Знакомство с опытом работы психолога в СРЦН

     Работа психолога в социально-реабилитационном центре осуществляется поэтапно: первоначально устанавливается психологический контакт с ребенком; далее проводится диагностическая работа по выявлению причин нарушения поведения: отношение детей к себе, к своему поведению, к сверстникам. На следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной  работы. Психологическая реабилитация реализуется с учетом следующих принципов:

- безусловное принятие ребенка;

- видение реальных возможностей каждого ребенка, а не предъявление ему        завышенных требований;

- учитывание индивидуальных особенностей детей;

- уважение к личности ребенка;

- «готовность к диалогу на равных».

     Часто психологи работают с детьми, выбирая одно направление и определенный возраст.  Поэтому появилась трудная задача: «Как можно осуществить процесс социализации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, охватив все возрастные категории детей от 4-х до 18лет? Тут же возникла необходимость создать  комплексную программу «Мой мир» в 2010г.

      Цель программы: способствовать психическому и личностному росту воспитанников. Развивать у детей навыки самопознания, умения видеть свои достоинства и недостатки и, исходя из этого, строить свою жизненную позицию.

Задачи:

  1. Развивать у детей умение оценивать свои возможности, качества личности, поведение.
  2. Формирование позитивной Я–концепции.
  3. Воспитывать у детей осознанное отношение к пониманию своих внутренних качеств, смысла своего предназначения.

Срок реализации программы:

С 01 сентября по 31 мая (ежегодно) (по мере необходимости вносить корректировки).

     Программа состоит из подпрограмм:

  • Коррекционно-развивающая программа для дошкольников «Какой Я?».
  • Подпрограмма по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста
  • Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе.
  • Подпрограмма профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.
  • Подпрограмма по профилактике ПАВ «Жизнь – это будущее».

    Психолог постоянно пребывает в развитии и поиске новых технологий,  пройдя курсы повышения квалификации по сказкотерапии и мозартике, возникла потребность создания новых программ:

- Программа педагога-психолога по социально-личностному развитию

«Путешествие в страну чувств и отношений» (цель: способствовать психическому и личностному росту воспитанников. Помочь воспитанникам раскрыть свои внутренние ресурсы, решить личностные проблемы, развить себя как личность), 2015г;

- Коррекционно-развивающая программа с использованием технологии «Мозартика» (цель: активизация способностей к самокомпенсации за счёт раскрытия внутренних личностных ресурсов), 2017г.

    В работе со всеми участниками реабилитационного процесса психолог выбирает и использует разные оптимальные методы и технологии для решения поставленных задач:

- элементы тренинга;

- игровые методы;

- элементы комплексной  сказкотерапии;

- арт-терапия;

- песочная терапия;

- телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация).

           Выполняя работу в сотрудничестве с коллегами,  получены видимые положительные результаты. А именно, дети получали заряд оптимизма, вооружались психологическими знаниями; родители, в большей степени, приобретали необходимые знания и являлись активными участниками реабилитационного процесса, начинали понимать свою ответственность перед детьми и за детей.