«Система подготовки к ОГЭ по географии»

Схаб Леонид Васильевич

 «Система подготовки к ОГЭ по географии»                                          

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

 

География единственная даёт системное представление о планете земля как планете людей.

 

При выполнении работ по ОГЭ разрешается пользоваться атласами 7-9 классов. Но конечно в заданиях нет прямого указания на то какие карты атласа для каких заданий целесообразно использовать. 

Экзаменационные работы в 9 классе состоит из 30 заданий разных типов

 

ТЕЗИСЫ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ.

Со ссылкой на собственный опыт освещу 3 тезиса: 

 

1) ОГЭ сдают, в основном, слабо успевающие ученики. 

 

Т.е., географию, в основном, сдаёт тот контингент детей, которым трудно будет сдавать предметы требующие специальных способностей. 

Даже в гимназиях экзамены ОГЭ по географии сдают, в основном, ученики с успеваемостью ниже средней. 

И сдают в больших количествах: 15 человек из 45 в 9 А и Б классах -  вполне обычные цифры в последние годы.

 

2) Удивительно, но на первом этапе  подготовки к ОГЭ, возможность использовать карту работает против ученика, ведь география - это (такой шаблон в голове у ребёнка) единственный экзамен, где "всё есть в карте и ничего знать не надо".

 

На самом же деле при подготовке учащихся государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по географии приходится сталкиваться с рядом проблем:

 

А. Учащиеся (из-за того, что, как они говорят "географию любой сдаст") часто невнимательно читают задания: расположите объекты по уменьшению / увеличению температуры воздуха в июле / в январе, над более древней горной породой - более молодую. Учащийся теряет баллы несмотря на то что тема проведена, закреплена - всего лишь потому, что неверно прочитал задание.

Б. Учащиеся путаются в заданиях, где необходимо выполнить МАТЕМАТИЧЕСКИЕ действия. Согласно правилам сдачи экзамена, учащимся разрешается использоваться калькулятор Но даже в такой ситуации ученики неправильно СОСТАВЛЯЮТ ПРОПОРЦИИ, ошибаются в заданиях с процентами, ВЫЧИТАЮТ вместо сложения...

В. Важная психологическая готовность, ориентировать на целесообразные действия. Здесь зачастую стабильные "троечники "бывают успешнее отличников в рамках отдельного экзамена по географии.

А картой нужно уметь пользоваться. 

Всего лишь находить соответствие между двумя картами одновременно: самое простое между физической и административной картой - "есть ли в Калмыкии горы"?.

 

3) Зачастую отличники сдают ОГЭ хуже, а «троечники» лучше, чем ожидалось.

 

Ещё и потому что современные прагматичные ученики, не понимают; зачем хорошо писать так называемый "пробник" по ОГЭ; и  те самые «троечники» уходят после 20-30 минут пробной сдачи ОГЭ. Оценки соответствующие.

Плохо успевающие ученики после проваленного пробного экзамена по ОГЭ получают дополнительную мотивацию для практики по картографии и за месяц даже успевают подготовиться на мало-мальски приемлемом уровне.

 

Слабоуспевающий ученик, не сомневаясь, использует примитивный  способ "наложения карт" (то есть, умение пользоваться несколькими картами одновременно) и находит правильный ответ, а отличник роется в памяти в поисках верного ответа.

 

В то же время "троечники" на ОГЭ собираются, настраиваются.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Кроме рекомендованных учебно-методических пособий, я использую, куда деваться - сайты sdamgia, ФИПИ, где можно решать задания с последующей проверкой правильности выполнения и рекомендую просматривать видеоролики, где объясняются особенности выполнения. 

Очень много внимания уделяю практическим занятиям с географической, топографической синоптической картой, планами профиля местности статическими материалами. Работу с картой считаю фундаментами подготовки к экзамену, умение её читать - залогом успешной сдачи экзамена.

Карта включает зрительную память ученика, даёт, по крайней мере иллюзию, игровой формы проведения занятия.

Понятно, что даю ученикам выполнить входную работу, отмечаю пробелы знаниях, завожу диагностическую карту ученика. 

Пожалуй, основной приём, который отрабатывается повторяющимися тренировочными заданиями это способ наложения, то есть умение пользоваться несколькими картами одновременно.