«Эффективные приёмы и методы подготовки к ГИА ».
«Эффективные приёмы и методы подготовки к ГИА ».
Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Эта компетенция обеспечивает способность учащихся к межкультурному общению, способность вступать в равноправный диалог с носителями языка. Единый государственный экзамен по английскому языку является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ и ОГЭ обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования. Основная подготовка учеников к ОГЭ и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.
Для успешной сдачи экзамена необходима серьезная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Большим подспорьем в подготовке к экзамену стало открытие базы заданий ФИПИ. В начале учебного года ученику и учителю необходимо построить дорожную карту, в которой будет намечен путь подготовки ученика, контрольные точки изучения материала. Здесь же будут отмечаться все успехи и трудности, с которыми сталкивается ученик. Ученик будет визуально понимать на какой стадии подготовки к ОГЭ он находится, а также видеть степень освоения изученного материала на каждой пройденной стадии маршрута, который был проложен совместно с учителем. Преподавателю полезно также завести Тетрадь Достижений Ученика. Здесь он будет фиксировать все результаты каждого ученика. Ученику необходимо иметь комплект тетрадей (для каждого вида речевой деятельности). Например, тетрадь для написания писем, тетрадь для лексико-грамматических упражнений, тетрадь для подготовки к монологическим высказываниям. Отдельные тетради нужны для того, чтобы учитель мог брать тетради на проверку, не оставляя при этом ученика без материалов для подготовки к экзамену. К середине первой четверти учащиеся привыкают к тому, что по понедельникам, например, они сдают тетради с написанными письмами, по средам – грамматические упражнения и т. д.
Необходим постоянный контроль учителя за качеством выполнения домашних заданий по подготовке к ОГЭ. Еженедельный скрининг результатов выполнения тестов на основе заданий из банка ФИПИ также наглядно показывает учителю наиболее уязвимые места в подготовке к экзамену. Четкая организация подготовки к экзамену не только дисциплинирует ученика, но и экономит время всех участников процесса подготовки к ОГЭ.
Психологическая готовность ученика к ОГЭ и ЕГЭ также играет немаловажную роль. Уверенность учащегося несомненно подкрепляют успехи в изучении предмета. Однако необходимо помнить о том, что экзамен проходит в непривычной для ученика среде, к которой его также необходимо готовить. В большей степени это относится к устной части экзамена. Так, необходимо тренировать учащихся строить монологические высказывания в шумных местах. Напомним, что на экзамене в аудитории будут сдавать устный экзамен сразу несколько человек. Многим детям внешний шум мешает сосредоточиться, вследствие чего они допускают ошибки. Необходимо приучить учеников сдавать устную часть на компьютере, а также развивать чувство времени, так как отсчет времени на экране также нервирует многих экзаменующихся. Таким образом, знакомые условия сдачи экзамена придадут ученику уверенности в себе.
Рассмотрим самые приемлемые задания и приёмы для подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации по 3 основным разделам, представленных в ОГЭ и ЕГЭ – чтение, аудирование, письмо.
Задания и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Чтение».
К сожалению, неумение читать тесты НЕ механически, а выполняя определенные задания, в значительной степени отражающие умения смыслового чтения, приводит к серьезным ошибкам при выполнении не только заданий раздела «Чтение» экзаменационной работы, но и к недочетам и непониманию заданий других разделов. При разработке данных рекомендаций использовались многие источники, но особенно хотелось бы отметить материалы Федерального института педагогических измерений при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Учитывая изменения, коснувшиеся элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся в 2013 году, хотелось бы подробнее остановиться на требованиях к экзаменам, специфике заданий, а также методике и рекомендациях по подготовке.
Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:
– понимать тему в полном объёме;
– извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;
– понимать логические связи внутри и/или между частями текста;
– догадываться о значении отдельного выражения по контексту;
– подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
– изменять скорость чтения в зависимости от задания.
К сожалению, многие школьники не владеют всеми способами чтения на иностранном языке и совершают типичные ошибки:
впадают в панику при виде первого незнакомого слова. Сразу пытаются перевести незнакомые слова, даже не пытаясь догадаться о значении слов по контексту или использовать языковую догадку;
полностью игнорируют неизвестную конструкцию/слово, тем самым упуская существенный смысл высказывания;
неправильно распределяют силы и время на задания, следовательно, не могут уложиться во временной лимит, начинают паниковать.
Перейдём непосредственно к рекомендациям по подготовке учащихся к выполнению заданий разного типа:
Задания на подбор заголовков
1. Обсудите с учащимися, что для успешного выполнения подобного задания нужно уметь находить ключевые слова.
2. Разделите класс на группы и дайте задание каждой группе поделить какой-либо текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части. Группы обмениваются обработанными таким образом текстами, и учащиеся подбирают заголовки к частям текста, подготовленным другой группой.
3. Обязательно обговаривайте время выполнения тренировочных заданий и жестко соблюдайте установленные временные рамки для того, чтобы преодолеть боязнь нехватки времени и предотвратить возможную панику на экзамене.
Задания на соответствие утверждениям
1. Каждый раз, задавая прочитать текст, сокращайте отводимое для чтения время, пока учащиеся не научатся укладываться в нужное время.
2. При поиске ответов на вопросы к тексту обращайте внимание на то, что прежде всего нужно определить ключевые слова в самих вопросах, а затем по ним находить только ту информацию, которая запрашивается, избегая детального прочтения всего текста.
3. Давайте задания такого типа: предложите текст для чтения и задайте вопрос, который не совсем подходит к тексту, и попросите учащихся изменить либо текст, либо вопрос так, чтобы они соответствовали один другому.
Задания на полное понимание прочитанного
1. Регулярно давайте задания прочитать текст и ответить на вопрос, проверяющий понимание основного содержания, четко обговаривая время и строго соблюдая временные рамки выполнения задания.
2. Давайте задания на нахождение по ключевым словам той части текста, где содержится необходимая информация.
3. Давайте задания на формирование умения «читать между строк» — делать выводы и интерпретировать прочитанное.
Задания и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Аудирование».
Являясь одним из самых сложных видов речевой деятельности, восприятие на слух требует формирования определенных умений и навыков. В условиях отсутствия реальной языковой среды, обучение аудированию предполагает помимо речи учителя использование аудиозаписей. Успешность процесса осмысления и запоминания воспринятой на слух информации определяется как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся условия, в которых осуществляется восприятие на слух предъявляемого текста: наличие незнакомых грамматических явлений, незнакомой лексики, темп речи и ее индивидуальные особенности, неповторимость, кратковременность воспринимаемой информации. Субъективные факторы определяются особенностями психики и уровнем сформированности механизмов аудирования (наличие навыков фонематического и речевого слуха, аудитивной памяти, внимания, внутреннего артикулирования, воображения, прогностических способностей восприятия, и мышления),неумение преодолевать трудности во время процесса аудирования. Авторами официального информационного портала ЕГЭ выделяются типичные ошибки экзаменуемых:
– неумение выделять ключевые слова в тексте;
– неумение игнорировать ненужную информацию;
– ставят верно/неверно /нет информации исходя не из содержания текста, а из своего социального опыта;
– дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова;
– выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами.
Из основных трудностей учащиеся при аудировании можно выделить следующие:
– слишком быстрый темп звучащей речи;
-необходимость обрабатывать услышанное для выбора ответа;
-необходимость выделять существенную информацию;
-следить за ходом мысли говорящего;
-наличие незнакомых слов;
– сохранение внимания;
-необходимость удерживать информацию в памяти;
-воспринимать особенности произношения;
-адаптироваться к смене говорящего.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что учителю необходимо уделять особое внимание заданиям, направленным на снятие трудностей как на этапе восприятия, так и на этапе осмысления. Опираясь на опыт учащихся к итоговой аттестации, можно сказать, что успех зависит от ее эффективности. Используемые нами в практике упражнения и задания позволяют постепенно и целенаправленно формировать навыки аудирования, формировать определенные общеучебные и специальные умения. Руководствуясь психологическими особенностями процесса понимания, а также трудностями понимания аутентичного текста система упражнений, направленных на развитие аудитивных умений, должна быть построена на следующих принципах:
-направленность на достижение конечных(промежуточных ) целей;
-направленность на преодоление психологических/лингвистических сложностей воспринимаемой на слух речи;
-направленность на совершенствование рецептивных механизмов аудирования;
-учет специфики структурной организации аудирования как вида речевой деятельности;
-система упражнений должна содержать упражнения для предтекстовой, текстовой и послетекстовой работы;
-система упражнений должна обеспечивать понимание текста, как на уровне значения, так и на уровне смысла.
Система из упражнений.
1. Упражнения на развитие речевого слуха
При развитии речевого слуха можно использовать упражнения со зрительной опорой, где в качестве таковой можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему. Хорошим источником подобного аудирования являются учебные фильмы, где картинка полностью отражает содержание текста. Широко используется и направленное аудирование- на узнавание конкретных слов,структур, извлечение конкретной информации. Это задание может сопровождаться заполнением пропусков (слов, артиклей, предлогов).
2. Упражнения на тренировку памяти
1) Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы.
2) Запомнить информацию в тексте и повторить ее в той же последовательности.
3) Прослушать слова и сгруппировать по признаку.
4) Расширение предложений.
Kate is a teacher/My sister Kate is a teacher/ My older sister Kate is a teacher/ My older sister Kate is a teacher in London/My older sister Kate is a high school math teacher in London/ My older sister Kate has been a high school math teacher in London for 5 years.
5) Описание фото или иллюстрации. Работа проводится в парах или группах. Каждая группа учащихся говорит 1 предложение, относящееся к иллюстрации. Следующая группа должна повторить предыдущее предложение и сказать свое.
3. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования
1) Подобрать как можно больше определений /синонимов/антонимов к словам.
2) Составить возможные словосочетания с наречиями/глаголами…
3)В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания.
4) Упражнения на логическое развитие замысла, предполагающие умение закончить фразу.
5)Определить содержание по заголовку, ключевым словам, иллюстрациям.
6)Прочтите/ прослушайте заголовок и скажите, о чем будет идти речь в данном тексте.
7) Прослушайте предложения первого абзаца и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
4. Упражнения, развивающие умения находить в тексте специфическую информацию
1) Просмотрите статью и определите основную тему, опираясь на ключевые слова.
2) Просмотрите текст и скажите, содержит ли он интересующую вас информацию.
3) Просмотрите текст и определите его характер (описание, рассуждение, повествование).
4) Просмотрите текст и скажите, есть ли в нем ответы на поставленные вопросы.
5. Упражнения, развивающие умения понимать главное в тексте
1) Выразите согласие/ несогласие с приведенными ниже утверждениями.
2) Ответьте на вопросы к тексту.
3) Выберите правильный ответ из нескольких данных.
4) Составьте план прослушанного.
6. Упражнения, способствующие полному и точному пониманию всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание
1) Опираясь на прослушанный текст, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
2) Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передает содержание прослушанного текста.
3) Прокомментируйте предложения из прослушанного текста.
7. Упражнения на использование вокабуляра для развитие стратегий предвосхищения
1) Дайте наибольшее количество вариантов, которые можно использовать, чтобы закончить предложения.
2) Определите по формальным признакам, какими частями речи являются выделенные слова.
3) Сгруппируйте слова с одинаковым корнем/суффиксом/приставками и догадайтесь об их значении.
4) Используя указанные слова, заполните пропуски и восстановите предложения.
8. Упражнения в идентификации маркеров дискурса
1) Прочтите опорные слова и словосочетания и назовите тему текста.
2) Определите, какие слова относятся к второстепенной информации.
3) Исправьте ошибки в данных предложениях после прослушивания текста.
Приёмы при подготовке учащихся к разделу «Аудирование».
1. Методический прием «Мозговая атака» используется с целью активизации имеющихся знаний. Учитель произносит фразу или слово Учащимся предлагается записать все слова или фразы по данной теме.
2. Создание кластеров является способом графической организации материала. Задание предполагает работу в парах, группах. Посредине листа или доски пишется ключевое слово или предложение по теме. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты. Соединить их с ключевым словом. Получается так называемое «поле идей». Прослушать текст и определить, какие идеи прозвучали в тексте.
3. Стратегия «Ассоциации». Учитель называет слово по теме. Учащиеся говорятс чем оно у них ассоциируется.
4. Одними из эффективных способов являются использование тематических иллюстраций для обсуждения темы и ответы на вопросы по теме. Вопросы и обсуждения направлены на активизацию лексики и знаний по теме, помогают учащимся развивать навыки критического мышления(определение причины, взаимоотношений, делать выводы).
5. Прием «Дерево предсказаний» направлен на прогнозирование событий. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа. Выполняя это задание, учащиеся учатся уметь отличать факты от предположений и личного мнения.
6. Учащиеся сначала читают одну роль в диалоге, потом они пытаются восстановить вторую, затем прослушивают диалог и сравнивают.
7. Учащиеся слушают часть истории, выдвигают свои идеи окончания истории, после прослушивания сравнивают.
8. Учащиеся читают заголовки, выдвигают идеи, что случилось, затем слушают текст и сравнивают.
Задания и приёмы для подготовки учащихся к разделу «Письмо».
1. Основам письма начинают обучать уже в начальной школе. Учащиеся выполняют упражнения типа – “Напиши своему другу, который живет в Англии, письмо и расскажи о….”. Или “Напиши письмо Деду Морозу” и т.д. Данный вид тренинга, несомненно, имеет много плюсов. Что касается меня, я считаю этот вид работы рациональным. Потому что у него практическая направленность. Мои ученики, например, ждут, какому виртуальному другу они в очередной раз пишут письмо?!
2. Учащиеся 5-6 классов после прочтения очередного текста получают заданиенаписать письмо от имени одного из героев.
3. Короткий рассказ или статья в журнал (7-9 классы) не только учат грамотно излагать свои мысли, но и развивают творческое воображение учащихся. И снова на помощь приходит идеально составленная стратегия, к которой дополнительные комментарии просто излишни.
4. Проект (мини-проект) (2-11 классы) – это еще одно письменное задание. Его ценность в том, чтобы учащиеся смогли изложить найденную информацию в постере (2-8 классы) или компьютерной презентации (9-11 классы) как можно короче, изложив при этом самую её суть.
5. Сочинение – описание события или картины заставляет учащихся не только назвать предметы или перечислить события и факты, но и сделать это ярко и выразительно. Здесь не обойтись без разнообразных описательных прилагательных, красивых и, разумеется, правильных грамматических структур. Рекомендуется использоватьопорные выражения и связующие слова.
6. Создание учащимися собственных презентаций – это тоже своего рода письмо, только с применением ИКТ. Здесь тоже важно посоветовать ученику не только, как грамотно и какой объем текста следует разместить на слайде, но и какой фон выбрать, какой режим подобрать, если по ходу презентации идет рассказ ученика.
7. Ролевая игра. Интересна в этом случаи пресс-конференция по окончании изучения какой-то темы. Например, взять биографию какой-то знаменитости. Один ученик является самой знаменитостью, второй – ее пресс-секретарем (чтобы снять вопросы, ответ на которые явно неизвестен, или дать дополнительную информацию), остальные играют роли журналистов. По окончании пресс-конференции каждый из “журналистов” должен написать небольшую статью о ней и об этой знаменитости. Но у каждого свое издание, для которого должна быть написана статья. Например, журналисты из журнала для домохозяек, из журнала про автомобили, из журнала о кинематографии, о спорте и здоровом образе жизни, журнале для подростков и так далее. Так как время на конференцию ограничено, то и успеть задать вопросы учащиеся стремятся все, понимая, что в противном случае не получат “свою” информацию. После такого упражнения легко задавать конкретного адресата для письменных работ, в том числе и личных писем, и письма получаются намного более содержательными и адекватными коммуникативной задачи. Думаю, что обучать содержательности письменных высказываний и умению учитывать опоры из задания можно вполне эффективно через обучение адресованности текстов.