Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков
Девиантное поведение это-
поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы общества.
Девиантное поведение в настоящее время встречается достаточно часто и практически наблюдается в каждой школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиантное поведение это- поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы общества. Девиантное поведение в настоящее время встречается достаточно часто и практически наблюдается в каждой школе.
Трактовка девиантного поведения в разных науках Психология - Трактует с позиции характера личности, восприятия ситуации и эмоциях. Философия - Особенности поведения связаны с такими вопросами смысла жизни человека, с категорией свободы и возможностью для человека пользоваться этой свободой. Социальная психология - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека .
Причины девиантного поведения подростков Причин, формирующих девиантное поведение подростков множество, рассмотрим основные: Технические преобразования в обществе , а именно усложнение программ, особенно в старших классах, что ведет к появлению умственной перегрузки, сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера, результатами учебной деятельности . Информационное перенасыщение Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни, что может вызвать у подростка конфликт личности . Неустойчивая социальная и экономическая обстановка в обществе Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних изменяются ценностные ориентации . Социальный статус семьи - количество детей в семье, наличие одного родителя - так называемые неполные семьи, алкоголизм родителей, безработица, психологические отклонения. Влияет на поведение детей и ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, а также сверхзанятость родителей, конфликтная ситуация в семье, случаи жестокого обращения с детьми, отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы и типичные ошибки родителей в воспитании детей.
Резюмируя, можно сказать, что причины девиантного поведения лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Видов девиантного поведения: -Вандализм - Интернетзависимость - Делинквентное поведение -Суицидальное поведение -Алкоголизм , наркомания -Агрессивное поведение
Профилактика девиантного поведения учащихся в школе проходит следующие направления: 1. Профилактика девиантного поведения младших школьников. 2. Профилактика девиантного поведения подростков.
Профилактика девиантного поведения младших школьников. Именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы, формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем определяют поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте. Цель: формирование поведенческих основ у ребенка, прививание нравственных ценностей .
Принципы профилактических мер(согласно Беличевой С.А.доктор психологических наук ) - принцип коллективной терапии (организации процесса социализации средствами коллектива, индивидуальной и коллективной поддержки, решение проблем семейных и школьных отношений, отношений со сверстниками и взрослыми в форме социально-педагогического консультирования); - принцип ситуации успеха (организация условий личных достижений младшего школьника, закрепление достижений в рамках коллективной деятельности, в общем результате, в самостоятельном решении собственных проблем); - принцип партнерства (он включает организацию в коллективной деятельности детей, родителей и педагогов).
Формы профилактической работы: - организация социальной среды; - информирование; - активное социальное обучение важным навыкам (тренинги); - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; - привитие навыков здорового образа жизни; - активизация личностных ресурсов.
Возможные методы работы по профилактике девиантного поведения с младшими школьниками - сказкотерапия , которая включает анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок; - арттерапия – это свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона; - визуализация; - психогимнастика - этюды на выражение различных эмоций; - игровые методы включают подвижные, сюжетно-ролевые игры; - моделирование и анализ проблемных ситуаций; этические беседы . Для младших школьников, уже имеющих проблемное поведение необходима индивидуальная профилактическая работа.
Профилактика девиантного поведения подростков Направления работы : 1. Выявление и включение в зону особого внимания подростков часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, в отношениях со сверстниками и учителями. 2. Проведение мониторинга развития подростков, определяя группы возможного риска. 3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания. 4. Обучение подростка навыкам социальной компетентности, коммуникативным навыкам, умению управлять конфликтами. 5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, а также подготовка подростка к жизни в современном обществе. 6. Психолого-педагогическая и социально-психологическая работа с детьми группы риска в условиях школы.
Задачи профилактической работы : своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей; своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации ; своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей - инвалидов; организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям; внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями.
Методы и приемы профилактической работы : Метод разговорной психотерапии – логотерапия – это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека
-Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов для воздействия на состояние ребёнка через соответствующие органы чувств. - Цветотерапия - используется для влияния на настроение и общее состояние человека. В сенсорной комнате стены имеют цвета такие как зеленый – компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает; оранжевый – восстанавливает, согревает, стимулирует; фиолетовый – вдохновляет. - Звукотерапия – терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков. Используется терапевтическое направление звукотерапии - лечение звуками природы. - Фитотерапия – использование чая для успокоения, витаминизации, общего укрепления и расслабления организма. -Тактильная среда – сухой душ, сенсорная тропа для ног, массажные мячи и валики, водный фонтан. Для развития мелкой моторики используется черепаха со сменными панцирями.
Огромную роль играет индивидуальная работа с подростком девиантного поведения подростка, она осуществляется как с самим подростком, так и с его семьей. Как правило, такая работа осуществляется в виде профилактических бесед и с вышеперечисленными методами и приемами.
Китайская мудрость гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и неисправимых людей, которых можно считать «окончательно испорченными».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!