Формирование у обучающихся современных образовательных компетенций проектной деятельности

Серебрякова Ирина Викторовна

Темпы развития общества ускоряются с каждым годом и это не может не повлиять на ситуацию в сфере образования.

Мы- педагоги,  готовим сейчас новую модель выпускника, в которой наряду с традиционными качествами личности будут такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. И такая подготовка не может быть обеспечена за счёт простого усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой, применять инновационные технологии, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

 Следовательно и педагог, работающий по новым стандартам, должен прежде всего сам обладать проектной и исследовательской культурой, владеть теми методами и технологиями, которые в наибольшей степени способствуют формированию ключевых проектных  компетенций у обучающихся. Открытие Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» позволило нам сделать шаг  вперед в формировании современных образовательных компетенций у наших обучающихся, в частности проектных компетенций.

 Одна из китайских пословиц гласит: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне –и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь»

   Вовлечь обучающихся в проектную деятельность – значит, организовать совместную работу учителя и обучающихся, направленную на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

    И, действительно, вовлечение обучающихся в полноценную познавательную деятельность выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости, умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида  заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности и оказывает влияние на все сферы  его жизнедеятельности.

 Что представляет собой ПРОЕКТ? Проект – это   5 «П»

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио

      Проект – это возможность ребенка выразить свои собственные идеи в удобной для него творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остаются реальные знания и полученный опыт.

   Проектная деятельность – это своего рода  гибкая модель организации образовательно-воспитательного процесса, которая способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований, умению презентовать итоговый продукт проекта.

     Конечно, педагоги  использовали проектную деятельность в учебно-воспитательном процессе еще до открытия  Центра цифрового и гуманитарного профиля «Точка Роста». Поэтому анализируя свою деятельность мы смогли выявить некоторые проблемы и сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских работ обучающихся. Они отмечают, что  дети, особенно младшие школьники, зачастую не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники, не имеют базовых знаний и умений в проектной деятельности.  Поэтому сейчас нашей основной целью является поэтапное формирование проектных компетенций у наших обучающихся. Что это значит? Мы разделили свою работу на 3 этапа:

    На первом этапе обучающиеся выполняют проектные действия при помощи учителя с опорой на систему наводящих вопросов и действий, выполняют определенные инструкции, работают по алгоритму, оформленному в виде памятки, к которой они могут обратиться в любой момент. (младшие школьники)

 На втором этапе обучающиеся как самостоятельно так и объединившись в группу и распределив обязанности, реализуют  задуманный проект по алгоритму-памятке. Здесь учитель в роли консультанта, советует и направляет при необходимости(среднее звено)

И третий этап – это уже свободное, самостоятельное выполнение проекта на основе ранее приобретенного опыта без помощи учителя. Учитель в роли наблюдателя (старшее звено)

     Плюс ко всему, обсуждая вопрос «Как успешно организовать процесс формирования у обучающихся компетенций проектной деятельности?»   мы выделили для себя  следующие условия. Итак, для создания ситуации успеха необходимы:

- профессиональная готовность педагогов к осуществлению данной задачи,

 -формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся,

- последовательное включение обучающихся в проектную деятельность, т.е. прохождение всех этапов, начиная с элементарных базовых компетенций

 - тьюторское сопровождение проектной деятельности;

 -мониторинг формирования ключевых компетентностей на каждом из этапов.

 Виды проектов, которые используют наши педагоги в своей деятельности: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые.     Сроки реализуемых нами проектов также различны: от краткосрочных до долгосрочных. Буквально несколько слов по каждому виду :начну с мини-проекта, его выполнение занимает один –два (спаренных )урока, его мы применяем на первом базовом этапе формирования проектных компетенций.  Далее среднесрочные проекты, выполнение которых занимает от одной недели до месяца, они характерны для второго этапа формирования проектных компетенций. И, наконец, создание долгосрочных проектов, занимающее от 2-х месяце и более. К сожалению, из всех представленных в таблице видов проектов, нами еще не был реализован годовой долгосрочный проект. Это  цель, которую мы поставили перед собой на ближайшее будущее. Теперь, что касается этапов самого процесса проектирования. Как видно из данного слайда речь идет о следующих этапах:

1.Подготовка

Определение темы, уточнение целей исходного положения.

Выбор рабочей группы.

2.Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критерии оценки результатов. Ролевое распределение в команде.

3. Принятие решения.

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив с помощью «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

4.Выполнение

Выполнение проекта

5. Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач), достижения поставленной цели

6 .Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Также в представленной таблице вы можете видеть деятельность обучающихся и педагога на каждом этапе реализации проекта. Если внимательно посмотреть  на деятельность педагога, то можно проследить то, о чем говорилось ранее – поэтапное формирование компетенций проектной деятельности начиная с совместной деятельности на начальных этапах и заканчивая  наблюдением, советом (по просьбе или необходимости).          

Но самое главное, овладение  проектной деятельностью обучающимися должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования и воспитания.

Так, например, при организации проектной  работы в начальной школе мы учитываем возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ, проблема проекта,  мотивация для включения в самостоятельную работу, выбираются в области познавательных интересов ребёнка, которые  находятся в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта ограничиваем 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить   цели и задачи работы  совместно с детьми. В зависимости от вида проектной работы целесообразно включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными источниками информации.

Для обучающихся  основной школы на первый план уже выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную деятельность мы стараемся организовывать в групповых формах. При этом не  лишаем ребенка возможности выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираем из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальные, коллективные и личные взаимоотношения. Это необходимо для того чтобы получить социально и практически значимый результат.

Презентацию результатов проектирования обязательно проводим в публичной форме, как минимум –это выступление перед другими обучающимися, идеальный вариант –это, конечно, школьная конференция, — т.к в данном случае идёт подготовка к  мероприятиям различных уровней ( городские конкурсы и конференции).

Для обучающихся старшей школы темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения, профориентации. На данном этапе для нас предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы, т.к формирование надлежащего уровня компетентности в проектной деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования)  достигается как раз к концу 10 класса.

Что касается  дополнительного образования, в котором  нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов обучающимися происходит в момент выбора ими секций, кружков и обществ, которые они посещают. При выборе формы работы мы учитываем возрастные особенности детей. Но в зависимости от уровня ранее полученных ими результатов предоставляем возможность обучающимся перейти на более высокий уровень вне зависимости от возраста.

Самое главное, где бы мы ни занимались, с кем бы мы ни занимались проектной деятельностью  необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности.

Так что же все –таки нужно для успешного формирования компетенций проектной деятельности у обучающихся? Кратко подытоживая вышесказанное, я бы выделила самое основное:

1.необходимые стартовые знаниями, умениями и навыками  в содержательной области проекта – ребенку должна быть понятна  и интересна тема, над которой он работает

2. базовые навыки проектирования – ребенок должен иметь представление об основных этапах реализации проекта

3. самостоятельность в работе на различных этапах проекта – помощь учителя в случае необходимости

4. мотивация , как  источник энергии для творческой активности.

 Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

  Оценка успешности обучающегося в выполнении проекта, также играет важную роль. В качестве критериев оценивания мы берем:

1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. практическое использование предметных и общекультурных ЗУН;

4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;

5. степень осмысления использованной информации;

6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. уровень организации и проведения презентации: 10. владение рефлексией;

11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. социальное и прикладное значение полученных результатов.

 

Но при оценке успешности обучающегося в проекте  необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание его состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых ребенком результатов!

 

Заканчивая наш теоретический модуль, приведу слова нашего великого земляка Л.Н.Толстого:  «Знание только тогда
знание, когда оно обретено
усилиями своей мысли,
а не памятью».