Урок литературы

Урванцева Елена Николаевна

Литература, 11 класc

Если душа родилась крылатой…

(по лирике М.И. Цветаевой)

Цели урока по содержанию:

Образовательная: открыть творчество Марины Цветаевой через сквозные образы-символы ее поэзии.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Метод обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: развитие критического мышления.

Форма урока: Продвинутая лекция.

Средства обучения: стихотворения М.И. Цветаевой, портреты поэта в разные годы жизни, аудиозапись песни «Мне нравится, что вы больны не мной…».

1. «Вызов»

Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Вам знакома эта песня. Какое настроение она создает? Что вы знаете об авторе этого текста?

В один из осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка вышла невысокая, круглолицая гимназистка, пересекла Тверской бульвар и направилась к типографии Мамонтова. В руках у нее – внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность. В этот знаменательный день 18летняя Марина Цветаева постучалась в двери русской литературы.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти, -

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена – и в полете

Совсем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутые эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

 

Какой вы видите лирическую героиню стихотворения?

Определите по ключевым фразам, что главное в этом характере?

Чем лирическая героиня отличается от обычных людей? Оформите свои ассоциации в таблице.

 

Марина

Другие

«Серебрюсь и сверкаю», «измена»,

«Бренная пена морская», «своеволье», «полет»

«веселая пена», «воскресаю», «Беспутные кудри»

«…создан из камня, создан из глины…»

«гроб и надгробные плиты»

«гранитные колени»

СВОБОДА, ДВИЖЕНИЕ, ЖИЗНЬ

НЕСВОБОДА, СТАТИКА, СМЕРТЬ,

Лирическая героиня стихотворения в постоянном творческом поиске, в полете, значит тема нашего урока -

 

 

 Если душа родилась …

Восстановите эпиграф

 Вся моя жизнь – роман с ….

Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь.

М.И. Цветаева

Как прочитать книгу души Марины Цветаевой? (Познакомиться с фактами биографии, с творчеством)

Предлагаю в ходе осмысления материала урока понаблюдать, как меняется лирическая героиня, оформить свои наблюдения в опорном конспекте.

2. Осмысление.

Юность Марины Цветаевой похожа на красивую сказку. В семье царил культ музыки, книги, языков. Жизнью Марины Цветаевой с детства правило воображение, она жила в мире   прочитанных книг, возвышенных романтических образов. Весной 1911 года по приглашению Максимилиана Волошина Марина Цветаева едет с сестрой в Крым, в Коктебель. Коктебель значит «синяя вершина». Коктебель – пещеры, тропы, ведущие по отвесным уступам, морена берега, ковыль, полынь, море, пустыня. Здесь в Сердоликовой бухте с розовыми и малиновыми камнями Марина встречает высокого незнакомца с огромными серо-голубыми глазами. Это Сергей Эфрон.


– Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень, - загадывает Марина.

– Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем. Пожалуй, в этой истории вся Марина, ещё юная, но уже такая, какой она останется в своих стихах и в жизни – романтик и максималист.

Через полгода Марина и Сергей Эфрон поженились
 

* * *

Как правая и левая рука -

Твоя душа моей душе близка.

 

Мы смежны, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

 

Но вихрь встаёт - и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!

10 июля 1918г.

Какой образ-символ возникает в этом стихотворении?

(Правая и левая рука – две половинки целого.

Правое и левое крыло – символ полета влюбленной души).

Какие ассоциации связаны со словом «бездна»?

Бездна любви, бездна чувств, бездна желаний, бездна возможностей, бездна времени…

Бездна - пропасть.

Стихотворение написано в 1918 году. Какой вихрь, какая бездна разделяет героев?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Революция 1917 года разлучила Марину с мужем. Почти три года она жила в голодной красной Москве, терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее две дочери: Ариадна и Ирина. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех... Она была слишком неумела в быту. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го маленькая Ирина умирает в приюте от голода и тоски.

            Пригвождена

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что — невинна.

 

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою — за счастьем.

 

Пересмотрите всё мое добро,

Скажите — или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке — лишь горстка пепла!

 

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

 

19 мая 1920

 

Почему лирическая героиня превратилась в нищенку? (Она потеряла все, терпит лишения, просит подаяния)

За что она пригвождена к позорному столбу? (Она невинная жертва времени)

 О чем молит перед святым причастием? (Сохранить то, что осталось у нее – горстку пепла от былой счастливой жизни.)

Какие строки этого стихотворения могут помочь в трудной жизненной ситуации?

Нет известий от мужа, - он на Дону, в белой армии. Белый офицер Сергей Эфрон отныне превратился для Марины в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обреченного. Сергея Эфрон отступил с  армией Корнилова в Чехию, стал эмигрантом. Для него нет пути  в Россию. Марина делает решительный шаг: в 1922 году едет к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась ее семнадцатилетняя Одиссея за рубежом. Германия. Чехия. Франция... В эмиграции Цветаева не прижилась. Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. Нищета, унижение, бесправие обступают со всех сторон: «В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке».

Ее читатель там, на родине, русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе. Ей, наверное, хотелось пронзительно крикнуть в самые тяжелые минуты: «Что я вам сделала, люди, если чувствую себя несчастнейшей из несчастных, самым обездоленным человеком?!»

Б. Пастернаку

 

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас — ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

 

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

 

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили — рассорили,

Расслоили…

                        Стена да ров.

Расселили нас как орлов-

 

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

 

Который уж, ну который — март?!

Разбили нас — как колоду карт!

 

24 марта 1925

Каким чувством наполнена каждая строка стихотворения?

 (Чувством трагической разъединенности, безысходности)

Посмотрите, как необычно записан этот текст. Для чего так членить слово рас-стояние?

(Этим словом Цветаева передает бездну горя, страшную боль утраты друзей, родины, читателей. Отрывая приставку от слова, она подчеркивает свое неприятие этого разъединения, движения в разные стороны.)

Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом. Какой знак препинания предпочитает Цветаева?

(Тире у Цветаевой – это нож, режущий, ранящий, рвущий душу на два берега. Ее тире – это шест, на который нанизываются слова, нить души, нерв.)

Обратите внимание на посвящение Б.Л. Пастернак. Кем он был для Цветаевой?

(Друг, духовно близкий человек, собрат по творчеству.      Сама Цветаева связала ощущения от встречи с Пастернаком с огнём. Из этого огня рождались стихи, поэмы, письма. Стихотворный «пожар» продолжался много лет.)

Легко ли читать стихи Марины Цветаевой?

Читать ее стихи  между делом нельзя, они требует встречной работы мысли. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да». Ее ритмика все время настораживает внимание. Это – как «физическое сердцебиение»...

Передайте физическое сердцебиение стихотворений  «Красною кистью» и «Рябину рубили».

Что объединяет эти произведения?

(Это стихи-символы. Лирическая героиня размышляет о своей судьбе.

Рябина – символ судьбы)

Красною кистью

Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

16 августа 1916 года 

Что автобиографично в этом стихотворении? (Лирическая героиня – молода и счастлива, и любима. Сергею и Марине хотелось «любови вечной на земле», верилось в чудо, думалось, что так будет и ныне, и присно, и во веки веков… Пылающая и горькая рябина, жаркая на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы).

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина –

Судьбина

Горькая.

Рябина –

Седыми

Спусками…

Рябина

Судьбина

Русская.

1934 год

1. Почему в стихотворении 34 года звучит боль, надрыв, рвется строка? (Написано в эмиграции. Лирической героине трудно, одиноко, она рвется на родину.)

2. Какое символическое значение приобретает образ рябины? (Рябина – символ судьбы. Подрубленной, горькой, дорога жизни идет по седому спуску.)

3. А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь с рябина, судьбина? (Марина. Поставьте это слово в начало ряда: Марина – рябина - судьбина)

М.Цветаева рвется на Родину. В этом же году она пишет стихотворение «Тоска по Родине!..», которое заканчивается сло­вами:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все —равно, и все — едино. Но если по дороге - куст встает, особенно - рябина...

Так возникает у нас новое ключевое слово: рябина - Россия, Родина. В данном случае слова Россия, Родина — контекстуальные синонимы слова ря­бина.

1939 год. Возвращение в Россию. Арест мужа и дочери, сестры. Нет работы, жилья. На общение с эмигранткой решались не многие, страна жила в заколдованном круге – «от заката до рассвета», в бесконечном ожидании визга шин под окном и стука в дверь. «Стихов писать больше не буду»,- обмолвилась как-то она.

Отказываюсь – быть.

В бедламе нелюдей

Отказываюсь – жить!

С волками площадей

Отказываюсь – выть.

 

1941 год - началась война, эвакуация в Елабугу с сыном. Попытки устроиться на работу тщетны: она – эмигрантка. Есть место посудомойки в столовую Литфонда, куда она пишет заявление. Возьмут ли? Было ещё место -  переводчицы с немецкого в НКВД. Возможно ли это? Ведь она жена, мать и сестра репрессированных. Но такое предложение поступило, надо было или соглашаться, или… Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России – привели Цветаеву  к самоубийству.

 

Цветаева поступила так, как велела ей совесть, сохранив свою личность и отстояв своё право поэта и человека быть свободным.

 

Нежной рукой отведя

                                               нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь

                                               за последним приветом.

Прорезь зари –

                                   И ответной улыбки прорез…-

Я и в предсмертной икоте

                                               Останусь поэтом!

 

На кладбище города Елабуга есть такая надпись: "В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева".  Может, это символично, что нет ее могилы. Марина с ее крылатой душой не могла умереть, она взмыла над грешным миром в своих стихах, она обрела бессмертие.

3. Рефлексия.

Что в судьбе Марины Цветаевой вас взволновало?

О чем вам захотелось узнать?

Какие строки запали в душу?

Какой образ-символ судьбы лирической героини запомнился?

Напишите записку учителю «Сегодня на уроке я…»

Записки собираются и три ученика и учитель читают их классу.

У  каждого в душе есть заветная тетрадь, куда мы записываем мудрые мысли и афоризмы, где живут наши любимые стихи. Для меня Цветаева – птица-феникс, сгорающая в своем творческом порыве.

Птица-Феникс я, только в огне и пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю дотла,

И да будет вам ночь светла.

Ледяной костер, огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий стан –

Собеседницы и наследницы!

 

Цветаева верила, что ее стихи найдут отклик в сердце читателя. «Обращаюсь к вам, потому что вы любите мои стихи, незнакомый человек», - писала она. Кто этот незнакомый человек? Вы? Я? Откройте томик стихотворений Цветаевой и найдите те строки, которые адресованы именно вам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока литературы в 11 классе

«Если душа родилась крылатой…»

(По лирике М.И. Цветаевой)

Цели урока по содержанию:

Образовательная: открыть творчество Марины Цветаевой через сквозные образы-символы ее поэзии.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Метод обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: развитие критического мышления.

Средства обучения: стихотворения М.И. Цветаевой, портреты поэта в разные годы жизни.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

«Вызов»

Создает эмоциональный настрой через приглашение к прочтению книги души Марины Цветаевой

Выстраивают ассоциативный ряд.

Открывают тему урока и эпиграф.

Формулируют цели.

Погружение учащихся в тему, заинтересованность, желание сотрудничать с учителем.

«Осмысление»

Предлагает в ходе лекции-визуализации открыть сквозные образы-символы лирики Марины Цветаевой

Воспринимая содержание лекции, создают опорную схему «Мир души Марины Цветаевой»

Выразительно читают стихотворения.

Выбирают личностно значимые строки.

Отвечая на вопросы учителя, учатся постигать метафоризм цветаевской лирики, ее интонационное своеобразие, ритм.

Создание собственного представления о лирической героине М.И. Цветаевой.

Пополнение поэтического багажа.

«Рефлексия»

Предлагает поделиться своими впечатлениями, определить перспективы чтения.

Высказывают свои мысли, задают вопросы. Делятся своими впечатлениями.

Определение перспектив чтения.

 

 

 

Самоанализ урока литературы.

Урок литературы проведен в 11 классе. Данный урок включен в раздел «Из русской литературы XX века». Включение данного урока обеспечивает обзорное изучение творчества М.Цветаевой, способствует развитию представления о поэте, основных образах-символах ее лирики. Содержание урока направлено на проблемный анализ художественных произведений, кроме того, на уроке решаются задачи речевого и эстетического развития учащихся, а также введение детей в  мир художественной литературы и воспитание читательской культуры. В содержании урока прослеживаются межпредметные связи с музыкой и живописью.

Тема урока: «Если душа родилась крылатой…» (По лирике М.И. Цветаевой)

Общедидактическая цель:  создать условия для восприятия биографии и  первичного осмысления идейно-художественного своеобразия лирики М.Цветаевой

Исходя из общедидактической цели тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний.

ТДЦ включала в себя три аспекта, реализация которых на уроке позволила создать условия для эффективного обучения, воспитания и развития учащихся.

Образовательный аспект включал в себя следующие задачи: открыть творчество Марины Цветаевой через сквозные образы-символы ее поэзии.

Развивающий аспект: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательный аспект: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать выразительно. Воспитывать эстетическую культуру учащихся через постижение красоты художественного слова, синтез литературы, музыки и живописи.

Мотивационная цель была поставлена учащимися на основе ранее полученного читательского опыта и личностного представления о поэте.

Цель урока  формулируют сами учащиеся под руководством учителя, что способствует достижению качественного результата и осмыслению своей деятельности. Она ранжируется по уровням:

1. знать содержание текста, уметь выделять главное в содержании, давать интерпретацию поэтическому тексту.

2.1 уровень + давать оценочные суждения прочитанному, делать выводы на основе сравнительной характеристики образов.

3. 1,2 уровни + переносить знания  в творческую ситуацию.

На уроке велась работа по формированию указанных в ТДЦ умений и навыков:

Общеучебных:

учебно-информационные: умение работать со словарем и текстом художественного произведения;

учебно-организационные: планировать учебную деятельность с учетом рекомендаций учителя, участвовать в организации познавательной деятельности;

учебно-коммуникативные: вступать в коммуникацию с учителем, с текстом художественного произведения, с автором, рассказчиком.

учебно-интеллектуальные: анализировать художественное произведение, доказывать свою точку зрения, рассуждать об особенностях языка, подтверждать свои мысли цитатами.

Межпредметных: связь с другими видами искусства.

Специальных: придать тексту художественного произведения эмоциональную окраску при чтении, выявить  особенностями языка поэзии М.Цветаевой, показать   взросление лирической героини,

Урок проведен в технологии развития критического мышления, которая включает в себя три стадии: вызов, на котором происходит пробуждение интереса к получению новой информации; постановка целей обучения; осмысление новой информации через непосредственный контакт с текстом художественного произведения, его анализ, создание собственного представления о сквозных образах-символах поэзии М.Цветаевой, рефлексия личностная интерпретация изученной информации.

На данном уроке приоритетное значение имели фронтальная и индивидуальная формы организации познавательной деятельности, это обусловлено типом урока, поставленными целями и задачами, технологией, возрастными особенностями учащихся.

Выбранные ФОПД позволили включить каждого учащегося в активную учебно-познавательную деятельность, при этом ФОПД соответствовали ТДЦ, содержанию учебного материала, методам обучения. На уроке активно использовались следующие методы обучения: частично-поисковый, элементы проблемного. Выбор данных методов обусловлен целями урока, спецификой предмета, содержанием и используемой технологией проведения урока. Система контроля включала в себя оценочные суждения учителя, самооценку на каждом этапе урока.

Сравнивая желаемый результат с реальным, делаю вывод о том, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приемов и средств обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели реализованы.

«Если душа родилась _______________»
(По лирике М. И. Цветаевой)

Вся моя жизнь – роман с ________________

Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь.

М. И. Цветаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти, -

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена – и в полете

Совсем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутые эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена

Высокая пена морская!

Марина

Другие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир души Марины Цветаевой

Факты биографии

Образ-символ души

Самая яркая цитата

Юность, похожая на сказку

 

 

Душа летит на крыльях любви…

 

Судьба семьи в буре войны и революции.

 

 

 

Душа- нищенка с горсткой пепла  в руке

 

Эмиграция 1922 – 1939 год

 

 

 

Душу рас разлучили с друзьями, родиной, читателями… Душу расслоили, расстроили…

 

Возвращение на Родину

 

 

 

 

Рябина – судьбина – Марина

Душа – птица-Феникс горит в высоком творческом полете, сгорает и вновь возрождается из пепла

 

 

Символом судьбы Марины Цветаевой я вижу _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


     


* * *

Как правая и левая рука -
Твоя душа моей душе близка.
 
Мы смежны, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
 
Но вихрь встаёт - и бездна пролегла
От правого - до левого крыла! 

10 июля 1918г.

  

 

 

 

 

 

 

 

 Пригвождена

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
 
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
 
Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
 
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
 
19 мая 1920

 


Б. Пастернаку
 
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас — ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
 
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
 
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
               Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
 
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
 
Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!
 
24 марта 1925

 

 

 

 

 

 


 


***

Красною кистью

Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

16 августа 1916 года 

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина –

Судьбина

Горькая.

Рябина –

Седыми

Спусками…

Рябина

Судьбина

Русская.

1934 год


 


Нежной рукой отведя

                                               нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь

                                               за последним приветом.

Прорезь зари –

                                   И ответной улыбки прорез…-

Я и в предсмертной икоте

                                               Останусь                   поэтом!

 

 

 

Птица-Феникс я, только в огне и пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю дотла,

И да будет вам ночь светла.

Ледяной костер, огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий стан –

Собеседницы и наследницы!

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_urok.doc97.5 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad.doc71 КБ
Office presentation icon cvetaeva.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Литература, 11 класc

Если душа родилась крылатой…

(по лирике М.И. Цветаевой)

Цели урока по содержанию:

Образовательная: открыть творчество Марины Цветаевой через сквозные образы-символы ее поэзии.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Метод обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: развитие критического мышления.

Форма урока: Продвинутая лекция.

Средства обучения: стихотворения М.И. Цветаевой, портреты поэта в разные годы жизни, аудиозапись песни «Мне нравится, что вы больны не мной…».

1. «Вызов»

Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Вам знакома эта песня. Какое настроение она создает? Что вы знаете об авторе этого текста?

В один из осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка вышла невысокая, круглолицая гимназистка, пересекла Тверской бульвар и направилась к типографии Мамонтова. В руках у нее – внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность. В этот знаменательный день 18летняя Марина Цветаева постучалась в двери русской литературы.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти, -

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена – и в полете

Совсем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутые эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

Какой вы видите лирическую героиню стихотворения?

Определите по ключевым фразам, что главное в этом характере?

Чем лирическая героиня отличается от обычных людей? Оформите свои ассоциации в таблице.

Марина

Другие

«Серебрюсь и сверкаю», «измена»,

«Бренная пена морская», «своеволье», «полет»

«веселая пена», «воскресаю», «Беспутные кудри»

«…создан из камня, создан из глины…»

«гроб и надгробные плиты»

«гранитные колени»

СВОБОДА, ДВИЖЕНИЕ, ЖИЗНЬ

НЕСВОБОДА, СТАТИКА, СМЕРТЬ,

Лирическая героиня стихотворения в постоянном творческом поиске, в полете, значит тема нашего урока -

 Если душа родилась …

Восстановите эпиграф

 Вся моя жизнь – роман с ….

Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь.

М.И. Цветаева

Как прочитать книгу души Марины Цветаевой? (Познакомиться с фактами биографии, с творчеством)

Предлагаю в ходе осмысления материала урока понаблюдать, как меняется лирическая героиня, оформить свои наблюдения в опорном конспекте.

2. Осмысление.

Юность Марины Цветаевой похожа на красивую сказку. В семье царил культ музыки, книги, языков. Жизнью Марины Цветаевой с детства правило воображение, она жила в мире   прочитанных книг, возвышенных романтических образов. Весной 1911 года по приглашению Максимилиана Волошина Марина Цветаева едет с сестрой в Крым, в Коктебель. Коктебель значит «синяя вершина». Коктебель – пещеры, тропы, ведущие по отвесным уступам, морена берега, ковыль, полынь, море, пустыня. Здесь в Сердоликовой бухте с розовыми и малиновыми камнями Марина встречает высокого незнакомца с огромными серо-голубыми глазами. Это Сергей Эфрон.


– Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень, - загадывает Марина.

– Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем. Пожалуй, в этой истории вся Марина, ещё юная, но уже такая, какой она останется в своих стихах и в жизни – романтик и максималист.

Через полгода Марина и Сергей Эфрон поженились

* * *

Как правая и левая рука -

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежны, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встаёт - и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!

10 июля 1918г.

Какой образ-символ возникает в этом стихотворении?

(Правая и левая рука – две половинки целого.

Правое и левое крыло – символ полета влюбленной души).

Какие ассоциации связаны со словом «бездна»?

Бездна любви, бездна чувств, бездна желаний, бездна возможностей, бездна времени…

Бездна - пропасть.

Стихотворение написано в 1918 году. Какой вихрь, какая бездна разделяет героев?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Революция 1917 года разлучила Марину с мужем. Почти три года она жила в голодной красной Москве, терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее две дочери: Ариадна и Ирина. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех... Она была слишком неумела в быту. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го маленькая Ирина умирает в приюте от голода и тоски.

            Пригвождена

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,

Скажите — или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

19 мая 1920

Почему лирическая героиня превратилась в нищенку? (Она потеряла все, терпит лишения, просит подаяния)

За что она пригвождена к позорному столбу? (Она невинная жертва времени)

 О чем молит перед святым причастием? (Сохранить то, что осталось у нее – горстку пепла от былой счастливой жизни.)

Какие строки этого стихотворения могут помочь в трудной жизненной ситуации?

Нет известий от мужа, - он на Дону, в белой армии. Белый офицер Сергей Эфрон отныне превратился для Марины в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обреченного. Сергея Эфрон отступил с  армией Корнилова в Чехию, стал эмигрантом. Для него нет пути  в Россию. Марина делает решительный шаг: в 1922 году едет к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась ее семнадцатилетняя Одиссея за рубежом. Германия. Чехия. Франция... В эмиграции Цветаева не прижилась. Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. Нищета, унижение, бесправие обступают со всех сторон: «В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке».

Ее читатель там, на родине, русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе. Ей, наверное, хотелось пронзительно крикнуть в самые тяжелые минуты: «Что я вам сделала, люди, если чувствую себя несчастнейшей из несчастных, самым обездоленным человеком?!»

Б. Пастернаку

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас — ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили — рассорили,

Расслоили…

                Стена да ров.

Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который — март?!

Разбили нас — как колоду карт!

24 марта 1925

Каким чувством наполнена каждая строка стихотворения?

 (Чувством трагической разъединенности, безысходности)

Посмотрите, как необычно записан этот текст. Для чего так членить слово рас-стояние?

(Этим словом Цветаева передает бездну горя, страшную боль утраты друзей, родины, читателей. Отрывая приставку от слова, она подчеркивает свое неприятие этого разъединения, движения в разные стороны.)

Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом. Какой знак препинания предпочитает Цветаева?

(Тире у Цветаевой – это нож, режущий, ранящий, рвущий душу на два берега. Ее тире – это шест, на который нанизываются слова, нить души, нерв.)

Обратите внимание на посвящение Б.Л. Пастернак. Кем он был для Цветаевой?

(Друг, духовно близкий человек, собрат по творчеству.      Сама Цветаева связала ощущения от встречи с Пастернаком с огнём. Из этого огня рождались стихи, поэмы, письма. Стихотворный «пожар» продолжался много лет.)

Легко ли читать стихи Марины Цветаевой?

Читать ее стихи  между делом нельзя, они требует встречной работы мысли. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да». Ее ритмика все время настораживает внимание. Это – как «физическое сердцебиение»...

Передайте физическое сердцебиение стихотворений  «Красною кистью» и «Рябину рубили».

Что объединяет эти произведения?

(Это стихи-символы. Лирическая героиня размышляет о своей судьбе.

Рябина – символ судьбы)

Красною кистью

Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

16 августа 1916 года  

Что автобиографично в этом стихотворении? (Лирическая героиня – молода и счастлива, и любима. Сергею и Марине хотелось «любови вечной на земле», верилось в чудо, думалось, что так будет и ныне, и присно, и во веки веков… Пылающая и горькая рябина, жаркая на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы).

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина –

Судьбина

Горькая.

Рябина –

Седыми

Спусками…

Рябина

Судьбина

Русская.

1934 год

1. Почему в стихотворении 34 года звучит боль, надрыв, рвется строка? (Написано в эмиграции. Лирической героине трудно, одиноко, она рвется на родину.)

2. Какое символическое значение приобретает образ рябины? (Рябина – символ судьбы. Подрубленной, горькой, дорога жизни идет по седому спуску.)

3. А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь с рябина, судьбина? (Марина. Поставьте это слово в начало ряда: Марина – рябина - судьбина)

М.Цветаева рвется на Родину. В этом же году она пишет стихотворение «Тоска по Родине!..», которое заканчивается словами:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все —равно, и все — едино. Но если по дороге - куст встает, особенно - рябина...

Так возникает у нас новое ключевое слово: рябина - Россия, Родина. В данном случае слова Россия, Родина — контекстуальные синонимы слова рябина.

1939 год. Возвращение в Россию. Арест мужа и дочери, сестры. Нет работы, жилья. На общение с эмигранткой решались не многие, страна жила в заколдованном круге – «от заката до рассвета», в бесконечном ожидании визга шин под окном и стука в дверь. «Стихов писать больше не буду»,- обмолвилась как-то она.

Отказываюсь – быть.

В бедламе нелюдей

Отказываюсь – жить!

С волками площадей

Отказываюсь – выть.

1941 год - началась война, эвакуация в Елабугу с сыном. Попытки устроиться на работу тщетны: она – эмигрантка. Есть место посудомойки в столовую Литфонда, куда она пишет заявление. Возьмут ли? Было ещё место -  переводчицы с немецкого в НКВД. Возможно ли это? Ведь она жена, мать и сестра репрессированных. Но такое предложение поступило, надо было или соглашаться, или… Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России – привели Цветаеву  к самоубийству.

Цветаева поступила так, как велела ей совесть, сохранив свою личность и отстояв своё право поэта и человека быть свободным.

Нежной рукой отведя

                                нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь

                                за последним приветом.

Прорезь зари –

                        И ответной улыбки прорез…-

Я и в предсмертной икоте

                                Останусь поэтом!

На кладбище города Елабуга есть такая надпись: "В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева".  Может, это символично, что нет ее могилы. Марина с ее крылатой душой не могла умереть, она взмыла над грешным миром в своих стихах, она обрела бессмертие.

3. Рефлексия.

Что в судьбе Марины Цветаевой вас взволновало?

О чем вам захотелось узнать?

Какие строки запали в душу?

Какой образ-символ судьбы лирической героини запомнился?

Напишите записку учителю «Сегодня на уроке я…»

Записки собираются и три ученика и учитель читают их классу.

У  каждого в душе есть заветная тетрадь, куда мы записываем мудрые мысли и афоризмы, где живут наши любимые стихи. Для меня Цветаева – птица-феникс, сгорающая в своем творческом порыве.

Птица-Феникс я, только в огне и пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю дотла,

И да будет вам ночь светла.

Ледяной костер, огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий стан –

Собеседницы и наследницы!

Цветаева верила, что ее стихи найдут отклик в сердце читателя. «Обращаюсь к вам, потому что вы любите мои стихи, незнакомый человек», - писала она. Кто этот незнакомый человек? Вы? Я? Откройте томик стихотворений Цветаевой и найдите те строки, которые адресованы именно вам.

Технологическая карта урока литературы в 11 классе

«Если душа родилась крылатой…»

(По лирике М.И. Цветаевой)

Цели урока по содержанию:

Образовательная: открыть творчество Марины Цветаевой через сквозные образы-символы ее поэзии.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Метод обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: развитие критического мышления.

Средства обучения: стихотворения М.И. Цветаевой, портреты поэта в разные годы жизни.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

«Вызов»

Создает эмоциональный настрой через приглашение к прочтению книги души Марины Цветаевой

Выстраивают ассоциативный ряд.

Открывают тему урока и эпиграф.

Формулируют цели.

Погружение учащихся в тему, заинтересованность, желание сотрудничать с учителем.

«Осмысление»

Предлагает в ходе лекции-визуализации открыть сквозные образы-символы лирики Марины Цветаевой

Воспринимая содержание лекции, создают опорную схему «Мир души Марины Цветаевой»

Выразительно читают стихотворения.

Выбирают личностно значимые строки.

Отвечая на вопросы учителя, учатся постигать метафоризм цветаевской лирики, ее интонационное своеобразие, ритм.

Создание собственного представления о лирической героине М.И. Цветаевой.

Пополнение поэтического багажа.

«Рефлексия»

Предлагает поделиться своими впечатлениями, определить перспективы чтения.

Высказывают свои мысли, задают вопросы. Делятся своими впечатлениями.

Определение перспектив чтения.

Самоанализ урока литературы.

Урок литературы проведен в 11 классе. Данный урок включен в раздел «Из русской литературы XX века». Включение данного урока обеспечивает обзорное изучение творчества М.Цветаевой, способствует развитию представления о поэте, основных образах-символах ее лирики. Содержание урока направлено на проблемный анализ художественных произведений, кроме того, на уроке решаются задачи речевого и эстетического развития учащихся, а также введение детей в  мир художественной литературы и воспитание читательской культуры. В содержании урока прослеживаются межпредметные связи с музыкой и живописью.

Тема урока: «Если душа родилась крылатой…» (По лирике М.И. Цветаевой)

Общедидактическая цель:  создать условия для восприятия биографии и  первичного осмысления идейно-художественного своеобразия лирики М.Цветаевой

Исходя из общедидактической цели тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний.

ТДЦ включала в себя три аспекта, реализация которых на уроке позволила создать условия для эффективного обучения, воспитания и развития учащихся.

Образовательный аспект включал в себя следующие задачи: открыть творчество Марины Цветаевой через сквозные образы-символы ее поэзии.

Развивающий аспект: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умение сравнивать, обобщать, выразительно читать стихотворения, создавать на уроке ситуацию успеха, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательный аспект: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать выразительно. Воспитывать эстетическую культуру учащихся через постижение красоты художественного слова, синтез литературы, музыки и живописи.

Мотивационная цель была поставлена учащимися на основе ранее полученного читательского опыта и личностного представления о поэте.

Цель урока  формулируют сами учащиеся под руководством учителя, что способствует достижению качественного результата и осмыслению своей деятельности. Она ранжируется по уровням:

1. знать содержание текста, уметь выделять главное в содержании, давать интерпретацию поэтическому тексту.

2.1 уровень + давать оценочные суждения прочитанному, делать выводы на основе сравнительной характеристики образов.

3. 1,2 уровни + переносить знания  в творческую ситуацию.

На уроке велась работа по формированию указанных в ТДЦ умений и навыков:

Общеучебных:

учебно-информационные: умение работать со словарем и текстом художественного произведения;

учебно-организационные: планировать учебную деятельность с учетом рекомендаций учителя, участвовать в организации познавательной деятельности;

учебно-коммуникативные: вступать в коммуникацию с учителем, с текстом художественного произведения, с автором, рассказчиком.

учебно-интеллектуальные: анализировать художественное произведение, доказывать свою точку зрения, рассуждать об особенностях языка, подтверждать свои мысли цитатами.

Межпредметных: связь с другими видами искусства.

Специальных: придать тексту художественного произведения эмоциональную окраску при чтении, выявить  особенностями языка поэзии М.Цветаевой, показать   взросление лирической героини,

Урок проведен в технологии развития критического мышления, которая включает в себя три стадии: вызов, на котором происходит пробуждение интереса к получению новой информации; постановка целей обучения; осмысление новой информации через непосредственный контакт с текстом художественного произведения, его анализ, создание собственного представления о сквозных образах-символах поэзии М.Цветаевой, рефлексия личностная интерпретация изученной информации.

На данном уроке приоритетное значение имели фронтальная и индивидуальная формы организации познавательной деятельности, это обусловлено типом урока, поставленными целями и задачами, технологией, возрастными особенностями учащихся.

Выбранные ФОПД позволили включить каждого учащегося в активную учебно-познавательную деятельность, при этом ФОПД соответствовали ТДЦ, содержанию учебного материала, методам обучения. На уроке активно использовались следующие методы обучения: частично-поисковый, элементы проблемного. Выбор данных методов обусловлен целями урока, спецификой предмета, содержанием и используемой технологией проведения урока. Система контроля включала в себя оценочные суждения учителя, самооценку на каждом этапе урока.

Сравнивая желаемый результат с реальным, делаю вывод о том, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приемов и средств обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели реализованы.



Предварительный просмотр:

«Если душа родилась _______________»
(По лирике М. И. Цветаевой)

Вся моя жизнь – роман с ________________

Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь.

М. И. Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти, -

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена – и в полете

Совсем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое слово, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутые эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

Марина

Другие

Мир души Марины Цветаевой

Факты биографии

Образ-символ души

Самая яркая цитата

Юность, похожая на сказку

Душа летит на крыльях любви…

Судьба семьи в буре войны и революции.

Душа- нищенка с горсткой пепла  в руке

Эмиграция 1922 – 1939 год

Душу рас разлучили с друзьями, родиной, читателями… Душу расслоили, расстроили…

Возвращение на Родину

 

Рябина – судьбина – Марина

Душа – птица-Феникс горит в высоком творческом полете, сгорает и вновь возрождается из пепла

Символом судьбы Марины Цветаевой я вижу _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

* * * 

Как правая и левая рука -

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежны, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встаёт - и бездна пролегла

От правого - до левого крыла!

10 июля 1918г.

   

 Пригвождена

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,

Скажите — или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

19 мая 1920

Б. Пастернаку

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас — ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили — рассорили,

Расслоили…

                Стена да ров.

Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который — март?!

Разбили нас — как колоду карт!

24 марта 1925

***

Красною кистью

Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

16 августа 1916 года  

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина –

Судьбина

Горькая.

Рябина –

Седыми

Спусками…

Рябина

Судьбина

Русская.

1934 год

Нежной рукой отведя

                                нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь

                                за последним приветом.

Прорезь зари –

                        И ответной улыбки прорез…-

Я и в предсмертной икоте

                                Останусь                   поэтом!

Птица-Феникс я, только в огне и пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю дотла,

И да будет вам ночь светла.

Ледяной костер, огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий стан –

Собеседницы и наследницы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


 

Комментарии

Глазина Елена Александровна

Елена Николаевна! Очень хороший материал Вы собрали и отличные урок и презентацию приготовили! Спасибо. Видно, что всё с душой выполняли. Творческих Вам успехов!!!
Урванцева Елена Николаевна

Спасибо, очень приятно