«Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы»
Опубликовано 22.10.2022 - 14:50 - Коврикова Валентина Васильевна
«Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы»
Автор: Коврикова Валентина Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования, учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Поселковая СОШ
Населённый пункт: поселок Новополтавский Азовского района Ростовской области
Наименование материала: статья
Введение
Творчество педагога, поиски оптимальных путей повышения качества образования – ежедневная забота учителя. Как найти для себя такую педагогическую технологию, которая отвечала бы всем требованиям современного образования? Как перенести в образовательный процесс «чужую» технологию обучения?
На практике выбор способа решения дидактических и воспитательных задач предоставляется самому педагогу. Однако, такую творческую задачу может решить далеко не каждый учитель. Причины этого кроются в уровне профессиональной компетентности, поэтому полезнее и надежнее для получения высоких результатов обучения рекомендовать отдельным педагогам определенную методику (технологию)в соответствие с целями обучения и воспитания. Поэтому одной из самых сложных проблем в этом вопросе является обучение педагогов внедрению современных технологий в образовательный процесс.
Наибольший положительный результат получается: если инициатива в использовании инноваций исходит от самого педагога, проблема с его обучением не возникает: учитель изучает литературу, составляет соответствующий план по самообразованию, общается с коллегами, работающими по-новому, проходит специальные курсы, посещает проблемные семинары, конференции, ведет самостоятельное исследование данного вопроса. Если совершенствование образовательного процесса – инициатива администрации школы, муниципалитета, то возникает необходимость в организации специальной работы, направленной на обучение педагогов приемам инновационной деятельности.
Наилучший результат обучения педагогов дает сочетание следующих форм:
• педагогическая мастерская, на которой педагоги-новаторы раскрывают секреты своего видения технологии;
• мастер-класс;
• семинар по осмыслению инновационных идей;
• посещение и анализ уроков коллег, применяющих современные технологии;
• открытые уроки, на которых педагоги апробируют элементы новых технологий и др..
Методы обучения педагогов работе по новым технологиям можно объединить в следующие направления:
• Информационные – лекции, педагогические чтения.
• Комплексные – педагогические мастерские, мастер-классы, стажировка, работа в творческих группах.
• Дискуссионные – педагогический ринг, дискуссия, оценка и анализ занятия.
Таким образом, обучение педагогов по внедрению новых технологий включает в себя теоретическую подготовку и выработку определенных практических умений.
Методологическая основа применения современных педагогических технологий. Управление внедрением педагогических технологий.
Целью педагогической технологии является поиск стратегических путей технологизации обучения и воспитания как важнейшего направления их модернизации и повышения качества за счет внедрения новых прогрессивных идей, образовательных инноваций, нетрадиционных подходов к организации и управлению педагогическими процессами.
Педтехнологии функционируют в двух основных сферах:
1) научно-исследовательской - для создания новых концепций и моделей образования и обучения, разработки принципов их построения, выявления условий функционирования;
2) педагогической практике - для реализации концепций и моделей на линейном уровне.
Механизмом развития и функционирования педтехнологий служит активная и взаимосвязанная деятельность педагога и обучаемых по конкретизации и реализации целей образования.
Предметом педтехнологии является:
• создание педагогических основ прогнозирования, проектирования и внедрения в практику образования, обучения и воспитания новых педагогических систем;
• определение стратегий управления ими и условий их успешного функционирования.
Необходимость внедрения современных педагогических технологий сегодня обусловлена с одной стороны показателями обученности школьников (по результатам ЕГЭ); с другой – переходом на новые стандарты и подготовкой к преподаванию обновленного содержания образования.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:
• цели обучения;
• содержание обучения;
• средства педагогического взаимодействия;
• организация учебного процесса;
• ученик, учитель;
• результат деятельности.
По своей структуре внедрение современных педагогических технологий выглядит так: в самом начале отбирается цель внедрения. Целью внедрения может стать осуществление общей методической задачи, общей цели деятельности школы. Таким образом, внедрение педагогических технологий вытекает первично из анализа деятельности образовательного учреждения, из необходимости преобразования существующей практики, что должно быть заложено в программе Развития школы, в её концепции, в перспективных и годовых планах.
Большое значение имеют этапы внедрения:
• организационно-подготовительный,
• ознакомительный,
• исполнительский,
• контрольный,
• итоговый,
• обобщение собственного опыта
Организационно-подготовительный, предполагает:
• создание инициативной группы или даже одного инициатора, учителя, желающего внедрить в учебный процесс современные технологии;
• работу по изучению теории вопроса и практики реального положения изучаемой проблемы в школе;
• подготовку необходимых документов для внедрения опыта: планов, памяток внедрения, рекомендаций, проектов и т.п.
Ознакомительный этап:
• изучение технологии, метода или новых приемов обучения;
• ознакомление с основами технологии других коллег через систему различных ознакомительных мероприятий (это дает двойной положительный эффект: новое поймешь лучше и быстрей, когда сам можешь донести это же до другого, тот, кто рассказывает увлеченно, увлекает и других), ознакомление проходит на заседаниях методических объединений, конференциях учителей, педагогических советов;
• создание планов предстоящей работы (как правило, это тема самообразования учителя и учитель составляет план работы над своей темой);
• определение сроков и исполнителей (где, в каких классах, на каких темах;
Исполнительский этап:
• внедрение и апробация технологии педагогами через уроки или внеклассные мероприятия
Контрольный этап:
• посещение уроков и иных мероприятий педагогов, начинающих внедрять инновации в образовательный процесс и анализ полученных результатов;
Итоговый этап:
• подведение итогов, определение изменений, коррекция с учетом специфики работы школы, учителя.
Обобщение собственного опыта:
• соотнесение результатов с поставленными задачами.
В мире современных педагогических технологий
Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. Педагогические инновации – это целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как:
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
• Педагогика сотрудничества
• Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
• Игровые технологии
• Проблемное обучение
• Проектно-исследовательская технология
3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
• Технология уровневой дифференциации обучения
• Групповые технологии
• Информационно-компьютерные технологии
4. Технология развивающего обучения:
• Система развивающего обучения Л. В. Занкова
• Общие основы технологий развивающего обучения
5. Здоровьес берегающая технология
В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий:
Этап урока Варианты использования образовательных технологий Метод и приёмы
Актуализация
знаний Игровые технологии Создание игровой ситуации.
Педагогика сотрудничества Совместная деятельность.
Эвристическая беседа.
Здоровьесберегающая технология Психофизическая тренировка (настрой на урок).
Алгоритмическая разминка.
Сообщение темы
и целей
урока Проблемное обучение Создание проблемной ситуации
Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах.
Эвристическая беседа.
Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация)
Работа по
теме
урока Индивидуальный и дифференцированный подход Индивидуальная, групповая, парная работа.
Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха.
Компетентностно-ориентированное обучение Исследовательская работа в группах, парах.
Информационно-коммуникативные технологии Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания.
Развивающее обучение Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.
Игровые технологии Игровая ситуация.
Проблемное обучение Создание проблемной ситуации.
Физминутка Здоровьесберегающая технология Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж.
Индивидуальная (самостоя-тельная) работа Индивидуальный и дифференцированный подход Разноуровневые задания.
Информационно-коммуникативные технологии Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК.
Подведение итогов
урока Педагогика сотрудничества Коллективный вывод.
Подведение итогов в паре.
Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха.
Рефлексия Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха.
Здоровьесберегающая Тренинг «Я смог…Что получилось?»
Применение современных педагогических
технологий в начальной школе.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся.
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
В основу моей деятельности во внедрении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода.
В начале учебного года провожу стартовую диагностику, имеющую целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними планирую систему работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов.
В ней четко прослеживается целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах. Техника взаимодействия учителя с учеником при деятельностном подходе осуществляется через применение технологий качественного обучения.
В своей работе применяю современные педагогические технологии, направленные на решение учебных задач:
• Развивающее обучение
• Проблемное обучение
• Разноуровневое обучение
• Использование исследовательского метода в обучении
• Проектные методы в обучении
• Игровые методы
• Обучение в сотрудничестве
• Информационно-коммуникационные технологии
• Здоровье сберегающие технологии
Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.
Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Работу с одаренными детьми начинаю с диагностики характерологических особенностей личности обучающихся и свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив результаты диагностики, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении.
На уроках математики дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми. На моих уроках всегда присутствует яркая наглядность, помогая самоутвердиться каждому ребёнку.
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом.
Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. И уже в 1 классе ребята активно участвуют в проектной деятельности.
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.
Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи. Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры и экскурсии, конкурсы, турниры, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность.
Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Детские кроссворды затем редактирую и использую в своей работе как разноуровневый дидактический материал.
В системе каждодневно используются:
Здоровье сберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока в виде физкультминуток. А также работаю по программе динамических пауз заключающаяся в том, что каждый день недели проводится в соответствии с планом: подвижные игры, спортивно интеллектуальные, народные и настольные игры, обще развивающие комплексы, музыкальные физкульт минутки.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
Информационно-коммуникативные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ: систему голосования, документ камеру, разрабатываю мультимедиа-презентации не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?
Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Формирую у детей необходимые УУД:
1. Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся:
• умение работать в группе;
• высказывать свое личное мнение;
• выслушивать мнение товарищей;
• создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи, толерантности.
2. Личностные - мотивация учения, моральный выбор.
3. Познавательные. Формулирование цели, поиск и выделение информации, моделирование самостоятельный поиск решения проблем творческого и поискового характера.
4. Регулятивное универсальное учебное действие. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют так называемые карточки «светофоры», а также смайлики.
Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности решили создать для учащихся «Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности, т.к. в нем отражены достижения ребёнка не только в учебе, но и внеучебной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1 – Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Института профессионального образования МО России, 2005
2 – Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006
3 – Методические рекомендации по реализации в регионах Приоритетного национального проекта «Образование». Министерство образования и науки РФ. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. М.: 2006
4 – Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005