Обзор ㅤ ㅤ ㅤ программных ㅤ ㅤ ㅤ средств ㅤ ㅤ ㅤ управления ㅤ ㅤ ㅤ проектами ㅤ ㅤ ㅤ в ㅤ ㅤ ㅤ сфере ㅤ ㅤ ㅤ образования
Обзор ㅤ ㅤ ㅤ программных ㅤ ㅤ ㅤ средств ㅤ ㅤ ㅤ управления ㅤ ㅤ
ㅤ проектами ㅤ ㅤ ㅤ в ㅤ ㅤ ㅤ сфере ㅤ ㅤ ㅤ образования
Габитова А.Р. – учитель математики и информатики
Аннотация: Статья посвящена обзору программных средств управления проектами в сфере образования. Учитывая, что сфера образования малобюджетная, следовательно, в настоящее время и в будущем стоит выбирать программные средства управления проектами из числа бесплатных и облачных решений.
Ключевые слова: программные средства управления проектами, Microsoft Project, Oracle Primavera, проектная деятельность.
Abstract: This paper provides an overview of project management software in education. Given that the low-budget sphere of education, therefore, now and in the future is to choose the software project management of the number of free and cloud solutions.
Keywords: project management software, Microsoft Project, Oracle Primavera, project activity.
Роль и место проектной деятельности в сфере образования в значительной мере определяются типологией соответствующих образовательных и научных инноваций. Управление разработкой и внедрением образовательных инноваций в реальную педагогическую практику предполагает применение технологий проектного управления в образовательном и воспитательном процессах, а также в их организации и проведении. Научные инновации воплощают в продуктах и услугах новые научные знания, полученные в ходе реализации научных проектов, являющихся основной формой организации научной деятельности образовательных учреждений.
Допустимо утверждать, что проектная деятельность является дополнительным элементом системы управления учебными заведениями разного уровня образования. Управляя проектами в сфере образования, важно понимать их масштаб. На рисунке 1 представлен типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения. Выбор инструментальных средств управления проектами в сфере образования должен осуществляться с учетом возможности оказания полноценной информационной поддержки, обеспечивающей выполнение определенного набора функций.
В процессе управления образовательными и научными проектами на их различных этапах могут потребоваться разные типы программного обеспечения (ПО) при осуществлении тех или иных управленческих функций (рис. 2). Отраслевые и ресурсные особенности проектов определяют типы решений и список критериев для выбора наиболее подходящего ПО.
Учитывая вышесказанное, определимся с классификацией программного обеспечения управления проектами:
Рисунок 1 – Типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения
- по стоимости:
- дорогое (более 1000$);
- недорогое (менее 1000$);
- бесплатное;
- по количеству поддерживаемых функций:
- непрофессиональное (настольное);
- профессиональное.
- по уровню специализации:
- универсальное;
- специализированное.
Выявляя лидеров среди информационных систем управления проектами (ИСУП) в сегменте крупных универсальных решений (hi-end) (Primavera Enterprise Project Portfolio Management - EPPM), воспользуемся результатами исследований Gartner Group [1].
Рисунок 2 – Типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения
В настоящее время неоспоримыми преимуществами обладают MS Project, HP PPM и Oracle Primavera (рис. 3), функционал которых сформирован на основе процессов описанных в методологии проектного управления и соответствует требованиям оптимальности. Последнее значительное перераспределение ведущих позиций в нишевой группе лидеров ( Leaders) квадрата Gartner связано с покупкой компанией Oracle в 2008 г. Primavera Systems и появлением в 2010 г. появлением MS Project 2010.
Рисунок 3 – Квадрата Gartner для решений уровня EPPM
Для выполнения сравнительного анализа указанных решений уровня EPPM с учетом возможности их использования при управлении проектами в сфере образования воспользуемся аналитическими отчетами Gartner и рекомендациями В. Богданова по их сравнительному анализу на основе бальных оценок трех сильных сторон и трех ограничений (-2, -1, 0, 1, 2). Сведем результаты сравнения в таблицу 1 [3].
Дополним анализ итогами еще одного исследования Gartner, определяющего рейтинг Market Scope
по новой схеме легких, средних и тяжелых решений по схеме "срок/деньги/результат" [4].
Таблица 1 – Сравнительный анализ ведущих EPPM-систем
| MS Project Server | HP PPM | |
Сильные стороны | |||
Единое информационное пространство с другими решениями компании на основе единой платформы | +2 |
|
|
Возможности управления проектами и портфелями проектов в рамках одного решения | +2 | +2 | +2 |
Наличие решений компании, интеграция с которыми добавляет преимущества в предметных областях |
| +1 |
|
Зрелость решения и его многолетнее присутствие в сегменте рынка EPPM |
| +1 | +1 |
Зрелость и финансовая стабильность компании-производителя | +1 |
| +1 |
Ограничения | |||
Отсутствие собственных сервисов облачных систем управления проектами (SaaS) | -1 | -1 | -1 |
Отсутствие инструментов бюджетного проектирования | -2 |
|
|
Отсутствие преднастроенной аналитики | -2 |
|
|
Избыточные требования к формализации процессов |
|
| -2 |
Требования к высокому уровню культуры управления проектами |
|
| -2 |
Поддержка только Oracle в качестве БД |
| -2 |
|
Продвижение только среди собственных клиентов |
| -2 | -1 |
Итоговый рейтинг | |||
Суммарная бальная оценка | 0 | -1 | -1 |
В соответствии с этим критерием HP PPM и Oracle Primavera отнесены к средним решениям (группа «Позитивные», Positive), а решение Microsoft Project признано легким решением (группа «Перспективные», Promising). Бюджетность решения при широком функционале и уверенном положении в сегменте мирового рынка EPPM делают Microsoft Project предпочтительным в качестве программного решения управления проектами в сфере образования.
Согласно результатам исследований российского рынка PPM-систем, проведенного Российской ассоциацией управления проектами «Совнет», лидерами российского сегмента рынка ИСУП являются уже упоминаемые Microsoft Project и Oracle Primavera, Open Plan, первая российская ИСУП Spider Project (Spider Technologies Group) и другие российские программы, такие как Project Expert (Про-Инвест-ИТ) и решения 1С:PM Управление проектами ПРОФ, 1С: Управление проектной организацией и 1С: Управление проектным офисом [5].
Оценить занимаемые доли российского рынка EPPM условно можно согласно статистике реализованных проектов по внедрению от Центра обработки данных Advaser (рис. 4)[6].
Присутствие сервисов облачных систем управления проектами (SaaS), такие как, Zilicus PM, Zoho Projects, Podio, Planbox, Basecamp, на российском рынке EPPM-систем характеризует тенденцию ускоренной интеграции облачных технологий в портфели ИТ. [8].
Представленная на диаграмме выше, также облачная, но изначально разработанная для российских компаний Адванта (Advanta Group) представляет полный набор инструментов для организации проектной деятельности, позволяющий создавать множество отраслевых и функциональных решений, уже готовых к использованию.
Рисунок 4 – Системы EPPM по количеству внедрений
Также в упомянутом отчете Gartner и для Microsoft, и для Oracle были рассмотрены прогнозы и сценарии выхода на рынок облачных EPPM-систем. Опасность для них в том, что другие облачные игроки, разрабатывая отраслевые специализированные решения, могут выставить барьер к вхождению. К тому же для продвижения облачных решений придется отказаться от необлачных, что уже сейчас проще для Oracle, так как его «толстый клиент» реализован как Web-сервис, но неприемлемо в полной мере для Microsoft. Gartner считает, что рост облачных систем в России будет примерно 22-23% в год, притом, что мировой рынок будет расти только на 16% в год. Ожидаемый рост облачных ИСУП в России будет порядка 50% в год [2].
Учитывая образовательную сферу как малобюджетную, нужно упомянуть в этом контексте и Open Source-решения, которые обладают меньшей функциональностью, но все равно достаточной при управлении как образовательными, так и научными проектами. Следовательно, необходимо внедрение бесплатных облачных систем управления проектами, которые позволяют управлять проектами в любом уровне как во внутришкольном, так и в межрегиональном, которые, в свою очередь, имеют наличие доступа с любой точки мира и с любого устройства, имеющего доступ в интернет.
Список используемых источников:
1.URL: http://www.gartner.com/technology/home.jsp
2.URL: http://www.bogdanov-associates.com/
3.URL:http://www.gartner.com/technology/research/methodologies/research_markets.jsp
4.URL: http://www.sovnet.ru/
5.URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Карта_информатизации_бизнеса
6. URL: https://www.gartner.com/doc/1622414
7.URL:http://www.tadviser.ru/index.php?title=Системы_управления_проектами&cache=no&ptype=system#ttop
8.URL: http://www.microsoftproject.ru/articles.phtml?aid=380
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obzor_po_upravleniya_proektami1.docx | 231.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Обзор ㅤ ㅤ ㅤ программных ㅤ ㅤ ㅤ средств ㅤ ㅤ ㅤ управления ㅤ ㅤ
ㅤ проектами ㅤ ㅤ ㅤ в ㅤ ㅤ ㅤ сфере ㅤ ㅤ ㅤ образования
Габитова А.Р. – учитель математики и информатики
Аннотация: Статья посвящена обзору программных средств управления проектами в сфере образования. Учитывая, что сфера образования малобюджетная, следовательно, в настоящее время и в будущем стоит выбирать программные средства управления проектами из числа бесплатных и облачных решений.
Ключевые слова: программные средства управления проектами, Microsoft Project, Oracle Primavera, проектная деятельность.
Abstract: This paper provides an overview of project management software in education. Given that the low-budget sphere of education, therefore, now and in the future is to choose the software project management of the number of free and cloud solutions.
Keywords: project management software, Microsoft Project, Oracle Primavera, project activity.
Роль и место проектной деятельности в сфере образования в значительной мере определяются типологией соответствующих образовательных и научных инноваций. Управление разработкой и внедрением образовательных инноваций в реальную педагогическую практику предполагает применение технологий проектного управления в образовательном и воспитательном процессах, а также в их организации и проведении. Научные инновации воплощают в продуктах и услугах новые научные знания, полученные в ходе реализации научных проектов, являющихся основной формой организации научной деятельности образовательных учреждений.
Допустимо утверждать, что проектная деятельность является дополнительным элементом системы управления учебными заведениями разного уровня образования. Управляя проектами в сфере образования, важно понимать их масштаб. На рисунке 1 представлен типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения. Выбор инструментальных средств управления проектами в сфере образования должен осуществляться с учетом возможности оказания полноценной информационной поддержки, обеспечивающей выполнение определенного набора функций.
В процессе управления образовательными и научными проектами на их различных этапах могут потребоваться разные типы программного обеспечения (ПО) при осуществлении тех или иных управленческих функций (рис. 2). Отраслевые и ресурсные особенности проектов определяют типы решений и список критериев для выбора наиболее подходящего ПО.
Учитывая вышесказанное, определимся с классификацией программного обеспечения управления проектами:
Рисунок 1 – Типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения
- по стоимости:
- дорогое (более 1000$);
- недорогое (менее 1000$);
- бесплатное;
- по количеству поддерживаемых функций:
- непрофессиональное (настольное);
- профессиональное.
- по уровню специализации:
- универсальное;
- специализированное.
Выявляя лидеров среди информационных систем управления проектами (ИСУП) в сегменте крупных универсальных решений (hi-end) (Primavera Enterprise Project Portfolio Management - EPPM), воспользуемся результатами исследований Gartner Group [1].
Рисунок 2 – Типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения
В настоящее время неоспоримыми преимуществами обладают MS Project, HP PPM и Oracle Primavera (рис. 3), функционал которых сформирован на основе процессов описанных в методологии проектного управления и соответствует требованиям оптимальности. Последнее значительное перераспределение ведущих позиций в нишевой группе лидеров ( Leaders) квадрата Gartner связано с покупкой компанией Oracle в 2008 г. Primavera Systems и появлением в 2010 г. появлением MS Project 2010.
Рисунок 3 – Квадрата Gartner для решений уровня EPPM
Для выполнения сравнительного анализа указанных решений уровня EPPM с учетом возможности их использования при управлении проектами в сфере образования воспользуемся аналитическими отчетами Gartner и рекомендациями В. Богданова по их сравнительному анализу на основе бальных оценок трех сильных сторон и трех ограничений (-2, -1, 0, 1, 2). Сведем результаты сравнения в таблицу 1 [3].
Дополним анализ итогами еще одного исследования Gartner, определяющего рейтинг Market Scope
по новой схеме легких, средних и тяжелых решений по схеме "срок/деньги/результат" [4].
Таблица 1 – Сравнительный анализ ведущих EPPM-систем
MS Project Server | HP PPM | ||
Сильные стороны | |||
Единое информационное пространство с другими решениями компании на основе единой платформы | +2 | ||
Возможности управления проектами и портфелями проектов в рамках одного решения | +2 | +2 | +2 |
Наличие решений компании, интеграция с которыми добавляет преимущества в предметных областях | +1 | ||
Зрелость решения и его многолетнее присутствие в сегменте рынка EPPM | +1 | +1 | |
Зрелость и финансовая стабильность компании-производителя | +1 | +1 | |
Ограничения | |||
Отсутствие собственных сервисов облачных систем управления проектами (SaaS) | -1 | -1 | -1 |
Отсутствие инструментов бюджетного проектирования | -2 | ||
Отсутствие преднастроенной аналитики | -2 | ||
Избыточные требования к формализации процессов | -2 | ||
Требования к высокому уровню культуры управления проектами | -2 | ||
Поддержка только Oracle в качестве БД | -2 | ||
Продвижение только среди собственных клиентов | -2 | -1 | |
Итоговый рейтинг | |||
Суммарная бальная оценка | 0 | -1 | -1 |
В соответствии с этим критерием HP PPM и Oracle Primavera отнесены к средним решениям (группа «Позитивные», Positive), а решение Microsoft Project признано легким решением (группа «Перспективные», Promising). Бюджетность решения при широком функционале и уверенном положении в сегменте мирового рынка EPPM делают Microsoft Project предпочтительным в качестве программного решения управления проектами в сфере образования.
Согласно результатам исследований российского рынка PPM-систем, проведенного Российской ассоциацией управления проектами «Совнет», лидерами российского сегмента рынка ИСУП являются уже упоминаемые Microsoft Project и Oracle Primavera, Open Plan, первая российская ИСУП Spider Project (Spider Technologies Group) и другие российские программы, такие как Project Expert (Про-Инвест-ИТ) и решения 1С:PM Управление проектами ПРОФ, 1С: Управление проектной организацией и 1С: Управление проектным офисом [5].
Оценить занимаемые доли российского рынка EPPM условно можно согласно статистике реализованных проектов по внедрению от Центра обработки данных Advaser (рис. 4)[6].
Присутствие сервисов облачных систем управления проектами (SaaS), такие как, Zilicus PM, Zoho Projects, Podio, Planbox, Basecamp, на российском рынке EPPM-систем характеризует тенденцию ускоренной интеграции облачных технологий в портфели ИТ. [8].
Представленная на диаграмме выше, также облачная, но изначально разработанная для российских компаний Адванта (Advanta Group) представляет полный набор инструментов для организации проектной деятельности, позволяющий создавать множество отраслевых и функциональных решений, уже готовых к использованию.
Рисунок 4 – Системы EPPM по количеству внедрений
Также в упомянутом отчете Gartner и для Microsoft, и для Oracle были рассмотрены прогнозы и сценарии выхода на рынок облачных EPPM-систем. Опасность для них в том, что другие облачные игроки, разрабатывая отраслевые специализированные решения, могут выставить барьер к вхождению. К тому же для продвижения облачных решений придется отказаться от необлачных, что уже сейчас проще для Oracle, так как его «толстый клиент» реализован как Web-сервис, но неприемлемо в полной мере для Microsoft. Gartner считает, что рост облачных систем в России будет примерно 22-23% в год, притом, что мировой рынок будет расти только на 16% в год. Ожидаемый рост облачных ИСУП в России будет порядка 50% в год [2].
Учитывая образовательную сферу как малобюджетную, нужно упомянуть в этом контексте и Open Source-решения, которые обладают меньшей функциональностью, но все равно достаточной при управлении как образовательными, так и научными проектами. Следовательно, необходимо внедрение бесплатных облачных систем управления проектами, которые позволяют управлять проектами в любом уровне как во внутришкольном, так и в межрегиональном, которые, в свою очередь, имеют наличие доступа с любой точки мира и с любого устройства, имеющего доступ в интернет.
Список используемых источников:
1.URL: http://www.gartner.com/technology/home.jsp
2.URL: http://www.bogdanov-associates.com/
3.URL:http://www.gartner.com/technology/research/methodologies/research_markets.jsp
4.URL: http://www.sovnet.ru/
5.URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Карта_информатизации_бизнеса
6. URL: https://www.gartner.com/doc/1622414
7.URL:http://www.tadviser.ru/index.php?title=Системы_управления_проектами&cache=no&ptype=system#ttop
8.URL: http://www.microsoftproject.ru/articles.phtml?aid=380