ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» В ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Аннотация: Одним из важнейших направлений политики государства является здоровье своей нации, и, среди значимых социальных задач ,поставленных перед национальным образованием является сохранение здоровья ребёнка, где особое внимание отведено воспитательному и образовательному процессу такой категории граждан, как дети с ОВЗ , в том числе с интеллектуальной недостаточностью. В данной статье будет рассмотрен учебный предмет История Отечества в школе для детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью), а также обозначена его роль в интеллектуальном развитии обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» В ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Аннотация: Одним из важнейших направлений политики государства является здоровье своей нации, и, среди значимых социальных задач ,поставленных перед национальным образованием является сохранение здоровья ребёнка, где особое внимание отведено воспитательному и образовательному процессу такой категории граждан, как дети с ОВЗ , в том числе с интеллектуальной недостаточностью. В данной статье будет рассмотрен учебный предмет История Отечества в школе для детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью), а также обозначена его роль в интеллектуальном развитии обучающихся.
Ключевые слова: дети, ОВЗ, интеллектуальная недостаточность, история, патриотическое воспитание, преподавание, развитие.
В современных условиях воспитательного и образовательного процесса, особое внимание уделяется социальному и физическому развитию детей, которое зависит, прежде всего, от образовательного пространства и требует к себе особого внимания, а также гибких адаптивных механизмов, одним из которых является способность к обучению, в частности, получения навыков и знаний по истории отечества, как главной составляющей патриотического воспитания будущего поколения. Стоит отметить, что формирование навыков патриотического воспитания формируется уже с ранних лет, и, именно история Отечества, в дополнение к этому, формирует человека, как патриота своего Отечества, что на сегодняшний день, когда страна проживает сложные времена, является крайне актуальной задачей. Обучение Отечественной истории определяет личностное развитие и становление подрастающего поколения и, как следствие, делает человека, несмотря на его трудности в интеллектуальном, психологическом и физическом развитии, более полноценным и приспособленным к жизни.
Каждый ребенок, подросток, пусть он развит в недостаточной степени интеллектуально, стремится к контакту, однако, зачастую не может идти на общение, из-за отсутствия навыка каких - либо знаний. И, именно обучение Отечественной истории делает детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) более открытыми и социально развитыми. Стоит отметить, что Отечественная история представляет собой науку, изучение которой занимает важное место в образовательной программе, обучение которой способствует общему интеллектуальному и патриотическому воспитанию обучающихся.
Предмет истории Отечества представляется как закономерность политического и социально-экономического развития личности, который в отличие от других преподаваемых в школе предметов, исследует определённые формы проявления исторических событий и фактов, которые крайне необходимы для объективного развития обучающихся с недостаточным интеллектуальным развитием. Особенные дети, в процессе изучения данной науки, приобретают объективные и необходимые для них знания в области зарождения человечества, а также приобретают знания по Отечественной истории со всеми политическими, военными и социальными особенностями.
Повышенное внимание к изучению Отечественной истории имеет общемировой характер, и обусловлено, прежде всего, историческими событиями и фактами, связанными с формированием государства и общества. История предоставляет точные документальные сведения о главных исторических событиях прошлого, осмысление которых вырабатывает взгляд на мир. Изучение истории позволяет обучающимся с интеллектуальной недостаточностью учиться более точно выстраивать ценностные ориентиры. Образовательный процесс в коррекционных школах по Отечественной истории организуется в форме урока, где, для успешного проведения занятий, учитель должен уметь привлекать внимание своих учеников к историческим событиям, фактам, чтобы повысить их мотивацию к обучению и заинтересованность [1].
Курс истории Отечества предусматривает изучение элементарных сведений по истории, доступных «особенным» школьникам, программа которой для преподавания детям с интеллектуальной недостаточностью составляется с учетом особенностей обучающихся.
Целью курса по Отечественной истории является формирование у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) целостной картины отечественной истории. Учитывая значимость предмета, достижение цели предусматривает решение нижеперечисленных задач [3]:
– формирование и развитие интеллектуальных основ личности детей с интеллектуальной недостаточностью.
– формирование важнейших компонентов культуры народов и познания социума;
– воспитание уважения к традициям, культуре, а также историческому
наследию.
В таблице 1 предоставлен учебный план для преподавания Отечественной истории обучающимся с интеллектуальной недостаточностью.
Таблица 1. – Учебный план для преподавания Отечественной истории детям с интеллектуальной недостаточностью.
Классы | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Всего часов за учебный год |
7 | 2 | 35 | 70 |
8 | 2 | 35 | 70 |
9 | 2 | 34 | 68 |
ИТОГО | 278 |
Итак, рассмотрев теоретическую составляющую нашего исследования, перейдём к рассмотрению практической части, где детям с интеллектуальной недостаточностью, в качестве выявления развитости интеллекта, был предложен комплекс вопросов, касаемых Отечественной истории. Детям было предложено рассмотреть портреты исторических деятелей (Наполеона, Петра I, Александра Невского). По опросу было выявлено, что школьники смогли узнать только одного деятеля – Наполеона. Остальные исторические личности детьми не были узнаваемы. После проведённого опроса, результаты ответов были обобщены и, по итогу данных была составлена таблица с результатами (таблица 2).
Таблица 2. – Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента
№ испытуемого п/п | Баллы и уровень развития | |
Баллы | Уровень развития | |
1. | 3 | низкий |
2. | 3 | низкий |
3. | 5 | ниже среднего |
4. | 5 | ниже среднего |
5. | 4 | низкий |
6. | 6 | ниже среднего |
7. | 5 | ниже среднего |
8. | 3 | низкий |
Итак, средний показатель составил 3 балла, что свидетельствует о низком уровне интеллекта. В ходе эксперимента были установлены особенности, присущие детям с недостаточной развитостью:
– имеют ограниченные представления по тем или иным вопросам;
– не могут объективно определить портрет исторического деятеля.
Таким образом, было выявлено, что дети с интеллектуальной недостаточностью плохо владеют знаниями по Отечественной истории. В связи с этим , для повышения знаний и интеллекта у детей, была предложены коррекционные задания, составленные на основе учебника по Отечественной истории для 7 класса, где учащиеся изучали материал по следующим темам: «История нашей страны древнейшего периода», «Киевская Русь», «Распад Киевской Руси», «Борьба Руси с иноземными завоевателями», «Начало объединения русских земель». Коррекционная работа проводилась с учётом рекомендаций Б.П. Пузанова, согласно которым раскрытие портретов исторических личностей помогало детям более глубоко понять суть изучаемых событий. Детям были предоставлены портреты личностей, где имена прописывались на доске, и был описан личностный портрет. По завершении формирующего этапа эксперимента был проведён контрольный этап, показавший, что дети поняли материал и смогли определить исторические личности по описанию и портрету. Было выявлено, что у четверых обучающихся практически точно раскрыты исторические портреты лидеров. Итак, следует отметить, что у детей были минимизированы ошибки и «путаница» при ответах. Результаты исследования, после проведения занятий, приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты исследования после проведения занятий
№ испытуемого п/п | Баллы и уровень развития | |
Баллы | Уровень развития у детей | |
1. | 7 | Ниже среднего |
2. | 7 | Ниже среднего |
3. | 9 | Средний |
4. | 9 | Средний |
5. | 6 | Ниже среднего |
6. | 10 | Средний |
7. | 9 | Средний |
8. | 6 | Ниже среднего |
Таким образом, средний показатель на контрольном этапе эксперимента составил 7 баллов, что выше, чем на начальном этапе. Для того, чтобы наглядно представить изменения, был обобщён уровень развития представлений об исторических личностях на начальном и заключительном этапах исследования (рис. 1).
Рис. 1 - Уровень развития представлений об исторических личностях
Результаты эксперимента позволяют сделать следующий вывод: у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается положительная динамика в развитии представлений об исторических личностях. Дети более точно раскрывают портреты лидеров и, в целом, проведённая коррекционная работа явилась продуктивным способом развития навыков по изучению истории у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).
В заключение данной статьи следует рассмотреть навыки педагога, определяющие эффективность реализации педагогической деятельности:
1. Способность выявлять цели образовательного процесса в
проблеме взаимодействия обучаемого с элементами историографии.
2. Способность принимать во внимание интересы детей при
организации учебного процесса.
3. Способность выявлять комплекс задач для каждого этапа взаимодействия у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
4. Способность осуществлять комплекс мотивационных компонентов для стимулирования активности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
5. Способность проектировать самостоятельную деятельность
обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
В основе успешности преподавания курса по Отечественной истории необходимо отметить главные компоненты образовательного процесса [2]:
– содержательный, предлагающий мероприятия, направленные на развитие навыков обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.;
– операционально-методологический, включающий успешное применение способов проведения занятий;
– психолого-педагогический, предполагающий личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Со стороны преподавательского состава важную роль в эффективности преподавания по Отечественной истории играют следующие меры, т.е.:
– выбор информации, соответствующей интересам обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;
– ограничивать нагрузки согласно основам образовательной программы;
– способствовать поддержанию позитивного эмоционального состояния обучающихся с интеллектуальными отклонениями.
Таким образом, исследование, приведённое в данной статье, позволяет сделать вывод, что у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается положительная динамика интеллектуального развития при изучения ими курса по Отечественной истории. Однако, для преподавания данного предмета, необходимо: учитывать информацию, соответствующую интересам детей; определять нагрузки, согласно развитию детей и способствовать поддержанию позитивного эмоционального состояния у обучающихся.
Список литературы:
Голикова Е.Т. Особенности понимания исторического материала учащимися старших классов вспомогательной школы / Е.Т. Голикова. – СПб., 2011. – С. 23.
2. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова // General and Professional Education, 2012. – №1. – С. 14.
3. Мищенко А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: дис. … д-ра пед. наук. М., 1992. – С. 38.
4. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие: Для студентов пед. учеб. заведений / [Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова] ; Под ред. Б.П. Пузанова
5. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).