Программа реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

Кустова Полина Александровна

Программа реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов». Цель - создание развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей получение качественного образования, формирующей креативное мышление обучающихся, которое является основой профильного и далее профессионального образования, адекватного новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни. Основная идея - разработка и апробация системы комплексного сопровождения ученика особых образовательных потребностей направлена на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализации в обществе сверстников и взрослых. Работа ведется по шести направлениям: консультационное направление, информационно-просветительское направление, обучающее (формирующее) направление, спортивное направление, патриотическое воспитание и кинопедагогика. Авторы: Кустова Полина Александровна и Кустов Дмитрий Викторович.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_obuchayushchihsya_kustova_pa_kustov_dv.docx286.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

реализации инновационного проекта

«Социализация обучающихся в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г.Усмани Усманского муниципального района Липецкой области имени академика Н.Г.Басова

Липецкая область, город Усмань, улица Стрелецкая Слобода, дом 2

Контактный телефон 89205092998, 89202426487

Электронная почта pol.kust2891@mail.ru, dkustov2020@mail.ru 

Авторы: учитель математики Кустова Полина Александровна  

 преподаватель – организатор ОБЖ

Кустов Дмитрий Викторович

Усмань, 2022

Содержание

  1. Наименование и место нахождения, контактные телефоны организации- соискателя        3
  1. Введение        4-8
  1. Цели, задачи и основная идея предлагаемой программы, обоснование ее значимости для развития системы образования        10-14
  2. Программа реализации программы…        15-22
  3. Календарный план реализации программы с указанием сроков реализации по этапам           и           перечня            конечной            продукции (результатов)        23-24
  4. Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативно-правового     акта,     необходимого      для      реализации проекта        25
  5. Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (программы)        26
  6. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику, включая предложения по внесению изменений    в    законодательство    об    образовании    (при необходимости)        27-28
  7. Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения        29

ПРОГРАММА реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся  в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г.Усмани Усманского муниципального района Липецкой области имени академика Н.Г.Басова

Липецкая область, город Усмань, улица Стрелецкая Слобода, дом 2

Контактный телефон 89205092998, 89202426487

Электронная почта pol.kust2891@mail.ru, dkustov2020@mail.ru

Введение

Актуальность.

Одним из приоритетных направлений развития региональной системы образования для формирования и функционирования инновационной инфраструктуры Липецкой области является создание педагогических систем, обеспечивающих социализацию личности обучающихся. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране происходит множество изменений, изучение особенностей социализации молодёжи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только учёных, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей.

Согласно стратегии социально – экономического развития Липецкой области на период до 2024 года (с изменениями на 29 октября 2018 года) наблюдаемое снижение численности молодежи в возрасте от 20 до 30 лет приведет к сокращению притока в экономику области молодых кадров и, как следствие, к снижению качества потенциала трудовых ресурсов области. По результатам стратегического (SWOT) анализа развития Липецкой области были выявлены следующие проблемы:

  • Недостаточная эффективность научно-исследовательской деятельности (таблица 3.5)
  • Недостаточно высокий кадровый потенциал, связанный, в первую очередь, со старением кадров отрасли и дефицитом молодых специалистов (таблица 3.6)
  • Недостаточная профессиональная подготовка специалистов в некоторых районах области, недостаточная гражданская солидарность, патриотическая активность населения (таблица 3.8)

Таблица 3.11

  • Отток кадров, в т.ч. молодежи, в другие регионы
  • Уровень учебно-материальной базы профессиональных образовательных учреждений не в полной мере соответствует требованиям производств, внедряющих новые технологии.
  • Невостребованность специалистов отдельных профессий на рынке труда Липецкой области.
  • В связи с созданием и развитием особых экономических зон может возникнуть дефицит кадров.
  • Снижение численности молодежи как движущей силы освоения передовых технологий
  • Снижение качества потенциала трудовых ресурсов, дефицит квалифицированных кадров (таблица 4.1)

Одним из решений Минобрнауки России, призванным помочь решить возникшие проблемы, является внедрение в систему образования РФ Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно- технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально- экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают

существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Школа, как одна из ступеней образования, должна обеспечить обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, все    условия для развития и применения этих способностей. В школе, как начальной ступени развития и социализации личности ребенка, необходимо также популяризировать математические знания и математическое образование. Математическое образование должно предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе; обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность.

Система дополнительного образования, включающая математические кружки и соревнования, является важнейшей частью российской традиции математического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой. Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет- порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет- сообщества.

Наличие данных проблем, социально-экономическая и демографическая        ситуации подтверждают целесообразность и необходимость проведение работы, связанной с организацией и улучшением положения образовательных потребностей детей, улучшения условий для успешной социализации учеников. Наше Учреждение уже имеет опыт работы с учениками с высоким уровнем мотиваций во внеурочной образовательной деятельности. Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно- ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса. Проектная деятельность в школе помогает реализовать творческие возможности в становление и развитие личности ученика. Мои ученики выступали с защитой своих проектов и исследовательских работ не только в рамках работы ежегодной школьной конференции, но и в рамках областных, межрегиональных и международных научно-практических конференций.

http://www.conferens.strategy48.ru/node/242?sect=Математика VIII областная научно-практическая конференция учащихся «Путь к успеху», приурочена к 160-летию со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского

http://www.conferens.strategy48.ru/node/273?sect=Математика IX областная научно-практическая конференция учащихся «Путь к успеху» приурочена к 200- летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

http://nlo-liceum44.ru/wp-content/uploads/2017/12/Тезисы-2017.pdf

  1. региональная научно-практическая конференция обучающихся «К вершинам знаний

http://nlo-liceum44.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сборник_мин.pdf

  1. региональная научно-практическая конференция обучающихся «К вершинам знаний

https://vk.com/ivantnik        Открытая        Международная        научно-исследовательская

конференция старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия» является ежегодным конкурсом исследовательских работ учащихся и студентов.

Призер Бунеева Елизавета

https://vk.com/public147834983 Всероссийский конкурс исследовательских работ

«Сириус», г. Санкт - Петербург: победитель Кустова Арина, призеры Бунеева Елизавета, Мальцева Мария, Попова Алина, апрель 2019 год

http://nlo-liceum44.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сборник_мин.pdf В сборник тезисов по итогам научной конференции вошли работы моих учеников

Ребята принимали участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» (Московский центр интеллектуальных игр «Сириус»); являются участниками фестиваль «Наука 0+» на собственной площадке ЛГПУ имени П.П. Семенова- Тян-Шанского «Наука 0+». Ученики моего класса, где я являюсь классным руководителем, проводят тетрализованные представления для детей – дошкольников, воспитанников детских садов г.Усмани «Солнышко», «Малыш». Ученики принимают активное участие по озеленению пришкольной территории (выращивают в школе и высаживаем рассаду петунии на клумбы пришкольной территории). Участники отряда ЮИД «Росток» проводят представления для воспитанников детских садов, Бунеева Елизавета и Мальцева Мария являются победителями областной акции «Письмо ЮИД» https://vk.com/club6689715, Попова Алина в июне 2018 года стала призером международной олимпиады, г.Казань. Творческий коллектив учеников совместно со школьной киностудией

«Калейдоскоп» стали дипломантами I степени областного Пушкинского фестиваля «Мой Пушкин». К настоящему моменту сформирован актив школьников с высокой мотивацией во внеурочной деятельности - учеников особых образовательных потребностей.

Программа для НОШ написана в рамках реализации инновационного проекта

«Социализация обучающихся в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов». Данная программа была опубликована в сборнике Всероссийской  научно –

практической конференции «Будущие интеллектуальные лидеры России: траектория развития и роста» в 2020 году. (РИНЦ, eLIBRARY ID:42630576 ISBN:978-5-6044008-2-1https://elibrary.ru/item.asp?id=42630576) По итогам Всероссийского конкурса для образовательных организаций и педагогических работников «Образование. Качество. Успех.» рабочая программа научного общества школьников «Интеллект – точка роста» заняла 1 место.

Наши ученики являются победителями и призерами научно – практических конференций: областные «Путь к успеху», «Малая академия наук «Ника»», «ОАО НЛМК «Старт в науку»», региональная «К вершинам знаний», всероссийский конкурс исследовательских работ «Сириус» г.Санкт- Петербург, международная конференция «Образование. Наука. Профессия.». Всероссийский детский конкурс «Первые шаги в науку». На сегодняшний день наше образовательное учреждение готово разработать систему мероприятий, способствующих успешной социализации учеников в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка. По результатах Всероссийского конкурса талантливой молодежи «Национальное достояние России» ученик 11 класса Чикунов Дмитрий награжден дипломом «За победу в конкурсе» и серебряным государственным знаком отличия, именной знак отличия - нагрудный крест.

Ученица Кустова Арина достойно представила Усманский район и Липецкую область и стала победителем Всероссийской научно-практической конференции имени Ж. Алфёрова в секции «Социальные науки». Вторая ученица нашей школы Киселева Елизавета стала финалистом в секции

«Истории». Работу можно было представить школьникам, студентам, аспирантам, наравне с молодыми учеными.

Цели, задачи и основная идея предлагаемой программы, обоснование ее значимости для развития системы образования.

Объект:

Воспитательный и образовательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания учеников особых образовательных потребностей.

Предмет:

Координация деятельности специалистов и педагогов МБОУ СОШ№4 г.Усмани, создание условий, обеспечивающих возможность качественного осуществления педагогами экспериментальной деятельности. Ситуация развития ученика, как система новых отношений ученика с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Цель:

Создание развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей получение качественного образования, формирующей креативное мышление обучающихся, которое является основой профильного и далее профессионального образования, адекватного новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни

Задачи:

  1. Своевременное выявление детей с высокой мотивацией во внеурочной деятельности.
  2. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.
  3. Создание условий, способствующих освоению учениками с высокой мотивацией во внеурочной деятельности основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
  4. Осуществление педагогической, психологической помощи ученикам с высокой мотивацией во внеурочной деятельности.
  5. Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для учеников с целью повышения степени усвоения учебного материала.
  6. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг.
  7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации учеников с высокой мотивацией во внеурочной деятельности в кругу специалистов предприятий и образовательных учреждений (детские сады, заводы г.Усмани).
  8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) учеников с высокой мотивацией во внеурочной деятельности по созданию условий для успешной социализации в обществе.

Идея:

Разработка и апробация системы комплексного сопровождения ученика особых образовательных потребностей направлена на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализации в обществе сверстников и взрослых.

Гипотеза:

Система комплексного сопровождения учеников особых образовательных потребностей создаёт благоприятные условия пребывания в группе сверстников, взрослых людей (специалистов предприятий) способствует развитию способностей каждого ученика и помогает выработать у каждого ученика особые образовательные потребности адаптационные механизмы к социуму.

Значимость:

Реализация проекта позволит внести вклад в развитие региональной системы образования для формирования и функционирования инновационной инфраструктуры Липецкой области и Концепции развития математического образования в Российской Федерации по следующим направлениям:

  1. Создание пространства неформального образования для развития у учеников особых образовательных потребностей социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни, функциональной грамотности; обогащение содержания образования для учеников особых образовательных потребностей через создание технологий, программного и научно-методическое обеспечения; разработки новых форм методов работы образовательной организации с семьей, учеников особых образовательных потребностей; повышение уровня математического образования.
  2. Внедрение адаптированных образовательных программ, способствующих социально-психологической адаптации учеников особых образовательных потребностей.
  3. Развитие социального партнерства на рынке образовательных услуг, межведомственное и сетевое взаимодействие в реализации принципа дифференциации образовательного процесса.

Новизна:

Поддержка талантливой молодежи является одним из приоритетных направлений в образовательной сфере. Такое направление, предусмотренное в рамках проекта «Образование», необходимо для обеспечения надлежащих условий, в которых российская молодежь сможет реализовать свой инновационный потенциал. Отметим, что оказание поддержки молодежи рассматривается и с точки зрения перспективы: предполагается, что участие молодых людей в тех или иных процессах образовательного, политического, экономического и социального характера придаст дополнительные толчки развитию отдельных регионов и всей России в целом. Одними из направлений развития талантливой молодежи является профессиональное мастерство,

научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность. Мы предлагаем начать активное развитие данных направлений в рамках учебно- воспитательного процесса, путем организации научного общества школьников (далее НОШ) «Интеллект – точка роста» и школьный баскетбольный клуб (далее ШБК) «Интеллект» для учеников нашей школы. Получение   учениками особых образовательных потребностей качественного образования, в том числе в рамках внеурочной работы НОШ и ШБК, рассматривается нами как объективная необходимость для современной системы образования. Организовать работу планируется в 5 направлениях:

  1. консультационное направление (встречи с представителями предприятий города: ООО «Литмашприбор», МБДОУ д/с «Солнышко, «Малыш»; ветеранами труда, студентами, обучающихся в ВУЗах)
  2. информационно-просветительское направление (экскурсии на предприятия города Усмани, российских городов (Санкт-Петербург, Москва, Волгоград, Пятигорск) посещение лекций педагогов, ученых)
  3. Обучающее (формирующее) направление (углубленное изучение профильных предметов, проектная или исследовательская деятельность учащихся, защита работ на различном уровне конференциях, проектирование будущей профессии)
  4. Спортивное направление (создание и работа школьной баскетбольной команды «Интеллект» - тренер Кустов Дмитрий Викторович, консультант  Кустова Полина Александровна)
  5. Патриотическое воспитание – руководитель преподаватель-организатор ОБЖ Кустов Дмитрий Викторович

В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить взаимодействия участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения и социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

  1. Кинопедагогика, работа ведется совместно в паре: Кустова Полина Александровна, Кустов Дмитрий Викторович.

Ожидаемые результаты:

  • создание модели взаимодействия педагогов, специалистов учреждений, специалистов предприятий г. Усмани: ООО

«Литмашприбор», МБДОУ д/с «Солнышко, «Малыш»; военный комиссариат Усманского муниципального района Липецкой области, родителей и социального партнерства с предприятиями г. Усмани в учебно- воспитательном процессе с учениками особых образовательных потребностей и их социализации в общественное пространство;

  • создание комфортной образовательной среды, необходимой для работы    НОШ «Интеллект – точка роста», ШБК «Интеллект»;
  • повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области образования учеников особых образовательных потребностей;
  • повышение        информационной        компетентности        родителей        учеников    особых образовательных потребностей;
  • создание единого образовательного пространства «школа-семья-социум» с помощью работы НОШ «Интеллект – точка роста», ШБК «Интеллект»;
  • создание        системы        взаимодействия        школы        с        учреждениями        социума                                                  города;
  • использование социокультурного потенциала муниципалитета Усманского района в создании единой пропедевтической воспитательной системы профориентационной                                                направленности;
  • повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств учеников.

 

Исходные теоретические положения.

На сегодняшний день проблема организации работы с учениками с особыми образовательными потребностями является одной из актуальной в работе с талантливой молодежью.

Для эффективной организации работы имеются определенные теоретические предпосылки. Теоретическую основу составляют положения о неразрывном единстве человека и общества, ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека, о личности как субъекте познавательной деятельности. Методология деятельности базируется на фундаментальном теоретическом положении о соотношении обучения и развития (Л.С.Выготский), на теории деятельности, разработанной в трудах отечественных психологов (А,Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина), на теории общей обучаемости и учебной деятельности (Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова).

Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике школьного образования.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов - это совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в

результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой   оценки   в    процессе    непрерывного    образования.    Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Метод проектов предусматривает определенную последовательность в организации обучения учеников, состо- ящую из 3-х этапов:

  1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
  2. Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.
  3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.

Требования, предъявляемые к учебным проектам.

  1. Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения;
  2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  5. использование исследовательских методов

Практика реализации программы.

Этапы реализации и прогнозируемые результаты по каждому этапу.

Этапы программы

Прогнозируемые результаты

I этап - организационный

  • сбор информации
  • планирование, организации, координация (организационно- исполнительская деятельность)

-диагностика развивающей образовательной среды (контрольно

– диагностическая деятельность) Регуляция и корректировка (регулятивно – корректировочная

деятельность)

Организованный образовательный процесс, имеющий развивающую направленность и процесс педагогического сопровождения учеников особых образовательных потребностей при созданных условиях обучения, воспитания, развития и социализации.

II этап – этап реализации

Создание предметно-развивающей среды для работы над проектами в рамках работы НОШ «Интеллект – точка роста»

Разработка методического обеспечение проекта Информационно- просветительская

деятельность

Внедрение в практику работы с учениками – активистами социума города.

Внедрение различных разработок педагогического состава, специалистов, родительской общественности.

Участие в различных мероприятиях, способствующих развитию проектно

– исследовательской деятельности

учеников

III этап – контрольно - диагностический

Формулировка выводов о подтверждении или не подтверждении выдвинутых положений программы и результативности работы.

Создание системы социального партнерства «школа – семья – социум»

Распространение передового педагогического опыта

Развитие творческого потенциала учеников, выход на новый уровень работы НИК, развитие навыков самостоятельной работы, коммуникационных навыков, социализации в социуме города.

Развитие социального партнерства на рынке образовательных услуг, межведомственное и сетевое взаимодействие в реализации принципа дифференциации

образовательного процесса

Подходы, принципы и методы деятельности.

Для реализации программы применяем следующие подходы:

  1. Интегративный подход. Позволяет интегрировать выводы различных научных исследований, практический опыт работы с учениками особых образовательных потребностей.
  2. Деятельностный подход. Позволяет определить возможности разработки основных направлений психолого-педагогической и социальной диагностической работы по выявлению уровня психофизического, интеллектуального, нравственного развития детей с учетом особенностей их здоровья посредством их включения в доступные формы деятельности.
  3. Субъектный подход. Позволяет определить, что, несмотря на ограниченные возможности здоровья, именно, личность ребенка выступает в качестве субъекта жизнедеятельности и разработать алгоритм его взаимодействия с другими субъектами в различных системах отношений.
  4. Аксиологический подход. Позволяет рассматривать человека как высшую ценность общества, изучать психолого-педагогические и социальные

условия, обеспечивающих полноценное развития и равенство ученика при взаимодействии с другими участниками программы.

Использование перечисленных подходов обусловило применение

следующих общеметодологических принципов при разработке данной программы:

  1. Научности. Предполагает научно обоснованную организацию системы работы с данной группой учеников.
  2. Развития. Признает рассмотрение ребенка, его психики в динамике, с учетом особенностей его актуального развития и выявления потенциального для проектирования жизненной стратегии.

  1. Адаптации. Позволяет выявить и рассмотреть возможности учеников особых образовательных потребностей выстраивать адекватные социальные ситуации и способы взаимодействия в микро- и макросоциуме.

Дифференцированного и индивидуального подхода. Ориентирует на создание благоприятных условий деятельности (игровой, учебной,

трудовой), учитывающих особенности каждого ученика (уровень когнитивного развития, мотивацию, направленность личности, способности и пр.).

  1. Социально-адаптирующей направленности. Позволяет провести успешную социальную адаптацию ученика посредством формирования социальной компетентности и подготовленности к самостоятельной жизнедеятельности в социуме.
  2. Педагогического оптимизма. Обеспечивает представление об актуальных и потенциальных возможностях ученика, данный принцип основывается на гуманистическом мировоззрении, признании права каждого ученика на включение в существующие формы деятельности – проектной и исследовательской.
  3. Психолого-педагогического обеспечения жизнедеятельности личности. Предполагает организацию на основе объективно полученных

психодиагностических данных психологической помощи, поддержки и сопровождения ребенка с ОВЗ на всех этапах возрастного развития.

  1. Гуманизма. Предполагает уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в собственные силы и возможности ученика, опора на его лучшие качества, формирование гуманного отношения к людям, толерантности и терпимости к различным мнениям, осознания ответственности перед обществом.

Необходимые условия организации работ: Психолого-педагогическое обеспечение.

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования);
  • обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ученика; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  • обеспечение участия всех учеников в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
  • развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.

Программно - методическое обеспечение.

В процессе реализации программы могут быть использованы авторские программы (учителей, педагога дополнительного образования); инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителей, педагога дополнительного образования.

Материально - техническое обеспечение.

Материально - техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально - технической базы, позволяющей обеспечить успешную организация и работу НОШ «Интеллект – точка роста» в среде образовательного учреждения. Материально – техническая база включает с себя следующее оборудование: интерактивная доска, компьютер, колонки, 3D

  • принтер, оборудование для видеосъемки, программное обеспечение для создания видеофильмов (обработка графической информации) и подготовительных работ для 3D- моделирования.

Информационное обеспечение.

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно - коммуникационных технологий. Планируется создание серии обучающих видеороликов, адаптированных для планируемой аудитории зрителей, проведение ученических уроков взаимопомощи, мастер- классов, участие в научных конференциях различных уровней, итоговая конференция по защите проектов.

Кадровое обеспечение.

Важным моментом реализации программы работы НОШ «Интеллект – точка роста» является кадровое обеспечение – учитель – руководитель НОШ

«Интеллект – точка роста» и педагог дополнительного образования. Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующим должностям.

С целью обеспечения освоения учениками особых образовательных потребностей основами проектной деятельности, необходимо участие в различных конференциях и тесной взаимосвязи с социумом города.

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по  теме проекта.

  1. Опыт работы учителя Кустовой Полины Александровны по теме

«Формирование навыков самообразования у учащихся в учебной деятельности в рамках реализации ФГОС», которая была представлена педагогической общественности (23 мая 2019 гола, ИРО г. Липецка), опыт работы учителя Кустова Дмитрия Викторовича.

  1. Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Интеллект – точка роста», спортивно-оздоровительной направленности  «Баскетбол».

Календарный план реализации программы с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции

(результатов).

Обоснование возможности реализации проекта в соответствии      

с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативно-правового акта, необходимого для реализации проекта.

Правовую        основу        проекта        по        организации        работы        с        детьми составляют нормативные правовые акты, в том числе:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года

  • Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р;
  • «Порядок        организации        и        осуществления        образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014;
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями)
  • Стратегия социально – экономического развития Липецкой области на период до 2024 года (с изменениями на 29 октября 2018 года)
  • Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (программы)

Решение педагогического совета МБОУ СОШ №2 г.Усмани от 31.05.2019 г. №5 об утверждении программы работы научного школьного общества «Интеллект-точка роста» под руководством учителя математики Кустовой Полины Александровны.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости).

Транслирование и диссемцинация результатов инновационной педагогической деятельности планируется:

  • С 2015 г. базе учреждения функционирует отряд ЮИД «Росток», который проводит тематические театральные представления для детей дошкольного возраста, посещающих учреждения дошкольного образования г.Усмани
  • С 2015 г. базе учреждения функционирует школьная киностудия

«Калейдоскоп», которая снимает видеофильмы социальной и художественной направленности

  • Планируется проведение презентации проектов непосредственно через тесно взаимодействие с социумом города (социальные сети, проведение театрализованных представлений, написание статей в газеты, на сайт школы учениками, создание серии обучающихся видеоуроков, представление педагогической общественности 3D моделей и т.д.)
  • С 2020 года организована школьная баскетбольная команда «Интеллект»
  • Участие в различных соревнованиях по баскетболу
  • Мастер-классы для педагогов, специалистов и родителей.
  • Создание рабочей группы в социальных сетях с целью распространения опыта работы
  • Написание статей в местную районную газету «Новая жизнь».
  • Участие в конференциях:

«К вершинам знаний!», г.Липецк

  • Открытая Международная научно-исследовательская конференция старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия», г.Москва
  • Всероссийский конкурс исследовательских работ «Сириус», г. Санкт - Петербург
  • ежегодная областной конкурс научно-исследовательских проектов «Малая академия наук «НИКА», г.Липецк
  • Фестиваль «Наука 0+» на собственной площадке ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского «Наука 0+»
  • Всероссийский конкурс талантливой молодежи «Национальное достояние России» г.Москва
  • Всероссийская научно-практическая конференция имени Жореса Алфёрова г.Санкт-Петербург
  • Спортивные соревнования различного направления

 

Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного

обеспечения.

Устойчивость результатов инновационного проекта после окончания его реализации обеспечивается соответствием потребностям и интересам детей, созданным единым пространством развития и воспитания школьников, соответствием сложившимся традициям организации, а также возможностям педагогического коллектива. Разработанные программы, методические рекомендации, накопленный опыт позволят педагогам использовать их в своей дальнейшей работе и продолжать получать высокие результаты. Разработка и апробирование инновационного проекта будет реализовываться долгосрочно, что позволит вовлечь в него школьников и родителей (законных представителей) в единый образовательный процесс. Проект позволит привлечь к участию в его реализации широкий круг педагогов, детей и их родителей, социальных партнеров города Усмани: ООО «Литмашприбор», МБДОУ д/с «Солнышко, «Малыш».