Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе

Малыхина Елена Михайловна

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе

                                                                  Малыхина Елена Михайловна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issled.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе

                                                        Малыхина Елена Михайловна

        Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

        В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности.

        Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

        Педагогическая общественность осознаёт проектную и исследовательскую деятельность обучающихся неотъемлемой частью образования, отдельной системой в образовании, одним из направлений модернизации современного образования.

        Безусловно, учителям естественнонаучного цикла предметов технология проектно-исследовательской деятельности более знакома, чем гуманитариям. Однако решающее звено этой новации — учитель, от которого зависит выбор технологии, метода, вида деятельности. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель, будь то химик, физик или филолог  превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

        Выполненные учениками учебные проекты или исследования  -  это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

        Для меня учебный проект или исследование  - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  1. проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  2. целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  3. самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  4. представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  5. презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  6. поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  7. практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  8. выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  9. проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

        Процесс обучения самостоятельной проектной и исследовательской деятельностьи обучающихся стремлюсь выстраивать в виде целенаправленной систематической работы         с учётом возрастной специфики, т.к. на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Поэтому проектную или исследовательскую деятельность организую преимущественно в групповых формах, при этом не лишаю ученика возможности выбора индивидуальной формы работы.

        Темы детских работ выбираем из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

        Презентацию результатов проектирования или исследования провожу на обобщающих уроках, на внеклассных мероприятиях, на занятиях элективного курса, кружка «Юный журналист» или на школьной конференции «Юный исследователь».

        Проектные технологии используются при создании школьной газеты, альманаха авторских работ  учащихся, при создании обучающих таблиц по русскому языку, опорных конспектов, при оформлении стенда для кабинета.

        Работа по совершенствованию навыков исследовательской деятельности проводится на отдельных уроках русского языка и литературы (мини-исследования, мини-проекты), а также при изучении целой темы.

        Ежегодно в школе под моим руководством реализуются юбилейные проекты, заключительным этапом в реализации которых становятся праздники, где все участвуют: готовят литературно-музыкальную композицию, творческие группы учащихся выпускают литературные газеты, материалы для которых они самостоятельно находят в библиотеках села, в личных библиотеках, а также в электронных энциклопедиях, в Internet. Среди детей, родителей и учителей объявляются конкурсы творческих работ, посвящённых юбилею. Участники представляют иллюстрации к произведениям юбиляра, стихотворения, рассказы, портреты, поделки. Школьники, увлечённые компьютерными технологиями, -  презентации о жизни и творчестве поэтов, писателей.

        В течение двух лет учащиеся под моим руководством работали над долгосрочным проектом «Диалектные слова села Лесное Уколово», работа над которым была возобновлена в текущем учебном году. Исследовательская работа в прошедшем учебном году была представлена на районной научно-практической конференции «Открытие». Исследования, проведённые учащимися 9 класса, в реализации проекта «Письмо и SMS» были представлены в конкурсной разработке урока, который стал победителем муниципального этапа конкурса «Лучший урок письма» в номинации «Методическая разработка». 

        Межпредметный проект (литература – православная культура – информатика) «Видеофильм православной тематики» под моим руководством был успешно реализован в 2007 году (Диплом III степени) и в 2008 году (Диплом II степени). В 2010 году был успешно реализован проект «Видеоролик антикоррупционной тематики»: победитель муниципального этапа, лауреат регионального этапа (II место) конкурса.

        Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, подготовленные вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

        Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся участвуют в создании проектов и исследовательских работ.

        В кабинете русского языка и литературы оформлены накопительные папки «Исследовательская деятельность учащихся», где представлены памятки, советы и рекомендации не только для учащихся, но и родителей по организации поисково-исследовательской работы. Собрана папка достижений и портфолио творческих работ учащихся.

        На уроках  учащиеся под моим руководством работают над мини-проектами «Лингвистические сказки», «Как писать сочинение?» и др.

        Ведётся работа над долгосрочным проектом «Речевой этикет как показатель культуры общения»

        Таким образом  познавательно-побуждающая мотивация появляется в процессе продуктивной познавательной деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Познавательная мотивация побуждает человека к развитию позитивных склонностей и возможностей, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.

Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
  3. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.
  4. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.