Знакомство с опытом работы психолога в СРЦН
Работа психолога в социально-реабилитационном центре осуществляется поэтапно: первоначально устанавливается психологический контакт с ребенком; далее проводится диагностическая работа по выявлению причин нарушения поведения: отношение детей к себе, к своему поведению, к сверстникам. На следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы. Психологическая реабилитация реализуется с учетом следующих принципов:
- безусловное принятие ребенка;
- видение реальных возможностей каждого ребенка, а не предъявление ему завышенных требований;
- учитывание индивидуальных особенностей детей;
- уважение к личности ребенка;
- «готовность к диалогу на равных».
Часто психологи работают с детьми, выбирая одно направление и определенный возраст. Поэтому появилась трудная задача: «Как можно осуществить процесс социализации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, охватив все возрастные категории детей от 4-х до 18лет? Тут же возникла необходимость создать комплексную программу «Мой мир» в 2010г.
Цель программы: способствовать психическому и личностному росту воспитанников. Развивать у детей навыки самопознания, умения видеть свои достоинства и недостатки и, исходя из этого, строить свою жизненную позицию.
Задачи:
- Развивать у детей умение оценивать свои возможности, качества личности, поведение.
- Формирование позитивной Я–концепции.
- Воспитывать у детей осознанное отношение к пониманию своих внутренних качеств, смысла своего предназначения.
Срок реализации программы:
С 01 сентября по 31 мая (ежегодно) (по мере необходимости вносить корректировки).
Программа состоит из подпрограмм:
- Коррекционно-развивающая программа для дошкольников «Какой Я?».
- Подпрограмма по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста
- Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе.
- Подпрограмма профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.
- Подпрограмма по профилактике ПАВ «Жизнь – это будущее».
Психолог постоянно пребывает в развитии и поиске новых технологий, пройдя курсы повышения квалификации по сказкотерапии и мозартике, возникла потребность создания новых программ:
- Программа педагога-психолога по социально-личностному развитию
«Путешествие в страну чувств и отношений» (цель: способствовать психическому и личностному росту воспитанников. Помочь воспитанникам раскрыть свои внутренние ресурсы, решить личностные проблемы, развить себя как личность), 2015г;
- Коррекционно-развивающая программа с использованием технологии «Мозартика» (цель: активизация способностей к самокомпенсации за счёт раскрытия внутренних личностных ресурсов), 2017г.
В работе со всеми участниками реабилитационного процесса психолог выбирает и использует разные оптимальные методы и технологии для решения поставленных задач:
- элементы тренинга;
- игровые методы;
- элементы комплексной сказкотерапии;
- арт-терапия;
- песочная терапия;
- телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация).
Выполняя работу в сотрудничестве с коллегами, получены видимые положительные результаты. А именно, дети получали заряд оптимизма, вооружались психологическими знаниями; родители, в большей степени, приобретали необходимые знания и являлись активными участниками реабилитационного процесса, начинали понимать свою ответственность перед детьми и за детей.