Диагностика детской одаренности
В данной разработке раскрыта практическая диагностика одаренности детей. Указаны наиболее популярные и известные в международной практике стандартизированные методы измерения интеллекта для выявления одаренных детей. Рассматривается несколько методик для диагностики детской одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_detskoy_odarennosti.doc | 693.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Диагностика детской одаренности»
Диагностический минимум
- Карта - опросник для родителей "Тип одаренности".
Уважаемые родители! Данная карта поможет вам определить, какой тип одаренности - интеллектуальный, академический, творческий (креативный) или социальный, - возможно, присущ вашему ребенку. Отметьте качества, характерные для вашего ребенка. Область, в которой окажется наибольшее количество отмеченных качеств, определит тип его одаренности.
- Интеллектуальный тип одаренности (высокий уровень общих умственных способностей, умственных способностей в одной области знаний):
- склонность к философскому осмыслению материала;
- нестандартность мышления;
- эрудированность в одной или нескольких областях науки, искусства;
- индивидуальный стиль деятельности;
- неровная успеваемость;
- несоответствие общему темпу работы;
- странное, непонятное поведение;
- неумение общаться, конфликтность;
- неспособность понять очевидное (тугодумие);
- неподчинение большинству или руководству.
- Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):
- высокая успеваемость;
- устойчивость внимания;
- хорошая память;
- высокая скорость мышления;
- безошибочное воспроизведение материала;
- активность;
- усидчивость;
- целеустремленность;
- дисциплинированность;
- организованность;
- эрудированность;
- умение поддержать общее дело;
- легкость в общении;
- владение богатым словарным запасом;
- свобода в выражении мыслей.
Творческая одаренность (креативность):
- нестандартность мышления;
- индивидуальный стиль деятельности;
- развитость воображения;
- любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;
- изобретательность, находчивость;
- гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
- оригинальность мышления, склонность к необычным решениям;
- самостоятельность и независимость в суждениях;
- стремление к самостоятельной работе над заданиями, связанными с собственными интересами;
- широта и глубина интересов;
- устойчивость увлечений и интересов.
- Социальная одаренность:
- общительность (популярность в классе);
- хорошо развитая интуиция;
- способность к сопереживанию;
- ярко выраженное чувство юмора;
- умственное развитие выше среднего;
- занятость в различных общественных мероприятиях;
- умение принимать решения;
- способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;
- терпимость и терпение в работе с людьми;
- инициативность;
- ответственность;
- организаторские способности.
Таблица результатов типа одарённости учащихся.
№ | ФИ | Результат |
1 |
- Тест - опросник для родителей "Способности вашего ребенка".
Уважаемые родители! Данный тест поможет вам на основе собственных наблюдений определить, в чем талантлив ваш ребенок, к какой области творческой деятельности он склоняется. Ответьте "да" или "нет"на предлагаемые вопросы. За каждый положительный ответ поставьте 1 балл, за каждый отрицательный - 0 баллов.
- Находит ли порой ваш ребенок необычное применение каким-либо предметам?
- Меняет ли он свои наклонности?
- Любит ли рисовать абстрактные картины?
- Любит ли рисовать воображаемые предметы?
- Любит ли фантастические истории?
- Сочиняет ли рассказы или стихи?
- Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?
- Делал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существовало?
- Бывает ли у него желание что-то переделать по-своему?
- Боится ли ребенок темноты?
- Изобретал ли когда-нибудь новое слово?
- Считал ли это слово понятным без разъяснения?
- Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
- Был ли этот его замысел удачен?
- Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?
- Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
- Предпочитает ли собственный вкус в выборе одежды?
- Есть ли у ребенка свой внутренний мир, недоступный окружающим?
- Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
- Часто ли просит объяснить окружающие его явления? 21.Любит ли читать книжки без иллюстраций?
- Изобретаете ли собственные игры и развлечения?
- Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Результаты
От 20 до 23 баллов: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом. Обладает всеми задатками творческой личности.
От 15 до 19 баллов: ребенок не всегда обнаруживает свои способности; находчив и сообразителен лишь тогда, когда заинтересован чем-либо. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.
От 8 до 14 баллов: ребенок сообразителен. Как правило, этого достаточно для многих областей знаний, где собственный взгляд на вещи необязателен, но мало для занятий творчеством.
Менее 8 баллов: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.
Таблица результатов способностей учащихся.
№ | ФИ | Результат |
1 |
- Тест для учителей "Определение креативности обучающихся"*
Заполнение опросника занимает 10-20 мин. Для оценки креативности по представленному опроснику эксперт наблюдает за социальным взаимодействием интересующего лица в той или иной ситуации (во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т. п.).
Опросник
Оцените по пятибалльной шкале степень проявления каждым учеником приведенных характеристик. Каждое утверждение оценивается следующим образом: никогда - 1; редко -2; иногда -3; часто - 4; постоянно - 5. По итогам исследования следует заполнить лист ответов.
- Ребенок ощущает тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
- Выдвигает и выражает большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
- Предлагает разные виды, типы, категории идей (гибкость).
- Предлагает дополнительные идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
- Проявляет воображение, чувство юмора и развивает гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
- Находит неожиданное решение какой-либо проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
- Воздерживается сразу занимать первую пришедшую в голову общепринятую позицию, вы двигает различные идеи и выбирает лучшую из них (независимость, нестандартность).
- Проявляет уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения; берет на себя ответственность за нестандартную позицию, отстаивает собственное мнение, содействующее решению проблемы (уверенное поведение с опорой на самого себя, самодостаточность).
Результаты
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка - 8, максимальная - 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов тому или иному уровню креативности.
От 40 до 34 баллов: очень высокий уровень креативности. От 33 до 27: высокий уровень.
От 26 до 20: нормальный, средний уровень. От 19 до 15: низкий уровень.
От 14 до 8: очень низкий уровень.
Таблица результатов креативности учащихся.
№ | ФИ | Результат | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 |
- Экспертная оценка одаренности.
Данная методика содержит четыре опросника:
- "Способность ребенка к обучению";
- "Мотивационно-личностные характеристики ребенка";
- "Творческие характеристики ребенка";
- "Лидерские характеристики ребенка".
Перед работой с опросниками в свободной форме дается вводная инструкция. Экспертное оценивание можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Оценку могут проводить как один, так и несколько экспертов одновременно. Аналогично можно оценивать как одного ребенка, так и целую группу детей. Время заполнения опросников не ограничено. Можно заполнить либо все четыре опросника, либо один. Каждый пункт следует оценивать безотносительно других. Экспертами могут быть педагоги и воспитатели, хорошо знающие детей. Сумма баллов, набранных обучающимся, соответственно свидетельствует об уровне развития у него тех или иных способностей или характеристик, т. е. одаренности.
Оценочные баллы: постоянно - 4; часто - 3; иногда - 2; редко - 1.
Опросник 1
"Способность ребенка к обучению"
Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
- Имеет обширный словарный запас для своего возраста; осмысленно использует термины; речь - беглая, выразительная, разработанная.
- Владеет большим запасом информации в различных областях (интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников).
- Умеет быстро понимать, запоминать и воспроизводить фактическую информацию.
- Способен глубоко понимать причинно-следственные связи; пытается выяснить, почему происходит что-либо; задает много вопросов, ответы на которые помогают раскрыть истинный глубинный смысл вещей (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, лежит в основе поступков и мыслей людей.
- Легко усваивает основные принципы, быстро делает обоснованные заключения и обобщения по поводу тех или иных людей, событий, предметов; ищет сходство и различие между событиями и предметами.
- Тонкий и проницательный наблюдатель; в рассказах, фильмах и прочем "видит больше", чем остальные.
- Любит читать (или слушать, когда ему читают), обычно предпочитает книги для детей более старшего возраста; не избегает трудного материала; любит рассматривать и изучать детские энциклопедии, атласы.
- Пытается понять сложный материал, анализируя и разделяя его на составные части; делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.
Таблица результатов способности к обучению учащихся.
№ | ФИ | Результат | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 |
Опросник 2
"Мотивационно-личностные характеристики ребенка"
Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
- Глубоко погружается в интересующие его темы и проблемы, настойчив в поиске путей решения проблемы (иногда бывает трудно переключить его внимание на другую тему).
- Ему быстро надоедает обычная, знакомая, выполняемая строго по инструкции работа.
- Выполняя изначально вдохновившую его работу, практически не нуждается во внешней мотивации и стимуляции.
- Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко удовлетворен темпом и результатом своей работы.
- Предпочитает работать самостоятельно, от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции.
- Многими "взрослыми" проблемами интересуется больше своих сверстников.
- Часто отстаивает свое мнение (иногда даже излишне активно), проявляет упорство в убеждениях.
- Любит организовывать и структурировать вещи, людей, ситуации.
- Его всегда интересуют правда и ложь, добро и зло; часто судит о людях, событиях и предметах, оценивает их.
Таблица результатов мотивационно – личностной характеристики учащихся.
№ | ФИ | Результат | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1 |
Опросник 3
"Творческие характеристики ребенка"
Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
- Проявляет чрезвычайную любознательность в самых разных областях; постоянно задает вопросы.
- Выдвигает большое количество различных идей или решений той или иной проблемы; часто дает необычные, нестандартные и оригинальные ответы.
- Настойчив, свободен и независим в выражении своего мнения, в споре бывает эмоциональным и горячим.
- Способен рисковать; предприимчив и решителен.
- Предпочитает задания на развитие мышления; фантазирует, обладает развитым воображением (интересуется, что произойдет, если...); любит применять, улучшать и изменять идеи и объекты.
- Обладает тонким чувством юмора, и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
- Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; для мальчиков - более свободно проявляет "типично женские качества", например чувствительность; для девочек - более независима, активна и настойчива, чем ее сверстницы.
- Обладает чувством прекрасного - уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.
- Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.
- Не склонен полагаться на авторитетное мнение взрослых без его критической оценки.
Таблица результатов творческой характеристики учащихся.
№ | ФИ | Результат | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1 |
Опросник 4
"Лидерские характеристики ребенка"
Оцените по четырехбальной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
- Несет ответственность за свои поступки. На него можно положиться - он сделает то, что обещал, и, скорее всего, сделает это хорошо.
- В общении с взрослыми чувствует себя так же уверенно, как со сверстниками.
- Не ощущает беспокойства и дискомфорта, когда его просят показать свою работу всей группе.
- Пользуется расположением сверстников.
- Сотрудничает как со взрослыми, так и со сверстниками; стремится предотвращать конфликты и, как правило, ему это удается.
- Вполне способен к самовыражению. За счет хорошо развитой речи его легко понять.
- Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях; не выглядит обескураженным, когда меняется привычный уклад.
- Воодушевлен, когда находится среди людей; любит общаться, не любит одиночество.
- Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит деятельностью, в которой принимает участие.
- Принимает активное участие в различных мероприятиях. Всегда готов участвовать в подготовке к праздникам, соревнованиям и пр.
- Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается спортивными играми.
Таблица результатов лидерской характеристики учащихся.
№ | ФИ | Результат | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1 |
Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч |
Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен. Спортивный талант Если…
Технические способности Если…
Литературное дарование Если…
Музыкальный талант Если…
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться Если ребенок…
Способности к научной работе Если ребенок…
Артистический талант Если ребенок…
Незаурядный интеллект Если ребенок…
Обработка результатов: За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:(Кс) = (Б:У) * 100%,где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей. |
Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет) |
Прогрессивные матрицы Равена
Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. Прогрессивные матрицы Равена разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом. Прогрессивные матрицы Равена широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности.
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач. Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл. Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ: 1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.)
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. |
Тест Гилфорда (модифицированный)
Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Данная батарея тестов была предложена Е. Туник. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения процедуры — около 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Инструкция для испытуемого: газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
Оценивание. Результаты выполнения теста оцениваются в баллах. Имеются три показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = n.
Б — беглость, n — число уместных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.
2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.
Категории ответов
1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12(если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке). За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком. За одну категорию начисляется 3 балла.
Г = 3 m.
Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.
3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек. Один оригинальный ответ — 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
0р = 5 k.
0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k. Т 1
— суммарный показатель первого субтеста, Б 1 — беглость по 1 субтесту, Г 1 — гибкость по 1 субтесту, Ор 1 — оригинальность по 1 субтесту, n — общее число уместных ответов, m — число категорий, k — число оригинальных ответов.
Субтест 2. Последствия ситуации
Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Инструкция для испытуемого: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Оценивание: результаты выполнения субтеста оценивались в баллах. Имеются два показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий. 1 ответ (1 следствие) — 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30—40 человек). 1 оригинальный ответ — 5 баллов.
0р = 5 k.
0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.
Т 2 = n + 5 k.
Т 2 — суммарный показатель второго субтеста.
Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.
Субтест 3а. Слова
Модификация для детей 5—8 лет. Субтест проводится индивидуально.
Задача: придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом. Инструкция для испытуемого: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». На ответ дается 2 минуты. 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». На ответ дается 2 минуты. Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.
Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах. Имеются два показателя.
1) Беглость — общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл.
Б = n.
Б — показатель беглости, n — общее число слов.
Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.
2) Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек. 1 оригинальное слово — 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных слов.
Т 3 = n + 5 k.
Т 3 — суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5—8 лет).
Субтест 3б. Выражение
Модификация для детей 9—15 лет
Задача: придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Инструкция для испытуемого: придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. Время выполнения субтеста — 5 минут.
Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.
1) Беглость — число придуманных предложений (n).1 предложение — 1 балл.
Б = n.
2) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело». 1 слово — 0,1 балла.
Г = 0,1 m.
Г — показатель гибкости, m — число слов, используемых один раз.
3) Оригинальность. Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек. Одно оригинальное предложение — 5 баллов. Ор = 5 k. Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных предложений.
Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.
Т 3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).
Субтест 4. Словесная ассоциация
Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Инструкция для испытуемого : найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.
1) Беглость — суммарное число приведенных определений (n). Одно определение — 1 балл.
Б = n.
Б — показатель беглости.
2) Гибкость — число категорий ответов.
Одна категория — 3 балла. Г = 3 m. Г — показатель гибкости, m —число категорий ответов.
Категории ответов 1. Время издания (старая, новая, современная, старинная). 2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная). 3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная). 4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая). 5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая). 6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная). 7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая). 8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная). 9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная). 10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая). 11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная). 12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).
Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.
Г = 3 m.
Г — показатель гибкости, m — число категорий.
3) Оригинальность — число оригинальных определений. Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30—40 человек. Одно оригинальное определение — 5 баллов. 0р = 5 k. Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных определений.
Т 4 = n + 3 m + 5 k.
Т 4 — суммарный показатель четвертого субтеста.
Субтест 5. Составление изображений
Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур. Инструкция для испытуемого: нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок. Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа. Время выполнения всех рисунков — 8 минут. Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).
Оценивание. Оценивание производится по двум показателям.
1) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются: n 1 — число изображенных элементов (деталей); n 2 — число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до4.Одна деталь — 0,1 балла. Один класс фигур — 1 балл. n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).Одна ошибка — 0,1 балла.
Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i — 0,1 n 3i )
Б — беглость, i — номер рисунка (от 1 до 4). Баллы Б суммируются по четырем рисункам.
2) Оригинальность. k 1 — число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент — 3 балла. В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов. k 2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию).Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек. k 2 может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)
0 р 4 i=1 = 5 k + k 1i.
Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1 до 4).
Т 5 = Б + 0р.
Т 5 — суммарный показатель пятого субтеста, Б — беглость, 0р — оригинальность.
Субтест 6. Эскизы
Задача: превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. Инструкция для испытуемого : добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку. Время выполнения задания — 10 минут. Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.
Оценивание: проводится по трем показателям:
1) Беглость — число адекватных задаче рисунков. Один рисунок — 1 балл.
Б = n.
n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.
2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. Одна категория — 3 балла.
Г = 3m.
m — число категорий.
Категории ответов
- Война (военная техника, солдаты, взрывы).
- Географические объекты (озеро, горы, пруд, солнце, луна).
- Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
- Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
- Игрушки, игры (любые).
- Космос (ракета, спутник, космонавт).
- Лицо (любое человеческое лицо).
- Люди (человек).
- Машины. Механизмы.
10. Посуда
11. Предметы домашнего обихода
12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).
14. Спортивные снаряды.
15. Съедобные продукты (еда).
16. Узоры, орнаменты.
17. Украшения (бусы, серьги, браслет).
Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.
3) Оригинальность. Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30—40 человек). Один оригинальный рисунок — 5 баллов.
Ор = 5 k.
Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных рисунков.
T 6 = n + 3 m + 5 k.
Т 6 — суммарный показатель шестого субтеста.
При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись. У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.
Субтест 7. Спрятанная форма
Задача: найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении. Инструкция для испытуемого : найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? Время выполнения субтеста — 3 минуты. Тестовые стимульные: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.
Оценивание: результатов выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям: 1)Беглость — суммарное число ответов (n). Один ответ — 1 балл. Б = n. 2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30—40 человек. Один оригинальный ответ — 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор — оригинальность, k — число оригинальных, редких ответов.
T 7 = n + 5 k.
Т 7 — суммарный показатель седьмого субтеста.
Практический материал для работы по выявлению спортивно одаренных детей
Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией.
Среди наиболее известных зарубежных психомоторных тестов выделяют следующие:
Тест Пурдье состоит из 11 субтестов и предназначен для оценки непрерывно двигательных способностей, где оцениваются направленность реакций, непрерывно двигательная координация.
Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда включает два типа заданий, для выполнения которых необходимы специальная доска с отверстиями, небольшие стержни, металлические колечки, пинцет, шурупы и отвертка. В первой части теста испытуемый должен с помощью пинцета поместить стержни в отверстия доски, а затем надеть на каждый из них колечки. При проведении второй части теста испытуемого просят помещать в отверстия с резьбой небольшие шурупы и завинчивать их с помощью отвертки.
Тест на основные двигательные навыки Д. Арнхейма и У.Синклера может проводиться с детьми в возрасте от четырех до двенадцати лет. Он направлен на оценку способностей ребенка координировать работу глаз и рук, контролировать или регулировать движения разной амплитуды.
Тест на зрительно-двигательную координацию К.Берри состоит в том, чтобы ребенок воспроизвел 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает.
При диагностике психомоторных способностей широко используются также тест ловкости пальцев О.Коннора, Миннесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости Стромберга и др.
Тесты на моторные способности для диагностики моторных (психомоторных или сенсомоторных) способностей находят широкое практическое применение в профотборе и спорте.
Роль моторики в успешности овладения разнообразными видами деятельности отражена в тестах Ф.Гальтона, Э.Крепелина, в двигательном тесте Н.И.Озерецкого.
Моторные тесты направлены на изучение:
- точности движений, силы движений, темпа движений, ритма движений, скорости движений, точности движений.
- зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, твердость руки, скорость движения запястья и пальцев (скорость передачи сигналов рукой на телеграфном аппарате), тремора, ответной ориентация (способность находить правильный двигательный ответ на стимулы при высокой скорости предъявления), оценка контроля (умение сохранять контроль за изменяющимися по скорости и направлению объектами), координация точности мышечного усилия и др.
Для этого применяются разнообразные аппараты (динамометр, эргограф, термометр и др.).
Также целесообразно применение разнообразных тестовых заданий нанизывание бус, завязывание узлов, обводка сложных фигур, выгибание из проволоки фигур по заданным образцам) – проверяется ловкость, техническая сноровка, аккуратность и некоторые другие качества
Тест-анкета, ВЫЯВЛЕНИЯ потенциала одарённости
Разработана Американскими психологами А. де Ханом и Г. Кафом
У ребёнка спортивный талант, если:
- – он энергичен и всё время хочет двигаться;
- – он смел до безрассудства, и не боится синяков и шишек;
З – он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
4- неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
5- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
6- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
7- кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;
8- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Спортивная одаренность:
- Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
- Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
- Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. Д.).
- Физически выносливее сверстников