Основы диалогового взаимодействия в обучении

Мачтаков Александр Игоревич

Общение и диалог между людьми имеют большую теоретическую и практическую значимость в становлении индивидуально-личностного развития ребенка. В современном педагогическом процессе придается большое значение личностно-ориентированному подходу к воспитанию, новые технологии и подходы ориентируют педагога и обучающегося на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться. Поэтому организация диалога в процессе обучения является весьма актуальной задачей для современного образования.

Особенно актуальна данная тема в контексте дополнительного образования, где отношения участников образовательного процесса строятся  в основном на основе диалога, создающего оптимальные предпосылки для эффективного взаимодействия равных, принимающих, уважающих друг друга людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_dialogovogo_vzaimodeystviya_v_obuchenii.docx40.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей №64
Приморского района Санкт-Петербурга

Статья

«Основы диалогового взаимодействия в обучении»

Автор:

Мачтаков Александр Игоревич

Санкт-Петербург 2018 год

Общение и диалог между людьми имеют большую теоретическую и практическую значимость в становлении индивидуально-личностного развития ребенка. В современном педагогическом процессе придается большое значение личностно-ориентированному подходу к воспитанию, новые технологии и подходы ориентируют педагога и обучающегося на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться. Поэтому организация диалога в процессе обучения является весьма актуальной задачей для современного образования.

Особенно актуальна данная тема в контексте дополнительного образования, где отношения участников образовательного процесса строятся  в основном на основе диалога, создающего оптимальные предпосылки для эффективного взаимодействия равных, принимающих, уважающих друг друга людей.

  1. Определение технологии диалогового взаимодействия.

Технологии диалогового взаимодействия - технологии, в которых чередование разговора двоих или нескольких лиц является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности. [1]

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения обучающиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов. Ребёнок, не теряя себя, своей индивидуальности, должен быть готов к позитивному диалогу с другими участниками образовательного процесса, быть готов понимать и принимать различные позиции и действия окружающих. 

Диалоговое взаимодействие обеспечивает активное погружение  в деятельность, благодаря которой каждый участник этого взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативной деятельной личности, но и разбирается в способах их развития.

Диалоговое общение как особая коммуникативная атмосфера в процессе обучения помогает обучающемуся не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). Роль педагога в таком случае – создание такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных, социально значимых и личностно значимых проблем. [4]

Технологии диалогового взаимодействия  дают возможность ученику работать в своем темпе, снимают психологические перегрузки, а учителю позволяет больше внимания  уделять творчеству и  индивидуальному общению  с учениками.

Технологии диалогового взаимодействия могут применяться:

  • при изучении нового материала;
  • при закреплении пройденного материала
  • при организации контроля и проверке знаний учащихся;
  • при знакомстве с  теоретическим  курсом;
  • при отработке теоретических знаний;
  • при практических работах, работе в команде
  1. Принципы диалогового взаимодействия.

Диалоговое взаимодействие – это не воздействие учителя на ученика, а взаимная вовлеченность в процесс обучения, должно присутствовать не стремление педагога передавать знания, а умение развиваться и самообучаться вместе с учениками. При диалоговом взаимодействии педагог старается не формулировать проблему сам, а предлагать сформулировать её обучающимся.

Данное принцип личностно-ориентирован, то есть выделяет не образовательную программу, а личность обучающегося как главную ценность.

Обязательными условиями диалога на занятиях являются:

  • Заинтересованность всех участников педагогического процесса во взаимодействии;
  • Наличие личной точки зрения;
  • Отсутствие боязни и стеснения;
  • Способность выслушивать другого человека и аргументированно выражать собственные взгляды, понимать (не обязательно принимая при этом) точку зрения другого человека.

Диалоговое взаимодействие воспитывает взаимоуважение, эмпатию, стремление к пониманию, корректному межличностному взаимодействию. Однако это достаточно длительный процесс.

Начать стоит с организации учебного пространства – расставить мебель таким образом, чтобы диалоговое взаимодействие было реализуемо в данном помещении. Необходимо расставить стулья и парты таким образом, чтобы участники диалога могли свободно общаться, глядя друг другу в глаза. Нужно также понимать, что на уроке возможен шум ввиду непосредственного обсуждения учащимися какого-либо вопроса или проблемы. [5]

Также необходимо выработать правила, которых должны придерживаться все участники диалога. Эти правила должны твёрдо соблюдаться, и предпочтительно, чтобы при их формировании участвовали обучающиеся.

Например:

  • Обращаться к собеседнику по имени и при разговоре смотреть в лицо слушателю.
  • Не допускать оскорблений и грубых выражений.
  • Выслушивать собеседника до конца.
  • По сигналу учителя обсуждение нужно приостановить и выслушать его сообщение.

Для обучения диалоговому взаимодействию часто используется работа в группах. Это могут быть пары, или малые группы до пяти человек. Группы из большего числа детей обычно не являются работоспособными, поскольку в них присутствуют обучающиеся, которые в действительности не принимают участия в решении задачи.

Работа в парах считается сложнее, чем работа по группам. Ведь если в группе для каждого обучающегося наверняка найдется кто-нибудь, с кем ему общаться легче, то в паре общение происходит один на один. Это требует хорошего владения технологией ведения диалога, поэтому к парам есть смысл перейти лишь тогда, когда ученики уже научатся работать в малой группе. Существует большое количество форм и методик работы в парах. В основном это относится к временным парам, которые создаются на незначительную часть выполнения общего задания.

Группам могут быть предложены одинаковые задания (при отчёте группы будут дополнять ответы друг друга) или разные задания (тогда отчет примет форму семинара, на котором каждая группа представляет результаты своей работы).

Когда изучаемая тема может быть разделена на несколько частей, тогда группы получают разные задания, но при сложении вместе получается общий результат. Такая форма работы является приоритетной, однако не всегда возможна в силу объективных причин.

Работа в группах протекает следующим образом. Участниками группы выбирается лидер, который руководит работой; потом идет постановка группой своей учебной задачи, связанной с выданным педагогом заданием, группа определяет пути достижения результата, распределяет работу между её участниками. После этого идёт непосредственно работа по выполнению учебного задания. Контролем занимается либо лидер группы, либо педагог (в зависимости от готовности обучающихся к самостоятельной деятельности). Ближе к концу происходит окончательная корректировка работы, деятельность группы завершается. Происходит отчёт по результатам проделанной работы.

Представление результатов деятельности может принять форму научной конференции, игры или творческого отчета. Того, кто будет представлять результаты работы группы, может выбрать преподаватель или сама группа.

Ещё несколько примеров диалогового взаимодействия:

  • подбор аргументов;
  • задавание «умных» вопросов;
  • активное слушание – приемы, помогающие взрослому (родителю, педагогу) лучше понимать ребенка и выражать заинтересованность его личностью; [2]
  • методика Ривина – метод поабзацного изучения текста, при котором одному обучающемуся помогают все другие обучающиеся; [5]
  • игровые формы обучения.

Итак, принципы диалогового взаимодействия разнообразны, их можно применять в зависимости от поставленной педагогом задачи и количества обучающихся. Подобное взаимодействие можно использовать на каждом занятии, и для этого не нужно проводить масштабные проекты.

  1. Принципы деления обучающихся на группы.

Существует несколько принципов деления обучающихся на рабочие группы. Первый основывается на пожеланиях обучающихся. Плюс этого способа в том, что в группе при таком делении окажутся ребята, которые зачастую оказываются в приятельских или дружеских отношениях. При этом не возникает проблем  с психологической совместимостью и с построением диалогового общения в группе. Однако уровень такой группы может оказаться не слишком высоким. Кроме того, дети, которых никто не пригласил, могут оказаться вне группы. Это может повлиять на их мотивацию и самооценку, что в будущем может способствовать трудностям при усвоении новых знаний и умений.

Второй принцип деления на группы — по решению руководителя. Педагог назначает нескольких лидеров, которые выбирают себе команду по очереди. Этот способ имеет такой же минус, как и при делении на группы по желанию – выбор детей будет основан на сложившихся ранее отношениях, и уровень получившихся групп будет неодинаковым.

Третий принцип - случайное деление на группы. Он включает различные жеребьевки, деление по первым буквам имен, по положению в журнале и так далее. Задания различные группы могут тоже получать в хожу жеребьёвки, но необязательно. В этом случае возможно получить группы примерно равные по знаниям и навыкам. При таком делении в одной группе могут быть ученики, которые редко или совсем друг с другом не общаются. Они могут попытаться преодолеть эмоциональный дискомфорт и настроиться на диалоговое взаимодействие. От этого выиграет и сама группа и каждый обучающийся в ней состоящий. Но если этого не произойдёт, то группа станет неработоспособной.

Учитель сам может определять обучающихся в группы по своему усмотрению, руководствуясь своей интуицией и опытом. При этом могут получиться достаточно однородные и работоспособные группы. Для достижения этой цели учитель должен разделить обучающихся на несколько уровней в зависимости от глубины знаний и развития умений, например: очень слабый, слабый, средний, высокий. Далее группы формируются путём объединения обучающихся с примерно одинаковым уровнем знаний. При этом в слабых группах обязательно присутствие обучающихся среднего уровня, чтобы задавать темп работы и подавать пример в целом.

Также есть способ деления на группы, основываясь на темпераменте обучающегося. При этом не рекомендуется объединять в одну группу несколько лиц с одинаковым темпераментом.

Принцип формирования групп преподавателем также не лишён минусов. При подобном делении конкретному обучающемуся, не попавшему в желанную группу, может показаться выбор учителя проявлением антипатии, что может также негативно сказаться на его мотивированности и готовности к взаимодействию, а значит – и на результативности группы. [6]

Как мы можем заметить, каждый из рассмотренных вариантов деления на группы имеет свои плюсы и минусы. Педагог при выборе того или иного способа деления должен руководствоваться своим опытом и отталкиваться от конкретной педагогической задачи. Тем не менее, групповая работа является важной частью диалогового взаимодействия на занятии.

Итог:

Использование технологий диалогового взаимодействия в процессе обучения повышает вовлеченность обучающихся и их интерес к изучаемому материалу, позволяет воспринимать его творчески, что развивает мышление и фантазию. Также диалоговое взаимодействие дает условия развития личности обучающегося, его самореализации и уровня самосознания.

Результаты использования диалогового взаимодействия на занятиях выражаются в следующих умениях обучающихся:

  • Умение вести диалог;
  • Умение выстраивать беседу;
  • Умение формулировать вопросы и ответы
  • Умение ставить перед собой задачу и  осознавать свои цели;
  • Умение выделять главное из окружающей информации;
  • Умение внимательно и толерантно относиться к собеседнику;
  • Умение защищать, но не навязывать своё мнение;
  • Умение выслушивать и слышать.

Тем не менее, у данного вида взаимодействия существуют и недостатки, например:

  • Трудность распределения обучающихся в группы.
  • Трудность оценивания обучающихся из-за возможной неодинаковости заданий в разных группах.
  • Проблема наличия в группах обучающихся, не принимающих участия в работе и трудность их оценивания.
  • При создании разноуровневой группы одно и то же задание будет очень лёгким для одних и очень сложным для других её участников.
  • Не все обучающиеся готовы к групповой или парной работе.

Будут ли данные особенности диалогового взаимодействия оказывать негативное воздействие на рабочую атмосферу коллектива во многом зависит от мастерства педагога, глубины его понимания психологии обучающихся, и также от мотивированности самих обучающихся, которые в той же мере являющихся субъектами педагогического процесса.

Стоит особо отметить, что диалоговое взаимодействие легко применимо в работе объединений дополнительного образования детей, которые часто состоят из разновозрастных обучающихся разного уровня подготовки. Ведь именно общение с разными людьми накапливает в детях опыт социализации и в полной мере реализует личностно-ориентированный подход к воспитанию.

Список литературы:

1. Бурханова И.Ю. Диалоговые технологии образования в формировании метапредметной компетенции магистрантов// – М.: Современные наукоёмкие технологии. – 2017. – №4. – С. 75-79;

2. Гиппенрейтер Ю.Б., Чудеса активного слушания. – М.: Mainstream, АСТ, 2013. – 192 с.

3. Дьяченко В.К., Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. – М.: «Просвещение», 1991. – 179 с.

4. Колесникова И.А., Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. – 242 с.

5. Мардахаев Л.В., Социальная педагогика – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.;

6. Чернеева. Педсовет [Электронный ресурс]: сообщество взаимопомощи учителей./Н. Чернеева. – электрон. текст. дан. – 2014. – режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/6861_technologia_dialogovogo_vzaimodeystvia