Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Предварительный просмотр:
5
Заголовок: НОВОСЕЛЬЦЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА. Урок русского языка в 9 классе Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Аннотация: Презентационное сопровождение урока(ПРИЛОЖЕНИЕ)
(СЛАЙД 1)
Самая большая ценность народа – язык,
на котором он пишет, говорит, думает.
(Д.Н. Лихачев)
Цели урока (СЛАЙД 2)
Формирование умений:
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
I. Организационный момент.
Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (0,5 мин.).
II. Постановка темы и целей урока.
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4 правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
III. Актуализация опорных знаний (2 мин).
НА доске разбор:
В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать своим орудием иронию и насмешку.
Дать определение Сложного предложения
Выполнить задание
Задание 1.Слепая схема, добавить недостающее (СЛАЙД 3)
Задание 2. Различение предложений на слух(цифровой диктант) (СЛАЙД 4)
В тетрадях у детей запись:
Простые Бессоюзные Сложносочиненные Сложноподчиненные
Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.
- Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.
2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.
3. Светило солнце, но было очень холодно.
4. Я поднял книгу, упавшую со стола.
5. Я поднял книгу, которая упала со стола.
Дать определение Спп
3. СПП состоят: (СЛАЙД 5)
а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
4. Придаточное может стоять: (СЛАЙД 6)
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.
Русский язык необычайно богат и выразителен. Поэты и писатели старались максимально использовать его возможности. На уроке мы изучаем Спп с придаточным определительным.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным Запятыми обособлен причастный оборот Можно ли убрать его из предложения? | Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным Можно ли убрать придаточное? Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным (СЛАЙД 7) |
Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:
Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными.
Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному,
всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).
Заполняем таблицу. Указательное СЛОВО (отдельный слайд) (СЛАЙД 8)
А предложения на доске – грамматические синонимы, (СЛАЙД 9)
которые различаются оттенками:
- глагол усиливает значение действия;
- причастный оборот подчеркивает признак предмета.
Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.
Вопросы для первичного закрепления (СЛАЙД 10)
1.На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (на вопросы определения)
2.Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного
(нет, оно стоит после главного)
3.Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях? (нет, если только это не местоименно-определительное)
IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает.
(Д.Н. Лихачев)
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский
Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. Слова, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.
аль-Хусри
V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Обратимся к учебнику стр.21 упр.36 доски -2 ученика. 1 и 2 предложения с классом -3 ученик комментирует
1.Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
2.Ноздрев захохотал тем звонким смехом каким заливается только свежий здоровый человек.
У ДОСКИ:3.В небольшой комнате куда я вошел было довольно темно.
Обратимся к учебнику стр.21 упр.38
Аэродром, на котором приземлился самолет, был в получасе езды от центра города.
( Аэродром, куда приземлился самолет, был в получасе езды от центра города.)
Село, из которого мы выехали, скоро скрылось из вида. (Село, откуда мы выехали скоро, скрылось из вида)
Лес, в который ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко. ( Лес, куда ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.)
Неправильное построение спп с придаточным определительным является грамматической ошибкой в письменной работе.
Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ:
Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна»
Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? Такие задания могут встретиться на ЕГЭ по русскому языку.
1) | Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. |
2) | Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. |
3) | Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! |
4) | Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. |
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? (СЛАЙД 11)
1) | Впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, оказывают на нас огромное влияние. |
2) | У почти безголосого тенора, который считался лучшим вокалистом, была совершенно поразительная манера пения. |
3) | При воспоминании об Аделине я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая ее романс. |
4) | В небольшом зале два тенора пели дуэт, и все вокруг затоплялось волнами бархатных звуков, которые лились в душу. |
VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Что особенно понравилось? (СЛАЙД 12)
Научились:
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4 правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
- Оформление лестницы Успеха
Запомним слова, которые сказал Л. В. Щерба:
«Писать безграмотно — значит посягать
на время людей, к которым мы адресуемся».
Комментирование Домашнего задания п.6. стр.20. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) | Люди, которые жили 200 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня. |
2) | Было бы несправедливым обвинять только науку в ущербе, который наносят окружающей среде. |
3) | Грядущая третья технологическая революция, которая изменит природу труда, будет основываться на умственной активности человека. |
4) | Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности Земли. |
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) | Шахматы-игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал «очаровательной бесцельностью». |
2) | Русский писатель Борис Зайцев, который был ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника. |
3) | Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчета, силу выдержки. |
4) | Это игра, в которой выражает себя и романтик, и реалист. |
Комментирование оценок.
- Мне нравится (5)