Волонтерское движение как форма гражданско-патриотического воспитания школьников

Кузнецова Надежда Александровна

Образовательная среда с точки зрения воспитания, обучения и социализации выступает важным условием формирования личности школьника. Определяет его деятельностную активность, влияет на формирование ценностных ориентаций, активизирует его мотивационные установки в процессе социализации. Поэтому важным является создание избыточно-насыщенной образовательной среды.

Эффективной практикой в условиях образовательной организации явилось внедрение и успешное функционирование волонтерского центра «Доброволец». Создание волонтерского центра рассматривается нами как возможность проявления детской активности, способ самореализации и патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.А. Кузнецова,  

педагог-организатор,

МКОУ Большеарбайская СОШ,

Саянский район

Волонтерское движение как форма гражданско-патриотического воспитания школьников

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным сформулированы ориентиры воспитания:  «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Образовательная среда с точки зрения воспитания, обучения и социализации выступает важным условием формирования личности школьника. Определяет его деятельностную активность, влияет на формирование ценностных ориентаций, активизирует его мотивационные установки в процессе социализации. Поэтому важным является создание избыточно-насыщенной образовательной среды.

Эффективной практикой в условиях образовательной организации явилось внедрение и успешное функционирование волонтерского центра «Доброволец». Создание волонтерского центра рассматривается нами как возможность проявления детской активности, способ самореализации и патриотического воспитания.

Цель программы: создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности у подростков, формирование у них устойчивой мотивации к волонтерской работе и позитивных установок на добровольческую деятельность.

Задачи:        

1) формировать знания о добровольческой деятельности у обучающихся;

2) содействовать повышению гражданской компетенции подростков;

3) формировать у них навыки реализации собственных идей и добровольческих проектов.

Основная идея программы волонтерского центра «Доброволец» заключается в создании условий для последовательного прохождения обучающимися ступеней приобщения к добровольческой деятельности:

1. Знакомство с добровольчеством.

2. Мотивация и формирование позитивного отношения к добровольческой деятельности.

3. Практическое участие в добровольческой деятельности.

4. Закрепление успешного опыта и структурно-организационное оформление детской инициативы посредством создания школьного волонтерского отряда.

5. Всесторонняя поддержка отряда.

Выделяя мотивацию и формирование позитивного отношения к добровольческой деятельности как отдельную ступень приобщения школьников к данному виду деятельности, мы все же считаем, что мотивацию школьников необходимо подкреплять с этапа знакомства с добровольчеством и первых проб волонтерской деятельности.

Эффективным методом привлечения внимания школьников является яркое и запоминающиеся представление. Это может быть афиша, проморолик, презентация деятельности волонтерского отряда и т.д.

  Школьники, заинтересовавшиеся волонтерской деятельностью, включаются в акции, проекты и события, которые предлагают им педагоги и опытные волонтеры-школьники. Школьники становятся исполнителями самых элементарных дел. На этом этапе важно не давать детям слишком сложные задачи — им важно почувствовать первый успех. Далее школьники выполняют более сложные поручения, а также становятся организаторами акций и мероприятий.

В ходе текущей деятельности педагог, курирующий деятельность отряда, запускает несколько процессов, которые идут параллельно.

1. Организация основных (внешних) мероприятий – акции, проекты, мероприятия.

2. Организация мероприятий для волонтеров — членов отряда. Внутренние мероприятия планируются педагогом и направлены на обучение волонтеров, а также на формирование их мотивации.

Вовлечение школьников в волонтерскую деятельность происходит через систему мероприятий по различным видам волонтерства. Такой подход позволяет школьнику выбрать ту деятельность, которая ему наиболее близка.

Этапы вовлечения обучающихся в добровольчество:

1. Выявление интересов школьников.

На данном этапе педагог, курирующий волонтерскую деятельность в школе, совместно с опытными волонтерами выявляет интересы обучающихся.

Беседы проводят члены волонтерских отрядов. В рамках бесед школьникам рассказывается об имеющихся в школе направлениях добровольчества, результатах акций и волонтерских проектов. В конце беседы им выдается лист записи для регистрации на участие в понравившемся виде деятельности (по желанию).

2. Знакомство с социально-значимыми проблемами.

После того как школьники определятся с направлением волонтерской деятельности, они принимают участие в обсуждении социально значимых тем.

Методы:

  1. Уроки добра, проводимые волонтерами. На таких уроках затрагиваются социально значимые задачи общества.  
  2. Видеолектории, посвященные теме добровольчества.
  3. Дискуссии и круглые столы по приоритетным добровольческим практикам, наиболее актуальным социальным темам.
  4. Викторины на социально значимые темы.
  5. Конкурсы поделок, рисунков, посвященным темам жизни общества, трудностям, возникающим в окружающей действительности.

3. Вовлечение в решение социально значимых задач современности. Вовлечение школьников в социальную практику происходит во время уроков и во внеурочной деятельности.

Методы:

  1. Ролевые и интерактивные игры. Обучающиеся, играя в определенную игру, знакомятся с социально значимыми задачами изнутри и в большинстве случаев проявляют интерес к волонтерской деятельности.  
  2. Квесты или кейс-методы. Выполняя поэтапно задания, участники квестов в неожиданные моменты соприкасаются с наиболее актуальными задачами общества, предлагают нестандартные решения проблем, иногда выдвигая идеи для новых социальных проектов.
  3. Деловые и интерактивные упражнения/игры.
  4. Стратегия Диснея.

Таким образом, процесс формирования школьных добровольческих отрядов проходит через несколько этапов, где у школьников происходит знакомство с волонтерством и его позитивным опытом деятельности, формируется мотивация и интерес к добровольческой деятельности, структурное оформление детской инициативы, формирование поддерживающей среды.

На данный момент в нашей школе действуют четыре волонтерских отряда:

  1. «И снова память нам покоя не дает» (гражданско-патриотическое направление)

Команда отряда проводит патриотические мероприятия, уроки Мужества, участвует в школьных и муниципальных акциях, таких как «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» и др. Организует  неформальные встречи с родственниками участников Великой Отечественной войны. Важным направление в деятельности отряда является освещение деятельности поисковых отрядов, поискового движения России.

В рамках проекта «Я помню! Я горжусь!» члены отряда собирают материал о земляках участниках Великой Отечественной войны, о детях войны, о тружениках тыла. Проекты «Дети войны», «Мои земляки», «Село Большой Арбай в истории развития Саянского района», позволяют заинтересовать молодежь историей родного села,  у школьников формируется более осмысленный и ответственный подход к пониманию патриотизма.

  1. «Вместе мы сила» (социальная поддержка и социальное обслуживание населения)

Ребята отряда оказывают адресную помощь пожилым людям. Они выполняют посильную работу для своего возраста (чистят снег, складывают дрова, убирают урожай и т.д.). В рамках проекта «Твори добро на радость людям» поздравляют пожилых людей с праздниками.

  1. «Кто, если не мы?» (экологическая защита)

Участники отряда вносят вклад в охрану окружающей среды. Ребята организуют субботники, занимаются озеленением школьного двора и детских площадок. Благодаря проекту «Сделаем вместе!», в ходе реализации которого волонтеры следят за порядком на улицах села, благоустраивают детские площадки, экологический образ жизни становится модным и доступным для каждого.  

  1. «Быть здоровым - это здорово!» (пропаганда ценностей здорового образа жизни)

Волонтеры организуют и проводят спортивные мероприятия, дни Здоровья, акции «Мы за здоровый образ жизни». Все участники отряда занимаются спортом, имеют знаки отличия ГТО и своим примером оказывают позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Результаты реализации программы:

  1. повышение эффективности деятельности добровольческого движения;
  2. увеличение числа обучающихся,  вовлеченных в добровольческие отряды;
  3. отсутствие молодежи, вовлеченной в неформальные социально опасные организации.

За время реализации программы в школе сформировались и действуют 4 добровольческих отряда, деятельность которых направлена на социальную поддержку и социальное обслуживание населения, пропаганду ценностей здорового образа жизни и массового спорта, гражданско-патриотическую и краеведческую деятельность, экологическую защиту.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, к ним относятся:

  • воспитание российской гражданской идентичности; формирование целостного мировоззрения;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры;
  • принятие ценности семейной жизни;
  • развитие эстетического сознания;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.

Предметные результаты:  в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей:

  1. Анкета для изучения удовлетворенности обучающихся, состоящих в добровольческом отряде.
  2. Тест на определение динамики результативности освоения программы участниками волонтерских отрядов.
  3. Мониторинг результатов обучения в волонтерском центре.
  4. Мониторинг личностного развития обучающегося. Для мониторинга личностных результатов мы используем методику исследования ценностных ориентаций, разработанную П.В. Степановым, Д.В. Григорьевым, И.В. Кулешовой.  
  5. Карта реализации творческого потенциала обучающегося.

Эффективно решать задачи по формированию гражданско-патриотических качеств личности в условиях образовательной организации можно только комплексно, создавая насыщенную образовательную среду, используя разные инструменты активной деятельности детей. Одной из результативных, эффективных и востребованных практик явилась наша практика «Волонтерское движение как форма гражданско-патриотического воспитания школьников».

Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации

http://soharbai.ucoz.com/index/volontjorskij_centr_quot_dobrovolec_quot/0-174

https://vk.com/public197322344

Список использованной литературы:

1. Белановский Ю.С., Ширшова И.В. Мир социального волонтерства. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. – 96 с.

2. Веретенникова, Л.А. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера : учебно-методическое пособие / Л.А. Веретенникова, А.П. Метелев, Е.В. Четошникова и др. – Барнаул : АлтГПУ, 2018. – 116 с.

3. Килина А.Г., Кондаранцева К.А. Путеводитель по миру волонтерства. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. – 112 с

4. Решетников О.В., Швец И.Ю., Ширшова И.В., Кондаранцева К.А. 5 ключей успешной волонтерской программы-М.: ГБУ города Москвы, «Мосволонтер», 2018.-110 с.

5. Решетников О.В. АЗБУКА ШКОЛЬНОГО ВОЛОНТЕРСТВА ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  

6. Федоров А. С., Зотова В. А., Метелев А. П.. Ф34 Методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда». – М.: Издательство «Перо», 2018. – 101 с.