и способствует воспитанию ответственности в каждом из учеников за результаты своего образования. При такой организации преподавания поменялась моя роль как учителя. На разных этапах деятельности учащихся я овладевала целым рядом ролей: помощника, источника информации, консультанта, партнера. Такая позиция дает мне возможность наблюдать за продвижением каждого учащегося и помогать ему в формировании своего стиля учения.
Использование компьютерных технологий в практической части при таком способе обучения становится настоятельной необходимостью. Именно обучение с помощью компьютера соответствует принципам индивидуализации и при этом несет огромный мотивационный потенциал. При обучении с использованием компьютера хорошо осуществляется контроль за счет того, что с его помощью решается проблема обратной связи, а также дается независимая оценка знаний учащихся. Компьютер создает также условия для интенсификации процесса обучения.
Задачи ближайшего времени: подбор или разработка программного мультимедийного обеспечения практической части данного метода обучения на весь период обучения (10-11кл). Хотелось бы отметить, что данный способ обучения позволяет использовать интернет-ресурсы, а также интегрировать очную и дистанционную формы обучения. Это то, над чем я сейчас работаю.
Будучи руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ лицея №5, осуществляю координирующую и организационную деятельность по реализации гуманитарного образования в рамках лицея.
Я принимаю активное участие в заседаниях городского МО учителей русского языка и литературы, являюсь членом городской конфликтной комиссии. За участие во 2 городском педагогическом марафоне награждена Грамотой мэра г.Каменска-Шахтинского (2004г.)
В рамках лицейских педагогических семинаров неоднократно показывала открытые уроки, которым давалась высокая оценка. В 2006г. занятие «Проектна деятельность на уроках литературы (9кл.)» для руководителей и методистов образовательных учреждений г.Каменска-Шахтинского.
Обобщен опыт проектной деятельности на уроках литературы в статье «Проектирование как способ активизации учебной деятельности учащегося» в «Сборнике творческих наработок членов педагогического коллектива лицея» (г.Каменск-Шахтинский, 2006).
1.Результаты ЕГЭ
год | класс | оценка | средняя отметка | качество | |||
5 | 4 | 3 | 2 | ||||
2005-06 | 11ИТЭФ | 6 | 14 | 6 | - | 4 | 77% |
2006-07 | 11ИТЭФ | 4 | 11 | 7 | - | 4 | 68% |
2007-08 | 11ОТФ | 2 | 9 | 12 | - | 3,7 | 53% |
2. Призеры городских олимпиад по литературе
- уч.год 1 место,
- уч.год 2место;
2005-06 уч.год 5 место в областной олимпиаде по литературе.
Призеры городских олимпиад по русскому языку
2005-06 уч.г. 3 место
3.Призеры областных и всероссийских конкурсов.
2006г. Дегтярев Д. 10ИТЭФ кл. стал дипломантом областного конкурса исследовательских работ учащихся, участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» в номинации «Моя родословная».
2006г. Никулин И. 10ИТЭф кл. стал лауреатом 3 степени всероссийского открытого конкурса «Первые шаги -2007».
2007г. Никитенко А. 10ИТЭФ кл. заняла 3 место в областном конкурсе сочинений «Идеальная семья»
2007г. Локтева Е. 6Пр1кл. заняла 2 место в областном конкурсе сочинений «Понимают ли меня мои родители»
Приложение №1
Технология нелинейного образования в старшей школе
(русский язык 10-11кл)
Весь программный материал разбит на содержательные блоки, каждый из которых имеет практическое выражение в заданиях части А, В или С ЕГЭ по русскому языку.
Этапы работы.
1.Выявление проблем.
Учащиеся выполняют тестовую работу с целью выявления индивидуальных проблем в определенном блоке учебного материала.
Форма работы - индивидуальная.
2. Определение шагов продвижения с целью устранения проблем.
Учащиеся составляют индивидуальный план, в котором систематизируют учебный материал, необходимый для решения частных задач.
Форма работы – индивидуальная.
3.Погружение в проблему.
А) Учащиеся исследуют теоретический аспект проблемы. Продуктом осознания является выступление на уроке обобщающего повторения.
Б) Учащиеся самостоятельно (либо с помощью учителя) отбирают практический материал. Система тренировочных упражнений вырабатывает у учащихся умения и навыки, которые позволяют осуществлять самоконтроль. Оптимизация достигается за счет использования системных компьютерных программ.
Форма работы – индивидуальная.
4. Рефлексия.
Анализ своей деятельности и выход на новые проблемы.
Предварительный просмотр:
Проектирование как способ активизации
учебной деятельности учащегося.
Воспитание должно создавать личность с
самостоятельной инициативой, с критическим
отношением ко всему окружающему.
В.М.Бехтерев
Ни для кого не секрет, что в силу возрастных особенностей развития подросткам трудно сконцентрировать свои усилия на учебе. Одной из основных задач преподавателя, работающего в 7-9 классах, является активизация учебной деятельности учащихся. Существуют различные методы и приемы, мотивирующие познавательную активность ребят. Одним из таких способов можно считать проектирование, которое помогает решать методические задачи учителю, но при этом сохранять привлекательность учения для ребят в силу необходимости создания общего для всех участников проекта «поля интереса».
Проектирование – один из способов, который формировался на теории «отмирания школы», его целью является расширение источников познания и исключение из школы нормирования и формализма.
В условиях современной школы возможны различные виды проектов: социальные, творческие, прикладные, образовательные и пр. Различие их заключается в целевых установках и соответственно - в полученном результате. Образовательный проект интересен тем, что побуждает ученика занять позицию активного участника поиска и присвоения нового знания. В подростковой школе, когда наблюдается снижение познавательного интереса, подобная деятельность позволяет сохранить интерес учащихся к учению, а часто и актуализировать его.
Каков механизм образовательного проекта?
Первый и самый важный этап – МОТИВАЦИЯ к образовательной деятельности. Сложность этого этапа в том, что учителю необходимо в изучаемом материале предметной области выявить то, что заинтересует учащихся в такой степени , что приведет его к осознанному выбору дальнейших самостоятельных шагов в обучении.
На этом этапе важно выявить, чего мы хотим добиться в процессе работы над проектом. Наличие целевой установки поможет отследить и промежуточные результаты деятельности, и насколько исчерпывающим стал итоговый результат. Также очень важно, чтобы формулировка целевых задач оставляла простор для самостоятельных шагов ученика, не имела однозначного или очевидного ответа.
Второй этап – отслеживание продвижения ученика в теме, координация действий и согласование. Задача учителя организационная, но при этом важно соблюсти корректность: отследить продвижение ученика относительно его самого, а не относительно одноклассников, важно сохранить и поддержать стремление ребенка к поиску.
Третий этап – защита проекта, в процессе чего соотносится то, что являлось целью, и то, что получилось. Задача учителя организовать этот урок так, чтобы он не был проходным, а стал событием для участников проекта, таким образом стимулируется последующая самостоятельная работа учеников.
Четвертый этап – рефлексивный анализ деятельности. Необходим он прежде всего ученику чтобы выявить и собственные победы, и собственные ошибки, чтобы отследить свое продвижение относительно самого себя и одноклассников, чтобы уметь объективно оценивать и свои достижения, и результаты других.
Это теория. На практике же трудности организации проектного способа обучения компенсируются результативностью деятельности учеников. Воодушевленные заинтересованностью, ребята довольно часто шагают значительно дальше запланированного и ожидаемого. Осмелюсь предложить несколько частных случаев работы в проекте на уроках литературы в 7-9 классах. Обучение ведется по учебникам, составителем которых является Т.Ф.Курдюмова.
Трудно найти интересную форму для ознакомления с биографическими данными писателя, тем более это затруднительно, если возраст диктует интерес к самому себе, требует нивелировать авторитеты. Какой бы интересной ни была статья учебника о писателе, учитель сталкивается с явным отсутствием заинтересованности со стороны учеников.
Совместно с учениками мы разработали несколько видов проектов, позволяющих неформально знакомиться с жизнью и творчеством писателя.
7класс. Индивидуальный проект «Издатель». Предлагается по завершении изучения одного из тематических блоков. Суть проекта заключается в том, что ученик выступает в роли издателя одного из прочитанных произведений. Просмотрев с ребятами книги различных издательств, выявили необходимые составляющие хорошо изданной книги: красочная обложка, аннотация, сведения об авторе, иллюстрации, текст произведения. Поскольку тексты произведений уже прочитаны, то мы заменили их отзывом на прочитанное произведение.
Осуществляя проект, ученики сталкиваются с некоторыми трудностями. Во-первых, какие данные биографические стоит отбирать? Во-вторых, как написать хороший отзыв? В-третьих, как поступить, если не можешь хорошо рисовать, а хочется иметь и достойную обложку, и подходящие иллюстрации? В-четвертых, что такое аннотация и как ее правильно составить? Не нужно объяснять, как доволен учитель: то, чему он должен научить, является крайне необходимым каждому ученику класса. Кто-то нуждался в полноценной консультации учителя, кому-то нужно было разобраться с некоторыми неясностями, а кто-то справился сам. Любая из этих позиций ценна, потому что учит ребенка видеть область знания и незнания, учит искать пути преодоления незнания. И еще очень важно то, что ребенку удается реализовать свои творческие задумки. Вопрос с рисованием ребятами был разрешен следующим образом: можно пригласить, то есть заинтересовать в сотрудничестве художника, можно найти среди картин русских художников такие, которые могли бы служить иллюстрациями (см. И.Репин «Бурлаки на Волге» и Н.Некрасов «На Волге»), но чаще все-таки ребята рисуют сами.
8класс. Индивидуальный проект «А знаете ли Вы?» Проводится 3-4 раза в год, предшествует изучению произведения. Цель проекта: найти такие факты биографии писателя, с которым знакомимся, которые были бы необычны и интересны. С ребятами договариваемся, что при работе доверяем себе: раз интересно было тебе, значит, будет интересно и ровесникам. И еще одно не менее важное: достоверность информации доказываем указанием на источник. И напоминаем, что сообщение, сопровождающееся визуальным рядом, всегда интереснее. В начале урока выстраиваем хронологию выступлений (от предков писателя до потомков его). В конце урока обязательно совместно определяем, чья информация оказалась самой интересной, самой необычной, самой неожиданной. Кстати сказать, дети, не подозревая того, приносят иногда информацию, совершенно совпадающую с материалами учебника, но добытую в других источниках. Если совпадение обнаруживается, то мы приходим к выводу, что у нас хороший учебник и его стоит читать, и тогда знакомство со следующим автором нам помогает провести именно учебник.
9класс. Индивидуальный проект «Виртуальное интервью с писателем». Цель проекта все та же: знакомство с автором изучаемого произведения. На первом этапе ребята формулируют вопросы, которые они хотели бы задать человеку, чьи произведения они читали (количество вопросов ограничиваем в обсуждении с ребятами). Задача учеников: найти ответы на свои вопросы, причем ответ должен быть абсолютно достоверным, то есть это могут быть высказывания самого писателя, выдержки из его писем, дневников, произведений, а также высказывания его современников, людей, его знавших. Когда ученики формулируют вопросы, они не предполагают, на какие трудности себя обрекают. Мы с ребятами договариваемся, что корректировать вопросы можно лишь в крайней ситуации. И, пожалуй, еще одно принуждает ребят идти до конца как бы трудно ни было: в вопросах их интерес к личности (может, с методической точки зрения эта позиция и неверна, но никаких ограничений, кроме количества, мы в формулировании вопросов не вводим). Как учителю мне кажется важной такая работа (хотя, признаюсь, вопросы и ответы иногда бывают щекотливыми), потому что в результате писатель перед учеником предстает не как изваяние «веков, давно минувших», а живым, реальным и понятным в своих человеческих порывах. Дети совершенно по-другому начинают относиться и к произведениям писателя.
Несомненное достоинство проектного способа обучения заключается в том, что, продвигаясь в проекте, решая конкретные целевые задачи, ученик обнаруживает новые области непознанного, и в глубине одного проекта всегда зарождается новый, который заставляется двигаться дальше. Таким образом, учителю нет необходимости объяснять ученику, зачем изучать то или иное, ученик заинтересован в преодолении собственного незнания, учителю остается лишь направлять в нужное русло.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы ГИА обязателен по математике и русскому языку в 9 классе; ГИА в перспективе обязателен и для предметов по выбору; Система независимой экспертизы планируется вводится и в начальной школе .
Основные проблемы: учебные пособия дают целостное и глубокое понимание предмета, но не акцентируют внимания на вопросах, представленных в ГИА и не предлагают заданий в том виде, в каком они представлены в материалах ГИА; процесс подготовки растянут на продолжительный период и нет устоявшейся формы ГИА
Стратегический вопрос: Как ученика привести к результативной сдаче ГИА и при этом сохранить интерес к учению( не формализовать)?
Общая характеристика системы преподавания русского языка в 5-9 классах лицея Курс преподавания строится на принципах преемственности: учебник М.М. Разумовской соответствует требованиям РО; Отбор содержания осуществляется на компетентностной основе: коммуникативная (уметь говорить, слушать, читать и писать) языковедческая (понимать языковое явление с точки зрения значения, строения и функции) культуроведческая (осознавать роль в русской культуре). Преподавание ведется с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся.
Первый принцип: развивать познавательную потребность Познавательная потребность лежит в основе развития способностей школьника. Между ними существует прямая зависимость. Исследования отечественных и зарубежных психологов, изучавших одаренных детей, показали, что все они отличались от обычных детей склонностью к умственному труду, стремлением к постоянному поглощению новых знаний, новой информации. Эта потребность в новых знаниях одинаково сильно проявлялась у разных детей: гуманитариев и технарей, математиков и биологов, с разными темпераментами и характерами.
Важно: познавательная потребность никогда не может быть полностью удовлетворена результатами познания; она направлена на процесс познания, а не на его результат; тесно связана с положительными эмоциями человека.
Второй принцип: расширять поле самостоятельной деятельности учащегося при решении учебных задач Под самостоятельной работой при изучении русского языка понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Важно: самостоятельная работа неразрывно связана с развитием мышления учащихся; применять принцип постепенного наращивания трудностей; применять принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение обучающимися задач. должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий. должна опираться на связь преподавания этого предмета с жизнью.
Важно: самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта обучающихся; должна быть организована как индивидуальная работа каждого обучающегося, так и групповая или в паре; в системе самостоятельной работы при изучении русского языка необходимо использовать литературные тексты – как один из наиболее эффективных путей развития речи детей, а следовательно, и их самостоятельности.
Третий принцип: использование современных методов и приемов организации учебного процесса и контроля знаний Различных видов тестирования; Применение компьютерных образовательных программ и диагностик; Раздаточного печатного материала, знакомящего ученика с заданиями ГИА
Заключение Б.Д. Эльконин утверждал: “… надо не говорить слов, а строить ситуацию”.
Благодарю за внимание! Выступление Косаревой Е.В.