Волонтерская деятельность как средство профилактики аддиктивного поведения обучающихся

Кальян Татьяна Владимировна

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, переизбытка рекламы и подмены ценностей, подростки делают ежедневный выбор – противостоять ли соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение стало одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Анализ ситуации с употреблением психоактивных веществ и опыт работы по первичной профилактике среди несовершеннолетних свидетельствуют о необходимости включения в эту деятельность самих подростков. Для изменения сложившейся ситуации следует внедрять новые эффективные технологии первичной профилактики, поддерживать и развивать инициативы, исходящие от самой молодежи, строить новую, более демократичную систему взаимодействия с детьми. Одной из форм такого взаимодействия может стать зарождающееся подростковое добровольческое движение по первичной профилактике зависимостей от психоактивных веществ. Одним из примеров того, как эта работа может быть инициирована и организована, может служить программа деятельности волонтерского отряда на базе общеобразовательной организации.

Развитие школьного волонтерского движения в нашей школе:

  • способствует изменению мировоззрения самих обучающихся, формирует истинные духовные ценности;
  • способствует формированию умения сделать выбор в сложной жизненной ситуации, отдавая предпочтение ценностям здоровья, любви, семьи, дружбы;
  • формирует потребность приносить пользу;
  • развивает профессиональные умения и навыки;
  • способствует развитию профессионально важных личностных качеств;
  • формирует толерантность и уважение к личности каждого субъекта взаимодействия; пропагандирует здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);
  • создает условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. 

Волонтерский отряд объединяет и организует обучающихся вокруг решения важной задачи, направленной на формирование духовно-нравственных позиций современной молодежи.