Программа реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Программа реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов». Цель - создание развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей получение качественного образования, формирующей креативное мышление обучающихся, которое является основой профильного и далее профессионального образования, адекватного новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни. Основная идея - разработка и апробация системы комплексного сопровождения ученика особых образовательных потребностей направлена на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализации в обществе сверстников и взрослых. Работа ведется по шести направлениям: консультационное направление, информационно-просветительское направление, обучающее (формирующее) направление, спортивное направление, патриотическое воспитание и кинопедагогика. Авторы: Кустова Полина Александровна и Кустов Дмитрий Викторович.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_obuchayushchihsya_kustova_pa_kustov_dv.docx | 286.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
реализации инновационного проекта
«Социализация обучающихся в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г.Усмани Усманского муниципального района Липецкой области имени академика Н.Г.Басова
Липецкая область, город Усмань, улица Стрелецкая Слобода, дом 2
Контактный телефон 89205092998, 89202426487
Электронная почта pol.kust2891@mail.ru, dkustov2020@mail.ru
Авторы: учитель математики Кустова Полина Александровна
преподаватель – организатор ОБЖ
Кустов Дмитрий Викторович
Усмань, 2022
Содержание
- Наименование и место нахождения, контактные телефоны организации- соискателя 3
- Введение 4-8
- Цели, задачи и основная идея предлагаемой программы, обоснование ее значимости для развития системы образования 10-14
- Программа реализации программы… 15-22
- Календарный план реализации программы с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов) 23-24
- Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативно-правового акта, необходимого для реализации проекта 25
- Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (программы) 26
- Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости) 27-28
- Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения 29
ПРОГРАММА реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г.Усмани Усманского муниципального района Липецкой области имени академика Н.Г.Басова
Липецкая область, город Усмань, улица Стрелецкая Слобода, дом 2
Контактный телефон 89205092998, 89202426487
Электронная почта pol.kust2891@mail.ru, dkustov2020@mail.ru
Введение
Актуальность.
Одним из приоритетных направлений развития региональной системы образования для формирования и функционирования инновационной инфраструктуры Липецкой области является создание педагогических систем, обеспечивающих социализацию личности обучающихся. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране происходит множество изменений, изучение особенностей социализации молодёжи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только учёных, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей.
Согласно стратегии социально – экономического развития Липецкой области на период до 2024 года (с изменениями на 29 октября 2018 года) наблюдаемое снижение численности молодежи в возрасте от 20 до 30 лет приведет к сокращению притока в экономику области молодых кадров и, как следствие, к снижению качества потенциала трудовых ресурсов области. По результатам стратегического (SWOT) анализа развития Липецкой области были выявлены следующие проблемы:
- Недостаточная эффективность научно-исследовательской деятельности (таблица 3.5)
- Недостаточно высокий кадровый потенциал, связанный, в первую очередь, со старением кадров отрасли и дефицитом молодых специалистов (таблица 3.6)
- Недостаточная профессиональная подготовка специалистов в некоторых районах области, недостаточная гражданская солидарность, патриотическая активность населения (таблица 3.8)
Таблица 3.11
- Отток кадров, в т.ч. молодежи, в другие регионы
- Уровень учебно-материальной базы профессиональных образовательных учреждений не в полной мере соответствует требованиям производств, внедряющих новые технологии.
- Невостребованность специалистов отдельных профессий на рынке труда Липецкой области.
- В связи с созданием и развитием особых экономических зон может возникнуть дефицит кадров.
- Снижение численности молодежи как движущей силы освоения передовых технологий
- Снижение качества потенциала трудовых ресурсов, дефицит квалифицированных кадров (таблица 4.1)
Одним из решений Минобрнауки России, призванным помочь решить возникшие проблемы, является внедрение в систему образования РФ Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно- технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально- экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают
существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.
Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.
Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Школа, как одна из ступеней образования, должна обеспечить обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, все условия для развития и применения этих способностей. В школе, как начальной ступени развития и социализации личности ребенка, необходимо также популяризировать математические знания и математическое образование. Математическое образование должно предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе; обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность.
Система дополнительного образования, включающая математические кружки и соревнования, является важнейшей частью российской традиции математического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой. Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет- порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет- сообщества.
Наличие данных проблем, социально-экономическая и демографическая ситуации подтверждают целесообразность и необходимость проведение работы, связанной с организацией и улучшением положения образовательных потребностей детей, улучшения условий для успешной социализации учеников. Наше Учреждение уже имеет опыт работы с учениками с высоким уровнем мотиваций во внеурочной образовательной деятельности. Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно- ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса. Проектная деятельность в школе помогает реализовать творческие возможности в становление и развитие личности ученика. Мои ученики выступали с защитой своих проектов и исследовательских работ не только в рамках работы ежегодной школьной конференции, но и в рамках областных, межрегиональных и международных научно-практических конференций.
http://www.conferens.strategy48.ru/node/242?sect=Математика VIII областная научно-практическая конференция учащихся «Путь к успеху», приурочена к 160-летию со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского
http://www.conferens.strategy48.ru/node/273?sect=Математика IX областная научно-практическая конференция учащихся «Путь к успеху» приурочена к 200- летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева
http://nlo-liceum44.ru/wp-content/uploads/2017/12/Тезисы-2017.pdf
- региональная научно-практическая конференция обучающихся «К вершинам знаний!»
http://nlo-liceum44.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сборник_мин.pdf
- региональная научно-практическая конференция обучающихся «К вершинам знаний!»
https://vk.com/ivantnik Открытая Международная научно-исследовательская
конференция старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия» является ежегодным конкурсом исследовательских работ учащихся и студентов.
Призер Бунеева Елизавета
https://vk.com/public147834983 Всероссийский конкурс исследовательских работ
«Сириус», г. Санкт - Петербург: победитель Кустова Арина, призеры Бунеева Елизавета, Мальцева Мария, Попова Алина, апрель 2019 год
http://nlo-liceum44.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сборник_мин.pdf В сборник тезисов по итогам научной конференции вошли работы моих учеников
Ребята принимали участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» (Московский центр интеллектуальных игр «Сириус»); являются участниками фестиваль «Наука 0+» на собственной площадке ЛГПУ имени П.П. Семенова- Тян-Шанского «Наука 0+». Ученики моего класса, где я являюсь классным руководителем, проводят тетрализованные представления для детей – дошкольников, воспитанников детских садов г.Усмани «Солнышко», «Малыш». Ученики принимают активное участие по озеленению пришкольной территории (выращивают в школе и высаживаем рассаду петунии на клумбы пришкольной территории). Участники отряда ЮИД «Росток» проводят представления для воспитанников детских садов, Бунеева Елизавета и Мальцева Мария являются победителями областной акции «Письмо ЮИД» https://vk.com/club6689715, Попова Алина в июне 2018 года стала призером международной олимпиады, г.Казань. Творческий коллектив учеников совместно со школьной киностудией
«Калейдоскоп» стали дипломантами I степени областного Пушкинского фестиваля «Мой Пушкин». К настоящему моменту сформирован актив школьников с высокой мотивацией во внеурочной деятельности - учеников особых образовательных потребностей.
Программа для НОШ написана в рамках реализации инновационного проекта
«Социализация обучающихся в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов». Данная программа была опубликована в сборнике Всероссийской научно –
практической конференции «Будущие интеллектуальные лидеры России: траектория развития и роста» в 2020 году. (РИНЦ, eLIBRARY ID:42630576 ISBN:978-5-6044008-2-1https://elibrary.ru/item.asp?id=42630576) По итогам Всероссийского конкурса для образовательных организаций и педагогических работников «Образование. Качество. Успех.» рабочая программа научного общества школьников «Интеллект – точка роста» заняла 1 место.
Наши ученики являются победителями и призерами научно – практических конференций: областные «Путь к успеху», «Малая академия наук «Ника»», «ОАО НЛМК «Старт в науку»», региональная «К вершинам знаний», всероссийский конкурс исследовательских работ «Сириус» г.Санкт- Петербург, международная конференция «Образование. Наука. Профессия.». Всероссийский детский конкурс «Первые шаги в науку». На сегодняшний день наше образовательное учреждение готово разработать систему мероприятий, способствующих успешной социализации учеников в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка. По результатах Всероссийского конкурса талантливой молодежи «Национальное достояние России» ученик 11 класса Чикунов Дмитрий награжден дипломом «За победу в конкурсе» и серебряным государственным знаком отличия, именной знак отличия - нагрудный крест.
Ученица Кустова Арина достойно представила Усманский район и Липецкую область и стала победителем Всероссийской научно-практической конференции имени Ж. Алфёрова в секции «Социальные науки». Вторая ученица нашей школы Киселева Елизавета стала финалистом в секции
«Истории». Работу можно было представить школьникам, студентам, аспирантам, наравне с молодыми учеными.
Цели, задачи и основная идея предлагаемой программы, обоснование ее значимости для развития системы образования.
Объект:
Воспитательный и образовательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания учеников особых образовательных потребностей.
Предмет:
Координация деятельности специалистов и педагогов МБОУ СОШ№4 г.Усмани, создание условий, обеспечивающих возможность качественного осуществления педагогами экспериментальной деятельности. Ситуация развития ученика, как система новых отношений ученика с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Цель:
Создание развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей получение качественного образования, формирующей креативное мышление обучающихся, которое является основой профильного и далее профессионального образования, адекватного новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни
Задачи:
- Своевременное выявление детей с высокой мотивацией во внеурочной деятельности.
- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.
- Создание условий, способствующих освоению учениками с высокой мотивацией во внеурочной деятельности основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
- Осуществление педагогической, психологической помощи ученикам с высокой мотивацией во внеурочной деятельности.
- Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для учеников с целью повышения степени усвоения учебного материала.
- Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг.
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации учеников с высокой мотивацией во внеурочной деятельности в кругу специалистов предприятий и образовательных учреждений (детские сады, заводы г.Усмани).
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) учеников с высокой мотивацией во внеурочной деятельности по созданию условий для успешной социализации в обществе.
Идея:
Разработка и апробация системы комплексного сопровождения ученика особых образовательных потребностей направлена на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализации в обществе сверстников и взрослых.
Гипотеза:
Система комплексного сопровождения учеников особых образовательных потребностей создаёт благоприятные условия пребывания в группе сверстников, взрослых людей (специалистов предприятий) способствует развитию способностей каждого ученика и помогает выработать у каждого ученика особые образовательные потребности адаптационные механизмы к социуму.
Значимость:
Реализация проекта позволит внести вклад в развитие региональной системы образования для формирования и функционирования инновационной инфраструктуры Липецкой области и Концепции развития математического образования в Российской Федерации по следующим направлениям:
- Создание пространства неформального образования для развития у учеников особых образовательных потребностей социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни, функциональной грамотности; обогащение содержания образования для учеников особых образовательных потребностей через создание технологий, программного и научно-методическое обеспечения; разработки новых форм методов работы образовательной организации с семьей, учеников особых образовательных потребностей; повышение уровня математического образования.
- Внедрение адаптированных образовательных программ, способствующих социально-психологической адаптации учеников особых образовательных потребностей.
- Развитие социального партнерства на рынке образовательных услуг, межведомственное и сетевое взаимодействие в реализации принципа дифференциации образовательного процесса.
Новизна:
Поддержка талантливой молодежи является одним из приоритетных направлений в образовательной сфере. Такое направление, предусмотренное в рамках проекта «Образование», необходимо для обеспечения надлежащих условий, в которых российская молодежь сможет реализовать свой инновационный потенциал. Отметим, что оказание поддержки молодежи рассматривается и с точки зрения перспективы: предполагается, что участие молодых людей в тех или иных процессах образовательного, политического, экономического и социального характера придаст дополнительные толчки развитию отдельных регионов и всей России в целом. Одними из направлений развития талантливой молодежи является профессиональное мастерство,
научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность. Мы предлагаем начать активное развитие данных направлений в рамках учебно- воспитательного процесса, путем организации научного общества школьников (далее НОШ) «Интеллект – точка роста» и школьный баскетбольный клуб (далее ШБК) «Интеллект» для учеников нашей школы. Получение учениками особых образовательных потребностей качественного образования, в том числе в рамках внеурочной работы НОШ и ШБК, рассматривается нами как объективная необходимость для современной системы образования. Организовать работу планируется в 5 направлениях:
- консультационное направление (встречи с представителями предприятий города: ООО «Литмашприбор», МБДОУ д/с «Солнышко, «Малыш»; ветеранами труда, студентами, обучающихся в ВУЗах)
- информационно-просветительское направление (экскурсии на предприятия города Усмани, российских городов (Санкт-Петербург, Москва, Волгоград, Пятигорск) посещение лекций педагогов, ученых)
- Обучающее (формирующее) направление (углубленное изучение профильных предметов, проектная или исследовательская деятельность учащихся, защита работ на различном уровне конференциях, проектирование будущей профессии)
- Спортивное направление (создание и работа школьной баскетбольной команды «Интеллект» - тренер Кустов Дмитрий Викторович, консультант Кустова Полина Александровна)
- Патриотическое воспитание – руководитель преподаватель-организатор ОБЖ Кустов Дмитрий Викторович
В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить взаимодействия участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения и социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.
- Кинопедагогика, работа ведется совместно в паре: Кустова Полина Александровна, Кустов Дмитрий Викторович.
Ожидаемые результаты:
- создание модели взаимодействия педагогов, специалистов учреждений, специалистов предприятий г. Усмани: ООО
«Литмашприбор», МБДОУ д/с «Солнышко, «Малыш»; военный комиссариат Усманского муниципального района Липецкой области, родителей и социального партнерства с предприятиями г. Усмани в учебно- воспитательном процессе с учениками особых образовательных потребностей и их социализации в общественное пространство;
- создание комфортной образовательной среды, необходимой для работы НОШ «Интеллект – точка роста», ШБК «Интеллект»;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области образования учеников особых образовательных потребностей;
- повышение информационной компетентности родителей учеников особых образовательных потребностей;
- создание единого образовательного пространства «школа-семья-социум» с помощью работы НОШ «Интеллект – точка роста», ШБК «Интеллект»;
- создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума города;
- использование социокультурного потенциала муниципалитета Усманского района в создании единой пропедевтической воспитательной системы профориентационной направленности;
- повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств учеников.
Исходные теоретические положения.
На сегодняшний день проблема организации работы с учениками с особыми образовательными потребностями является одной из актуальной в работе с талантливой молодежью.
Для эффективной организации работы имеются определенные теоретические предпосылки. Теоретическую основу составляют положения о неразрывном единстве человека и общества, ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека, о личности как субъекте познавательной деятельности. Методология деятельности базируется на фундаментальном теоретическом положении о соотношении обучения и развития (Л.С.Выготский), на теории деятельности, разработанной в трудах отечественных психологов (А,Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина), на теории общей обучаемости и учебной деятельности (Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова).
Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике школьного образования.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов - это совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в
результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Метод проектов предусматривает определенную последовательность в организации обучения учеников, состо- ящую из 3-х этапов:
- Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
- Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.
- Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.
Требования, предъявляемые к учебным проектам.
- Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов
Практика реализации программы.
Этапы реализации и прогнозируемые результаты по каждому этапу.
Этапы программы | Прогнозируемые результаты |
I этап - организационный | |
-диагностика развивающей образовательной среды (контрольно – диагностическая деятельность) Регуляция и корректировка (регулятивно – корректировочная деятельность) | Организованный образовательный процесс, имеющий развивающую направленность и процесс педагогического сопровождения учеников особых образовательных потребностей при созданных условиях обучения, воспитания, развития и социализации. |
II этап – этап реализации | |
Создание предметно-развивающей среды для работы над проектами в рамках работы НОШ «Интеллект – точка роста» Разработка методического обеспечение проекта Информационно- просветительская деятельность | Внедрение в практику работы с учениками – активистами социума города. Внедрение различных разработок педагогического состава, специалистов, родительской общественности. |
Участие в различных мероприятиях, способствующих развитию проектно – исследовательской деятельности учеников | |
III этап – контрольно - диагностический | |
Формулировка выводов о подтверждении или не подтверждении выдвинутых положений программы и результативности работы. Создание системы социального партнерства «школа – семья – социум» Распространение передового педагогического опыта | Развитие творческого потенциала учеников, выход на новый уровень работы НИК, развитие навыков самостоятельной работы, коммуникационных навыков, социализации в социуме города. Развитие социального партнерства на рынке образовательных услуг, межведомственное и сетевое взаимодействие в реализации принципа дифференциации образовательного процесса |
Подходы, принципы и методы деятельности.
Для реализации программы применяем следующие подходы:
- Интегративный подход. Позволяет интегрировать выводы различных научных исследований, практический опыт работы с учениками особых образовательных потребностей.
- Деятельностный подход. Позволяет определить возможности разработки основных направлений психолого-педагогической и социальной диагностической работы по выявлению уровня психофизического, интеллектуального, нравственного развития детей с учетом особенностей их здоровья посредством их включения в доступные формы деятельности.
- Субъектный подход. Позволяет определить, что, несмотря на ограниченные возможности здоровья, именно, личность ребенка выступает в качестве субъекта жизнедеятельности и разработать алгоритм его взаимодействия с другими субъектами в различных системах отношений.
- Аксиологический подход. Позволяет рассматривать человека как высшую ценность общества, изучать психолого-педагогические и социальные
условия, обеспечивающих полноценное развития и равенство ученика при взаимодействии с другими участниками программы.
Использование перечисленных подходов обусловило применение
следующих общеметодологических принципов при разработке данной программы:
- Научности. Предполагает научно обоснованную организацию системы работы с данной группой учеников.
- Развития. Признает рассмотрение ребенка, его психики в динамике, с учетом особенностей его актуального развития и выявления потенциального для проектирования жизненной стратегии.
- Адаптации. Позволяет выявить и рассмотреть возможности учеников особых образовательных потребностей выстраивать адекватные социальные ситуации и способы взаимодействия в микро- и макросоциуме.
Дифференцированного и индивидуального подхода. Ориентирует на создание благоприятных условий деятельности (игровой, учебной,
трудовой), учитывающих особенности каждого ученика (уровень когнитивного развития, мотивацию, направленность личности, способности и пр.).
- Социально-адаптирующей направленности. Позволяет провести успешную социальную адаптацию ученика посредством формирования социальной компетентности и подготовленности к самостоятельной жизнедеятельности в социуме.
- Педагогического оптимизма. Обеспечивает представление об актуальных и потенциальных возможностях ученика, данный принцип основывается на гуманистическом мировоззрении, признании права каждого ученика на включение в существующие формы деятельности – проектной и исследовательской.
- Психолого-педагогического обеспечения жизнедеятельности личности. Предполагает организацию на основе объективно полученных
психодиагностических данных психологической помощи, поддержки и сопровождения ребенка с ОВЗ на всех этапах возрастного развития.
- Гуманизма. Предполагает уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в собственные силы и возможности ученика, опора на его лучшие качества, формирование гуманного отношения к людям, толерантности и терпимости к различным мнениям, осознания ответственности перед обществом.
Необходимые условия организации работ: Психолого-педагогическое обеспечение.
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования);
- обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ученика; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех учеников в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.
Программно - методическое обеспечение.
В процессе реализации программы могут быть использованы авторские программы (учителей, педагога дополнительного образования); инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителей, педагога дополнительного образования.
Материально - техническое обеспечение.
Материально - техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально - технической базы, позволяющей обеспечить успешную организация и работу НОШ «Интеллект – точка роста» в среде образовательного учреждения. Материально – техническая база включает с себя следующее оборудование: интерактивная доска, компьютер, колонки, 3D
- принтер, оборудование для видеосъемки, программное обеспечение для создания видеофильмов (обработка графической информации) и подготовительных работ для 3D- моделирования.
Информационное обеспечение.
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно - коммуникационных технологий. Планируется создание серии обучающих видеороликов, адаптированных для планируемой аудитории зрителей, проведение ученических уроков взаимопомощи, мастер- классов, участие в научных конференциях различных уровней, итоговая конференция по защите проектов.
Кадровое обеспечение.
Важным моментом реализации программы работы НОШ «Интеллект – точка роста» является кадровое обеспечение – учитель – руководитель НОШ
«Интеллект – точка роста» и педагог дополнительного образования. Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующим должностям.
С целью обеспечения освоения учениками особых образовательных потребностей основами проектной деятельности, необходимо участие в различных конференциях и тесной взаимосвязи с социумом города.
Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта.
- Опыт работы учителя Кустовой Полины Александровны по теме
«Формирование навыков самообразования у учащихся в учебной деятельности в рамках реализации ФГОС», которая была представлена педагогической общественности (23 мая 2019 гола, ИРО г. Липецка), опыт работы учителя Кустова Дмитрия Викторовича.
- Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Интеллект – точка роста», спортивно-оздоровительной направленности «Баскетбол».
Календарный план реализации программы с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции
(результатов).
Обоснование возможности реализации проекта в соответствии
с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативно-правового акта, необходимого для реализации проекта.
Правовую основу проекта по организации работы с детьми составляют нормативные правовые акты, в том числе:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года
- Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями)
- Стратегия социально – экономического развития Липецкой области на период до 2024 года (с изменениями на 29 октября 2018 года)
- Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (программы)
Решение педагогического совета МБОУ СОШ №2 г.Усмани от 31.05.2019 г. №5 об утверждении программы работы научного школьного общества «Интеллект-точка роста» под руководством учителя математики Кустовой Полины Александровны.
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости).
Транслирование и диссемцинация результатов инновационной педагогической деятельности планируется:
- С 2015 г. базе учреждения функционирует отряд ЮИД «Росток», который проводит тематические театральные представления для детей дошкольного возраста, посещающих учреждения дошкольного образования г.Усмани
- С 2015 г. базе учреждения функционирует школьная киностудия
«Калейдоскоп», которая снимает видеофильмы социальной и художественной направленности
- Планируется проведение презентации проектов непосредственно через тесно взаимодействие с социумом города (социальные сети, проведение театрализованных представлений, написание статей в газеты, на сайт школы учениками, создание серии обучающихся видеоуроков, представление педагогической общественности 3D моделей и т.д.)
- С 2020 года организована школьная баскетбольная команда «Интеллект»
- Участие в различных соревнованиях по баскетболу
- Мастер-классы для педагогов, специалистов и родителей.
- Создание рабочей группы в социальных сетях с целью распространения опыта работы
- Написание статей в местную районную газету «Новая жизнь».
- Участие в конференциях:
- ежегодная областная научно-практическая конференция учащихся «Путь к успеху», г.Липецк
- ежегодная региональная научно-практическая конференция обучающихся
«К вершинам знаний!», г.Липецк
- Открытая Международная научно-исследовательская конференция старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия», г.Москва
- Всероссийский конкурс исследовательских работ «Сириус», г. Санкт - Петербург
- ежегодная областной конкурс научно-исследовательских проектов «Малая академия наук «НИКА», г.Липецк
- Фестиваль «Наука 0+» на собственной площадке ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского «Наука 0+»
- Всероссийский конкурс талантливой молодежи «Национальное достояние России» г.Москва
- Всероссийская научно-практическая конференция имени Жореса Алфёрова г.Санкт-Петербург
- Спортивные соревнования различного направления
Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного
обеспечения.
Устойчивость результатов инновационного проекта после окончания его реализации обеспечивается соответствием потребностям и интересам детей, созданным единым пространством развития и воспитания школьников, соответствием сложившимся традициям организации, а также возможностям педагогического коллектива. Разработанные программы, методические рекомендации, накопленный опыт позволят педагогам использовать их в своей дальнейшей работе и продолжать получать высокие результаты. Разработка и апробирование инновационного проекта будет реализовываться долгосрочно, что позволит вовлечь в него школьников и родителей (законных представителей) в единый образовательный процесс. Проект позволит привлечь к участию в его реализации широкий круг педагогов, детей и их родителей, социальных партнеров города Усмани: ООО «Литмашприбор», МБДОУ д/с «Солнышко, «Малыш».