Педагогические чтения."Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым" К.Д. Ушинский
«Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью – самое отвратительное явление в человеке» (К.Д.Ушинский).
Спорить о том, нужно ли наказывать детей за провинности, можно бесконечно. Всегда будут сторонники «за» и «против». Но наказание наказанию рознь. И самым отвратительным является телесное наказание. Оно калечит душу ребенка. А если внимательно посмотреть на этот «метод», то и душу того, кто решился ударить.
Так как же происходит, что мы, взрослые, решаемся применить телесные наказания? Думаю, по привычке. Ну, а что? Как рассуждает такой человек:
«Меня в детстве отец порол ремнем, зато сейчас я нормальный человек». Получается целая традиция, «опыт» поколений. Бьет тот, кто сильнее, кто старше и т.д. Но вряд ли люди осознают до конца пагубность таких методов. Сами не замечая того, они становятся черствыми и жестокими. А дети? Что же происходит с ними? Да все просто: они приучаются хитрить, обманывать, затаивают обиду. Но самое ужасное – перенимают модель поведения от взрослых. Наказывая телесно, мы теряем доверие. Причем с обеих сторон. Чем старше становятся дети, тем сильнее снижается чувствительность к наказанию. А подростки могут дать еще и отпор взрослым.
За годы педагогической практики встречала родителей, которые наказывали своих детей ремнем. И как трудно было сделать выбор, когда из-за дурного поведения подростка возникала необходимость сообщить об этом родителям или вызвать их в школу. После такого ребенка обязательно побьют. Как тут быть? Сто комбинаций крутится в голове, когда видишь глаза этого ребенка. В них обида, боль и страх. В итоге ты как искусный шахматист или дипломат начинаешь проделывать виртуозные шаги, чтобы показать, насколько хороший и замечательный ребенок у этих родителей. А проступок? О нем говорю прямо и открыто, предлагаю обсудить и разобраться. А еще – научиться договариваться с собственным ребенком, уметь слышать и слушать его.
Телесное наказание развращает детей. Они перестают чувствовать ответственность. Ну подумаешь, дали подзатыльник или пару раз ремнем хлыстнули. Можно и потерпеть. А потом опять примусь «шалить». В результате такого приспособленца-манипулятора приходится наказывать часто и за все подряд. У детей возникает привыкание к наказанию, насилие становится нормой.
Случается так, что ребенок начинает накапливать злобу и гнев. Становится агрессивным. И эту агрессию он выплескивает либо на окружающих, либо на самого себя. И мы имеем дело с аутоагрессией.
В русской литературе есть немало произведений, в которых затрагивается проблема применения телесных наказаний в качестве средства воспитания. Возьмем, к примеру, повесть Максима Горького «Детство». Насколько гнусно и отвратительно выглядит сцена наказания детей. Сколько бы дед Каширин не стегал розгами своих внуков (детей Якова и Михаила), толку никогда не было. Они оставались ябедниками и жестокими.
Когда на уроке литературы я зачитываю вслух этот эпизод в классе, то повисает тишина, а затем начинается бурное обсуждение. Подростки приходят к выводу: жестокость в воспитании может породить в дальнейшем только жестокость и желание врать, чтобы избежать наказания. Во время анализа произведения семиклассники делают еще один вывод: раз Яков и Михаил выросли жестокими и бессердечными, значит дед Каширин тоже сильно бил их розгами в детстве.
Таким образом, телесные наказания ни в коем случае нельзя применять в воспитании детей. В основе всего должна лежать любовь. Тогда и сердце детское будет открыто добру и милосердию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_chteniyastrah_telesnogo_nakazaniya_ne_sdelaet_zlogo_serdtsa_dobrym.docx | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью – самое отвратительное явление в человеке» (К.Д.Ушинский)
Эссе учителя русского языка и литературы
МКОУ «Алешинская СШ»
Аверцевой Т.В.
«Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью – самое отвратительное явление в человеке» (К.Д.Ушинский).
Спорить о том, нужно ли наказывать детей за провинности, можно бесконечно. Всегда будут сторонники «за» и «против». Но наказание наказанию рознь. И самым отвратительным является телесное наказание. Оно калечит душу ребенка. А если внимательно посмотреть на этот «метод», то и душу того, кто решился ударить.
Так как же происходит, что мы, взрослые, решаемся применить телесные наказания? Думаю, по привычке. Ну, а что? Как рассуждает такой человек:
«Меня в детстве отец порол ремнем, зато сейчас я нормальный человек». Получается целая традиция, «опыт» поколений. Бьет тот, кто сильнее, кто старше и т.д. Но вряд ли люди осознают до конца пагубность таких методов. Сами не замечая того, они становятся черствыми и жестокими. А дети? Что же происходит с ними? Да все просто: они приучаются хитрить, обманывать, затаивают обиду. Но самое ужасное – перенимают модель поведения от взрослых. Наказывая телесно, мы теряем доверие. Причем с обеих сторон. Чем старше становятся дети, тем сильнее снижается чувствительность к наказанию. А подростки могут дать еще и отпор взрослым.
За годы педагогической практики встречала родителей, которые наказывали своих детей ремнем. И как трудно было сделать выбор, когда из-за дурного поведения подростка возникала необходимость сообщить об этом родителям или вызвать их в школу. После такого ребенка обязательно побьют. Как тут быть? Сто комбинаций крутится в голове, когда видишь глаза этого ребенка. В них обида, боль и страх. В итоге ты как искусный шахматист или дипломат начинаешь проделывать виртуозные шаги, чтобы показать, насколько хороший и замечательный ребенок у этих родителей. А проступок? О нем говорю прямо и открыто, предлагаю обсудить и разобраться. А еще – научиться договариваться с собственным ребенком, уметь слышать и слушать его.
Телесное наказание развращает детей. Они перестают чувствовать ответственность. Ну подумаешь, дали подзатыльник или пару раз ремнем хлыстнули. Можно и потерпеть. А потом опять примусь «шалить». В результате такого приспособленца-манипулятора приходится наказывать часто и за все подряд. У детей возникает привыкание к наказанию, насилие становится нормой.
Случается так, что ребенок начинает накапливать злобу и гнев. Становится агрессивным. И эту агрессию он выплескивает либо на окружающих, либо на самого себя. И мы имеем дело с аутоагрессией.
В русской литературе есть немало произведений, в которых затрагивается проблема применения телесных наказаний в качестве средства воспитания. Возьмем, к примеру, повесть Максима Горького «Детство». Насколько гнусно и отвратительно выглядит сцена наказания детей. Сколько бы дед Каширин не стегал розгами своих внуков (детей Якова и Михаила), толку никогда не было. Они оставались ябедниками и жестокими.
Когда на уроке литературы я зачитываю вслух этот эпизод в классе, то повисает тишина, а затем начинается бурное обсуждение. Подростки приходят к выводу: жестокость в воспитании может породить в дальнейшем только жестокость и желание врать, чтобы избежать наказания. Во время анализа произведения семиклассники делают еще один вывод: раз Яков и Михаил выросли жестокими и бессердечными, значит дед Каширин тоже сильно бил их розгами в детстве.
Таким образом, телесные наказания ни в коем случае нельзя применять в воспитании детей. В основе всего должна лежать любовь. Тогда и сердце детское будет открыто добру и милосердию.