Моя педагогическая философия

Эссе

Моя педагогическая философия

 

Колтакова Н.М., учитель МБОУ СОШ №26 г. Абакан

«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Эту известную фразу приписывают Конфуцию или трактуют как древнекитайскую мудрость вообще. Суть высказывания, однако, от этого не меняется. Перемены, сопровождающиеся нестабильностью, переосмыслением ценностей, часто ломают жизненный уклад современников, включая самих инициаторов перемен. Но кому-то надо жить и в эту эпоху, ведь как гласит другое известное изречение – времена не выбирают.

         Время нашей жизни названо «постиндустриальной эпохой». Каковы её признаки? Все чаще мы говорим о глобализации — процессе всемирной экономической, политической и культурной интеграции. Стремительно стираются границы для потоков информации и капиталов, для миграции населения, для всех сфер нашей жизни. Общественное устройство "постиндустриального общества" характеризуется невиданным усложнением социальной организации, интенсификацией культурных связей и обменов, ростом культурного многообразия. Резко увеличивается темп, ритм жизни, наполненной огромными массивами информации, пульсирующими и растущими потоками данных, что соотносится с требованиями новой социальной и технологической реальности.

         Сверхбыстрая социальная динамика требует, чтобы образование обеспечивало готовность человека к глобальным переменам постиндустриализма. Наступающей постиндустриальной культуре должен соответствовать креативный тип образования, где особо ценны универсальные знания; доминирующий способ фиксации - печатно-электронный; способ передачи — совместная непрерывная продуктивная познавательная деятельность всех поколений.

В настоящее время складывается мировой образовательный рынок. Вхождение России в ВТО, в Болонский процесс предоставляют новые возможности для продвижения российского образования на международной арене. Вот почему сегодня прежние наши представления об идеальной «модели выпускника» российской школы безнадежно устарели. В современной ситуации становится реальностью неизбежный переход к личности нового типа, проявляющей способность к отказу от привычных матриц поведения и выходу за рамки привычного видения мира. 

Если раньше первостепенной задачей было воспитание патриота своей страны, то теперь, наряду с понятием «национальная идентичность» столь же актуальным становится понятие «планетарный патриотизм». Сегодня люди объединяются для совместного решения мировых проблем: экологических, экономических, политических, вот почему современный выпускник должен быть, в первую очередь,  «гражданином Мира». Что для этого необходимо?  

 

  • Высокий уровень коммуникативных связей актуализирует формирование у ученика социальных компетенций, толерантности и межкультурной грамотности, что предполагает полилогичный, поликультурный принцип отбора содержания и способа образования.

 

  • Для успешной социальной и информационной адаптации в качественно изменившихся условиях (информационная доступность - с одной стороны и перегруженность информацией – с другой) современный выпускник должен обладать такими характеристиками, как естественное включение в информационные процессы, способность к адекватному восприятию полученной информации и настроенность на эффективное ее использование в своей деятельности; вот почему особенно актуальным сегодня наряду с повышением информационной культуры школьников  становится вопрос о преподавании в общеобразовательных (не специализированных!) школах  нескольких  иностранных языков.

 

  • Для человека новой культурной формации мобильность ориентации в рамках стремительно изменяющейся среды и новый способ ее освоения становятся принципиальным моментом, возможно, вопросом его выживания. Сегодня мало иметь диплом об окончании одного вуза. Профессионалы XXI века - специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием. Это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики. 

 

  • В современных условиях расширяются возможности в личностных ориентациях:  все естественней              становится ориентация на «лучшего в мире», что предполагает закладку фундамента бесконечного человеческого роста. Все это диктует и новые требования к педагогу XXI века.

 

         Чтоб идти в ногу с мировым временем, необходима реформа образования. Сегодня Россия - на пороге перемен. Идет модернизация системы образовательных стандартов, расширяется использование современных образовательных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых обучающимися компетентностей, идет развитие новых организационно-экономических механизмов.

          Можно по-разному реагировать на происходящее: радоваться переменам и быть открытым для них или упорно сопротивляться новому, отгораживаться от него, считая, что лучшее позади, а впереди лишь трудности и лишения. Думаю, что, не впадая в крайности, нужно двигаться вперед, принимать новую жизнь, не изменяя себе, приобретая стойкость и уверенность в завтрашнем счастье.

         Дорогу осилит идущий!