Авторская нейро-дорожка - как средство успешной организации системы коррекционно-развивающей работы с детьми школьного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Светлана Алиагаевна Калашникова

Авторская нейро-дорожка - как средство успешной организации системы коррекционно-развивающей работы

с детьми школьного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи.

                                                                  

Аннотация: В статье говорится об эффективности использования нейропсихологических методик в работе с детьми школьного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи Освещены варианты использования авторской нейро-дорожки в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда.

                                                       Движение может заменить лекарство –

но ни одно лекарство не заменит движения.

Ж.Тассо

В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – учебная. В этот период ребенок активно постигает новое и учится. Однако учебная деятельность не рассматривается только в качестве учебных занятий, она рассматривается шире, с позиции получения новых знаний во время труда, отдыха, игры. Поэтому такие виды деятельности как игровая деятельность, трудовая, занятия спортом и искусством являются эффективными в коррекционной работе с детьми школьного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи [3 – 112-120 с].

На  практике  логопеду приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений чтения и письма, и традиционные методы  необходимо дополнять современными технологиями.  Одним из таких методов является использование кинезиологических упражнений. Ученые всего мира единодушно называют ХХI век – веком нейронаук.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, межполушарных связей и физического здоровья через двигательные упражнения. А.А. Леонтьев  в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. В этом плане кинезиологические упражнения имеют важную роль в развитии речи и звукопроизношения. [1 – С. 24-27]

Нейрологопедия – это относительно молодое направление, сочетающее в себе знания логопедии, нейронауки и психофизиологии. Она занимает важное место в ряду других наук, имеющих отношение к изучению высших психических функций человека. [2 - с. 9].

Нейрон - это клетка нервной системы. В головном мозге их 86 миллиардов. Работа нервной системы основана на способности нейронов воспринимать информацию, обрабатывать её, хранить и передавать другим нейронам с помощью нервного импульса. Наше умственное развитие, творческие способности, умения, навыки зависят не от количества нейронов в нашем мозге, а от количества связей, которые нейроны смогли образовать между собой. Чем больше нейронных связей, тем выше интеллект. [4 - с. 6].

Нейроигры способствуют формированию новых нейронных связей, дают импульс тем участкам головного мозга, которые отвечают за высшие психические функции: мышление, речь, внимание, память и восприятие - это доказано в работах Л.С. Выготского, А.Р.Лурии, Л.С. Цветковой. Полноценное развитие межполушарного взаимодействия необходимо для успешного развития детей школьного возраста, имеющие тяжёлые нарушения речи. [5 – c 8-10.].

Использования  авторской нейро-дорожки в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда способствует активизации нейронов головного мозга и способствующих развитию познавательной сферы ребенка.

Нейро-дорожка представляет собой лабиринт с разноцветными полосками. С его помощью можно выполнять множество заданий. Например:

- Игра «Звуковая тропинка». Нужно идти точно по линии. Если на полоске наклеена буква [А], наступать на неё нужно левой ногой; если - буква [У], наступать нужно правой ногой.

- «Разложи картинки». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить на красную линию, если звук [У] – синюю.

- задание пройти по лабиринту по инструкции (два шага направо, один шаг верх  и т.д.)

- ребенок выкладывает стрелки, которые укажут направление движения, в зависимости от того где финиш – нужно продумать путь: двигаться направо, вверх, налево или прямо.

- на красную полоску прыгаем, а синюю перепрыгиваем.

- наступив на красную линию хлопаем (топаем, поднимаем руки и др.) один раз, на синей линии - хлопаем два раза.

В заключение следует отметить, что вариантов игр по нейро-дорожке  может быть масса, однако результативность занятий зависит от системности их проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_neyro-dorozhka.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская нейро-дорожка - как средство успешной организации системы коррекционно-развивающей работы

с детьми школьного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи.

                                                                   

Аннотация: В статье говорится об эффективности использования нейропсихологических методик в работе с детьми школьного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи Освещены варианты использования авторской нейро-дорожки в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда.

                                                       Движение может заменить лекарство –

но ни одно лекарство не заменит движения.

Ж.Тассо

В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – учебная. В этот период ребенок активно постигает новое и учится. Однако учебная деятельность не рассматривается только в качестве учебных занятий, она рассматривается шире, с позиции получения новых знаний во время труда, отдыха, игры. Поэтому такие виды деятельности как игровая деятельность, трудовая, занятия спортом и искусством являются эффективными в коррекционной работе с детьми школьного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи [3 – 112-120 с].

На  практике  логопеду приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений чтения и письма, и традиционные методы  необходимо дополнять современными технологиями.  Одним из таких методов является использование кинезиологических упражнений. Ученые всего мира единодушно называют ХХI век – веком нейронаук.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, межполушарных связей и физического здоровья через двигательные упражнения. А.А. Леонтьев  в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. В этом плане кинезиологические упражнения имеют важную роль в развитии речи и звукопроизношения. [1 – С. 24-27]

Нейрологопедия – это относительно молодое направление, сочетающее в себе знания логопедии, нейронауки и психофизиологии. Она занимает важное место в ряду других наук, имеющих отношение к изучению высших психических функций человека. [2 - с. 9].

Нейрон - это клетка нервной системы. В головном мозге их 86 миллиардов. Работа нервной системы основана на способности нейронов воспринимать информацию, обрабатывать её, хранить и передавать другим нейронам с помощью нервного импульса. Наше умственное развитие, творческие способности, умения, навыки зависят не от количества нейронов в нашем мозге, а от количества связей, которые нейроны смогли образовать между собой. Чем больше нейронных связей, тем выше интеллект. [4 - с. 6].

Нейроигры способствуют формированию новых нейронных связей, дают импульс тем участкам головного мозга, которые отвечают за высшие психические функции: мышление, речь, внимание, память и восприятие - это доказано в работах Л.С. Выготского, А.Р.Лурии, Л.С. Цветковой. Полноценное развитие межполушарного взаимодействия необходимо для успешного развития детей школьного возраста, имеющие тяжёлые нарушения речи. [5 – c 8-10.].

Использования  авторской нейро-дорожки в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда способствует активизации нейронов головного мозга и способствующих развитию познавательной сферы ребенка.

Нейро-дорожка представляет собой лабиринт с разноцветными полосками. С его помощью можно выполнять множество заданий. Например:

- Игра «Звуковая тропинка». Нужно идти точно по линии. Если на полоске наклеена буква [А], наступать на неё нужно левой ногой; если - буква [У], наступать нужно правой ногой.

- «Разложи картинки». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить на красную линию, если звук [У] – синюю.

- задание пройти по лабиринту по инструкции (два шага направо, один шаг верх  и т.д.)

- ребенок выкладывает стрелки, которые укажут направление движения, в зависимости от того где финиш – нужно продумать путь: двигаться направо, вверх, налево или прямо.

- на красную полоску прыгаем, а синюю перепрыгиваем.

- наступив на красную линию хлопаем (топаем, поднимаем руки и др.) один раз, на синей линии - хлопаем два раза.

В заключение следует отметить, что вариантов игр по нейро-дорожке  может быть масса, однако результативность занятий зависит от системности их проведения.