Дистанционное обучение
Дистанционное обучение
Современное общество ставит перед системой образования новые цели, требует появления новых методик обучения.
Новая методология обучения базируется на использовании информационно-коммуникационных технологий, ключевой чертой которых является независимость географического расположения, расстояния между преподавателем и обучаемым, - поэтому технологию назвали дистанционной (производное от англ. distance – расстояние, удаление), то есть обучение на расстоянии.
Идея учиться на расстоянии далеко возникла достаточно давно. Родоначальником первого дистанционного курса стал Исаак Питмен, который в 1840 году начал обучать стенографии студентов в Великобритании при помощи почты. В 50-е годы XIX века в Германии был популярен самоучитель по языку для взрослых Густава Лангеншайдта.
В 1836 году появилась возможность получать высшее образование дистанционно. В Великобритании был основан Лондонский Университет, который позволял студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, сдавать экзамены, проводимые Университетом. Начиная с 1858 года, эти экзамены стали доступными для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Это способствовало появлению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой.
В 70-е годы XIX века в Америке также был предпринят ряд шагов по организации дистанционного обучения. В 1873 году началось обучение при помощи почты для женщин. Анна Элиот Тикнор создала программу обучения, взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения». Обучение почтой активно использовали такие крупные американские университеты как Иллинойский, Чикагский, Университет штата Висконсин.
Обучение проводилось не только с помощью почты, постепенно подключились и средства массовой информации. Например, в Пенсильвании одна из ежедневных газет стала публиковать учебные материалы, направленные на улучшение техники горных разработок и предотвращение несчастных случаев на рудниках. Эти публикации пользовались таким огромным успехом, что в 1891 году был разработан самостоятельный курс, послуживший моделью для программ обучения по почте различным предметам.
В 1939 году во Франции для обучения по почте детей, лишенных возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения. В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе. Во второй половине XX века в целом ряде стран Европы и Азии появились учебные заведения, ведущие обучение на расстоянии: в Испании (1972), в Пакистане (1974), в Таиланде (1978), в Корее (1982), в Индонезии (1984) и в Индии (1985).
Дистанционное образование предоставляет весь спектр уровней подготовки от начального до высшего образования и нацелено на людей разных возрастов: от маленьких детей до людей зрелого возраста. Круг преподаваемых дисциплин необычайно широк: от стенографии или горного дела до общего образования. Применяемые методы не менее разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, практические семинары и открытые экзамены.
Сегодня, по мере развития информационного общества дистанционное образование играет все более значимую роль, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм.
В процессе своего становления и развития дистанционное обучение прошло несколько этапов. Первые средства дистанционного обучения были написаны от руки. Появление книгопечатания сделало возможным выпуск недорогих учебников. Начиная с середины XIX века, разветвленные железнодорожные системы и быстрые и экономичные государственные почтовые службы позволили осуществлять доставку учебных материалов большому количеству географически рассредоточенных учеников. В дополнение к общедоступным учебникам выпускались ограниченные тиражи специальных учебных пособий, которые могли включать списки необходимой литературы и примерные вопросы, отобранные ведущими обучение по почте инструкторами.
Изобретение радио в 20-е годы XX столетия привело к появлению радиокурсов, состоящих из серий бесед. Иногда такие курсы дополнялись печатными материалами и аудиторными занятиями. В 50-е годы активное развитие получили телевизионные курсы, сочетающиеся с выпуском пособий, аудиторными занятиями и время от времени экзаменационным контролем.
С появлением университета в Великобритании в 1969 году начал применяться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств при доминирующем положении печатных материалов. Было разработано огромное количество высококачественных учебных пособий, специально предназначенных для дистанционного обучения. Одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось через печатный материал, дополняемый радио- и телепередачами. Двухстороннее взаимодействие между наставниками и учениками осуществлялось посредством переписки, очных консультаций и краткосрочных курсов по месту жительства. Данная модель отличалась высокой стоимостью на подготовительном этапе. Однако после создания необходимых материалов и программ обучение каждого нового студента уже не требовало больших затрат.
Современное дистанционного образования базируется на активном использовании информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном («в одно и то же время» — в виде видео- или аудиографических конференций), так и в асинхронном режиме («не в одно и то же время» — с использованием электронной почты, Интернета или телеконференций). Данные технологии позволяет облегчить взаимодействие между наставником и учеником, между учеником и учеником, а также между учеником и разными типами учебных ресурсов.
Термин «дистанционное обучение» (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как «дистантное образование» (distant education), «дистантное обучение» (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все, же наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение».
В российском законодательстве не данный момент используется понятие «дистанционные образовательные технологии». Федеральный закон от 01.07.2002 № 110819-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дает следующее определение. Под дистанционными образовательными технологиями(ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Под словами «опосредованное взаимодействие» в данном определении понимается взаимодействие на расстоянии.
Говоря о дистанционном образовании, важно подчеркнуть различие между понятиями «открытое образование» и «дистанционное образование»: открытое образование может быть реализовано очно, заочно, дистанционно, в форме экстерната, в то время как дистанционное образование ориентируется на разработанные для конкретной области образования стандарты и программы.
Дистанционное образование является формой получения образования, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей, содержания, методов, средств, организационных форм обучения.
Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципам гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков. Сегодня дистанционное обучение используется как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.
Среда дистанционного обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения. Отличия состоят в:
- Более высокой динамичности, связанной с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;
- Большем объеме самостоятельной деятельности обучающихся;
- Использовании всевозможных форм учебно-методического обеспечения;
- Более осознанном уровне мотивации потребителей образовательных услуг
- Создании комфортных условий для углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;
- Наличии интерактивной коммуникации.
Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты:
- Гибкость предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
- Модульность обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию;
- Охват обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации 9электронным библиотекам, банкам данных, базам данных) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и с преподавателями;
- Технологичность означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, а также личностно-ориентированных технологий;
- Социальное равноправие обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося;
- Новая роль преподавателя , который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области информационно-коммуникативных технологий.
Говоря об актуальность открытого образования с использованием дистанционных технологий обучения, нельзя не уделить должного внимания отдельным социальным группам, которые в силу тех или иных причин не могут получать образование по классической модели. Особо следует отметить такую социальную категорию, остро нуждающуюся в услугах дистанционного образования, как дети с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт организации дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями показывает успешность этой идеи. Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальный маршрут обучения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу. Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.
В-третьих, дистанционные технологии помогают решить основную проблему детей с ограниченными возможностями здоровья, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует возможность взаимного общения детей и педагогов в рамках курсовых и тематических совместных занятий в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров.
Для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Дистанционное обучение позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья легче находить общий язык со сверстниками, так как специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, исчезают совсем либо уменьшается их значимость.
Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия с педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение групповых занятий в режиме виртуального класса, использование "интерактивной доски", консультирование в режиме on-line.
В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования различных электронных ресурсов: библиотек, сайтов музеев, общение в социальных сетях и форумах. Таким образом, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие. В-пятых, дистанционные образовательные технологии в большей мере ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Такой подход приводит к тому, что сам учащийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы. При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности:
1. ограничение возможности развития творческих способностей детей;
2. ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации;
3. вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.
Кроме того, обучая детей с ОВЗ, необходимо учитывать трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, оказать помощь в разработке индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на эффективное сочетание различных форм обучения.
Не менее важной целью является обеспечить культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности ребенка. Образовательная среда должна быть нацелена не только на образовательные цели, но и на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
ОтветитьПереслать Добавить реакцию |