Описание педагогического опыта

Борисевич Ирина Игоревна

 

Использование технологии развития критического мышления

 на уроках литературы

  Видимо, действительно есть  «время собирать камни» первых лет педагогического опыта: подводить итоги если не жизни, то работы. Хотя для многих из нас, учителей, работа и жизнь – слова-синонимы.  А школа – это не тот мир, который действует исправно и четко, как часы. Это мир, в  котором каждый день несёт что-то новое и удивительное. Мир, в котором нет равнодушных и жестоких людей. Мир, который хочется творить своими руками. Я в профессии немного больше пяти лет. Меняются должности, возраст детей, школы. Изменяюсь я. Неизменным остаются только дети, к которым я всегда спешу, которым несу знания, полученные в университете, а потом и то, чему научилась самостоятельно. Заглядывая в глаза детей, я понимаю, что им чего-то не хватает в диалоге со мной. Их пытливые глаза требуют большего, они горят огнём, который в начале педагогического пути ещё не был мне понятен. После долгих поисков, знаменитым путём проб и ошибок, я всё-таки разгадала этот таинственный блеск. Мои ребята стремятся к самостоятельности, каждый желает проявить себя, показать свою неповторимость, но им мешает одно – неумение добывать информацию самостоятельно, вдумываться в смысл того, что читают. Они увлечённо слушают меня, а потом и говорят на уроках моими же словами, то есть они активно «впитывают» те сведения о предмете, которые заботливо преподношу им я. Но ведь не объём знаний или количество информации становятся целью образования, а то, как ребёнок умеет управлять этой информацией: искать, находить в ней смысл, применять в жизни. Я поняла, что сейчас, в современном обществе, важно и нужно не присваивать готовое знание, а научить конструировать собственное, которое рождается в процессе обучения. Поэтому любые поиски новых форм уроков стали актуальными для меня.  Особый интерес вызвала технология развития критического мышления (ТРКМ). В ее основе лежит коммуникативно-деятельностный принцип обучения, который предполагает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.     Учитель на таких уроках становится не источником информации, а координатором, человеком, который только указывает направление в поиске новых способов получения знаний, не предоставляет  их в готовом виде. И это, на мой взгляд, очень ценно.                   

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Простые и чрезмерные обобщения, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов. А стереотипы, как известно, превращают творческую проблему в уже решённую задачу, то есть думать уже не нужно. Американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Я полностью согласна с его утверждением. И поэтому, задавая себе вопрос «зачем использую эту технологию», отвечаю сама себе – для того, чтобы научить своих учеников мыслить. Ведь только пропущенное через собственную голову, так сказать, рождённое в муках, и становится личным достоянием, значимым продуктом деятельности.  Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся учатся воспринимать её вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делать выводы относительно ценности и точности данной информации. Поэтому средством решения данной проблемы  стало использование ТРКМ на уроках русского языка и литературы с целью развития у учащихся критического мышления. Для того чтобы добиться поставленной цели, мне было необходимо решить ряд задач: изучить литературу, в которой подробно описывается технология, пройти дистанционный курс, позволяющий полностью погрузиться в технологию, разработать задания по использованию приёмов ТРКМ, включить технологию в образовательный процесс, разработать критерии оценки эффективности деятельности и провести мониторинг результатов.

Приступив к изучению литературы о технологии, я, прежде всего, задалась вопросом о том, что же такое критическое мышление? Дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров он в себя включает. Авторы технологии Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл предлагают пять пунктов, в которых и заключается определение критического мышления.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения, но мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Поэтому, работая в русле критического мышления, педагог использует на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. При этом уделяется внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Итак, критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Выяснив суть технологии, просмотрев массу интереснейших примеров из опыта работы других педагогов, я решила использовать ее в своей деятельности. Считаю наиболее эффективным использование данной технологии на уроках литературы.     

В основу технологии положен базовый  цикл, состоящий из трех этапов (фаз). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая фаза – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На этой стадии я стараюсь так ставить вопросы, чтобы ребёнок «встрепенулся», почувствовал себя успешным, предоставляю возможность проанализировать то, что он уже знает. Например, на первом уроке изучения  творчества А.С. Пушкина в 5 классе я демонстрирую детям иллюстрации известных сказок поэта, не указывая  при этом ни название сказок, ни их автора. Девчонки и мальчишки наперебой начинают вспоминать сказки, цитируют строки, спорят друг с другом. Я не препятствую этому, стараюсь уловить и поощрить каждое высказанное мнение. А потом предлагаю рассмотреть галерею портретов известных творцов слова и найти там автора названных детьми сказок, рассказать всё, что они о нём знают. В это время на доске идёт оформление в виде кластера той информации, которую сейчас так оживлённо выплёскивают дети.

Вторая фаза – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал. Рассматривая на уроке поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», использую приём «чтение с остановками». В классе звучит текст Пушкина. Дети читают с карандашом в руках. Обозначают слова сложные для понимания, формулируют вопросы по содержанию, строят предположения о дальнейшем развитии действий, оформляют свои мысли в виде таблицы.

Третья фаза – «рефлексия» - размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

На открытом корпоративном уроке в рамках единого муниципального методического дня, который проходил в марте 2012 года, я использовала приём технологии развития критического мышления «Шесть шляп мышления». На уроке предлагалось поразмыслить над ролью важных мелочей в жизни современного человека (по рассказу Анны Кудрявской «Будьте взаимно нежными») шестью различными способами: одни мыслили только фактами, без эмоций, без оценок, другие связывали материал рассказа со своими собственными эмоциями и опытом жизни, третьи находили нестандартные пути решения проблемы. Таким образом, используя разносторонний анализ, каждый получил возможность обобщить информацию, добытую в ходе занятия. Я считаю очень ценным умение рассматривать одно явление с разных сторон и стараюсь научить этому своих учеников.

Ход урока выстраиваю так, чтобы задействовать в работе каждого, стремлюсь организовать  продуктивное общение детей как друг с другом, так и с учителем, который выступает в роли тьютора. Для этого активно работаем в группах, в динамических парах. Учимся принимать любые, даже, казалось бы, самые необычные идеи. Ставим себя на место литературного персонажа и пробуем пройти его жизненный путь, столкнуться с его проблемами и найти собственный вариант их решения. Так, перевоплощаясь в Ивана – царевича из сказки «Царевна – лягушка», ребята разрабатывали собственный маршрут поиска исчезнувшей царевны. А девочки, составляя синквейн о Василисе Премудрой, узнавали в сказочной героине подружек, мам и самих себя.

Использую на уроках графическую организацию материала. Именно это помогает демонстрировать процесс мышления. Наш мозг намного проще воспринимает искривлённые линии, условные знаки, яркие цвета, чем просто слова, объединённые порой в длинные и не всегда понятные предложения. Поэтому на уроках литературы мы рисуем, строим схемы, придумываем собственные условные знаки, учимся ассоциировать трудно запоминаемые слова с уже известными и близкими явлениями.  И, таким образом, процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.  Одним из любимых заданий учеников стало создание рисованных мультфильмов к произведениям. Прочитав поэму «Руслан и Людмила», одни учащиеся рисовали на отдельных листах эпизоды, последовательно сменяющие друг друга, другие составляли викторину, третьи разрабатывали выставку интересных предметов, которые встречались в поэме. Успешное выполнение такой работы возможно только после тщательного, вдумчивого, критического чтения.

Проявляя критическое мышление, дети выступают в роли исследователей; самостоятельно добытые знания способствуют самореализации учащихся, а в конечном итоге – самоутверждению. А это – очень немаловажный фактор в становлении интереса к обучению. Решительно изменилась и моя роль  на уроке, как учителя. Моей главнейшей задачей при подготовке к уроку становится организация учебного труда, подбор необходимых для реализации цели урока стратегий и приемов. Парадоксально, но именно предоставленная детям свобода выражения собственных мыслей, мнений, выводов позволяет мне диагностировать предполагаемый результат: ведь в споре рождается истина. А соблюдение принципа сотрудничества в ходе обучения предполагает, в свою очередь, повышение коммуникативного потенциала личности учащихся.

    Дети очень восприимчивы к новому и достаточно быстро овладевают умениями и навыками работы в различных приемах: удивительно точно умеют ставить «тонкие» и «толстые» вопросы, заполнять кластер, работать с таблицами типа «Бортовой журнал», «Концептуальная таблица», «+ - ?», активно составляют синквейны, кластеры, любят работать методом «Шести шляп» и писать сочинения типа «Эссе». Ученики готовы осваивать новые формы работы, потому что любят учиться увлекательно, научно, творчески, нестандартно.

На стадии обобщения опыта работы в ТРКМ я задалась мыслью о том, что критериев оценки результативности в данной технологии не существует, так как авторы С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, Н.В. Муштавинская их не рекомендовали. Споры о необходимости отслеживания результативности применения технологии возникали и на педагогических советах. Возник вопрос оценки достижений учащихся и результатов собственной педагогической деятельности. Единого мнения по этому поводу пока не выработалось.

На мой взгляд, возможность отслеживания  результатов применения технологии всё же есть: учащиеся классов, в которых я применяла технологию, научились работать в сотрудничестве; изменилась к лучшему ситуация с прочтением программной литературы (для активной работы на уроке необходимо знание текста), чтение стало осмысленным, потому что дети научились выделять ключевые моменты, работать с источником информации, сравнивая, обобщая и делая выводы; и, наконец, учащиеся стали смелее выражать свои мысли в устной и письменной форме.

    У технологии критического мышления есть масса достоинств, но есть и  проблема в ее применении: разработка каждого урока требует большого количества времени и сил. Но накопление опыта применения технологии  помогает постепенно решать эту проблему. А положительные результаты собственной педагогической деятельности  подвигают меня на дальнейшее использование технологии критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности. Я продолжаю работать: выдумывать, пробовать, творить.

 

Литература

1.Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.

2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое-пособие. – М., 2002.

3.  Вишнякова Е.Е.Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504

4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.

5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003.

6.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.

7. Клустер Д., Что такое критическое мышление?// “Перемена” – 2001, № 4 – С. 5–7.

 

 

Комментарии

Борисевич Ирина Игоревна

Впервые создаю подобный материал, старалась высказать все свои мысли по заявленной проблеме. Буду очень рада любой критике, замечаниям и советам.