Дети с ментальными нарушениями и реалии современного образования

Шангина Татьяна

 

Сегодня для большинства детей с ментальными нарушениями мы имеем только специальные закрытые социумы – образовательные площадки в составе массовой школы. Такое неестественное слияние в какой – то степени искажает концепцию образования детей с дефектами в развитии, так как при общих целях приоритеты образования массовой школы и коррекционной школы всегда были кардинально различны. Понятие «ресурсная школа» в большей мере пригодно при обучении детей с ОВЗ, но с сохранным интеллектом, детям с ментальными нарушениями оно подходит отчасти, так как ресурсные школы не имеют достаточного количества узких специалистов (олигофренопедагогов, дефектологов, логопедов, психологов и т.д.), не имеют условий для трудовой подготовки, предполагающей определенную профессиональную ориентацию, не имеют специально созданных условий для реализации курсов по социализации умственно отсталого ребенка.  Специальные федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения для детей с ОВЗ, опирающиеся на современные методические разработки в области диагностики и специальных коррекционных технологий, потребовали от школ, реализующих АООП для детей с ОВЗ, применения дифференцированного подхода к стандартизации требований, предъявляемых к уровню образования, результатам образования, условиям, структуре содержания образования.

          В силу специфики в школе, реализующей АООП для детей с интеллектуальными нарушениями, предполагается освоение нецензового уровня образования, смыслом которого является расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах. В нашей школе на двух образовательных площадках обучаются дети с ментальными нарушениями, вот поэтому на сегодняшний момент для нас главной становится задача создания максимально возможных условий для полноценного включения детей в образовательное пространство и успешной социализации. Формирование реабилитационного пространства для детей с ментальными нарушениями на современном этапе невозможно без изменения принципиальных подходов к созданию доступной среды их жизнедеятельности, специальных условий, которые позволят таким детям получать качественное образование и автономно существовать в обществе.

      

ы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-dlya_gazety2022.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир не нужно понимать,

 нужно лишь найти в нем свое место.»

Альберт Эйнштейн

Дети с ментальными нарушениями и реалии современного образования

Шангина Т.В., методист, Сорокина К.М., учитель – дефектолог,

школа №90 г. Москвы

Сам термин «дети с ОВЗ» являет собой некую грусть и безысходность и, если посмотреть шире, то эти дети страдают не только от собственных ограничений, но и испытывают ограничения со стороны общества (ограниченные ограничения), которое зачастую (в бытовом смысле) рассматривает их как некий «балласт». Разовые акции, директивы сверху мало что меняют в жизни детей с ОЗВ, необходимо полностью изменить отношение людей - не заставлять любить таких детей, а принять их как равных. Основой должны стать две концепции: «Равные возможности — детям» и «Равноправие детей и взрослых как основа современных взаимоотношений участников образовательного процесса в школе».

Сегодня для большинства детей с ментальными нарушениями мы имеем только специальные закрытые социумы – образовательные площадки в составе массовой школы. Такое неестественное слияние в какой – то степени искажает концепцию образования детей с дефектами в развитии, так как при общих целях приоритеты образования массовой школы и коррекционной школы всегда были кардинально различны. Понятие «ресурсная школа» в большей мере пригодно при обучении детей с ОВЗ, но с сохранным интеллектом, детям с ментальными нарушениями оно подходит отчасти, так как ресурсные школы не имеют достаточного количества узких специалистов (олигофренопедагогов, дефектологов, логопедов, психологов и т.д.), не имеют условий для трудовой подготовки, предполагающей определенную профессиональную ориентацию, не имеют специально созданных условий для реализации курсов по социализации умственно отсталого ребенка.  Специальные федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения для детей с ОВЗ, опирающиеся на современные методические разработки в области диагностики и специальных коррекционных технологий, потребовали от школ, реализующих АООП для детей с ОВЗ, применения дифференцированного подхода к стандартизации требований, предъявляемых к уровню образования, результатам образования, условиям, структуре содержания образования.

             В силу специфики в школе, реализующей АООП для детей с интеллектуальными нарушениями, предполагается освоение нецензового уровня образования, смыслом которого является расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах. В нашей школе на двух образовательных площадках обучаются дети с ментальными нарушениями, вот поэтому на сегодняшний момент для нас главной становится задача создания максимально возможных условий для полноценного включения детей в образовательное пространство и успешной социализации. Формирование реабилитационного пространства для детей с ментальными нарушениями на современном этапе невозможно без изменения принципиальных подходов к созданию доступной среды их жизнедеятельности, специальных условий, которые позволят таким детям получать качественное образование и автономно существовать в обществе.

             В нашей школе особое внимание уделяется проектированию образовательного процесса в условиях инновационных изменений, что позволит аккумулировать научные, технические образовательные ресурсы, тем самым повысить эффективность образовательного процесса. Инновационная политика школы направлена на создание условий для реализации научных исследований и разработок, педагогических достижений учителя по приоритетным направлениям развития школы, разработку концентрации интеллектуального потенциала, материальных ресурсов на направлениях с определенной степенью готовности инновационного продукта, поэтапное повышение интеллектуального потенциала школы, ориентированного на создание продукции инновационной деятельности, создание условий для вовлечения в инновационную деятельность молодых специалистов; формирование инновационной культуры в обществе с использованием Интернета. Определены следующие направления реализации инновационного проекта:

1. Анализ образовательного процесса и результатов педагогической деятельности учителей школы. Корректировка и уточнение цели и задач работы образовательного учреждения как следствие смещения акцентов современного образования.

2. Создание банка данных и базы знаний: инновационные подходы в работе учителя – предметника, реализующего АООП для детей с интеллектуальными нарушениями, необходимость и направления экспериментальной деятельности образовательного учреждения.

3. Инновационная деятельность школы как комплексное, целенаправленное воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья с целью создания предпосылок для их успешной социализации и интеграции в современное общество.

4. Построение инновационной образовательной системы для детей с особыми образовательными потребностями.

5. Экспериментальная деятельность школы по апробации инновационной образовательной системы для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационный проект заставил пересмотреть и уточнить задачи, стоящие перед коллективом и сформулированные в образовательной программе школы. В первую очередь это коснулось определения целостности и эффективности существующей системы учебно - воспитательного процесса, совершенствования функций управления, развития демократического начала в управлении.

Новая финансовая политика потребовала совершенствования работы с педагогическими кадрами, разработки критериев оценки педагогического мастерства каждого учителя. Исчерпала себя и традиционная форма организации методической работы – для школ, реализующих АООП для детей с интеллектуальными нарушениями, основой для объединения учителей должна стать дефектология, её специальные аспекты. Невозможно правильно организовать учебный процесс, если не известны причины, по которым отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Вот поэтому в школе практикуется следующая структура методической работы: педсовет - методический совет – МО (кафедра) учителей – дефектологов – творческие рабочие группы (учителя - предметники, учителя - экспериментаторы…); практика проведения методических недель, тематических семинаров коррекционной направленности.

Одно из основных направлений работы по социальной интеграции ментальных детей – это профессионально - трудовое обучение. В нашей школе оно представлено как система социальных связей и развития способностей обучающихся, которые могут быть востребованы там, где они живут, учатся и работают, иными словами, к трудовому обучению детей с ОВЗ применяется многофункциональный подход. Кроме того, это целый комплексный процесс, включающий получение общего и начального профессионального образования с обязательным медико-реабилитационным сопровождением, стажировку на учебных производствах со сдачей квалификационного экзамена и последующее трудоустройство. Для профессионально-трудовой подготовки и успешной социализации наших обучающихся мы видим необходимость в более тесном социальном партнерстве с организациями, которые занимаются другими видами служб поддержки ментальных детей в нашей стране.

Образовательная концепция для детей с ОВЗ выдвигает ряд специфических требований к материально – техническому обеспечению, которое должно быть ориентировано не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования – это организация пространства, временного режима, рабочего места, доступа к техническим средствам обучения, специальным учебникам, тетрадям и дидактическим материалам. Школой разработана стратегия обеспечения материально – технической поддержки процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования.  Первое направление – создание единого «досье» учащегося коррекционной школы (специально организованный Маршрут ученика с ОВЗ, который отражает не столько учебную деятельность ребенка, а динамику его развития, процесс прогнозирования конечного результата обучения). Второе направление - развитие мастерских (мини - производство), предметных кабинетов (кабинет – лаборатория) с целью включения каждого ученика в практическую учебно-познавательную деятельность (реализация деятельностного подхода к обучению детей с ОВЗ) путем обеспечения комфортного доступа ребенка к техническим средствам обучения, использования ассистирующих средств и технологий. Третье направление – организация возможности регулярного обмена информацией между учителями, специалистами и семьей. Информационные связи участников образовательного процесса осуществляются посредством электронного дневника, журнала, сайта школы, обеспечен доступ к информационным ресурсам.  

Отсутствие в полном объеме специализированных компьютерных программ, рабочих тетрадей и дидактического материала, специальных учебников по отдельным предметам для школ, реализующих АООП для детей с интеллектуальными нарушениями, вносит определенные трудности с одной стороны в организацию учебного процесса, но с другой определяет направление творческой и экспериментальной деятельности учителя - олигофренопедагога.

Содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с ограничениями в умственном развитии традиционно, отчасти консервативно, а поэтому образовательные площадки школы, реализующие АООП для детей с интеллектуальными нарушениями, зачастую представляет собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для школы на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества, которая успешно решается, как в условиях школы (дополнительное образование художественно – эстетической направленности, детские общественные объединения), так и путем участия в различных фестивалях и конкурсах. Например, опыт гуманитарного проектирования в условиях образовательных площадок школы помог ответить на вопрос целесообразности включения ребенка с ограничениями в развитии в проектную деятельность. Кроме того, сетевые взаимодействия со сверстниками иных учебных заведений, конкуренция в рамках конкурсов необходимы такой категории детей. Когда дети общаются, идет двухсторонний процесс: особые дети и дети обычные привыкают жить в одном большом социуме. Такую возможность общения дает особому ребенку приобщение к творческим коллективным делам, посильное участие в интеллектуальных и профессиональных конкурсах, и это важно для его будущего. Однако существует ряд проблем, решение которых завит опять - таки от отношения к детям с умственной отсталостью. Судейство конкурсов не хочет принять, что умственно отсталый ребенок не может в полной мере конкурировать с ребенком с сохранным интеллектом, хотя и тот и другой находятся в категории детей с ОВЗ. Вот поэтому имеет место факт определенного недопонимания личностных достижений ребенка с умственной отсталостью, который становится предметом разочарований и огорчений как учителя, вложившего большой труд в подготовку ученика, так и самого участника, теряется сам смысл участия ребенка в конкурсе (априори он не будет в числе лучших).

        Школа, в которой обучаются дети с ОВЗ, должна быть обращена лицом к ребенку, обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование, обеспечить успешную социализацию в постшкольный период.

ы