Учитель. Школьные команды. Развитие системы наставничества: из опыта работы МБОУ «СОШ № 14» города Нефтеюганска

Учитель. Школьные команды. Развитие системы наставничества: из опыта работы МБОУ «СОШ № 14» города Нефтеюганска.

 

  Ахтямова Ханна Муратовна, педагог-наставник

              МБОУ «СОШ № 14», г. Нефтеюганск

 

В 14 школе города Нефтеюганска средний возраст педагогов 42 года. Самому молодому специалисту 19 лет, самому взрослому - 66 лет. 5 педагогов закончили профессиональный колледж, ВУЗ в 2023 году. Пятеро имеют профессиональный стаж свыше 40 лет. Но! Всех педагогов объединяет призвание к самой лучшей профессии на Земле.

Кадровая политика МБОУ «СОШ № 14» города Нефтеюганска направлена на систематическое и целенаправленное повышение профессионализма педагогических работников школы.

Для решения задачи -  обеспечение условий для внедрения национальной системы учительского роста, методологии наставничества, профстандарта педагогов, в МБОУ «СОШ № 14» организовано активное участие педагогов в мероприятиях по повышению квалификации, профессиональному саморазвитию и самообразованию,  прохождению процедур, устанавливающих первую (высшую) квалификационные категории, участие в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, в передаче педагогического опыта, в оценке результативности организации урочной и внеурочной деятельности, в диагностике профессиональных компетенций и педагогических дефицитов. Реализуется программа внутрикорпоративного повышения квалификации педагогического коллектива. 

Внедряется целевая модель наставничества, в которой в 2023-2024 учебном году задействовано 38 педагогов, составлены и реализуются 14 программ персонализированного наставничества, программы профессионального саморазвития педагогов, индивидуальные образовательные маршруты педагогов на основе результатов диагностики предметных и методических компетенций при поддержке региональных методистов.

Целевая система наставничества ориентирована на сопровождение молодых педагогов и погружение в педагогическую деятельность наставниками-педагогами, а для кого-то - претендующих в будущем на руководящую должность - поддержку наставника-руководителя.

Таким образом, в образовательной организации применяются разнообразные формы наставничества в зависимости от запланированных эффектов: по отношению к наставнику или группе наставляемых: «педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог». Основными формами наставничества являются: наставничество в группе, краткосрочное наставничество, например, при подготовке к конкурсам профессионального мастерства, традиционная форма наставничества, когда опытный педагог оказывает методическую помощь молодому специалисту или вновь прибывшему педагогу, целеполагающее наставничество, когда  наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить   определенные   усилия,   чтобы   проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей, риверсивное наставничество, когда профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, цифровых технологий, ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его наставляемого.  Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.

Реализация программы наставничества в МБОУ «СОШ № 14» включает семь основных этапов:

1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.

2. Формирование базы наставляемых.

3. Формирование базы наставников.

4. Отбор и обучение наставников.

5. Формирование наставнических пар или групп.

6. Организация работы наставнических пар или групп.

7. Завершение наставничества.

          При формировании базы наставников, основное внимание уделяется их профессиональным компетенциям: предметная компетентность, организационно-методическая, исследовательская, социально-коммуникативная, информационно-аналитическая и психологическая. Планируемыми результатами персонифицированных программ наставничества являются: адаптация педагога в новом коллективе, улучшение показателей обучающихся в образовательной сфере, наличие благоприятного психологического климата в педагогическом и детском коллективах, владение ИКТ-компетенциями.

            Итак, отбор и обучение наставников проведены, наставнические пары и группы сформированы, теперь важным является организация эффективной работы наставнических пар и групп.

           В октябре 2023 года во время проведения психологического интенсива «Педагогический дуэт», наставники с молодыми педагогами сформировали банк вопросов и затруднений, с которыми сталкиваются в своей работе начинающие педагоги. Решение сложных ситуаций, копилку эффективных методов и педагогических приемов запланировали рассмотреть на ежемесячных встречах, которые станут традиционными. Был составлен план и определены ответственные за подготовку и проведение наставнических встреч. Формы проведения выбирают ответственные: деловая дискуссия, круглый стол, семинар-практикум, консультация, деловая игра, педагогический совет, практическое занятие с элементами тренинга, мастер-класс и др.

         Во время таких встреч педагоги в неформальной обстановке делятся навыками сотрудничества, требующими внимания проблемами и вариантами их решения. Участники активно и живо включаются в работу. Креатив и острый взгляд молодежи, чувство юмора и спокойствие стажистов способствуют сплоченности, коммуникабельности, открытому диалогу поколений, сотрудничеству и взаимоподдержке.

                                                                             

План наставнических встреч в 2023-2024 учебном году.

Дата

Тема/ вопросы для обсуждения

Ответственные за подготовку и проведение

октябрь

Психологический интенсив

«Педагогический дуэт». Всероссийская акция «День с педагогом и наставником» в рамках Всероссийской акции «Большая учительская неделя»

Ахтямова Х.М.

Ишимова З.А.

День дублера. Посвящение в профессию «Учитель».

Донская О.Д.

Суючбакиева Э.Г.

Кунтуганова А.Р.

Аринова Т.В.

Растворова М.С.

Юмашева И.С.

Надина М.А.

Бакиева Л.А.

Арсланова А.М. Нурмагамбетова Ж.Ж Александрина А.В.

ноябрь

Поурочное планирование: формулировка цели, постановка задач урока, структура урока.

Различные классификации типологии уроков. Типы, виды уроков.

Самоанализ урока/мероприятия.                     

Критерии составления самоанализа               

Щербина О.В.

Радобенко К.М.

Васина С.В.

Курносова А.В.

 

декабрь

Как повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности: способы и приемы на уроке и во внеурочной деятельности.

Как создать ситуацию успеха на уроке.

Смолякова Н.И.

Кунтуганова А.Р.

Суючбакиева Э.Г.

Аринова Т.В.

Растворова М.С.

Ниязова Д.Р.

Юмашева И.С.

Багатова С.З.

январь

Как сдружить коллектив с новеньким?

Как создать благоприятный психологический климат в классном коллективе?

Донская О.Д.

Надина М.А.

Алмухамедова М.Ж.

Бакиева Л.А.

февраль

Родители и школа: сотрудничество во имя будущего.

Фахрутдинова А.Г.

Абубакиров А.А.

Котельникова Т.М.

Сергеева Н.П.

Манзырова Д.М.

март

Методика организации домашнего задания:

требования ФГОС, вариативность, формы и виды, мотивация.

Хамитулина МВ

Арсланова А.М. Нурмагамбетова Ж.Ж. Бусыгина И.З.

Сергеева Н.П.

апрель

Цифровые образовательные ресурсы в педагогической практике.

Соболева О.В.

Хабибуллина А.Р.

Варфоломеева О.А. Александрина А.В.

май

Имидж педагога. Профилактика эмоционального выгорания.

Проворова И.В.

Мухалева Е.Н

Юнусбаева Н.А.

Ахтямова Х.М.

Ишимова З.А.

            Реализация целевой модели наставничества позволяет отметить положительные результаты за последние 3 года: повышение предметно-методического уровня педагогов, участие 53 педагогов в исследовании методический и предметных  компетенций, по результатам которого разработаны и реализуются профессиональные планы саморазвития педагогов, индивидуальные образовательные маршруты педагогов при сопровождении региональных методистов Института развития образования ХМАО-Югры, составлены и реализуются 14 персонифицированных программ наставничества.

             Отмечаем увеличение количества педагогов аттестационной категории: с 50% до 62%,  участие педагогов в профессиональных конкурсах и акциях регионального уровня «Дорога Просвещения» (5 педагогов представили опыт проведения уроков, классных часов), «Вектор наставничества: от идеи до реализации» (2 место),   «Мой учитель родного языка»,  получение призовых мест в конкурсах профессионального мастерства муниципального уровня и в дистанционных конкурсах федерального уровня.  Среди педагогов школы 2 победителя городского конкурса и 2 призера регионального этапа лучших практик дополнительного образования «Педагогический потенциал Югры», 2 участника городского этапа и 2 участника регионального этапа;  1 призер и 2 участника Всероссийской дистанционной профессиональной олимпиады "ДНК-науки", 1 участник регионального этапа,  1 участник Олимпиады Академии Министерства Просвещения РФ «ПРО-IT», 18 участников олимпиад: «Управленческое пятиборье», «Хранители русского языка», «Команда большой страны».  Молодые педагоги являются победителями городского конкурса «Учитель года» в номинации «Флагманы образования» (5 педагогов), лауреат 2 степени  в номинации «Педагогический дебют - 2023», 1участник городского конкурса «Лихачевские уроки», 1 участник регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг Учителя», 1 участник конкурсного отбора «Лучший педагог ХМАО-Югры».  12 педагогов активно представляют свой педагогический опыт на городском уровне, 82% педагогического коллектива - на школьном уровне. Директор школы Фахрутдинова А.Г. вошла в резерв управленческих кадров ХМАО-Югры по итогам  курсов повышения квалификации «Школа руководителя» в  2022 году.   Экспертной деятельностью занимаются 6 педагогов  на региональном уровне,  15  - на муниципальном уровне.        

Понять, кто находится рядом, знать, что ты не один, видеть вокруг возможности для совместных интересных проектов и наблюдать развитие совместных усилий - важная необходимость каждого сотрудника для формирования позитивного внутреннего климата образовательной организации в целом.