русс.
Предварительный просмотр:
Разноуровневые задания
по русскому языку для начальной школы
Использование в учебно – воспитательном процессе разноуровневых заданий является одним из потенциальных способов решения проблемы индивидуализации в обучении. В основу решения этой проблемы должна быть поставлена идея выбора самим обучающимся уровня сложности выполняемых заданий. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия для такого выбора.
Актуальность дифференцированного подхода т на первый план выдвигает организацию и управление целенаправленной учебной деятельности в общем контексте его жизнедеятельности — целенаправленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентацией, понимания смысла жизни для развития творческого потенциала личности.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся, создать позитивную мотивацию к учению и почувствовать ребенку свою успешность.
Основные требования к заданиям:
Задания 1 уровня.
Направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения. Ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняя задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»
Задания 2 уровня.
Задания на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.
Задания 3 уровня.
Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.
Название орфограммы | Разноуровневые задания |
Заглавная буква в начале предложения Заглавная буква в именах собственных | Уровень 1 1.Спиши, исправляя ошибки: У юли живёт кот снежок. снежок любит спать на окне. Скоро юля поедет с котом к бабушке. Бабушка живёт в костомукше. 2. Запиши 3 любых имени. Уровень 2. 1.Спиши, вставляя слова: Меня зовут … . Моя фамилия … . Я живу в городе … . 2. Запиши 2 любые фамилии. Уровень 3. 1.Спиши, придумай и вставь подходящие слова: Бабушка … вяжет внукам тёплые вещи. Вот носки для мальчика … . Вот варежки для девочки … . Рядом сидит кот … . Он смотрит на клубок. 2. Запиши названия 2 любых городов. |
Буквы и, у, а после шипящих | Уровень 1. 1.Спиши. Вставь пропущенные буквы: Рощ…ми называют небольш…е леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Ч…десна берёзовая рощ… за нашим селом. Мы ч…сто ходим в рощ… гулять. Как там хорошо! Пахнут душ…стые ландыш… . Уровень 2. 1. Спиши. Вставь пропущенные буквы: Рощ… залита ярким светом. Тихо журч…л ручей. В тени деревьев росли ландыш… . Они были хорош… . В роще громко стуч…т дятлы. Ч…дно свищ… синицы. 2. Придумай и запиши по 1 слову на жи-¬ши, ча-¬ща, чу¬-щу. Уровень 3. 1.Спиши. Вставь пропущенные буквы: Чиж… ж…вут в лесу. На ветку клёна сел чиж. Он запел. В кустах шуршат еж… . в траве ш…пят уж… . крич…т совы. Трещ…т дрозды. Скач…т сороки. Птицы ищ…т гнёзда. Как хорошо в лесу! 2. Придумай и запиши по 2 слова на жи-¬ши, ча¬-ща, чу-¬щу. Составь с любым словом предложение и запиши его. |
В сочетаниях Ч, Щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ | Уровень 1. 1.Спиши. Вставь, если надо, пропущенные буквы. На словах первого предложения поставь ударение: На берегу реки Москвы раскинулся парк. Стройные сосны, кудрявые липы, высокий дуб. По ветвям скачут белоч…ки. Они совсем руч…ные. Рыж…е, пуш…стые, так и хочется поиграть с ними. Уровень 2. 1.Спиши. Вставь, если надо, пропущенные буквы. На словах первого предложения поставь ударение: Ирина Ивановна Чацкова живёт в Москве. Город стоит на реке Москве. Она получила пис…мо. Какая радость! Внуч…та живы, здоровы. Старший – Игорь писал сам. Бабушку, конеч…но, ждут в Самаре. Чей это листок с рисунком? Это Павлик нарисовал бабушке своей маленькой руч… кой! 2.Придумай и запиши по 1 слову на ЧК, ЧН. Уровень 3. 1.Спиши.. Вставь, если надо, пропущенные буквы. На словах первого предложения поставь ударение: Ч…десные стоят ден…ки! Яркое солнышко и сил…ный моро… . Большая реч…ка в деревне Дубки уже замёрзла. Лё… стал крепкий. Около реки растут красивые ёлоч…ки. Ребята устроили там к…ток. Ил…юша Медведев и Полина Шарова помчались с собачкой Жучкой к реч…ке. Хорошо едут кон…ки! … (придумай и допиши конец рассказа) 2. Придумай и запиши по 2 слова на ЧК, ЧН. |
Безударные проверяемые гласные в корне слова | Задание 1. Уровень 1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Д(о,а)лёкий, л(а,о)скал, др(а,о)жал, л(и,е)сёнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда, в(и,е)сло, ст(а,о)да, т(и,е)мнота, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жёлый. Уровень 2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Д…лёкий-…, л…скал-…, др…жал-…, л…сёнок-…, т…пло-…, зв…зда-…, в…сло-…, ст…да-…, т…мнота-…, ст…нал-…, т…жёлый-…. Уровень 3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Придумай 4 предложения. Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый. Задание 2. Уровень 1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. М(е,и)дв(и,е)жонок, с(е,и)стра, вым(о,а)зался, на дв(а,о)ре, см(о,а)трела, л(е,и)тит, пч(и,е)ла, на хв(а,о)сте, т(а,о)скает, м(а,о)лоденький Уровень 2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. м...дв...жонок-…, с...стра-…, вым...зался-…, на дв...ре-…, см...трела-…, л...тит-…, пч...ла-…, на хв...сте-…, т...скает-…, м...лоденький-… . Уровень 3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Придумай 4 предложения. м...дв...жонок, с...стра, вым...зался, на дв...ре, см...трела, л...тит, пч...ла, на хв...сте, т...скает, м...лоденький |
Проверяемые согласные в корне слова | Задание 1. Уровень 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Ястре(б, п ), арбу(с, з), гара(ш, ж), жира(в,ф), заво(т,д), гвоз(д, т)ь, ёр(ж,ш), вежли(в,ф), хоро(ж,ш). Уровень 2. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -…. Уровень 3. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите слова на 2 группы. Допиши по 2 слова в каждый столбик. Ястре…, арбу…, гара…, жира…, заво…, гвоз…, ёр…, вежли…, хоро… . Задание 2 Уровень 1. Распредели слова на группы. Сто(к,г), пиро(г,к), но(ш,ж), хо(д,т), карапу(з,с), вперё(т,д), хле(п, б), лё(т,д), коло(с,з). Уровень 2. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Сто(к,г)- …, пиро(г,к)- …, но(ш,ж)- …, хо(д,т)- …, карапу(з,с)- …, вперё(т,д)- …, хле(п, б)- …, лё(т,д)- …, коло(с,з)- … . Уровень 3. Распредели слова на группы. Выпиши каждую группу в отдельный столбик. Вставь пропущенные буквы. Допиши по 2 слова в каждый столбик. Сто(к,г), пиро(г,к), но(ш,ж), хо(д,т), карапу(з,с), вперё(т,д), хле(п, б), лё(т,д), коло(с,з). Задание 3. Уровень 1. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Ры(б, п)ки, кры(ш,ж)ка, бли(с,з)кий, кро(ш,ж)ки, нахо(д, т)ка, ла(п, б)ка, сла(т, д)кий, иву(ш,ж)ка. Уровень 2. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Ры(б, п)ки - …, кры(ш,ж)ка - …, бли(с,з)кий- …, кро(ш,ж)ки- …, ла(п, б)ка- …, сла(т, д)кий- …, иву(ш,ж)ка- … . Уровень 3. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Допиши по 2 слова в каждый столбик. Ры … ки, кры…ка, бли…кий, кро…ки, нахо…ка, ла…ка, сла…кий, иву…ка. Задание 2 Уровень 1. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Гла(т,д)кий, ша(б,п)ка, ука(з,с)ка, ко(з,с)ьба, пиро(ш,ж)ки, ло(ф,в)кий, ко(ш,ж)ка, ло(д,т)ка, . Уровень 2. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Гла(т,д)кий- …, ша(б,п)ка- …, ука(з,с)ка- …, ко(з,с)ьба- …, пиро(ш,ж)ки-…, ло(ф,в)кий- …, ко(ш,ж)ка- …, ло(д,т)ка- … . Уровень 3. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Допиши по 2 слова в каждый столбик. Гла…кий, ша…ка, ука…ка, ко…ьба, пиро…ки, ло…кий, ко…ка, ло…ка, . |
Непроизносимые согласные в корне слова | Задание 1. Уровень 1. Выпиши слова с непроизносимой согласной. Обозначь орфограмму. Ездить, езда, поезда - поез…ка, наез…ник; Звезда, звёздочка – звёз…ный. Свист, свистеть, засвистел - свис…нуть. Честь – чес…ный. Вести, известить – извес…ный. Уровень 2. Прочитай. Найди и выпиши слова с непроизносимой согласной в корне слова. Ездить, езда, поезда, поездка, наездник. Звёздный, звезда, звёздочка. Свист, свистнуть, свистеть, засвистел. Честь, честный. Вести, известить, известный. Уровень 3. Прочитай. Найди и выпиши слова, вставляя пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Допиши 2 слова с непроизносимыми согласными в корне. Поезка - …, наезник - …, звёзный -…, свиснуть - …, чесное - …, извесный -… . Задание 2. Уровень 1. Прочитай. Выпиши слова, где нет непроизносимой согласной. Напиши проверочные. Лестница, вкусный, опасный, искусный, здравствуй, прекрасный, пастбища. Уровень 2. Прочитай. Запиши, вставьте пропущенные согласные. Лес(т)ница- …, вкус(т)ный-…, опас(т)ный-…, искус(т)ный-…, здра(в)ствуй-…, прекрас(т)ный-…, пас(т)бища-… . Уровень 3. Прочитай. Выпиши и распредели слова в 2 столбика. Запиши по 2 слова в каждый столбик. Лесница-…, вкусный-…, опасный-…, искусный-…, здраствуй-…, прекрасный-…, пасбища-… . Задание 3. Уровень 1. Прочитай. Выпиши слова, где нет непроизносимой согласной. Напиши проверочные. чудес...ный, звез…ный, интерес...ный, жалос…ный, капус...ный, ужас…ный. Уровень 2. Прочитай. Выпиши слова вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные. Чудес(т)ный-…, звез(д)ный-…, интерес(т)ный-…, жалос(т)ный-…, капус(т)ный-…, ужас(т)ный-… . Уровень 3. Прочитай. Выпиши и распредели слова в 2 столбика. Запиши по 2 слова в каждый столбик. удес...ный, звез…ный, интерес...ный, жалос…ный, капус...ный, ужас…ный. |
Разделительное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок | Задание 1. Уровень 1. Выпиши слова с приставками (За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика. Уровень 2. Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень. (За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика. Уровень 3. Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Придумайте 4 свои слова с приставками и предлогами. (За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика. Задание 2 Уровень 1. Выпиши слова с приставками (На)ехал (на)камень, (на)писал (на)полях, (вы)рос (из)земли, (за)плакала (от)горя, (у)везли (с)поля, (по)бежал (по)поляне, (пере)городил (перед)домом, (за)работал (на)заводе, (по)ехал (на)лыжах, (на)рвала (на)лугу. Уровень 2. Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень. (На)ехал (на)камень, (на)писал (на)полях, (вы)рос (из)земли, (за)плакала (от)горя, (у)везли (с)поля, (по)бежал (по)поляне, (пере)городил (перед)домом, (за)работал (на)заводе, (по)ехал (на)лыжах, (на)рвала (на)лугу. Уровень 3. Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Придумайте 4 свои слова с приставками и предлогами. (На)ехал (на)камень, (на)писал (на)полях, (вы)рос (из)земли, (за)плакала (от)горя, (у)везли (с)поля, (по)бежал (по)поляне, (пере)городил (перед)домом, (за)работал (на)заводе, (по)ехал (на)лыжах, (на)рвала (на)лугу. Задание 3 1 уровень. |
Разделительные Ъ и Ь | Задание 1. Уровень 1. 1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. С высоких гор бегут руч..и. В тенистых лесах громко чирикали вороб..и. В колхозных садах хорошо поют солов..и. Шофер пред..явил документы сотруднику милиции. Перед взором туристов раскинулась необ..ятная степь. От..езд в лагерь был назначен на раннее утро. 2. Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ. В…езд в город, на стене об…явление, лис..и следы, пред…явите документы, раз…ыскал товарища, войти в под.ъезд, раз…яснил задание, раз…яренный зверь, под…емный кран, вы…езд из города,необ…ятная степь. Уровень 2. 1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Мы пол..ем сегодня цветы. Вся наша сем..я вышла в сад б..лить дерев..я. Олен…и рога ценятся дорого. С..едобные грибы дети клали в к..рзинку. Бревна на д..р..вянном м..сту раз..ехались. Рабочий пред..явил пропуск контролеру. 2.Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Езда (от-, под-, по-, раз-, вы-, за-). Ел (по-, с-, об-, под-, раз-, пере-). Уровень 3. 1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Грус..ные раздум..я т..снились в голове старого почтал..она. Ни..кие кол..я отд..ляли поле от сада. Сильная в..юга задержала путешественников. Отряд внимательно выслушал об..явление об от..езде в город. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс. 2. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Дядя Ил.я поехал на (с)езд и взял меня (по)г..стить у бабушки. К (под)езду (под)ехал автомобиль. Мы (вы)ехали на дорогу и через час (в)ехали в город. |
Употребление Ь на конце существительных после шипящих | Уровень 1. Задание 1.Спиши сочетания слов. Измени окончания существительных, данных в скобках, по смыслу. Тёмная (ночи) – … . Резиновый (мячи) – … . Красивая (вещи) – … . Вкусный (калачи) – … .
Уровень 2. Задание 1. Подбери к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначь их род. Задание 3. Проверь написание слов и впиши в ту колонку, в которую считаешь нужным (1 - правильно, 2 - неправильно) Уровень 3. Задание 1. Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь. |
Не с глаголами | 1 уровень. Спишите предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами. Выделите окончания глаголов. Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори. 2 уровень. Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, чего не может делать бельчонок. Выделите окончания глаголов. 3 уровень. Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов. |
Перенос слов | Уровень 1. Спиши. Слова первого предложения выпиши, разделяя их для переноса: Зимний день. Около дома гуляют дети. Ванюша строит горку. Ириша катит ком снега. Будет снежный дед. У Евы санки. Юля возит брата Витю. Стасик идёт на каток. Уровень 2. Спиши, разделяя душкой слова на слоги. Слова четвертого предложения выпиши, разделяя их для переноса: Утром Коля вышел из дома. Дул сильный ветер. Выла вьюга. Малыш боялся идти в школу один. Он заметил Сашу. Тот испугался пурги и стоял под липой. Мальчики взялись за руки и побежали в школу. Дети были рады. Уровень 3. Спиши, ставя где надо точки. Слова первого предложения выпиши, разделяя их для переноса: На дворе стояла снежная зима были сильные морозы гулять нельзя дети сидят дома они стали играть в школу старший брат учит маленькую свету писать мама готовит чай папа пишет другу письмо. |
Список литературы и источников
1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. – М.: «Владос». 2007
2. Белошистая А.В. Обучение математике в начальной школе. Методическое пособие. – М.: «Academia», 2006 7
3. Конева Л.С. Технология разноуровневого обучения учащихся начальной школы.Аркор, 1999.
4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.:сентябрь, 2000.
5. Дидактический материал по русскому языку для начальной школы. 2014.
6. Диагностические разноуровневые задания по русскому языку и по математике для младших школьников https://mega-talant.com/biblioteka/didakticheskiy-material-posobie-raznourovnevyh-diagnosticheskih-zadaniy-po-russkomu-yazyku-i-po-matematike-dlya-uchaschihsya-1-4-klassov-95903.html