Опыт работы по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми"

Коротких Надежда Анатольевна

Выявление одаренных детей в образовательной среде, их развитие и поддержка являются одной из главных функций учителя. Дети, обладающие выдающимися возможностями, являются научным и творческим потенциалом государства и перспективой развития его на следующее поколение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_ou_no56_korotkih_n.a.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2024»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Описание опыта работы»

Коротких Н.А.,

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ №56»

Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы

с одаренными детьми

Выявление одаренных детей в образовательной среде, их развитие и поддержка являются одной из главных функций учителя. Дети, обладающие выдающимися возможностями, являются научным и творческим потенциалом государства и перспективой развития его на следующее поколение. Особую актуальность это приобретает в условиях попытки изоляции нашей страны в научной, культурной, спортивной и иных социальных сферах.

И поэтому организация системы выявления и поддержки талантливых и одаренных детей является одной из важнейших задач российских школ. В Федеральном государственном образовательном стандарте поставлена эта задача перед каждым учителем. Профессионализм педагога определяет умение вовремя рассмотреть талант ребенка, принять  меры для дальнейшего развития. Правильное развитие молодой личности в своей индивидуальности, самобытности положительно повлияет на ее самореализации и успеха в жизни.

Возникновение и становление опыта.  В МБОУ «СОШ 56» состоялось возникновение и развитие опыта «Индивидуальный образовательный маршрут в системе подготовки одаренных детей».

За свой почти 40-летний опыт работы учителем физической культуры я научилась определять категорию учащихся, которые имеют повышенную потребность в дополнительном образовании и воспитании из-за развитых или врожденных склонностей и способностей. Это связано с тем, что каждый ученик, включая физическое развитие, индивидуально развивается. На его пристрастия в огромной степени влияют семья и окружающая среда, общее физическое состояние и другие интересы.

Именно поэтому основная педагогическая идея, проводимого мною опыта, заключалась в создании благоприятных условий для обучения, развития одаренных  детей, чтобы максимально раскрывать их способности и таланты.

Актуальность опыта

Создание  условий для выявления и развития талантливых и одаренных детей является одним из  приоритетов государства, а социальной задачей всего общества должна быть помощь в реализации потенциальных возможностей детей.

В послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин заявил, что «каждый ребенок одарён, раскрывать его возможности - наша задача. В этом – успех России».

Важнейшие направления поддержки талантливых детей и молодежи определяются национальным проектом «Образование», национальной образовательной стратегией-инициативой «Наша Новая школа», федеральной программой «Дети России» и подпрограммой «Одаренные дети».

Все это направлено на создание общероссийской системы по поиску талантливых ребят, поддержке дальнейшего их развития, помощи в образовании и формировании личности до зрелого возраста.

Актуальность опыта, который я провела, подтверждается выявленными в ходе преподавания противоречиями:

- малая ориентация традиционной педагогики на работу с одаренными детьми;

-сложности индивидуального сотрудничества с детьми при коллективной организации образовательного процесса массовой школы;

- необходимость в проявлении учителем особой профессиональной компетенции для выявления и развития способностей детей при наличии в классе учащихся с различным социальным и интеллектуальным уровнем.

Пути устранения возникающих противоречий я вижу  в:

-использовании нетрадиционных форм работы с детьми, включая активные методы обучения (семинары, тренинги, игры);

-проведении дополнительных внеурочных занятий, участие обучающихся в  конкурсах,  соревнованиях, фестивалях, научно-исследовательских и просветительских проектах;

-во внедрении в практику элементов дифференцированного обучения одаренных детей с индивидуальным маршрутом их учебы, применение групповой и индивидуальной форм работы;

- применение системы разноуровневого обучения в классе.

Все это указывает на актуальность представленной темы.

Новизна работы

На основании многолетнего  опыта работы с одаренными и способными детьми, я сделала вывод, что необходимо предельно индивидуализировать учебу ребёнка с помощью разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) при системном подходе: урок - внеурочная деятельность - внеклассная работа, направленных на создание оптимальных условий полного раскрытия способности учащихся. При этом основой ИОМ обязательно должно быть самоопределение ребёнка. Только в этом случае результатом проекта маршрута станет самостоятельный выбор пути ученика к определенной  цели.

Адресная направленность опыта

Универсальность данного опыта в том, что он может применяться учителями разных предметов. Так, в образовательной программе «Работа с талантливыми и одаренными детьми по физической культуре» представлен пример индивидуального планирования развития учащихся, форм и методов образования при реализации индивидуальных образовательных маршрутов. (Приложение 1)

В приведенных программах «Проектная работа обучающихся на занятиях физической культуры», «Олимп – старт», «Сфера деятельности Ш(Ф)СК» и комплексной программе региональных профильных смен «Стартуют все!» подробно описан комплексный подход к работе с одаренными детьми. (Приложение 2.1-2.4) Именно реализация данных программ обеспечивает заинтересованность ребят представленным предметом - в данном случае физической культурой, и сделать выбор индивидуальной траектории развития своих способностей.

Цель моей работы:

-реализация системы опыта педагогического взаимодействия с детьми, имеющими повышенные способности, через различные формы работы и описание, и внесение в педагогическую практику методики создания и осуществления индивидуального образовательного маршрута для работы с одаренными детьми.

Для того,   чтобы достичь поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

1. Анализ  психолого-педагогической и дидактической литературы, изучение методик выявления детей, имеющих повышенные способности и опыта работы с ними.

2.Создание системы для выявления и развития способностей талантливых и одаренных детей на основании изученных опытов и их реализации в практической деятельности.

3. Обобщение личного опыта и создание методических рекомендаций педагогам для работы с детьми, имеющими повышенные способности.

Основная педагогическая идея опыта

Способствование специальных форм и методов активизации у одаренных детей интереса к учебе и получению новых знаний, проявлению творческой инициативы и стремлению к созидательной деятельности.

Диапазон опыта

Урок - внеурочная деятельность - внеклассная работа в тесном взаимодействии с установленным образовательным процессом в школе. 

Длительность опыта 4 года 2013 - 2017 гг., включал три этапа.

1 этап анализа и диагностики, выявления потенциальных возможностей детей, исследование уровня развития проблемы управления одаренными учениками. Полученные результаты способствовали определению целей и задач дальнейшей работы.

2 этап: работа с талантливыми  детьми в 2013-2015 гг., создание индивидуального образовательного маршрута в системе урочных, внеурочных и внеклассных  занятий, включая открытые уроки и семинары и т.д. Материалы работы представлены методическому объединению учителей физической культуры и педагогическому совету школы.

3 этап аналитического обобщения 2016-2017 гг., формулирование выводов, систематизирование результатов исследования и подведение итогов. Получение оценки эффективности использования индивидуального образовательного маршрута в системе управления детьми с расширенными способностями.

Теоретическая база опыта

Проблема одаренности является предметом исследования многих специалистов в сфере педагогики, психологии -Давыдов В. В., Громыко Ю. В., теории и методики физического воспитания - Сафонов В.К., Зациорский Л.П. и другие. Одни выделяют внешние факторы – воспитание, труд, тренировки, другие обращают внимание на наследственные способности.

Технология опыта

Исследователи, условно, выделяют три ступени развития спортивного потенциала:

1. Самыми общими способностями являются хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, интерес к спорту.

2. Общие элементы спортивных способностей – устойчивость к мышечным нагрузкам, высокий уровень функциональной подготовки, быстрое освоение спортивной техники, быстрое восстановление после нагрузок и преодоление усталости.

3. Специальные элементы спортивных способностей – мобилизация, готовность к противоборству, быстрое достижение спортивных показателей, высокий уровень уникальных качеств.

Одаренному ребенку любой школы нужны благоприятные условия для полноценного развития, так что для того, чтобы помочь ему раскрывать свой потенциал, необходимо построить индивидуальную образовательную траекторию.

Структура опыта

В своей работе с  одаренными детьми я выделила 3 этапа.

Каждый этап имеет свою специфику.

1 этап: увлечь! Я стараюсь привлечь ребенка к своему предмету.

2 этап - открыть! Этап урочной и внеурочной деятельности, в котором ребенок способен проявиться, раскрывать свои таланты и способности.

3 этап - развить! Работа с выборочной группой учащихся, которые проявили свои навыки и интересы к предмету. На этой стадии составляется индивидуальный образовательный маршрут. (Приложение 3) Индивидуальный образовательный маршрут состоит из обязательной (основных для изучения тем), вариативной (из набора тем, интересующих обучающегося, которые он может выбрать для дальнейшего изучения), коррекционной (на оказание помощи обучающимся в выборе тем из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также на определение организационной части) и организационной частей (формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания).

ИОМ имеет следующую структуру:

1.«Диагностирование уровня развития и степени выраженности личностных качеств учащихся» (Приложение 4)

2.«Целеполагание и определение основных задач». (Приложение 5)

3.«Установление времени».

4.«Влияние родителей учащегося на реализацию маршрута». Только в союзе «ребенок-учитель и родители» можно достичь успеха в реализации ИOM.

5.«Создание учебно-тематического плана». К темам базовой программы дополнительно подбираются темы для занятий с учетом интересов, возможностей учащихся и поставленных целей.

6.«Определение содержания учебно-тематического плана, форм занятий, методов и приемов, форма определения результатов». Форма итогов может быть разной. (Приложение 6)

7. «Привлечение других психологов, классных руководителей, педагогов, тренеров».

8. «Выявление методов оценки, самооценки успешности ученика». (Приложение 7)

Первый шаг для работы с детьми – диагностика, выявление одаренных, мотивированных и заинтересованных в предмете. В начальной школе уже видны ребята, которые легко выполняют различные задания и способны анализировать свою работу. После анализа физической подготовленности  и развития основных физических данных я оцениваю образовательные возможности учащегося. Если все задания выполнены с высоким результатом, то уже можно определить степень обучаемости ребёнка. Но это не означает, что ребенок готов и хочет использовать свои способности!

И поэтому на второй стадии я определяю направления для работы с детьми на уроках. В условиях классно-урочной системы работа строится на основе развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, а также нетрадиционных форм ведения урока, в первую очередь – индивидуализации заданий. На этой стадии важно обладать богатым инструментарием формирования базовых предметных знаний и большим набором индивидуальных творческих заданий, в том числе повышенной сложности. Работа с талантливыми детьми ведется по индивидуальному маршруту с увеличением объема знаний, умений и навыков в соответствии с учебной программой по физической культуре.

На третьем этапе, когда выявлены способности детей, наступает время их роста. Учитель должен создать условия любому ребенку для достижения собственного совершенства. Согласно ФГОС, этот вопрос решается на внеурочных занятиях, для этого в МБОУ «СОШ № 56» введен курс внеурочной деятельности «Мы выбираем ГТО». (Приложение 8-8.15) Спортивная секция «Школа Чемпионов» способствует выявлению спортивного потенциала школьников. (Приложение 9)

Обязательным условием развития таланта является формирование ощущения успеха, для этого я практикую участие ребят в конкурсах, спортивных играх, соревнованиях, предметных олимпиадах и т.д. Здесь ребята могут реализовывать свои знания и навыки, получать объективные оценки специалистов, сертификаты или дипломы в портфолио. (Приложение 10)

Важнейшая форма работы с одаренными обучающимися – олимпиады, подготовку к которым я провожу лично, для этого разработана специальная программа. Предметная олимпиада является одним из способов определить глубину интереса детей к предмету, выявить особые способности к нему и стимулировать развитие личности, формируя познавательные способности: самостоятельность мыслей, инициативу, мобильность и умение высказывать свое мнение. И главное, чтобы повысить самооценку! (Приложение 11.1-11.5)

Также одаренные ребята могут реализовывать себя в различных конференциях, поскольку исследовательское творчество формирует регулятивные, логические и метапредметные УУД.  Мы ежегодно принимаем участие в научной конференции «Знание – Поиск – Творчество – Труд». (Приложение 12)

Огромный образовательный потенциал имеет проектная деятельность, которая формирует самосознание, индивидуальность и мотивирует получение новых знаний. Мною разработаны соответствующие программы. (Приложение 13-13.1)

На развитие детской одаренности направлена деятельность созданного мною в 2017 году школьного спортивного клуба «Будущее поколение», работающего совместно с учителями и родителями. (Приложение 14.1-14.2)

Результативность представляемого педагогического опыта

1.Удовлетворение детей своей работой и повышение числа талантливых.

2.Увеличение числа участников олимпиад, исследовательской деятельности, конкурсов, соревнований.

3.Повышение уровня индивидуального достижения детей. Повышение числа талантливых ребят – победителей различных конкурсов, фестивалей, соревнований, олимпиад, турниров и т.д.

4.Положительные изменения качества участия учащихся в предметной олимпиаде и НПК, конкурсах, соревнованиях, турнирах.

5.Увеличение числа родителей и представителей общественного сообщества, которые участвуют в работе с одаренными и талантливыми детьми.

6.Повышение численности детей, которые реализуют индивидуальный образовательный маршрут.

7.Создание системы для работы с детьми, одаренными.

На протяжении последних лет накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми, который свидетельствует о положительных результатах. (Приложение 15-15.1)

Итог: проверка работы на уникальность с помощью ресурса (https://textovod.com, Текстовод, показала – 81%,  отчет прилагается).

Список литературы

  1. Богоявленская Д. Б. О понятии «одаренность» //Образование личности. 2020. № 3–4. С. 52–61.
  2. Крылова Н.Б. Организация индивидуального образования в школе: теория и практика. М. Сентябрь. 2005.
  3.  Кунаш М.А.        Индивидуальные         образовательные         маршруты        как средство формирования познавательной компетентности на уроках. М. Изд-во МГУ, 2011.
  4. Кунаш М.А.   Современные подходы к разработке        индивидуальных образовательных маршрутов школьников. Мурманск. МГТУ. 2011.
  5. Савенков А. И. Детская одаренность как проблема современного образования // Психология одаренности и творчества. Москва, 5–6 ноября 2019 года. М.: Известия ин-та педагогики и психологии образования. 2019. С. 57–63.
  6. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография [текст]/Л.П. Сергиенко. – М.: Советский спорт, 2013,-1048с.:ил.
  7. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности. M.: Институт психологии РАН, 2011. 464 с.
  8. Юркевич В. С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 74–86.
  9. Юркевич В. С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 28–38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203